Философские взгляды ли чжи


Скачать 29.99 Kb.
НазваниеФилософские взгляды ли чжи
Дата публикации01.07.2013
Размер29.99 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛИ ЧЖИ
Н.В. Руденко

Новосибирский государственный университет
Ли Чжи (1527-1602) – один из самых ярких и выдающихся мыслителей Китая эпохи Мин. Его идеи отличались крайней оригинальностью и редким для китайской философской традиции свободомыслием. В настоящее время творческое наследие Ли Чжи активно исследуется как китайскими [1], так и западными синологическими школами [2]. К сожалению, в русскоязычной исследовательской традиции изучение Ли Чжи до сих пор носило фрагментарный характер, не было сделано попыток обобщить его философские взгляды.

В сфере онтологии Ли Чжи выступал сторонником идеи принадлежности человека к природе. Он полагал, что раз естественные желания (голод, влечение к противоположному полу и т.д.) даны человеку от природы, они являются основными. Мораль и духовные ценности же вторичны по отношению к ним. Минские неоконфуцианцы, напротив, отождествляли абстрактные принципы с законами природы, а естественные желания объявляли низменными и недостойными внимания.

Философ вступил в прямую конфронтацию с господствовавшим в ту эпоху в Китае неоконфуцианским учением о «великом пределе» тайцзи. Согласно этому учению, именно великий предел порождает две изначальные сущности инь и ян, присутствует во всех индивидах и всех вещах и является регулятором всех процессов, происходящих во Вселенной. Ли Чжи отрицал эту концепцию, считая, что Вселенной движут инь и ян, а сама идея «великого предела» противоречит законам природы, которые проявляются во взаимодействии мужского и женского начала.

В сфере гносеологии Ли Чжи также был в оппозиции к существующей традиции. В соответствии с ней, считалось, что источник истины – классические конфуцианские каноны, а авторитет мнения Конфуция неоспорим. Ли Чжи впервые прямо заявил, что суждения Конфуция подлежат пересмотру, поскольку с тех пор, как они были высказаны, в мире произошли значительные изменения, а, следовательно, истина также изменилась. Ли Чжи также был убеждён, что все люди разные и по-разному воспринимают окружающий мир. Поэтому совершенно естественно, что у людей возникают разные мнения по поводу одних и тех же вопросов, каждое из этих мнений истинно в рамках представления конкретного индивида об окружающем мире. Путём таких рассуждений Ли Чжи пришёл к мысли, что истина субъективна и изменчива. Познать мир можно лишь самостоятельно, вернувшись к состоянию «детского сердца» тун синь. Для этого необходимо отказаться от навязанных обществом догм, обрести искренность в мыслях и суждениях, совместить сверхчувствительность и интуицию ребёнка с разумом зрелого человека. Таким образом, Ли Чжи считал, что в процессе познания необходимо применять как рациональные, так и иррациональные методы, самое же главное – рассуждать самостоятельно.

В этике Ли Чжи одним из самых революционных для минской философии утверждений было признание корыстных желаний человека неотъемлемой, значительной и полезной частью его стремлений. Ли Чжи считал, что стремление удовлетворить свои корыстные интересы дается человеку от природы, следовательно, оно является естественным и основным. Корыстные устремления, по мнению философа, служат стимулом в совершении общественно полезных дел. Разум помогает человеку согласовывать свои корыстные устремления с аналогичным рвением окружающих.

В сфере социальной философии, центральной проблемой которой в Китае традиционно являлся вопрос построения гармоничного процветающего государства, Ли Чжи руководствовался общественной выгодой в качестве основного критерия. Он считал, что любая управленческая теория должна проверяться практикой и может считаться истинной только в случае, если в результате её проведения в жизнь общество получает выгоду, которая выражается в материальном благосостоянии народа и мощи государства. Таким образом, философские взгляды Ли Чжи характеризуются скептицизмом по отношению к традиции, утверждением субъективности истины и необходимости самостоятельного познания, принятием естественных желаний человека за движущую силу его деятельности, принятием критерия практической пользы для общества в качестве основного в сфере социального устройства.

______________________________

1. Н. В. Руденко, Исследование биографии и творчества Ли Чжи в Китае //Материалы 50-й юбилейной международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», Новосибирск, 2012

2. Н. В. Руденко, Культурно-исторический и биографический контекст творчества Ли Чжи //Материалы XLIX международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», Новосибирск, 2011
Научный руководитель – проф. д.ф.н. В. С. Диев,

Соруководитель – Т.Г.Завьялова

Похожие:

Философские взгляды ли чжи iconИсториософские взгляды ли чжи
«небесного принципа» тянь ли, преимущественное положение взаимоотношений государя и подданного в системе социальных устоев сань ган...
Философские взгляды ли чжи iconФилософские взгляды В. В. Розанова
Около церковных стен”; “Русская церковь”; “В мире неясного и нерешенного”; “Когда начальство ушло”; “Уединенное”; “Опавшие листья”;...
Философские взгляды ли чжи iconФилософские взгляды А. Н. Радищева
Радищев (1749 — 1802). Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия...
Философские взгляды ли чжи iconCabanis) Пьер Жан Жорж (1757-1808) - французский философ-материалист...
В нравственной природе человека видел основу общественной жизни. Философские взгляды К. были менее последовательны, чем у старшего...
Философские взгляды ли чжи iconЧ. С. Пирс иногда думал, что переносит методы лабораторной науки...
В течение ста лет американский прагматизм колебался между стремлением возвысить остальную культуру на эпистемологический уровень...
Философские взгляды ли чжи iconРоссийской Федерации Уральский юридический институт П. Е. Суслонов философские аспекты проблемы
Суслонов П. Е. Философские аспекты проблемы правового принуждения (теоретико-мировоззренческие аспекты проблемы наказания): Монография....
Философские взгляды ли чжи iconЧан Ди до сих пор не знала что же ей делать?!?Как быть?!?Чжи Ху приехал к ней!Опять когда
Ей было очень плохо и были проблемы он оказался рядом!!!И еще он отдал ей обручальные
Философские взгляды ли чжи iconПлан: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной...
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали...
Философские взгляды ли чжи icon-
Взгляды древних ученых на уаля
Философские взгляды ли чжи iconПримерные темы сочинений
История отношений с Пугачёвым(характер развивается и определяются взгляды на жизнь)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница