5. построение стратегии образовательного учреждения


Название5. построение стратегии образовательного учреждения
Дата публикации01.07.2013
Размер89.2 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы

5. ПОСТРОЕНИЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Построение эффективной стратегии образовательной деятельности и продвижения своих продуктов и образовательных услуг возможно на основе осуществления всестороннего анализа рынка, а также структуры, ресурсов и потенциальных возможностей образовательного учреждения. Что же такое стратегия? Приведем различные определения данного термина.

Джей Барни, один из ведущих идеологов ресурсного подхода, определяет стратегию как систему размещения ресурсов организации, позволяющую ей поддерживать или улучшить свою эффективность, а стратегическое управление - как процесс выбора и реализации стратегии. Таким образом, в соответствии с этим определением стратегия представляет собой определенную последовательность решений, связанных с размещением ресурсов организации.

Д. Куин считает, что стратегия должна:

  • содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;


47



и Маркетинг образовательных услуг


  • поддерживать инициативу;

  • концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;

  • предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;

  • обозначать скоординированное руководство;

  • предполагать корректное расписание действий;

  • обеспечивать гарантированные ресурсы.

Одно из наиболее комплексных определений стратегии дает Г. Минцберг. По Минцбергу, стратегия моя^ет являться планом (сознательно разработанной последовательностью действий), прикрытием (ловким приемом - маневром для победы над соперником), паттерном (некоторым шаблоном, системой действий, которые спонтанно возникают с течением времени - порядок действий), позицией (занимаемым организацией местом во внешней среде) и перспективой (способом восприятия мира и организации в мире). Заметим, однако, что два варианта из пяти (ловкий прием и позиция) могут быть сведены к определению стратегии как плана - сознательно разработанная последовательность действий вполне может относиться к планированию маневров и месту организации во внешней среде.

Шелден и Хаттен считают, что стратегическое управление - процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.


48





5. Построение стратегии образовательного учреждения
я


c:\temp\finereader11\media\image1.jpeg


Рис. 2. Аналитическая схема стратегического анализа Р. Гранта для образовательного учреждения


По мнению Р. Гранта успешная стратегия осуществляется не только путем успешного использования уже имеющихся ресурсов, но и за счет постоянного пополнения, усиления и совершенствования ресурсной базы образовательного учреждения путем инвестирования в дефицит


49



я Маркетинг образовательных услуг


ные ресурсы и создания в процессе накопления новых навыков и знаний (рис. 2)3.

Необходимые инвестиции в ресурсную базу (прежде всего обеспечивающую образовательный процесс) и процесс накопления опыта (формирование образовательных концепций и методологий оказания образовательных услуг, например) способствуют сохранению в течение длительного времени конкурентного преимущества.

В центре внимания ресурсной концепции применительно к образовательному учреждению стоит вопрос об определении пути дальнейшего развития стратегии образовательного учреждения, в частности, будет ли она связана с процессом диверсификации, или нет.

Напомним, что главный тезис ресурсной теории диверсификации состоит в том, что связанная диверсификация более предпочтительна, чем несвязанная. В своей статье «Ключевая компетенция корпорации» Г. Хамел и Г. Пра- халад предложили фирмам отказаться от несвязанного портфеля бизнесов и вернуться к своим стержневым видам деятельности либо к внутренне согласованной диверсификации. Отметим, что этот тезис прекрасно подходит к стратегии образовательного учреждения: попытки ОУ реализовывать несвязанную диверсификацию говорят (как правило) о его слабости.

В контексте данной проблемы возникла необходимость практических рекомендаций по разработке и реализации эффективной стратегии с учетом ее базы ресурсов и способностей.


3 Грант Р. М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 3. С. 49.


50





5. Построение стратегии образовательного учреждения
т


Одной из первых попыток решить эту проблему стала разработанная Б. Вернерфельтом матрица «Ресурс-продукт», с помощью которой, применительно к образовательному учреждению, можно выявить относительную степень важности ресурсов для комплекса услуг и наоборот. На основе данного анализа можно выделить некий «портфель» ценных ресурсов и услуг (продуктов), на основе которого можно определить ключевые направления бизнеса и стратегии4.

Изучение организационных способностей, взаимосвязей ресурсов и способностей, их ценности в создании конкурентного преимущества трудно поддается количественному анализу в силу своей нематериальной природы, поэтому требуется подход, способный сочетать в себе потенциал экономического и организационного анализа. Использование кейс-метода (проведение полевых исследований, сбор архивных данных и материалов интервью, углубленный анализ конкретных ситуаций) позволяет определить цепочки причинно-следственных связей этих явлений и результатов, с ними связанных.

При разработке стратегии дальнейшего развития, основанной на ключевой компетенции, необходимо уделять пристальное внимание динамичному отраслевому контексту и конкурентной ситуации, в связи с чем наиболее перспективным представляется интегрированный подход, сочетающий в себе анализ внутренних возможностей и потенциалов фирмы и действующие в отрасли конкурентные силы (рис. З)5.


1 См. подробнее: Вернерфелът Б. Ресурсная трактовка фирмы // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2006. Вып. 1. С. 111.


5 Составлено по: Лукашее А. В. Теория бизнес-стратегий: ресурсный подход к стратегии компании // http://www.ecsocinan.edu.ru/ - 2006.


51






Стратегические

отраслевые

факторы


Стратегические

активы


Субституты

образовательных

услуг


Население - как потребитель


Социальные партнеры (косвенные участники образовательного ппоиесся)


Конкуренты - иные ОУ


ОТРАСЛЬ

ОБРАЗОВАНИЯ


Внешний подход к стратегии ОУ



Образовательное

учреждение


Внутренний подход к стратегии ОУ


ш Маркетинг образовательных услуг

Ресурсы /




Компетенции

способности










Государство как




Новые игроки

заказчик и




на рынке

контроллер











Технология(инновационная деятельность и интеграция образовательных структур)


Поставщики (ОУ предшествующего уровня)


Социальные партнеры (как заказчики)


Рис. 3. Интегрированный подход к разработке стратегии фирмы

Для успешного функционирования в образовательной отрасли / сегменте ОУ необходим определенный набор стратегических отраслевых факторов, основанных на специфичных для образовательной отрасли или отраслевого сегмента ресурсах и компетенциях: необходимых - без которых ОУ не может функционировать в отрасли (например - возможность организации учебного процесса), дифференцирующих, которые обеспечивают разницу в экономических результатах ОУ (например - наличие высоко-


52





5. Построение стратегии образовательного учреждения
щ


квалифицированных преподавателей)). Стратегические отраслевые факторы невозможно приобрести на рынке, у поставщиков или стекхолдеров (заинтересованных сторон), они должны быть созданы внутри образовательной организации. Образовательное учреждение должно стремиться образовывать эффективные стратегические активы (в том числе и неощутимые активы), которые представляют собой комбинацию ресурсов и компетенций фирмы, удовлетворяющие определению стратегических отраслевых факторов и обеспечивающие образовательному учреждению конкурентное преимущество.

Использование интегрированного подхода предполагает применение различных методик анализа, что позволяет совмещать детальный анализ внутренних особенностей фирмы (инструменты анализа ресурсной концепции), отраслевых особенностей (модель пяти сил конкуренции по Портеру), конкурентной ситуации (SWOT-анализ) и эффективности продуктового портфеля (матриц BCG и McKinsey) и получить комплексную оценку деятельности фирмы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

  1. В чем состоит особенность аналитической схемы стратегического анализа деятельности образовательного учреждения Р. Гранта?

  2. Что такое матрица «Ресурс-продукт»?

  3. Для каких целей в стратегическом анализе деятельности образовательного учреждения применяется матрица «Ресурс-продукт»?


53


Похожие:

5. построение стратегии образовательного учреждения iconИменуемое в дальнейшем Учреждение, является правопреемником Муниципального...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
5. построение стратегии образовательного учреждения iconРасписание занятий экзаменационно установочной сессии для студентов...
Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
5. построение стратегии образовательного учреждения iconТема № Маркетинговые стратегии: сущность, классификация, построение, компоненты

5. построение стратегии образовательного учреждения iconЮжно-российский институт-филиал федерального государственного бюджетного...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
5. построение стратегии образовательного учреждения icon1 лекторий 4 корпус тгпу им. Л. Н. Толстого
Построение модели бизнеса, разработка и формализация стратегии развития (генерация бизнес-идей)
5. построение стратегии образовательного учреждения iconДиректору государственного автономного образовательного учреждения...
Директору государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области начального профессионального образования «Североморский...
5. построение стратегии образовательного учреждения iconАрхангельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного...
Архангельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский...
5. построение стратегии образовательного учреждения iconОфициальное сокращенное название образовательного учреждения

5. построение стратегии образовательного учреждения iconМинобрнауки россии старооскольский филиал федерального государственного...
...
5. построение стратегии образовательного учреждения iconВопросы на экзамен по дисциплине «Маркетинг гостиничного предприятия»
Конкурентные стратегии: опережения конкурентов по издержкам, наступательные стратегии, оборонительные стратегии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница