Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения


Скачать 369.04 Kb.
НазваниеЛаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения
страница1/3
Дата публикации23.06.2013
Размер369.04 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3


Управление качеством

Преподаватель: Лаучинскас Марина Николаевна

Качество. Основные понятия и определения.

Качество – это сложная универсальная категория, имеющая множество аспектов.

Философский аспект качества – это существенная определённость объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от других объектов.

Социологический аспект качества – связан с отношением субъектов и общества в целом к изучаемому объекту. Качество выступает как категория, регулирующая спрос и предложение.

^ Технический аспект – с инженерной позиции качество определяется сопоставлением в совокупности свойств изучаемого объекта и объекта выбранного за эталон.

^ Экономический аспект качества – связан с потреблением, т.е. качество это потребительская стоимость продукции.

Правовой аспект качества – это соответствие продукции требованиям нормативно-технической документации.

Первое определение понятия качества дал Аристотель. Качество – это различие между предметами дифференциация по признаку хороший, плохой.

^ Китайская версия. Иероглиф обозначающий качество включает 2-е составляющие: равновесие и деньги, поэтому понятие качества тождественно понятию высококлассный, дорогой.

Шухарт дал следующее определение. Качество имеет 2-е стороны: объективные физические свойства и субъективная сторона (на сколько вещь хороша).

^ Исикава. Качество – это удовлетворение потребителя.

Джозеф Джуран писал, качество – это соответствие назначению, это степень удовлетворения потребителя. Производитель для достижения качества должен изучить требования потребителя и воплотить их в жизнь.

В соответствии с российским стандартом, качество продукции – совокупность свойства продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять реальные или потенциальные потребности в соответствии с назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000: 2008, качество – это степень соответствия присущих характеристик предполагаемым или обязательным требованиям.

Качество оценивается показателями.

^ Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих его качество и рассматриваемая в условиях близких к условиям производства и эксплуатации продукции.

^ Классификация показателей качества

Признак классификации

Группа показателей качества

  1. По способу выражения показателей

  1. Показатели качества выраженные в натуральных единицах

  2. Показатели качества в стоимостном выражении

  1. По количеству характеризуемых свойств

  1. Единичные показатели качества (ЕПК) – характеризуют одно свойство продукции.

  2. Комплексные показатели качества – характеризуют совместно несколько свойств продукции.

Различают следующие комплексные показатели:

  • интегральный – характеризуется отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции к суммарным затратам на его изготовление и потребление продукции.

  • обобщённый показатель качества характеризует совокупность свойства продукции, по которым принято оценивать сорт продукции.

  1. По выражению для оценки

  1. Базовые, т.е. свойства объекта принятого за эталон.

  2. Относительные

  1. По стадиям определения показателей качества

  1. Прогнозируемые

  2. Проектные

  3. Производственные

  4. Эксплуатационные

Стандарты закрепляют в систему показателей качества продукции. Вся промышленная продукция для установления ЕПК разделена на 2 класса:

  1. Продукция, расходуемая при потреблении

  • Сырьё и различные виды природного топлива

  • Материалы и продукты (продукты питания, медикаменты)

  • Расходные материалы (баллоны с газом, катушки)

  1. Продукция, расходующая свой ресурс

  • Неремонтируемые изделия

  • Ремонтируемые изделия

Классификация единичных показателей качества продукции

  1. Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, обуславливающие основные функции для выполнения которых она предназначена и определяют область применения продукции.

  • Классификационные показатели

  • Состава и структуры (процент содержания хим волокон в пряже)

  • Функциональные показатели – отражают полезный эффект от использования продукции (содержание белков, жиров, углеводов, калорийность; разрывная нагрузка, стойкость к истиранию)

  • Социальные – ассортимент, моральное старение

  1. Показатели надёжности

Надёжность – это свойства объекта сохранять значение параметров в установленных пределах. Надёжность – это комплексный показатель, который в зависимости от условий эксплуатации может выражаться:

  • Безотказность – это свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние (безотказность неремонтируемых изделий характеризуется наработкой на отказ, безотказность ремонтируемых изделий).

  • Ремонтопригодность – характеризует свойства продукции, заключающиеся в её приспособленности к восстановлению работоспособного состояния (продолжительность или стоимость ремонта).

  • Сохраняемость – это свойства объекта сохранять показатели безотказности и ремонтопригодности при хранении и транспортировке продукции.

  • Долговечность – это свойство продукции сохранять свои показатели в установленных пределах в течении определённого времени.

  1. Эргономические – характеризуют продукции с точки зрения удобства использования человека.

  • Антропометрические – характеризуют продукцию с точки зрения размеров и формы человеческого тела (высота стола/стула).

  • Физиологические – характеризуют продукцию с точки зрения силовых возможностей человека и возможностей органов чувств (усилие переключения скоростей).

  • Гигиенические – характеризуют гигиенические свойства продукции, при воздействии на человека (уровень шума, вибраций)

  1. Эстетические показатели – характеризуются цветовым решением, целостностью композиции, соответствием моде.

  2. Показатели безопасности – характеризуют свойства продукции обеспечивающие безопасность её использования для человека (пожаро-, взрывобезопасность)

  3. Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную частоту и патентную защищённость.

  4. Экологические показатели – характеризуют продукции с точки зрения воздействия её на окружающую среду (содержание углекислого газа в выхлопных газах автомобиля).

  5. Показатели унификации и стандартизации – характеризуют насыщенность продукции стандартными и унифицированными составными частями. Унифицированными считаются детали, присутствующие хотя бы в 2-х изделиях данного предприятия.

  6. Показатели технологичности – характеризуют прогрессивность технологических решений при проектировании и изготовлении продукции (материалоёмкость продукции)

  7. Показатели транспортабельности – характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, а так же заключительным и подготовительным операциям связанным с транспортированием.

^ Стабильность единичных показателей качества оценивают статистическими характеристиками.

Группы показателей качества

Группы продукции

1

2

3

1

2

1 класс

2 класс

Показатели назначения

+

+

+

+

+

Показатели надежности
















- безотказности

-

-

-

+

+

- долговечности

-

-

-

+

+

- ремонтопригодности

-

(+)

(+)







- сохраняемости

+

+

+

+

+

Показатели технологичности

+

+

+

+

+

Транспортабельности

+

+

+

+

+

Эргономические

-

(+)

+

+

+

Экологические

(+)

(+)

(+)

(+)

+

Безопасности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Эстетические

-

(+)

+

+

+

Стандартизации и унификации

-

(+)

(+)

+

+

Патентно-правовые
















Различают 3 вида комплексных оценок качества:

  1. Реальные комплексные оценки, имеющие определённый физический смысл.

Например, льняное волокно напрямую к потребителям не поступает, поэтому у волокна есть сортономер, он имеет реальный физический смысл и означает номер метрический пряжи, которая будет выработана из этого волокна.

  1. Оценка по наихудшему показателю.

Например, сорт изделия оценивают по комплексу свойств, по каждому свойству устанавливают сорт, окончательную оценку сорта осуществляют по наихудшему показателю.

  1. Обобщённые комплексные оценки используются для сравнительной оценки качества нескольких продуктов, они не имеют физический смысл, а учитывается только уровень этой оценки.

y=a1x1+a2x2+a3x3

y – обобщённый показатель

x1, x2 … - значения показателей качества

а1, а2 … – значения коэффициентов весомости

В промышленности качество комплексно оценивается сортом, категорией, типом.

Методы определения показателей качества продукции

  1. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств

  2. Инструментальный

  3. Расчётный метод – показатели качества расчитываются с использованием эмпирических и теоретических формул

  4. Регистрационный – заключается в регистрации определённого числа событий

  5. Социологический

  6. Экспертный

Уровень качества продукции. Методы оценки уровня качества

Уровень качества – это относительная характеристика, определяемая сопоставлением показателей качества оцениваемой продукции соответствующими качества с показателями качества базового образца.

Оценка уровня качества включает следующие этапы:

  1. Выбирают номенклатуру показателей качества оцениваемой и базовой продукции

  2. Определяют показатели качества

  3. Выбирают эталон

  4. Выбирают метод оценки показателей качества

  5. Производят оценку

Различают 3 метода оценки уровня качества:

  1. Дифференциальный метод – основан на сопоставлении единичных показателей качества оцениваемой продукции и базового образца. В результате сопоставления рассчитывают относительные показатели качества.

qi=Pi/Piб

Если во всех случаях qi больше или равное единицы то уровень качества оцениваемой продукции выше уровня качества базового образца.

Если во всех случаях qi меньше единицы, то уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня качества базового образца.

Если qi больше единицы, а в некоторых случаях меньше единицы, то этим методом пользоваться нельзя.

  1. Комплексный метод – уровень качества оценивают сопоставлением обобщённых показателей, рассчитанных с учётом показателей качества оцениваемой продукции и базового образца.

  2. Смешанный метод – сопоставляют единичные и комплексные показатели.

Эволюция в менеджменте качества

  1. Фаза отбраковки

  2. Фаза контроля качества

  3. Фаза управления качеством (УК)

  4. Фаза менеджмента качества

  5. Менеджмент окружающей среды

Известные люди в управлении качеством

1 фаза:

Известные люди: Эмерсон (написал книгу «12 принципов производительности»), Тейлор, Форд.

В конце 19 века на заводах Кольта ввели понятие стандартное качество, т.е. ружья собирали не из тщательно подогнанных друг к другу деталей, а детали брали из партии случайным образом, т.е. они были взаимозаменяемы.

Форд запустил сборочный конвейер и впервые создал службу контролёров отдела технического контроля (ОТК) не зависимых от производственных рабочих.

Тейлор вменил в обязанность работникам проверять качество каждой выпущенной детали, для этого разработал шаблоны с полями допусков. Он ввёл на предприятии систему штрафных санкций.

Цель первой фазы не допустить к потребителю некачественных изделий, однако большие затраты в процессе производства, и не задействованы инженерно-технические работники.

2 фаза: Шухарт (1891-1967) предложил строить контрольные карты, оценивая по ним стабильность протекания технологических процессов.

Шухарт сконцентрировал внимание на процессах. Стабильность процессов определялась с помощью контрольных карт.

3 фаза: Эдвардс Ульям-Деминг (1900-1993)

В 50-е годы прошлого столетия с группой американских учёных по приглашению японского правительства участвовал в восстановлении экономики страны. Написал книгу «Выход из кризиса», всемирно известные «14 принципов», «Цикл Деминга».

Деминг и Джуран разработали концепцию, согласно которой качество продукции определяется качеством труда и управлением на всех уровнях, т.е. такой формой организации труда, когда работник получает удовольствие от своей работы. Особенность концепции:

  1. Большинство дефектов изделий связано с допроизводственным периодом и обусловлены недостатками проектирования

  2. Потребитель должен получать достойное качество за приемлемую цену

  3. Ноль дефектов – стандарт предприятия стал звучать как удовлетворённый потребитель

В 1951 году в Японии учреждён приз Деминга – 1-ая премия по качеству.

Филипп Кросби (1926-2001)

Система Кросби базировалась на 4-х абсолютах качества:

  1. Качество – это соответствие требованиям

  2. Основа системы качества – это предупреждение дефектов

  3. Стандарт качества – ноль дефектов

  4. Мера качества – стоимость несоответствия

Книги: «Качество бесплатно», «Качество без слёз».

Фейгенбаум (1922-…)

Написал книгу «Всеобщее управление качеством», является автором системы TQC (всеобщее управление качеством). TQC базируется на следующих постулатах:

  1. Управление качеством должно охватывать все стадии жизни изделия и все уровни управления организации

  2. Качество необходимо проектировать на ранних стадиях жизненного цикла продукции

  3. Требование к качеству необходимо устанавливать в стандартах организации

  4. Все – одна команда

  5. Строгий учёт затрат на качество

4 фаза:

Джозеф Джуран (1904-2008)

Написал книгу «Руководство по управлению качеством», где определил управление качеством как реализацию принципов триады качества, т.е. постоянного взаимодействия 3-х процессов: планирования качества, контроля качества, улучшение качества.

Является автором концепции ежегодного улучшения качества. 3 принципа:

  1. Улучшение качества на всех уровнях деятельности предприятия

  2. Разработка мероприятий направленных на исключение и предупреждение ошибок

  3. Переход от приказов сверху к планомерному управлению деятельностью, включая совершенствование административной системы

Исикава (1915-1989)

Автор кружков качества, причинно-следственной диаграммы.

Генити Тагути

Основатель идеологии TQM (всеобщий менеджмент качества).
  1   2   3

Похожие:

Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения iconПособие для подготовки к государственному экзамену по дисциплине...
Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская...
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения icon1. основные понятия в области метрологии
Основные термины и определения в области метрологии регламентируются рекомендациями по межгосударственной стандартизации рмг 29 –...
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения icon1. 1 Основные понятия информации: определение, мера измерения, качество
Изучение любой дисциплины начинается с определений основных терминов и формулировки понятий. К XXI в. Понятия информация и информационные...
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения icon1 Предмет теории вероятностей
Случайные события, виды случайных событий, основные понятия и определения
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения iconЭкзаменационные вопросы по курсу “Теория вероятностей и математическая статистика”
Предмет теории вероятностей, элементарные исходы, случайные события, виды случайных событий, основные понятия и определения, вероятность...
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения iconВопросы к экзамену по курсу “Информационные системы маркетинга” Основные...
Локальная сеть. Основные понятия локальных сетей. Отличительные особенности локальных сетей
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения iconВопросы к экзамену по Электрической части гэс для студентов дфо, 4 курс, 7 семестр
Электрическое оборудование распределительных устройств: основные понятия и определения
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения iconСущность понятия “ качество“ и требования к нему
По гост 15467-91 качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённые...
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения iconИзмерение давления краткие теоретические сведения
Основные понятия и определения. Давлением p называется отношение нормальной составляющей силы Fn к единице площади S, на которую...
Лаучинскас Марина Николаевна Качество. Основные понятия и определения iconОсновные понятия и определения
Ос – организованный набор программ и данных, обеспечивающий управление всеми ресурсами вычислительной системы (ВС) и предоставляющий...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница