2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности


Название2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности
страница1/28
Дата публикации22.03.2013
Размер4.38 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
1. Внешняя политика государства: определение, структура, основные термины.

Определение

Интересы, идеология, доктрина, ресурсы, курс

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности – государствами, их союзами и блоками, зарубежными общественными объединениями, всемирными и региональными международными организациями.

Структура внешней политики: национальные интересы, внешнеполитическую идеологию, внешнеполитическую доктрину, внешнеполитические ресурсы, внешнеполитический курс.

^ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Либеральная и консервативная трактовки

Типы НИ:

А) действительные, мнимые, неосознанные.

Б) жизненно важные, основные и второстепенные.

В/п интерес формулируется в рамках государственного аппарата в рамках трех основных в/п ведомств: МИД, министерства обороны и спецслужб.

^ В/П ИДЕОЛОГИЯ

В/п идеология – это совокупность перспективных целей и принципов деятельности по их достижению.

В/п идеология задает общее направление ВП.( В качестве альтернативы - наука).

^ В/П ДОКТРИНА

Осознание НИ и наличие в/п идеологии позволяет формулировать внешнеполитические доктрины.

В/п доктрина — это формулирование долгосрочных и среднесрочных в/п целей и выбор соответствующих стратегий по их реализации. В отличие от идеологии, доктрина, как правило, обладает четко выраженной пространственной ориентацией.

Во внешнеполитических доктринах, как правило, определяется внешнеполитическая стратегия как единство целей и средств, связанных с реализацией национальных интересов.

^ В/П РЕСУРСЫ

В самом общем виде под ресурсами понимается все то, что дает возможность актору международных отношений действовать и воздействовать на других.

Можно выделить пять основных категорий ресурсов: материальные, информационные, время, пространство (геопространство) и организационные.

Материальные ресурсы распределяются по следующим типам: природные, демографические, военные и экономические.

Информационные ресурсы — это средства пол,идеологического, и культурного влияния.

Организационные ресурсы - способность государственного аппарата правильно формулировать государственные интересы и рационально- использовать имеющиеся (все четыре категории) ресурсы для их удовлетворения.

Реальные (можно задействовать немедленно) и потенциальные. Достаточные, недостаточные, избыточные

В/П КУРС Внешнеполитический курс – это большая стратегия государства. Внешняя политика = нац. Интересы + внешнеполитический курс как политику по их реализации.

^ 2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности – государствами, их союзами и блоками, зарубежными общественными объединениями, всемирными и региональными международными организациями.

Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих право выступать от имени общества, выражать его интересы, избирать определенные методы и способы их реализации.

Модели внешней политики:экспансия, балансирование и уступательная политика

Формы осуществления внешней политики:

- установление или прекращение дипломатических отношений между государствами;

- членство в мн организациях или открытие дип. представительств государства при них;

- сотрудничество с зарубежными общественными движениями и организациями;

- взаимодействие с представителями государств, и др. международных структур, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений.

Методы и средства осуществлении вп:

а) обмен информацией

б) визиты

в) заключение договоров

г) способствование развитию возможностей вп деятельности одних государств и блокирование аналогичных возможностей других;

г) подготовка к войне

Внешняя политика может принимать две основные формы – дипломатию и стратегию.
Структура внешней политики: национальные интересы, внешнеполитическую идеологию, внешнеполитическую доктрину, внешнеполитические ресурсы, внешнеполитический курс.

Типы ВП зависят от типа политической системы общества, от того, как принимаются внешнеполитические решения.
Разновидности ВП:

1.Политика, ориентированная на сохранение Status Quo.
2. Политика, ориентированная на возрастание власти.
3. Политика демонстрации силы.

^ 3. Понятие нац интереса в рос традиции: идеол борьба, этапы развития, современная трактовка

Либеральная и консервативная трактовки

Типы НИ:

А) действительные, мнимые, неосознанные.

Б) жизненно важные, основные и второстепенные.

В/п интерес формулируется в рамках государственного аппарата в рамках трех основных в/п ведомств: МИД, министерства обороны и спецслужб.

В случае успеха может происходить подмена государственного интереса частным (партийным, корпоративным и т.п.).

Особенно опасным при формулировании государственного интереса является его подмена экономическими интересами бизнеса, который, в соответствии с логикой рыночных отношений, стремится к максимальной прибыли.
Олигархический капитализм является чрезвычайно опасной тенденция, особенно для России, где, например, интересы государства подменяются международными интересами Газпрома. Сейчас государственная власть пытается усмирить «зарвавшийся» бизнес, В.В. Путин отвел ему новую роль — отныне, чтобы обеспечить государственное представительство своих интересов, бизнес должен стать социально ответственным, сотрудничать с государством в решении наболевших социально-экономических проблем. Однако утверждать, что бизнес, и прежде всего олигархический, согласился на это, нет серьезных оснований.

После распада СССР в России наметились три главные позиции относительно места России в современном мире:

- вестернизаторская, предполагавшая сближение с Европой, США и отдаление от Азии;

- антизападническая, исходившая из того, что Россия и Запад - исторические антиподы, обреченные на извечную борьбу и противостояние;

(в частности, восстановительная, обосновывавшая необходимость добровольного восстановления России в границах СССР или Российской империи.)

- изоляционистская, трактовавшая усеченные границы государства российского как оптимальные для страны;

В России 1991-93 - прозападная политика (Козырев)

С 1996 - Примаков

“Концепция внешней политики России” 2000 г. :Россия будет добиваться формирования многополярной системы МО

В “Концепции” НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РФ на современном этапе характеризовались как совокупность сбалансированных интересов государства, социальных, экономических, политических и иных структур общества, а также ее граждан, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики.

Концепция 2008
I. Россия в поисках новой стратегии поведения в мире

После 1991 с точки зрения разработки новой ВП, РФ испытывала на себе негативное влияние следующих факторов:

- в/п трацици и стереотипы мышления,

- новые государства на границах РФ;

- системный кризис МО.

После распада СССР в России наметились три главные позиции относительно места России в современном мире:

-вестернизаторская,

-антизападническая,

(в частности, восстановительная, обосновывавшая необходимость добровольного восстановления России в границах СССР или Российской империи.)

- изоляционистская;
^ ВЕСТЕРНИЗАТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Г/п интеграция с Западной Европой и США, вхождению РФ в НАТО, Евросоюз, Европарламент. Первым эту позицию достаточно четко выразил М. С. Горбачев - идея "общеевропейского дома". Ельцин - курс на радикальную вестернизацию страны. Реформы по западным рецептам. Влиться в цивилизацию, в золотой миллиард. Но не получилось.

Объяснение самих западников: Запад стал терять веру в «светлое демократическое будущее» России, которая никак не могла выйти их экономического социального кризиса, алчной коррупции, помощь России - деньги на ветер деньги; деловые связи – занятие весьма рискованное.

Приверженцы АНТИЗАПАДНИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ утверждали, что, начиная с вторжения в XIII веке католических рыцарей, Россия отстаивала свое великодержавие и уникальную цивилизацию в борьбе с Западом. Националисты критиковали Петра I за то, что бросил страну «на гильоьтну Запада». Антизападники утверждали, что в конце XX века Запад почти преуспел в ликвидации России как великой державы, использовав для этого «пятую колонну» предателей. Те, кто видел в Западе главную угрозу России, предлагали разные рецепты его сдерживания. Коммунисты, например, добились принятия Думой постановления о незаконности роспуска СССР в 1991 г. ЛДПР пошла еще дальше. Она предлагала восстановить Россию в границах 1900-го года.

В антизападничестве особенно выделялась ВОССТАНОВИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Пространство России может стать интегрирующим элементом возрождения нового мощного государства. Концепции России - хартленда составляли суть моделей А. Дугина и А. Митрофанова. Из иных посылок исходил В. Гущин, постулировавший в cвоей концепции, что "все-таки имперской России быть". Г. А. Зюганов в книге “География победы” стратегию "восстановления естественного геополитического статуса России" разделил на три этапа:

а) внутренней консолидации общества;

б) восстановления политического единства великороссов, украинцев и белоруссов";

в) восстановления контроля над хартлендом.

г) Конечная цель российской геополитики: создание какой-либо формы союза, на территории бывшего СССР”.

ИЗОЛЯЦИОНИСТСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Ее суть: отказ от активной политики в отношениях как с Западом, так и с Востоком. Сосредоточение на внутренних делах. Один из идеологов – Цымбурский в работе «Остров Россия»: перспективы российской геополитики».

На практике же в/п курс России с самого начала формировался под влиянием пяти процессов:

- расширения НАТО на восток;

- усиления позиций США в Евразии;

- усиления интеграционных процессов в мире;

- дрейфа бывших членов соц. лагеря в западном направлении;

-сложного и противоречивого движения России навстречу Европе и США.

II. Движение в политике балансирования.

На первом этапе, в 1991-1993 годы, Москва проводила ярко выраженную розападную политику (тогда мид - РФ А.В. Козырев). Б.Н. Ельцин: «Россия рассматривает страны Запада не только как партнеров, но и как союзников, Москва разделяет с Западом основополагающие внешнеполитические принципы – главенство демократических прав и личности”. Эта модель внешнеполитической стратегии, обрекавшая Россию на положение на все готового партнера США, привела страну к ее фактическому вытеснению на периферию мировой политики.

Отрезвление пришло с объявлением планов расширения НАТО на Восток. Однако все попытки России дистанцироваться от Запада (в т.ч. от МВФ, Всемирного банка), всегда оканчивались провалами, так как после рыночных реформ Россия была крайне слабой и зависимой.

К середине 90-х годов Россия эмпирическим путем все же выработала более или менее приемлемый для нее в сложившихся международных условиях геополитический вариант стратегии. Расчет делался на то, чтобы, не прерывая и пытаясь развивать отношения с Западом, вести самостоятельную игру на других полях - в "ближнем зарубежье", европейском, ближневосточном, индийском, китайском, южно-азиатском направлениях. Эту линию поведения России в мире аналитики связывают с деятельностью на посту министра иностранных дел РФ Е. М. Примакова, поэтому нередко называют ее “доктриной Примакова”, которая позволяла стране менять акценты во ВП.

Прагматичность, упор на переговоры как основной инструмент достижения реальных результатов, расчетливость и продуманность внешнеполитических шагов, с самого начала стали давать российской дипломатии небольшие успехи. Стратегия “балансирующей равноудаленности” содействие тем мировым силам, которые были заинтересованы в преодолении мировой гегемонии США, возникновения однополярного и унифицированного мира.

Первоначальные представления российских демократов о том, что благодарные Москве за предоставленную свободу бывшие союзные республики будут стремиться к сохранению “братских уз” с демократической Россией оказались беспочвенными..

Придерживавшиеся таких взглядов политики подчеркивали: у России нет врагов, она может и должна сотрудничать с большинством стран мира, особенно с соседними государствами. Они считали при этом, что Москве не следует “склоняться” в ту или иную сторону. К подобной сбалансированности во внешней политике призывал и министр иностранных дел РФ Е.М. Примаков.

В 1996-1997 годах сбалансированный подход стал закрепляться в российской внешней политике, принося ей долгожданные успехи. У России не было иного выхода, как продолжить курс на развитие связей с Западом в интересах, прежде всего, своего внутреннего развития. Но одновременно Москва нашла важнейших партнеров на восточном и южном направлениях. В этой стратегии учитывалось и то обстоятельство, что срыв отношений со странами СНГ может лишить Россию доступа к транспортным магистралям, природным и трудовым ресурсам, экономическому и культурному сотрудничеству.

III. “Концепция внешней политики России” 2000 г. Основы новой внешнеполитической стратегии Российской Федерации были закреплены в концепции, утвержденной президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Из нее следовало, что “Россия будет добиваться формирования многополярной системы МО, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов”:

1) в условиях “глобализации мировой экономики”, “усиления роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике”, “развития региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке”;

2) при сохраняющемся росте сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма, международного терроризма.
IV. Внешнеполитическая концепция РФ 2008 годв. Реализация путинской внешнеполитической доктрины в первые 8 лет XXI века привели к укреплению международных позиций России, решению целого круга внешнеполитических проблем. Однако в мире были страны, которым не нравилось укрепление России, возросшая самостоятельность ее внешней политики. Независимое и решительное поведение России на мировой арене вкупе с возрождением ее потенциала, в свою очередь, усиливали в правоконсервативном руководстве США рефлексы к возобновлению «сдерживания» нашей страны в духе «холодной войны».

Американский гегемонизм все больше задевал интересы России, провоцируя напряженность в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Негативной реакции со стороны Москвы не могли не вызывать:

- продолжавшееся расширение НАТО;

- попытки расшатать СНГ, оторвать от Содружества наиболее податливые звенья;

- планы размещения вблизи российских границ систем противоракетной обороны;

- игнорирование мнения России по ряду важных международных проблем;

- нападки на внутреннюю политику российского руководства.

Все перечисленные обстоятельства потребовали от руководства России переосмыслить приоритеты нашей внешней политики. 12 июля 2008 г. президент Д.А. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации. В документе указывается, что он принят с учетом возросшей роли страны в международных делах и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать в формировании международной повестки дня, а также приняв во внимание и негативные тенденции на международной арене. Новая концепция поставила перед российской дипломатией следующие основные цели:

- обеспечение безопасности и суверенитета страны, укрепление ее авторитетных позиций в мировом сообществе;

- создание благоприятных внешних условий для:

а) модернизации России, повышения уровня жизни Н, консолидации общества;

б) укрепления правового государства и демократических институтов;

в) реализации прав и свобод человека;

г) и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

- воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на:

1) коллективных началах в решении международных проблем;

2) верховенстве международного права;

3) равноправных отношениях между государствами при координирующей роли ООН;

- поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России;

- содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

В концепции подтверждается, что отличительной чертой российской внешней политики остается ее многовекторность.

Россия всецело осознает свою ответственность за поддержание безопасности в мире и готова к совместным действиям со всеми другими заинтересованными государствами.

В концепции подчеркивается, что Россия не даст вовлечь себя-в затратную конфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности iconПолитика сущность и роль в развитии общества
Политика — это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти...
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности iconФеномен человека
Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно...
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности icon6 1 Типы пассажирских вагонов
К; мягкий (СВ) купейный модели 61-4165; некупейный со спальными местами модели 61-826
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности iconПлан. Иран под властью династии Сефевидов. Афганское завоевание Ирана...
Афганское завоевание Ирана в начале XVIII в. Внешняя и внутренняя политика Надир-шаха
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности icon2. Дефицит и профицит бюджета и их влияние на экономику. Государственный долг
...
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности iconТема Философия как социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические...
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности icon1. Международное положение и внешняя политика СССР (вторая половина 40-х начало 50-х гг.)
Международное положение и внешняя политика СССР (вторая половина 40-х начало 50-х гг.)
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности iconВопрос 62. Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг.: «новое политическое мышление»

2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности iconМировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические...
Мировоззрение – опред система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч развития
2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности iconВнешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда
Внешняя среда представлена также субъектами экономики, имеющими непосредственное отношение к предприятию и влияющими на его деятельность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница