Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках


НазваниеTemppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках
Дата публикации02.08.2013
Размер72.8 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
Temppeliaukio kirkko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках.

Церковь Темппелиаукио — одна из самых популярных достопримечательностей в городе. В год это место посещает более полумиллиона человек. Сохранение первозданного ландшафта площади — фундаментальная концепция расположения здания. Особенный выбор формы сделал эту церковь излюбленным объектом профессионалов и любителей архитектуры» (из Википедии).

Она и сейчас передо мной. Десяток фотографий – больших, закрывающих практически всю стену до потолка. Стальная серость камня переходит в стальные перья опор, держащих медный купол-солнце. Полуденное июльское, зенитное пробивается через решетки опор, линии пересекаются с кругом, казалось бы, оно сейчас взорвет и оплавит каркасный металл, стечет через крышу, и медь разгорится жарче. Но вот взгляд спускается ниже, и уже медный круг купола заполняет все пространство, отражаясь в плоскости каменного, гладкого, в оранжевых слоях, будто капнули краской и затерли, породы, балкона. Подчеркнутая геометричность. Круг купола, острота шпор-опор, не пересекающиеся параллели лавочек. Подчеркнутая асктичность – ни тебе барельефов или завитков, чистые цвета - белый, синий, бордовый, оранжевый. В этом месте максимально отсутствуют следы человеческих эмоций, выраженные в декоре, в росписи стен, иконах.. Здесь нет следов чужих мыслей о Боге. Есть только пространство. Посидеть на лавочке. Зажечь свечу. Вопрос о Боге оставлен на рассмотрение посетителям.

«Церковь на площади в районе Тёёлё в Хельсинки планировали построить еще в начале XX века, площадь даже получила название Темппелиаукио (Temppeliaukio), что в переводе с непередаваемого финского языка обозначает Храмовая площадь. Но все не складывалось. Сначала тщательно и неторопливо провели конкурс и отобрали лучшие работы, победил Йозеф Сирен – автор национального Парламента на Маннерхейминтие. Но тут грянула Зимняя война с Советским Союзом. Во всем мире шли бои на фронтах Второй мировой, было не до архитектурных изысков.

К идее выстроить новую церковь вернулись только в 60-х годах. Построить ее вызвались братья-архитекторы Туомио и Тимо Суомалайнены. Их проект потрясал своей неожиданностью, простотой и некоторой даже нарочитой грубоватостью.

Дело в том, что в Хельсинки в нескольких местах есть выходы скальных пород. Как раз на месте запланированной постройки был один из них. По замыслу архитекторов, следовало взорвать скалу, накрыть воронку куполом – и дело с концом. Так и поступили».
Церковь, не похожая ни на дом, концертный зал, не имеющая ничего общего с собором, кроме алтаря (весьма специального). Тогда мне было трудно представить, в какие слова архитекторы обличали свои планы. Как объясняли символизм медного купола, легкого каркаса стен.. Как они нашли идею церкви в скале – природной, соединенной с миром, вросшей в камни. В отличие от большинства католических и православных соборов, гордо обнажающих, провозглашающих свою исключительность в виде отдельных, монументальных зданий, Темппелиаукио киркко будто нарочно сливается с землей и скалами, проникая в мир, в его естественную природу.

^ Религиозный конструктивизм и лента Мебиуса

В одном из интервью философа Бориса Гройса я нашла несколько замечаний относительно «аскетичной» природы современных церквей и, что самое интересное, влиянии конструктивизма художников начала 20 века на религиозную архитектуру. Он отмечает, например, что «Для меня, например, интересно то обстоятельство, что огромная традиция сотрудничества церкви с модернистским и авангардным радикальным искусством, которая была в России очень развита в конце ХIХ века и вплоть до 1930-х годов, а потом снова имела место в 1960-х — начале 1980-х годов, ее как корова языком слизала.»

Думаю, что в Финляндии, и относительно Темппелиаукио, задуманной все-таки именно в это время, традиция сотрудничества с современными архитекторами, в отличие от России, все-таки сохранилась. И феномен Темппелиаукио для меня – феномен проникновения конструктивизма в религиозную архитектуру, что просто невозможно не заподозрить в нарочитой геометричности постройки.

Вторая мысль, совсем не связанная с предыдущей, принадлежит тому же Борису Гройсу и частично говорит нам, что явление Темппелиаукио – не единичный случай, а общая тенденция – трансформации отношения к религии и, как следствие, церковному пространству.

Борис Гройс говорит о светскости современных церквей и видит в этом упрощение, свойственное, в первую очередь, американскому протестантизму: «во многих радикальных церквях убрали даже крест, даже Библию. Явление Христа возникает только в экстатическом совместном переживании, которое не имеет никаких материальных или исторических опосредований. Церковное пространство создается таким образом, что оно вообще не маркировано как церковное. Эта реинтеграция религии в медиально-массовое пространство, в пространство массовой культуры связана с ликвидацией теологической традиции. Единственные, кто сопротивляется, — это католическая церковь. Они борются зубами и ногтями против этого. Но все остальные — полностью на этой волне.»

Несмотря на то, что в лютеранской (реформаторской) Темппелиаукио киркко проходят «тяжелые мессы» и играет «светская музыка», мне кажется, что в данном, быть может, единичном, случае упрощений удалось избежать.

В звучании Шуберта и Моцарта, в студенте академии Сибелиуса, играющего на рояле, я вижу другую идею, и мне она не кажется проще, не кажется заигрыванием церкви с публикой в надежде получить большую популярность. Возможно, в этой вечной борьбе за паству и внимание Темппелиаукио смогла создать особенный мир, огороженный от остальных северными камнями и стеклянным куполом. Он хрупок, этот мир, но ты чувствуешь его тонкое присутствие. Мир этот – не в привычном для нас Большом Брате, имеющем право покарать или помочь... Здесь нет уже никакой нужды спорить, кто же из нас сверху, нет строгого ока Отца. И нет, в противовес этому, пошлости человеческой самодеятельности и «развлекательности» действа. Гармония настолько выверена, что запускается лента Мебиуса: твое сердце находится в центре любви, имя которой – Бог, и место которой – ты.

^ Языческая лютеранская буддийская церковь

Вся Темппелиаукио – прямо противоположна многовековой традиции христианской архитектуры. Противоположна и по пространству, созданному братьями Суомолайнен, и по содержанию. В ней чувствуется какая-то древняя, и даже языческая память о тайне рождения и устройстве мира. Купол, очевидно являющийся солнцем, черепахой, маткой – прямо противоположен фаллическому вертикалу «мужских» соборов. Несмотря на холодность материалов, Темпеллиаукио – удивительно мягкая, «женская» церковь. Сама конструкция говорит о природности, об отсутствии персональности Бога – «высокого», «вертикального», «строгого» субъекта, отдаленного от остального мира и человека. Эта церковь – раннехристианская, еще помнящая информацию, гораздо старше двухтысячной истории.

Набор мягких красок, металлов (все гармонии меди, приглушенного золота органа и даже бронзовых оттенков перил) говорят нам о «горизонтальном» Боге. Он рядом с тобой. Назовешь ли ты его Буддой или Иисусом, или вовсе промолчишь – ощущение присутствия от этого не изменится.

Это присутствие «запечатлено» в северных камнях и травах, в ветре, в музыке Шуберта, переливах мягкого света. В тишине, которую пытаются вспугнуть вспышки фотоаппаратов и голоса туристов. Ну и что. Они, возможно, даже оказавшись на минутку, почувствуют вибрации того, что не измерить децибелами и не обозначить словом. Этой энергии нет названия, она существовала до яйца и курицы, до Бога и воды. Она способна обратить взгляд каждого к самому себе и прорасти в сердце покоем и неторопливым размышлением. О том, что не существует сравнений и результатов, систем координат и оценок. Поток жизни идет сквозь тебя. Ты прощен и живешь. И то, что миру нет дела до тебя. Ты – часть его, а он будет существовать и после, как существовал и до. Горящий обод медного купола - часть колесницы, что ты выбрал. Или еще нет?

Перед моими глазами катится огненное колесо, окунаясь в холодное, ровное, тугое пламя. Энергия мира, что течет передо мной и через, не имеет ничего общего с горячими красками, теплотой. Все это - ближние слои атмосферы, но Темппелиаукио дает возможность ощутить больше. Энергия – это огонь, но его природа – вода. Она – голубого цвета, переходящего в ультрамарин. Она – далеко и везде. Она – накал молнии и синева озера. Я вижу ее снаружи, опираясь на синие перила, и ощущаю ее внутри, в грудной клетке, созерцая бесконечность самого себя.

^ Кто мы - архитекторы или кочевники?

Глядя на алтарь и приходящих туристов, я размышляю о смелости архитектуры братьев Суомолайнен. О том, какое воображение и сила должны существовать для того, чтобы претворять в жизнь конструкции и замыслы, не существовавшие ранее. О том, что каждый из нас – такой же архитектор.

Архитектура отношений – та же архитектура, которую создает тот или иной художник. От его фантазии и чувства мира рождаются замысловатые барельефы рококо или строгие линии модернизма, вычурные канты…Или эскизы, не относящиеся ни к одному течению или художественной школе. Создавать отношения, не прибегая к типовым проектам – то же самое, что создать такую церковь, не прибегая к решениям, накопленным столетиями.

Temppeliaukio kirkko открывает двери, не ругая и не осуждая. Графичные тени, идущие от купола солнечными часами, отливы меди задают тебе вопрос: на какую архитектуру способен ты сам? Что ты выстраиваешь – куличи из грязи, пряничные домики, списываешь с чертежей других? Или же корпишь над удивительными произведениями, способными сохранить и себя, и другого человека, развивая друг в друге радость и воображение? Можешь ли ты идти на компромиссы, оставляя естественность ландшафта, берешься ли ты за кирку, чтобы отточить скальную породу? В каких случаях ты применишь динамит, а в каких будешь думать о хрупкой акустике? Братья Суомолайнен преподали нам хороший урок в строительстве, хотя, быть может, мы и вовсе не предпочитаем строить.

В Temppeliaukio прибыла новая группа туристов. Темппелиаукио – одна из достопримечательностей туристического маршрута.

Сейчас церковь из объекта религиозности, из места паломничества верующих превратилась в объект больше туристический. Мы идем туда, чтобы посмотреть архитектуру, историю, а не посмотреть на себя. Может, как и отношениях с Богом, отношения с людьми у нас так же стали обретать «туристический» оттенок? Может, это чувство кочевья, неумение прирастать корнями к одной земле, одним людям, и есть наше вечное туристическое «я», снабженное фотоаппаратами, открытками и билетами на самолет? Находясь вокруг нас, люди уже потенциально – лица на фотокарточках, которые мы создаем при первом случае неудобства отношений. И уже после расставания пишем им письма на безопасном расстоянии. Монументальная архитектура отношений трансформировалась до юрт, в которые мы иногда пускаем людей. Погостить. Выпить чашку чая.

Temppeliauko kirkko – маленькая юрта для современных людей. «Кочевников» или «оседлых». «Архитекторов» и «подражателей». Зимой на ее космическую крышу ляжет снег. А внутри, в окружении холодных камней, будет тепло. И гореть маленькие свечи на железных желобах. Бах будет звучать особенно по-домашнему, и лента Мебиуса в моем сердце совершит свой очередной виток.

Материалы:

Википедия

Борис Гройс, интервью журналу «Афиша» http://www.afisha.ru/article/boris-grojs-o-pussy-riot-fundamentalistah-i-zasil-e-videorolikov/

Похожие:

Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconЗаметка автора: Эта история произошла за несколько лет до событий...
Они оставили машину у ворот порта, когда кровь начала сочиться из вентиляционных решеток
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconДжанелла Нейра не исключает возможности возобновления отношений с Сегундо Сернадасом
Актриса говорит, что несмотря на то, что сейчас они в разводе, нельзя исключать возможности воссоединения
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconПоучение о том, чтобы не судить ближнего
А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение,...
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconУмеете ли вы слушать Бога Даллас Виллард Предисловие
Слушать Бога? Не слишком ли смело? Может быть, кому-то в этих словах послышится вызов или даже угроза
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconДолго думал, писать ли эту статью или нет вроде бы и так всё понятно,...
Отвечу сразу на один вопрос. Нас спрашивают почему в наших треках так много говорится о вере в Бога отвечаю, мы Православные люди,...
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках icon« блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично...
Богу. И если он отодвигается от Бога, то тотчас же начинает входить в область сатанинскую и приобретать эту скверную привычку — призывать...
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconИконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре
В разделах раскрывается суть вопроса (темы) на материалах научно-практического опыта, анализируются примеры (позитивные и негативные)....
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconТимоти Лири Семь языков бога Тимоти Лири Семь языков бога Тимоти Лири. Семь языков бога
Неужели два полушария нашего мозга и вдвое большая, чем необходимо, продолжительность жизни – это ошибка переходного процесса? Неужели...
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconВозможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений
Материалы научно-практической конференции «Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых»
Temppeliaukio kir k ko, или заметка об архитектуре отношений, возможности Бога и кочевниках iconКоординационный совет по туризму в администрации района 03. 11. 2011
Информацию я просил оставить у зам. Главы по экономике. Не знаю, читал он или нет, но 11. я всю пачку получил обратно. Да и моя заметка...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница