Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент»


Скачать 426.88 Kb.
НазваниеКонспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
страница1/3
Дата публикации25.07.2013
Размер426.88 Kb.
ТипКонспект
userdocs.ru > География > Конспект
  1   2   3


Министерство образования и науки украины

Таврический национальный университет им. В.и. Вернадского

Факультет управления

Кафедра менеджмента и маркетинга




ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ




по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

для студентов 5, 6 курсов дневной и заочной форм обучения

специальностей 7.050201, 8.050201 “Менеджмент организаций”и

7.050206, 8.050206 «Менеджмент внешнеэкономической деятельности»



профессионального направления подготовки

0306 «Менеджмент»

Симферополь 2010

^

Раздел 1. Сущность и основы стратегического управления предприятием




Тема 1. Сущность стратегического управления фирмой,

цель и задачи курса



Практическое решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения существования предприятия не только сегодня, но и в перспективе, зависит от степени освоения методологии и методов стратегического управления.

Стратегический менеджмент является концепцией интегрального подхода к деятельности предприятия и представляет собой такое сочетание (соответствие) ресурсов и навыков организации, с одной стороны, и возможностей и риска, исходящих из окружающей среды, с другой стороны, действующих в настоящем и будущем, при котором организация надеется достичь своей основной цели.

Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом.

Экономическая политика фирмы при разработке стратегий предполагает:

  • проверку миссии (линии поведения) организации;

  • формирование стратегических целей и задач;

  • анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании;

  • анализ и оценку функциональных зон предприятия;

  • анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы;

  • оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;

  • выбор стратегии фирмы и уточнение целей;

  • составление ежегодного бюджета фирмы в целом и обеспечение функционирования ее хозяйственных центров.

Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

^ Выгоды стратегического планирования можно выразить следующим образом:

  • планирование поощряет руководителей мыслить перспективно;

  • оно ведет к более четкой координации предпринимаемых фирмой усилий;

  • стратегическое планирование ведет к установлению показателей для последующего контроля;

  • оно заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки;

  • оно делает фирму более подготовленной к внезапным переменам;

  • оно более наглядно демонстрирует взаимосвязи управления и обязанности всех должностных лиц.

Предприятия, которые игнорируют стратегическое планирование, как правило, не всегда справляются с валом проблем, пытаясь решить только сегодняшние, они, фактически, готовят почву для появления новых еще более болезненных проблем, с которыми в дальнейшем совладать не в состоянии.

Таким образом, основной целью изучения курса “Стратегический менеджмент” является освоение методов и приемов по выбору действий и решений, направленных на формирование, постановку и достижение перспективных целей предприятия.


^

Тема 2. Миссия и цели предприятия



Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия.

Хорошо сформулированная миссия предприятия должна содержать следующее:

  1. Задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

  2. Описание внешней среды по отношению к фирме, которая определяет параметры предприятия.

  3. Характеристику культуры организации. Какой рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только тогда, когда она будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, фирма должна следить за средой, в которой она функционирует. Прибыль никогда не может быть провозглашена главной целью организации, потому что прибыль сугубо внутреннее дело организации. Миссия же отражает путь, по которому фирма должна двигаться, чтобы заработать прибыль и обеспечить условия для своего процветания.

Так Генри Форд, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании как “предоставление людям дешевого транспорта”. Он правильно отмечал, что если это кто-то делает, прибыль вряд ли пройдет мимо.

Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?».

Выяснение и уточнение этих вопросов создает базу для планирования любой деятельности будь то частное предприятие, ассоциация или общественная организация.

В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать следующие задачи:

  • сопоставление существующего состояния с желаемым - функция анализа;

  • выработка функциональных требований к действиям - инструмент руководства;

  • определение критериев оценки информации и выбора альтернатив - принятие решений;

  • обеспечение бесконфликтного сосуществования лиц, принимающих решения, - инструмент координации;

  • создание предпосылок для последующего контроля - инструмент контроля.

Наиболее распространенным приемом целеполагания (распределение целей) на предприятии является построение, так называемого, дерева целей (графа), посредством разделения главной цели на ее элементы и расположение составляющих целей по иерархическому принципу, в соответствии с их взаимоотношениями по горизонтали и вертикали.

Наиболее сложными представляются отношения между целями, складывающиеся по горизонтали. Эти отношения могут отражать:

  • идентичность целей (равенство) - реализация одной цели приводит к реализации в таких же размерах другой;

  • комплиментарность (гармония) или дополнительность целей имеет место тогда, когда достижение одной цели способствует, в то же время, осуществлению еще одной цели;

  • индифферентность целей (нейтралитет) - выполнение одной цели не оказывает влияние на выполнение другой цели, т.е. связи между ними нет;

  • конкурентность (соперничество) целей;

  • антагонизм (непримиримое противоречие) - взаимоисключение целей.

В стратегическом планировании необходимо учитывать возможность разрешения конфликтов целей.

Цели должны быть измеримыми, реальными, взаимоподдерживающими и достижимыми.

Естественно, что очень трудно свести воедино разнонаправленные интересы субъектов влияния на систему постановки целей, но в них должны находить воплощение эти интересы - собственников, работников, потребителей и общества в целом.

^ Цели общие – отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительный период. Они определяют основные направления программы развития предприятия, что требует точной их формулировки и должной увязки с ресурсами. Данные цели являются основой для разработки деловой стратегии фирмы.

Специфические цели разрабатывают в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом структурном подразделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях.

Специфические цели иногда называют функциональными. Данное положение, по нашему мнению, будет верным, если цели носят характер планируемых результатов в соответствии с видами деятельности (функциями управления) или совпадают с ними (планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование, координация, учет и т.д.).

Эти цели носят характер “поддерживающих” целей, строго согласуются с общими и служат основой для разработки функциональных стратегий.

Цели филиалов и дочерних компаний формируются материнской компанией.

Поставленные цели и задачи должны корректироваться на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды, выявления сильных и слабых сторон организации, выявления существующих и вероятных угроз и возможностей.


  1   2   3

Похожие:

Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconМаркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций
Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: Инфра-м; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. —...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconКонспекты лекций п о дисциплине «эвм, информация и коммуникация»
Конспекты являются собственностью Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconУправления
Конспекты лекций рекомендуются студентам дневного и заочного обучения старших курсов по специальностям «Государственное и муниципальное...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconКонспекты лекций по курсу «Конфликтология» для студентов дневной(заочной)...
Все большее значение приобретают прикладные аспекты теория и практика разрешения конфликтов. В рамках современной конфликтологии...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
«упрощение делового общения», выражающееся в снижении культуры и этики общения, обращения к другим людям на «ты» и т п
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconГ. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент
Конспект лекций содержит описание теоретических и практических подходов к разработке стратегии коммерческой фирмы в современных рыночных...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconУчебники и учебные пособия по дисциплине «долгосрочная финансовая политика»
Ансофф, И.    Стратегический менеджмент = Strategic Management : клас изд. / И. Ансофф; пер с англ под ред. А. Н. Петрова. М. [и...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconЯкушев А. В. Философия (конспект лекций)
Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь сту­денту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисцип­линам, изучаемым...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconКонспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности”
Конспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности” для студентов специальности 7050206 – менеджмент...
Конспекты лекций по дисциплине: «Стратегический менеджмент» iconКонспекты лекций по дисциплине иностранное инвестирование
Венгрия, Польша и Словакия первыми среди постсоциалистических стран начали создание надежной экономико-правовой базы для реализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница