Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г


НазваниеСтаршей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г
страница1/11
Дата публикации20.03.2013
Размер1.41 Mb.
ТипСборник статей
userdocs.ru > География > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки РФ

Институт образовательной политики "Эврика" (г.Москва)

Гуманитарный лицей (г.Ижевск)




КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Сборник статей и стенограмм

Ижевск, 2005 г.

Оглавление

Оглавление 3

Вместо предисловия 4

Модель старшей школы для РФ (основания технического задания на сетевое моделирование) 4

I. Рамки моделирования старшей школы 9

Узловые проблемы Российского общества и современные требования к программе старшей школы до 2015 года 9

Возрастно-психологическое обоснование содержания обучения в старшей школе (терминология) 20

Подросток в юноше: норма перехода 23

Проектирование старшей школы в контексте представлений о практической антропологии 29

II. Содержание образования 38

Пути становления новых институтов образования (Опыт реализации образовательной программы "Открытое начальное высшее образование - для российских регионов") 38

Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников 46

III. Организационно-педагогические условия образования старшеклассников 50

Об организации обучения в 10-11 классах (из опыта работы московской школы №91 Российской Академии образования) 50

Начальный модуль метапредметной подготовки для старшей школы "Способы учебной работы" 54

Приложение 1. Программа образовательной сессии "Способы учебной работы" 58

Приложение 2. Примерный набор заданий для модуля 59

Приложение 3. Темы для коммуникативного турнира 61

Приложение 4. Правила коммуникативных поединков 62

Приложение 5. Кое-что о диалоге 64

Подготовка педагогических кадров для старшей школы 66

Организационно-управленческие условия введения тьюторского сопровождения в предпрофильном и профильном обучении 68

Вместо послесловия 73

Школа перед выбором 73

Проектируем старшую школу! 73


^ Вместо предисловия

Модель старшей школы для РФ (основания технического задания на сетевое моделирование)

М.П. Черемных,,

директор Гуманитарного лицея

г. Ижевска
Старшая школа занимает ключевое место в современном образовании: по результатам выпускников старшей школы судят об эффективности всей системы общего образования, именно старшая школа во многом определяет возможности систем профессионального образования и качество профессиональной деятельности молодых людей. С этой точки зрения можно утверждать, что старшая школа является основным "узлом" модернизации российского образования.

Вместе с тем, большинство экспертов российской образовательной политики сходятся на том, что целостной эффективной модели старшей школы, отвечающей государственно-общественным интересам и интересам личности, модели, адекватной особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования, на сегодняшний момент в России не создано. Несмотря на существующие теоретические подходы к развитию старшей школы, несмотря на удачный практический опыт целого ряда инновационных площадок, на практике в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений страны продолжает реализовываться морально устаревшая модель образования старшеклассников. Сущностными чертами этой модели является сохранение классно-урочной системы, репродуктивных вербальных форм передачи учебной информации, однолинейной ролевой матрицы "учитель – ученик", учебного предмета (дисциплины) в качестве основной методической единицы.

Существующая система школьного образования демонстрирует все большее несоответствие требованиям современного общества, что ведет к полной потере инвестиционной привлекательности этой системы. Кризис школы как институциональной формы в целом, и ее старшей ступени в частности, уже привел к тому, что энергия образования уходит из так называемых "образовательных учреждений". Юношеское образование начинает жить в новых, более эффективных формах: кадровых программах, летних школах, тренингах, интернет-программах, репетиторстве.

Программа модернизации российского образования предусматривает реализацию концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Модель профильного обучения, безусловно, является одной из самых проработанных моделей, призванных модернизировать старшую школу в РФ. Вместе с тем, данная модель уже не может претендовать на роль метамодели, "модели моделей", поскольку инновационная педагогическая практика в ряде случаев реализует такие модели, которые выходят за рамки профильного обучения и при этом являются не менее эффективными. К таким моделям можно отнести проекты и программы старшей школы, осуществляемые в школах развивающего образования, в практиках системомыследеятельностной педагогики, "школах самоопределения" и в ряде других практик. В этом ряду концепция профильного обучения является лишь одной из моделей старшей школы, и ее принятие как базовой для российского образования может привести к "выдавливанию" других инновационных моделей за границы государственной системы образования и государственной образовательной политики. Что, кстати, может оказаться для инновационных площадок не столь драматичным, в отличие от "ведомственной" системы образования РФ, для которой массовая профилизация школ может стать "шагом вперед и двумя шагами назад".

Подчеркнем еще раз, что по нашему мнению, концепция профильного обучения, безусловно, является моделью, способствующей модернизации российской старшей школы. В то же время, на наш взгляд, данная модель имеет существенный изъян: она не учитывает основополагающий для образовательного моделирования культурно-исторический процесс, а именно, процесс институциональной трансформации образования, вызванный дисфункцией школы как социального института.

Явление дисфункции социального института хорошо изучено в социологии. Обычно выделяют внешние и внутренние (содержательные) признаки дисфункции институтов. К внешним признакам относят недостаток подготовленных кадров, материальных средств, организационно-управленческие недостатки. С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института. "Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к…вырождению его отдельных функций в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели"1. В этой связи любопытно отметить, что исконный смысл школы как института передачи культурных образцов от старшего поколения младшему и соответствующие этому смыслу цели – формирование знаний, умений, навыков – не являются благими не только для внешнего взгляда на школу, но также с точки зрения самих педагогов. По словам И.Фрумина, советника по вопросам образования Всемирного банка реконструкции и развития, недавно проведенное в России исследование показало, что свыше 80% российских педагогов не считают школьную успеваемость залогом жизненного успеха.

Основной вектор трансформации института образования проходит в направлении замещения школы (как основной организующей образование единицы) образовательной программой, в том числе индивидуальной образовательной программой. ИОП реализуется не столько в школе, сколько в реальных и виртуальных образовательных сетях, внешкольных образовательных модулях, кадровых программах, тренингах, стажировках. При этом ролевая матрица (институция) "учитель – ученик" замещается новыми институциями "преподаватель – учащийся", "тьютор – учащийся", "сетевой администратор – учащийся", то есть, по сути, институцией "Образовательная программа (модуль) – Индивидуальная образовательная программа".

В целом направления институциональной трансформации образования можно представить следующей таблицей:

Параметры сравнения

"Старый институт"

"Новый институт"

Базовая институциональная форма

Школа

Образовательная программа

(в том числе сетевая и индивидуальная)

Ролевая матрица (институция)

Учитель - ученик

Преподаватель / тьютор / сетевой администратор – учащийся (носитель ИОП)

Базовый процесс

Обучение

Образование

Базовый объект в процессе

Письменный текст

Способности (способы деятельности) и возможности учащегося

Организационные условия

Аудитория и коллектив

Образовательное событие (индивидуальное или групповое)

Методическая единица

Учебный предмет (дисциплина)

Образовательный модуль

Основной предмет концептуализации

Программа обучения

Программа образования

Основа легитимации института

Общий стандарт обучения

Индивидуальная образовательная история

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие мышления и деятельности, академическая мобильность

Смысл

Передача культурных образцов от старшего поколения младшему

Подготовка к продуктивному решению жизненных проблем в меняющемся мире


Важно подчеркнуть, что в настоящий момент эта культурно-историческая трансформация происходит в двух плоскостях: как трансформация института образования в целом и, в то же время, как трансформация ступеней общего образования – от доминирования параметров "старого института" в начальной школе к доминированию параметров "нового института" в старшей школе и далее в системах профессионального образования. По крайней мере, базовая модель старшей школы (юношеского образования) должна строиться в соответствии этой трансформацией, а во многом и проектно задавать саму трансформацию. В этой институциональной трансформации старшая школа должна выступить как основной "полигон" для оформления нового института.

Модель профильного обучения, конечно, учитывает некоторые наиболее явные направления трансформации института образования. В частности, эта модель предусматривает сетевой вариант реализации профильных программ, один из четырех вариантов профилизации – с использованием ИОП, в проекте организационно-педагогических условий профильного обучения есть место и позиции "тьютор". Но в целом модель профильного обучения (сама по себе!) не задает другой, не-школьный тип образования старшеклассников. И в этом ее ограниченность и не способность претендовать на роль базовой модели старшей школы для РФ.

Смеем предположить, что в процессе реализации концепции профильного обучения на старшей ступени образования в большинстве случаев традиционная школьная система поглотит и трансформирует саму модель "под себя", как уже случалось не раз с другими локальными моделями – школьных психологических служб, школьной социальной педагогики и т.д. И сколько бы разработчики концепции не призывали к точному использованию понятия "профильное обучение на старшей ступени", на практике будет реализовываться, и уже реализуется, понятие "профильная школа", а селекция школьников "по уровню предпрофильной подготовки" будет приобретать общесистемный характер.

Таким образом, на наш взгляд, одной из приоритетных задач модернизации российского образования является разработка модели "новой старшей школы" как переходной модели в контексте институциональной трансформации образования. Под "моделью" (лат. Modulus – образец) мы понимаем искусственно созданное подобие реального (натурального) объекта с целью изучения/изменения этого объекта. В качестве модели могут выступать макеты, схемы, словесные описания, математические формулы, карты, проекты и т.д. Модели всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали.

Модель старшей школы для РФ, которая должна быть получена в результате разработки, носит парадоксальный характер. Поскольку основное функциональное назначение этой модели – стать механизмом системной инновации, задать горизонты развития старшей школы в РФ, постольку эта модель должна быть подобием такого натурального объекта (старшей школы), которого пока нет в реальности, но который, как ни парадоксально, уже имеет реальные воплощения в практике инновационных площадок. Иными словами, модель старшей школы должна отвечать следующим требованиям:

  1. "Ухватывать" сущность объекта "старшая школа";

  2. Основываться на реальном практическом опыте инновационных школ и проектов;

  3. Быть механизмом развития реальной практики в контексте институциональной трансформации образования;

  4. Быть переносимой, воспроизводимой в массовой образовательной практике;

  5. Предусматривать вариативность практических воплощений данной модели в зависимости от тех или иных социокультурных и экономических условий.

Здесь мы встаем перед рядом проблем, связанных, с одной стороны, со сложно организованным и, соответственно, сложно "ухватываемым" гуманитарным объектом "старшая школа", а с другой стороны, с трудностью синтеза уже существующих, но еще разрозненных знаний об этом объекте. По сути, мы должны произвести особую работу, направленную на объединение существующих знаний о старшей школе в единую теоретическую систему, а для этого необходимо создать модель для синтеза знаний о старшей школе, некую метамодель или модель моделей. В методологии такая модель для синтеза знаний называется конфигуратором, а процедуру синтеза знаний на основе такой модели называют конфигурированием1. "Решая задачу синтеза различных знаний об одном объекте, нужно, вместо того, чтобы искать какие-то связи между ними в их собственной плоскости, воспроизвести каким-то образом структуру объекта, а затем, исходя из нее, восстановить те "повороты" абстракции, которые привели к имеющимся знаниям. И только таким путем можно получить необходимую связь между разными знаниями и представлениями одного объекта".2

Исходя из вышесказанного, предположим последовательность действий, направленных на получение системного теоретического знания о "новой старшей школе":

  1. Инвентаризация существующих знаний и представлений о том, как должна быть устроена старшая школа. По сути, ответ на вопрос: "Что мы знаем о настоящей и будущей старшей школе в РФ?";

  2. Анализ существующих в теории и инновационной практике моделей старшей школы. Производство новых "изображений" (моделей) старшей школы;

  3. Выделение существенного, принципиального в этих моделях. Создание структурной модели с функцией модели-конфигуратора, синтезирующей (но не компилирующей!) различные знания о старшей школе.

  4. Проверка модели-конфигуратора "на истинность" через соотнесение ее: а) с эмпирическими знаниями о старшей школе; б) с другими моделями-конфигураторами уже изученных объектов; в) со структурой старшей школы, дабы был соблюден основной принцип в подходе к моделям: их структура должна соответствовать структуре объекта;

  5. Разработка план-карты работ, направленных на обеспечение полноты теоретического знания о старшей школе для РФ. Проведение комплекса работ в соответствии с план-картой. Оформление нового теоретического знания о старшей школе.

"План-карта", по сути дела, тоже "конфигуратор", но с иной функцией и соответственно иным строением, нежели модель-конфигуратор. Это своеобразная блок-схема объекта. Если модель-конфигуратор должна представить объект как таковой, как единое целое, безотносительно к различным задачам его изучения, то план-карта, напротив, должна представлять объект разложенным на ряд предметов, причем само это разложение и способ связи составляющих его элементов определяются задачами, которые должны быть в данном случае решены. В этом смысле план-карта является уже не столько "изображением" объекта, сколько схемой или "программой", определяющей (регулирующей) деятельность исследователя.

Важно подчеркнуть, что эти два типа образования в системе науки тесно связаны. Структурная модель строится на основе существующих частных знаний и соответственно частных предметов исследования данного объекта и является по отношению к ним своеобразным "метапредметом", охватывающим объект в целом. Но, поскольку он не может быть изучен сразу как целое, "в одном измерении", его необходимо расчленить на отдельные "узлы", образующие особые предметы исследования. Это новое расчленение, основанное на особом соотнесении структурной модели с вновь вставшими проблемами, и реализуется в план-карте. Следовательно, расчленение в план-карте не воспроизводит членения на прежние предметы изучения. Наоборот, оно обязательно должно быть новым, подчиняющимся логике развертывания новых предметов в соответствии с новыми задачами исследования"1.

В заключение подчеркнем, что получение нового теоретического знания о старшей школе, построенного на основе структурной модели-конфигуратора, и есть главная цель всей работы на данном этапе моделирования старшей школы для РФ. По нашему убеждению, это теоретическое знание может и будет иметь большое практическое значение в контексте модернизации старшей школы, поскольку институциональное развитие старшей школы во многом определяется теми взглядами на ее устройство, которые доминируют в массовом сознании. Новое знание о старшей школе, воспринятое массовым педагогическим, управленческим и образовательно-политическим сознанием, должно привести к переосмыслению и последующей перестройке самой старшей школы в РФ.
^ I. Рамки моделирования старшей школы

Узловые проблемы Российского общества и современные требования к программе старшей школы до 2015 года1

^ П.Г. Щедровицкий
Свое выступление я построю из разных текстов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconРежиссура: взгляд из конца века: Сборник научных статей / Ред. сост....

Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconГодовой отчет о проделанной работе учителя-логопеда школы № за 2005-2006 учебный год
Исходя из общешкольных задач, намеченных годовым планом школы на 2005-2006год мною были поставлены следующие задачи
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСборник статей и материалов
...
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСборник статей о стратегии победы Человечества над Змеями Горынычами...
Сборник статей о стратегии победы Человечества над Змеями Горынычами (рептилоидами)
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСборник статей о стратегии победы Человечества над Змеями Горынычами...
Сборник статей о стратегии победы Человечества над Змеями Горынычами (рептилоидами)
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСписок участников
Антонова Алина Вячеславовна, с. Алнаши; Степанов Владислав Олегович, г. Ижевск; Григорьева Альбина Валерьевна, Малопургинский район,...
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСтатьи об искусстве второй выпуск
В 2010 году вышел первый сборник Статей об искусстве. Во второй сборник также вошли статьи (в сокращении), опубликованные ранее и...
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСборник статей издание «нового журнала»
Александр Герцен
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСборник статей Международного научного конгресса, посвящённого 100-летию со дня рождения Л. H
Сборник статей Международного научного конгресса, посвящённого 100-летию со дня рождения Л. H. Гумилёва
Старшей школы сборник статей и стенограмм Ижевск, 2005 г iconСборник статей будет издан к началу конференции
Расходы на обучение включаются в состав затрат, о чем может быть выдан соответствующий договор
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница