Скачать 319.42 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ» КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ Барановская И.А. Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Тема 1. Методологические основы дисциплины Орел, 2010План
Вопрос 1. Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В товароведении их очень много, поэтому для начала определим, что такое продукция, товар и товароведение. Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи, т.е. объектом коммерческой деятельности, т.е. продукция только на рынке превращается в товар (сшили платье – продукция → понесли на базар – товар). Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Именно товар является объектом особой науки и учебной дисциплины – товароведения. Существует множество определений термина «товароведение», но более полное и уточненное определение следующее: Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Название научной и учебной дисциплины «товароведение» является производным от слов «товар» и «ведать» (знать) и дословно может интерпретироваться на современный язык как «знание о товаре». Эти знания необходимы абсолютно всем, в большей или меньшей степени: товароведам, бухгалтерам, экономистам, менеджерам, покупателям. ^ являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека, т.е. полезностью. Личные потребности человека можно классифицировать по разным признакам:
^ – это желание обладать товарами. Абсолютная потребность в количественном отношении практически безгранична и выражает абсолютную возможность потребления товаров на конкретный исторический период. ^ – это потребности, которые сформировались в рамках сложившегося уровня развития производственных сил и масштабов производства. Платежеспособные – это потребности, обеспеченные денежным эквивалентом. Они проявляются на рынке как платежеспособный спрос. Для товароведения наибольший интерес представляют именно платежеспособные потребности. В зависимости от способности продуктов труда удовлетворять личные или общественные потребности различают единичную и совокупно общественную потребительную стоимость. Единичная потребительная стоимость свойственна единице товара какого-либо вида, удовлетворяющей потребности одного человека или семьи, она определяется присущими товару свойствами и имеет качественную определенность. Совокупно общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности определенного контингента людей или всего общества; она свойственна большому количеству единиц товара данного вида. Совокупно общественной потребительной стоимости присуща качественная и количественная определенность. Потребительная стоимость неразрывно связана с категорией качества. Качество товара представляет собой меру потребительной стоимости меру полезности и свидетельствует о степени удовлетворения потребностей. ^ являются изучение потребностей в товарах, факторов, обусловливающих их потребительную стоимость и качество, исследование уровня качества и прогнозирование качества перспективных товаров, разработка методов измерения и оценки качества товаров в сфере обращения и эксплуатации, разработка научной классификации, разработка рациональных показателей ассортимента и направлений его совершенствования и развития и др. Товароведение потребительских товаров включает общую часть и частное товароведение. Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения рассматриваются все вопросы общего товароведения, но применительно к конкретной товарной группе. Например, мебель:
Содержание и задачи товароведения, методы их решения изменялись и совершенствовались в процессе его развития. В нашей стране товароведение зародилось в середине XVI в. в условиях перехода к промышленному производству, расширения обмена и возникновения международной торговли. ^ – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения. Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:
Вопрос 2. Под классификацией товаров понимают разделение заданного множества товаров по определенным признакам на отдельные категории (подмножества) с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил. Классификация играет важную роль в любой области человеческой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов. В товароведении классификация позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т.д. Классификация позволяет разделить множество (товар) на отдельные части в зависимости от имеющихся у них общности и различий, распределив товар по определенным категориям или ступеням от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объектов. Для классификации товаров используются два метода: иерархический и фасетный. При иерархической системе классификации товары подразделяют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.д.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку. На рисунке 1 изображена иерархическая система классификации клеев. Клеи классифицируют на: 1 – природные; 2 – синтетические. Природные клеи (1) подразделяют на:
В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на:
К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся:
Синтетические клеи (2) подразделяют на: 2.1 – клеи на основе термопластичных смол; 2.2 – клеи на основе термореактивных смол; 2.3 – клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) и т.д. ![]() Рисунок 1. Классификация клеев (Иерархический метод). При фасетной системе классификации предусматривается разделение товаров на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп. Фасетная классификация отличается большой гибкостью и позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые представляют интерес в каждом конкретном случае. Группа «Клеи» может быть с использованием фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рисунке 2. ![]() Рисунок 2 - Схема классификации клеев по назначению (фасетный метод): 1 – клеи для древесины; 2 – клеи для кожи; 3 – клеи универсальные; 4 – клеи канцелярские; п – прочие. В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетного методов классификации. В настоящее время используются несколько систем классификации товаров. Широкое применение имеет торговая классификация, согласно которой все товары подразделяются на два раздела: продовольственные и непродовольственные. Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические товары; силикатные товары; строительные товары; металлические товары; электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трикотажные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения. Выше перечисленные группы товаров могут разукрупняться или укрупняться за счет объединения нескольких групп или выделения новых. Например, группа силикатных товаров часто разделяется на две группы: стеклянные товары и керамические товары. Общую группу товаров культурно-бытового назначения нередко разукрупняют на ряд самостоятельных групп: музыкальные товары, игрушки и т.д. В связи с тем, что в торговой практике достаточно широко используется организация торговли с учетом потребностей покупателей в торговой классификации предусматривается подразделение товаров по потребительским комплексам (например, «Товары для детей», «Одежда», «Товары для строительства», «Товары для дома» и т.п.). Учебная классификация предусматривает для более подробного и последовательного изучения курса товароведения деление непродовольственных товаров на одежно-обувные товары и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации. В течение длительного времени широко применялась прейскурантная система классификации, предусматривающая выделение 144 прейскурантных групп. Нередко в товароведении используются стандартные классификации, представленные в государственных и отраслевых стандартах. Вопрос 3. Под ассортиментом товаров понимают набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей. ^ товаров представлена на рис. 3. По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый. Промышленный (производственный) ассортимент — номенклатура продукции, выпускаемой изготовителем (отдельным предприятием, объединением предприятий, отраслью промышленности). В качестве примера можно привести промышленный ассортимент кондитерской фабрики имени Бабаева, включающий около 100 наименований карамельных, конфетных и шоколадных изделий. ^ представляет собой номенклатуру товаров, находящихся в сфере обращения на предприятиях оптовой и розничной торговли. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы. Так, в торговый ассортимент любого кондитерского магазина входят товары, изготавливаемые многими кондитерскими фабриками, а иногда и предприятиями общественного питания, хлебозаводами, которые выпускают мучные кондитерские изделия. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный. ^ — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях. ^ — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом. ^ — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального. Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. Так, на непродовольственных оптовых базах склады различаются групповым ассортиментом. По тому же признаку в универмагах создаются разные секции (одежные, обувные, галантерейные и т. п.). Видовой ассортимент — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент обуви подразделяется на кожаную, текстильную и т.д.— часть ассортимента обувных товаров. Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов и др. ^ — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок. ^ — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары. ^ — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами. Классификационные признаки ассортимента товаров (Ас) ![]() Группы Ас по местонахождению товаров ![]() ![]() ![]() ![]() промышленный торговый ![]() Подгруппы Ас По широте охвата товаров ![]() ![]() ![]() простой ![]() сложный ![]() групповой ![]() развернутый ![]() сопутствующий ![]() смешанный ![]() видовой ![]() марочный ![]() Виды Ас по степени удовлетворения потребителей ![]() ![]() ![]() рациональный ![]() оптимальный ![]() Разновидности Ас по характеру потребностей ![]() ![]() ![]() реальный ![]() прогнозируемый ![]() учебный По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. ^ — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это отчетливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники. ^ — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле Коп = Эп / З *100%, где Эп — полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.; З — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб. Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию. Например, полезный эффект от использования бытового холодильника рассчитывается по стоимости сохраненных в нем продуктов, экономии времени и денег при больших закупках товаров для личного потребления за вычетом затрат на покупку холодильника, его эксплуатацию (расход электроэнергии и пр.), ремонт и утилизацию пришедшего в негодность оборудования. В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным. ^ — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца. Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. ^ — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей. Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления. ^ – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент. ^ характеризуется числом наименований видов или разновидностей товаров, входящих в этот ассортимент. (Например, в ассортимент столовой фарфоровой посуды входят тарелки, блюда, селедочницы и т.д. Но дополнительно могут включаться шпротница, ваза для хлеба и т.п. – в этом случае ассортимент, безусловно, шире). Широта ассортимента является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы. На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм. Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента – мера скорее вынужденная, чем желательная. Чем шире ассортимент для потребителя, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены, но при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. ^ – это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя (например, в соответствии с ассортиментным min в продаже должно быть 6 разновидностей ЛКМ, а фактически – 4, следовательно, полнота ассортимента 4/6=0,66). ^ - это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени. Степень обновления ассортимента характеризует долю вновь поступивших в оборот товаров в их общем ассортименте. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия или ранее выпускавшиеся, но с существенно улучшенными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морального старения товаров: чем он меньше, тем больше степень обновления. Предпочтительнее не только расширять ассортимент, сколько своевременно его обновлять (например, магазин реализует 25 видов парфюмерной продукции, из них 7 – новые, ранее им продаваемые, следовательно, степень обновления 25-100%, 7-х% (х = 7*100/25 = 28% или 0,28). Важное значение имеет ассортиментный минимум – перечень видов или наименований товаров, наличие которых на торговом предприятии определенного профиля является обязательным. В настоящее время это понятие заменено на понятие «ассортиментный перечень», представляющий собой документально оформленный список разновидностей или видов товаров установленного ассортимента. Ассортиментный перечень для торговых предприятий утверждается органами местного самоуправления и его несоблюдение считается нарушением правил торговли. Важное значение имеет проблема управления ассортиментом. Под понятием «управление ассортиментом товаров» понимаются действия, осуществляемые в торговле в целях установления, обеспечения и поддержания определенного ассортимента товаров путем регулирования прямых и обратных связей между торговлей, производством и потребителем. Управление ассортиментом связано с его формированием. ^ — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности. Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов. ^ — количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. ^ — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий. Расширение ассортимента может происходить одновременно с сокращением товаров, не пользующихся спросом. ^ — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов. ^ — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Обновление ассортимента необходимо в целях более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения; повышения конкурентоспособности; стимулирования спроса. Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу. Поэтому обновление ассортимента — очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. ^ — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Гармонизация ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации. На российском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм. Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах. В качестве примера можно привести гармонизированный ассортимент таких фирм, как «Русское бистро», «ГУМ» и др. Вопрос 4. Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. В соответствии с МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.1 Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. ^ — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.3). ^ – совокупность свойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Потребительские свойства и показатели качества: 1. Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, то их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения. Свойства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального, классификационного и универсального назначения. - Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции. - Свойства социального назначения — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. - Классификационное назначение — способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. - Универсальное назначение — способность свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности. 2. Надежность — способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков. Это свойство характеризуется такими критериями, как: долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость. - Долговечность — способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта. Долговечность — свойство непродовольственных товаров длительного пользования. Оно нехарактерно для товаров, предназначенных для непосредственного потребления, в ходе которого они частично или полностью безвозвратно утрачиваются (например, парфюмерно-косметические товары). Долговечность как показатель сохранения функционального назначения зачастую приходит в противоречие с социальным назначением. Так, многие непродовольственные товары, обладающие значительной долговечностью, морально устаревают, утратив социальное назначение. Это относится к одежде, обуви, головным уборам, некоторым сложно техническим товарам. - Безотказность — способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а также количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов. Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для сложно технических товаров (бытовой техники), оборудования, транспортных средств и т.п. - Ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Ремонтопригодные товары после возникновения дефектов и их устранения могут быть использованы по назначению. К таким товарам можно отнести большинство бытовой техники и многие комплектующие изделия к ним (например, автомобили, телевизоры, многие марки утюгов). Ремонтонепригодные товары не подлежат ремонту из-за определенных конструктивных особенностей или отсутствия запасных деталей. Например, непригодны к ремонту электрические лампы, батарейки, некоторые типы розеток, штепселей, авторучек одноразового действия и т.п. У этих товаров безотказность совпадает с долговечностью. - Сохраняемость — способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. 3. Эргономические свойства — способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя. Эргономика — наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления. Эргономические свойства подразделяются на подгруппы:
В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина, ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информировать потребителя. Показателями антропометрических свойств могут служить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров и др. Диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны, они отражают антропометрические характеристики руки человека и обеспечивают удобство и рациональность использования. При больших или меньших их размерах наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства;
Душевный комфорт – состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и т.п. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров или строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы. Поэтому длительная и частая эксплуатация таких товаров небезопасна для здоровья потребителей;
4. Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения. 5. Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении. Примером экологических свойств автомобилей может служить содержание вредных веществ в выхлопных газах; для тканей и одежды — это прочность красителей; для порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) — надежность транспортных средств или упаковки, которые должны предохранять от распыла. Показателями экологических свойств бытовой техники являются характеристики электромагнитных полей, которые нарушают стабильность окружающей среды, громкость звучания (для аудиотехники), так как превышение установленных норм вызывает шумовое загрязнение. 6. Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров. Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды:
|
![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Классификация и характеристика ассортимента керамических товаров. Оценка качества | ![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Тема 10. Классификация, характеристика ассортимента и требования к качеству трикотажных товаров |
![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Тема Классификация и характеристика ассортимента металлохозяйственных товаров. Металлы и сплавы, применяемые в производстве металлохозяйственных... | ![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» К текстильным материалам относятся текстильные волокна, нити и изделия, изготовленные из них |
![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Тема Химические товары: классификация и характеристика клеящих материалов, лкм и моющих средств | ![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Тема Факторы, формирующие качество, конструкция и принцип действия пылесосов, стиральных машин, холодильников. Классификация ассортимента... |
![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Стекла представляют собой сложные системы, состоящие не менее чем из пяти оксидов. Основными являются SіO2 ― 72-75%, СаО ― 8,5-9,5%,... | ![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Пластические массы – это сложные или однородные вещества, основу которых составляют высокомолекулярные соединения (полимеры) и композиции... |
![]() | Лекция по дисциплине «Товароведение непродовольственных товаров» Значительную долю в ассортименте швейных изделий занимает одежда. К швейным изделиям, не являющимся одеждой, относятся: предметы... | ![]() | Расписание экзаменов в летнюю экзаменационную сессию для студентов... «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)»,... |