Сложение художественных культур на территории Древнего востока


Скачать 90.21 Kb.
НазваниеСложение художественных культур на территории Древнего востока
Дата публикации23.03.2013
Размер90.21 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
Сложение художественных культур на территории Древнего востока.

  1. Основные этапы формирования художественных культур на территории Месопотамии и соседних с ней стран.

Начало сложения Месопотамской цивилизации относят к середине 6-го тысячелетия (заселение началось между реками Тигр и Евфрат).

Особенности:

- появляются ирригационные системы;

- на территории нижнего течения Евфрата формируются отдельные каналы и возникают самостоятельные и самодостаточные поселения (в связи с особенностями разливов Евфрата не требующих единой системы);

- самодостаточность города-государства приводит к специфическому строению города (храм, посвященный богу-покровителю города, самостоятельная власть, соответствующий пантеон). Миром управляет совет богов, и тот бог выступает председателем пантеона, чей город является своеобразной столицей;

- зависимость бога от судьбы – Ме (благодать). Все зависит от судьбы. Первые тексты – космогонического характера (заговоры для привлечения благодати). Царь – богоизбранный, смертный, обретение царской власти возможно лишь при приобретении сакрального брака.

Урук – единственный город, находящийся под покровительством самодостаточного божества женского пола, Инанны (Женские божества были в основном или ипостасью мужского божества, или их супругами). К концу 4-го тысячелетия складывается противоречивая система: Инанна, будучи замужем могла оставаться незамужней. Именно в этом городе возникает процедура сакрального брака. Такой процесс получения власти не предусматривал передачу власти по наследству.

Загробный мир представляется, как мир, обнесенный семью стенами, в котором темно, не хватает еды и воды, вне зависимости от социального статуса при жизни. Только в середине III тысячелетия до н.э. формируется праздник предков, один день в году, во время которого умершие могут подняться на землю, увидеть свет, поесть и попить вволю. Эта особенность восприятия загробной жизни ориентировала на обретение земной славы, что, в результате, составит львиную долю искусства Месопотамии.

Основным текстом (в начале II тысячелетия до н.э.) становится эпос – сказания о настоящих, реально живших людях, обрастающие мифологическими подробностями и ( первый героический эпос – эпос о царе Этане). В нем формулируется принцип отношений между смертными и богами. Под действием эпоса формируются понятия:

- сильной личности;

- бесстрашия;

- эпос становится основным иллюстрационным моментом, материалом для тиражирования, во время обучения письменности;

Письменность складывается на рубеже 4-3го тысячелетий, и получает развитие в первую очередь в храмах. Письменность изначально была системой ведения счета, поэтому обучение письму было более доступным, нежели в Древнем Египте, где это было сакральным мастерством. Учились писать, переписывая эпос и биографии царей (основные тексты культуры). Центральным героем культуры становятся царь-воин и его деяния. По-другому складываются иные каноны, сформировавшиеся в конце 3-го тысячелетия, фиксирующий представления о том, каким должен быть царь.

  1. ^ Основные центры и этапы сложившейся культуры на территории Месопотамии.

Основные процессы – заселение, сложение культурных основ, моделей мироздания.

    1. Этап додинастического шумера (середина 6 – конец 4 тысячелетия до н.э.).

Фиксируются два культурных компонента:

- шумеры (расселяются в нижнем течении Евфрата, язык не имеет аналога);

- семитские племена (на севере Евфрата);

Они сосуществуют с местным, автохтонным населением (носители «бананового» языка). Формирование гетерогенной культуры (основанной на трёх компонентах, при отсутствии приоритета какого-либо из них, открытость к заимствованию, отсутствие столкновений между культурами).

Для шумера характерно формирование однородной культуры в связи с вышеуказанным.

Перед культурой Месопотамии встает вопрос о том, как же сохранить свою собственную культуру при огромном потоке и влиянии других. Этому (сохранению) способствовал идеологический эпос, свой канон (первые храмовые постройки, типы статуй и приоритетные формы).

    1. Протописьменный период (3 – 2 тысячелетия до н.э.)

Укрепление городов, расцвет искусства, он подготовил почву для этапа наиболее высокого расцвета культуры.

    1. Период раннединастического шумера (2570 – 2340 (10) гг. до н.э.)

А) Традиция сакрального брака;

Б) Искусство около 2500г. до н.э.: постепенно, на смену представления о правителе-жреце, приходят представления о правителе-военачальнике. Это связано с укрупнением городов нижнего Евфрата, наивысшая фаза экономического развития. Возникновение централизации (из-за развития торговли). Формируются 2 центра – юг (Ур) и север (Акада). Около 2300г.: конфликты между югом и севером. Побеждает север, XXIV-XXIIвв. На территории Месопотамии возникает Аккадское царство.

Программа Аккадского царства:

- единоличная власть правителя;

- культ правителя;

- агитационная идеология;

Аккадское царство пало под натиском Кутий, с середины XXIIв. – кутийское нашествие. Так как они не владели земледельческими технологиями, и в связи с этим не стали разрушать готовое устройство (ирригационные системы) и обложили данью Месопотамию. Лагаш – центр сбора дани, становится подобием централизованного города-государства.

Искусство шумеро-аккадского периода делится на:

  • Художественную культуру II династии Лагаша (формируется идеологический канон)

  • Художественную культуру III династии Ура (заимствуется идеологический канон у Лагаша)

В конце III тысячелетия идеологический канон завершает свое формирование. Искусство получило возможность выйти за границы государствава.


  1. ^ II тысячелетие.


А) Вавилон превращается в центр вновь централизованного государства. Зона вавилоно-эламской культуры. В ее рамках искусство существует в рамках идеологического канона II династии Ура.

Б) ^ Переход от государства ранней древности к государству имперского типа. Разрушение сельской общины общинной собственностью на землю. Формирование идеологии централизованного государства.

В) ^ Территория Малой Азии, хетто-хаитской культуры. В XVIIIв. до н.э. формируется процесс разделения индоевропейской языковой семьи. Хеты занимают территорию Малой Азии, здесь проходят не многие торговые пути, земли для земледелия не самые выгодные, в связи с чем государство идёт по пути формирования военного союза (война – важнейший способ поддержания экономического благополучия). Хеты изобретут город-форт. Позже на эту территорию спускаются с Кавказа Хаиты. Они занимают место между хеттскими и месопотамскими территориями. Культура – переваривание заимствованных культур и дальнейшее создание на этой базе своей собственной.
Зона юго-восточного средиземноморья.
Города на побережье расположены тесно друг к другу, мало земель для земледелия, экономический цикл выстроен на торговле (сухопутной и морской), из этого следует отсутствие централизованной власти. Города самодостаточны, сформированы из отдельных торговых кварталов. Культура выстроена по принципу мозаики. Искусство становится предметом продажи. Ремесленное производство – продукция сувенирная, подражательная традиция, памятники лишены идеологического содержания. Максимальный охват потребителя.
Зона сиро-палестино-финикийской культуры.
В XIIв. до н.э. климатический и экономический кризисы вызвали крупное переселение народов. Ряд цивилизаций погибает, выжившие цивилизации ужимаются до размеров исторических центров. Выход находится в создании нового социально-экономического типа - формирование государства имперского типа.

С XIв. до н.э. на Ближнем Востоке формируется первая империя:

- Новоассирская держава (XI-Xвв. до н.э.);

Второй оформилась:

- Нововавилонская империя;

Третья:

- Ахеменидский Иран;
Отличия имперского и централизованного государств: отличаются территорией, отсутствие количественного перевеса титульной нации в имперском государстве требует укрупнения по всем параметрам, система дифференцирования дани, огромную роль играет культура. В имперском государствеве появляются предпосылки к появлению первой мировой религии, единый государственный язык, единое искусство (имперский стиль).

Особенности имперского стиля:

а) недолговечен;

б) должен существовать с 1-го дня существования империи;

в) должен быть узнаваем, не приемлет Новшеств, массовость охвата, идеологи чность программы;

г) появление искусства андеграунда (для каждого государства своё искусство «старого времени»).



  1. Протописьменный период – сложение основных качеств искусства.


Характерные черты скульптурных фигурок:

  • Изображение в состоянии моления;

  • Изображения выдают социальный признак (баранья шапка с отворотом - головной убор жреца);

  • Исполнение некоего ритуального действа;

  • Гипертрофия черт лица, их условный, но показательный набор (наличие бороды).

Шумерский рельеф (сосуд богини Инанны):

  1. Выполнен из алебастра;

  2. Записывает сценарий сакрального брака;

  3. Специфика записи события;

  4. Специфика взаимоотношения

объема фигур и фона;

  1. Делится на 4 регистра. Первый

(снизу) – самый главный. Сочетается мифологическое время и пространство и реальное время и пространство.
полилиния 13полилиния 14

- знак ворот Инанны. Перед воротами – жрица (или сама Инанна). Перед жрицей – царь, приносящий дары, а жрица его встречает перед воротами. На другой стороне, за воротами – царь с бородой, ведомый жрецом; для процесса сакрального брака – царь в обличии быка.

Наблюдается «выделенность» главных кадров. Упоминаются только основные лица, костяк события. Взаимосвязь объема фигуры и формы. Выделение объемом выполняется только при показе основных действующих лиц.


  1. ^ Формирование основных особенностей архитектуры.


Храм VII слоя города Эренду (конец 4-го тысячелетия до н.э.). Начальный этап типа храма на платформе. Основным строительным материалом является сырцовый кирпич (из-за формы получивший название «кирпич-булка»). Такая кладка была недолговечна: для укрепления использовался просмоленный тростник, битум, а как дополнительная опора – глиняные колышки, которые иногда расписывались краской, имитируя орнамент плетёных циновок (шумерская мозаика).

Храм – дом бога, место его отдыха, а не место для богослужения. Поэтому внутренние постройки храма выстроены по принципу богатого дома:

- центральный зал с алтарем и жертвенником;

- комнаты бытового характера;

Размеры храма лимитируются (т.к. не предполагается общинного богослужения), поэтому возникает платформа. К тому же храм возводился на определенном месте, но там могли возникнуть невыгодные климатические условия (разливы Евфрата), что заставляет часто ремонтировать храм, и в таком случае платформа:

- сохраняет фундамент старых построек;

- добавляет устойчивости храму;

- храм возвышается над городом (идея вертикали);




Белый храм в Уруке (III тысячелетие до н.э.). Уже рассчитан на большую посещаемость - на платформе появляется терраса, для посещений, богослужения. Храм составляют:

- платформа;

- тело храм (сдвинут от входа);

- терраса (основное место проведения богослужения);

Особенности подобных построек:

- компактность, замкнутость как противопоставление городу;

- лестница убирается «внутрь» платформы;

- оформление стены храма системой выступов и ниш (дополнительное укрепление стены, маскируют неровность кирпичной кладки).

В сочетании выступов и ниш платформы вводят сочетание вертикали и горизонтали – чётких координат модели мира.

В протописьменном периоде существует увеличенная платформа, терраса приобретает осевую композицию.

Вместе с культурными постройками появляются постройки общественного типа: Красное здание в Уруке – место для народного собрания. В то время как храм господствует над городом, общественные постройки располагаются ниже, но присутствует то же замкнутое пространство, принцип выступов и ниш.


  1. ^ Раннединастический шумер.


Начало раннединастического шумера – нет выделенного правителя-военачальника, правитель-жрец практически равен другим знатным городанам. В рамках начала раннединастического шумера возникает запрет для входа в храм молящихся, т.к. личная молитва еще не сформировалась, как понятие были введены статуэтки Адоранты (молящиеся) – небольшие, ок. 30 см., их располагали в центральном зале храма и они «молились» вместо своих хозяев. Задача адоранта – изображение человека в состоянии моления:

- гипертрофия глаз и ушей (постоянное пребывания в контакте с богом);

- отсутствие индивидуальных черт;

- как единственное отличие – отображение соц. статуса.

- на правой лопатке «Я…благодарю…бога за…, хочу получить…».

- первая статуэтка должна была быть обязательно посвящена в храм города, остальные – в любые другие города. Как материал для исполнения начинают использоваться песчаник (на юге) и алебастр (не севере).

Похожие:

Сложение художественных культур на территории Древнего востока icon1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная. Процесс...
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconКоллоквиумы по истории древнего мира. Ч. I. Древний восток тема VII...
История Древнего Востока: учеб пособие для вузов / М. Д. Бухарин, И. А. Ладынин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский; под ред. Б. С....
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconТема Право Древнего Востока. Законы Хаммурапи (4 часа)
Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconИстория Древнего Востока (Дьяконов) Лекция17: Финикийская и греческая колонизация
«выселяюсь»), Город же или страна, откуда уехали переселенцы, получил название метрополии (от греческих слов, означающих «город-мать»)....
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconУчебника введение
Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока (3-е — 1-е тыс до н э.)
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconЛитература Древнего Востока. М., 1971
Данге Ш. А. Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя. М., 1975
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconВопросы
Государственный строй в странах Древнего Востока. Основные функции государства в условиях восточной деспотии (на примере Египта и...
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Представления о государстве и праве древних народов. Политико-правовая мысль Древнего Востока
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconФедеральное государственное образовательное бюджетное учреждение...
Экономическая эволюция государств Древнего Востока. «Азиатский способ производства»
Сложение художественных культур на территории Древнего востока iconТестовы задания по теме 3 «Государства Древнего Востока (Древневосточные цивилизации)»
Основой производственных отношений (отношение собственности на землю) в Древневосточных цивилизациях является…
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница