Скачать 162.29 Kb.
|
Методические указания для студентов к практическому занятию № 21. Тема: Антибиотики. Цель: Овладение практическими навыками по определению чувст-вительности бактериальной культуры к антибиотикам и составление антибиотикограммы. Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов. Содержательный модуль 5. Микробиологические основы антимикробной химиотерапии и антисептики. Тема 21: Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Актуальность темы. Антибиотики (от греч. аnti bios - против жизни) – химиотерапевтические препараты природного или синтетического происхождения, способные выборочно подавлять в организме больного рост и размножение возбудителей инфекционных заболеваний или задерживать развитие злокачественных новообразований. В основе выборочного действия антибиотиков лежат возникшие в процессе эволюции структурные и биохимические отличия двух основных групп клеточных организмов: прокариотов и эукариотов. Действие антибиотиков на микробы связано с их способностью угнетать биохимические реакции, происходящие в микробной клетке. В зависимости от молекулярного механизма действия антибиотики делят на: ингибиторы синтеза клеточной стенки (β-лактамные), ингибиторы синтеза белка (аминогликозиды, тетрациклины, макролиды), ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот (фторхинолоны – нарушают синтез ДНК, рифампицин – РНК), ингибиторы синтеза цитоплазматической мембраны - ЦПМ (полимиксины, полиены), ингибиторы биосинтеза пуринов и аминокислот (сульфаниламиды). В настоящее время антибиотики широко применяются в практической медицине, что имеет большое значение для лечения многих инфекций. Но, как и все лечебные препараты, антибиотики имеют побочные эффекты, что оказывает нежелательное влияние на макроорганизм, на микроорганизм и на другие лекарственные препараты. Наиболее частыми осложнениями антимикробной терапии со стороны макроорганизма являются:
Для того, чтобы предупредить развитие антибиотикорезистентности и, по возможности, избежать нежелательных побочных эффектов необходимо придерживаться следующих правил назначения антибиотиков: применять антибиотики только по показаниям (с учетом чувствительности микроорганизма к антибиотикам, которую определяют методом серийных разведений, диско - диффузионным методом, методом микротестсистем (ТПК), методом колодцев), избегать их применения с профилактической целью, после 10-15 суток проводить замену препарата, использовать антибиотики узкого спектра действия, придерживаться принципа ротации (проводить замену антибиотика после некоторого времени (1-2года) в больнице и в регионе), ограничить употребление антибиотиков в ветеринарии (как фактор роста) и в пищевой промышленности. Современные стандартизированные методы определения чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам подразделяют на методы серийных разведений и диффузионные. Методы серийных разведений основаны на прямом определении основного количественного показателя, который характеризует микробиологическую активность препарата - величины его минимальной подавляющей концентрации. Диффузионные методы основаны на диффузии антибактериального препарата из носителя в плотную питательную среду и подавлении роста исследуемой культуры в той зоне, где концентрация препарата превосходит МПК; существует две основные модификации диффузионного метода: диско-диффузионный и Е-тест. В диско-диффузионном методе в качестве носителя антибактериального препарата используют бумажный диск, а в Е-тесте – полоску полимера на которую нанесен градиент концентраций антибактериального препарата от min до max. При определении чувствительности микроорганизма к антибактериальным препаратам диско-диффузионным методом необходимо соблюдение следующих правил: толщина плотной питательной среды в чашках Петри должна быть 4,0±0,5 мм, чашки с расплавленной средой устанавливают строго горизонтально, оставляют до застывания при комнатной температуре, инокулюм микроорганизмов наносят на поверхность среды, равномерно распределяют по поверхности покачиванием и удаляют остаток инокулюма пипеткой, после чего приоткрытые чашки подсушивают при комнатной температуре в течение 10-15 мин (это обусловлено тем, что при t=370С имеет место опережающий рост микроорганизмов по сравнению с диффузией антибиотика из диска в агар), после подсушивания на поверхность чашек накладывают диски с антибактериальными препаратами стерильным пинцетом, расстояние от диска до стенок чашки и между дисками должно быть 15-20 мм, на одну чашку диаметром 100мм не следует помещать более 6 дисков, непосредственно после аппликации дисков чашки Петри ставят в термостат кверху дном и инкубируют при 370С 18-24 ч, после окончания инкубации проводят учет результатов, измеряя зоны задержки роста с точностью до 1 мм, используя таблицы значений зон задержки роста культуры, микроорганизм характеризуется как чувствительный, умеренно чувствительный (промежуточный) или резистентный. Конкретные цели: 1. Ознакомиться с основами учения об антибиотиках 2. Научиться трактовать методики получения и титрования антибиотиков. 3. Ознакомиться и изучить классификацию антибиотиков по происхождению, по механизму действия, по химическому составу. 4. Научиться анализировать и оценивать антибиотикограмму. Уметь: 1. Посеять бактериальную культуру на чашки Петри методом газона. 2. Подсушить чашки с посевами. 3. Поставить диски с антибиотиками на чашку с посевом. 4.Определить чувствительность культуры к антибиотикам методом серийных разведений. 5.Определить чувствительность культуры к антибиотикам на демонстрационных чашках методом бумажных дисков с антибиотиками. Теоретические вопросы:
3. Единицы действия антибиотиков. 4. Классификация антибиотиков по происхождению. 5. Классификация антибиотиков по химическому составу. 6. Классификация антибиотиков по молекулярному механизму действия. 7.Определение чувствительности культур к антибиотикам методом серийных разведений, диско - диффузным методом. 8. Механизм действия антибиотиков на микробную клетку. 9. Влияние антибиотиков на организм. 10. Лекарственная устойчивость микроорганизмов. 11. Методы преодоления лекарственной устойчивости патогенных микробов. 12. Принципы рациональной антибиотикотерапии. 13. Синергизм и антагонизм антибиотиков. 14. Правила применения антибиотиков. Практические задания, которые выполняются на занятии: 1. Определить чувствительность культуры стафилококка к линкомицину методом серийных разведений. 2. Засеять культуру стафилококка на чашки Петри методом газона, подсушить и наложить диски с антибиотиками. 3. Определить бактериостатическое и бактерицидное действие антибиотиков на демонстрационной чашке Петри с помощью линейки путем измерения зоны ингибиции роста в миллиметрах вокруг дисков.
Литература: 1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, Санкт-Петербург «Спе-циальная литература», 1998.- 592с. 2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1983.-512с. 3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імуноло-гією.– Київ: Вища школа, 1992.– 431с. 4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАР - МЕД, 2001.- 768с.
Дополнительная литература:
Краткие методические указания к работе на практическом занятии. В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из изучения методов определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Студенты засевают на чашки Петри с агаром бактериальную культуру методом газона, подсушивают чашки, накладывают диски с антибиотиками и ставят чашки в термостат. Затем студенты определяют чувствительность культуры стафилококка к линкомицину методом серийных разведений. Также студенты измеряют в миллиметрах зону задержки роста бактериальной культуры вокруг дисков с антибиотиками на демонстрационной чашке Петри, анализируют, оценивают и делают вывод о чувствительности микроорганизма к каждому антибиотику по таблицам. Оформляют протокол. В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ конечных результатов самостоятельной роботы каждого студента. ^
^ 1. Ребенку 9 лет, болеющему ангиной, назначили комбинированный сульфаниламидный препарат бактерицидного действия. Какой препарат был назначен? А. Сульфален. В. Уросульфан. С. Бисептол. D. Энтеросептол. Е. Этазол. 2. К антимикробным химиотерапевтическим препаратам, ингибирующим синтез нуклеиновых кислот относятся: А. Фторхинолоны В. Гликопептиды С. Макролиды D. Линкозамиды Е. Полиены 3. В больницу поступил ребенок, на слизистой оболочке щек, неба и языка которого был видимый точечный налет белого и желтого цвета, вызванный Candida albicans. Какой из перечисленных препаратов используется для лечения кандидоза? А. Пенициллин В. Тетрациклин. С. Гентамицин. D. Цефепим. Е. Нистатин. 4. У больного туберкулезом после длительного лечения появился шум в ушах, снижение слуха, сыпь на коже, отек слизистых оболочек и нарушение координации движений. После отмены препарата состояние больного значительно улучшилось. Какой препарат применял больной? А. Стрептомицина сульфат. В. Этамбутол. С. Изониазид. D. Бепаск. Е. Рифампицин. 5. Из гнойной раны больного выделен возбудитель – патогенный стафилококк и определена его чувствительность к антибиотикам: пенициллин – зона задержки роста бактериальной культуры – 8 мм; оксациллин – 9 мм; ампициллин – 10мм; цефотаксим – 22 мм; линкомицин – 11 мм. Какой антибиотик следует выбрать для лечения больного? А. Оксациллин В. Ампициллин С. Цефотаксим. D. Линкомицин. Е. Пенициллин 6. К неонатологу поступил новорожденный с серым цветом кожи, отеками, гепатомегалией («синдром серого ребенка»). Какой антибактериальный препарат может оказывать такое токсическое действие? А. Левомицетин В. Феноксиметилпенициллин С. Бензилпенициллин D. Карбенициллин Е. Оксациллин. 7. Перечислите возможные побочные эффекты антимикробных препаратов на макроорганизм: А. Дисбиозы, иммуномупрессия, токсические реакции В. Появление атипичных форм бактерий, дисбактериозы С. Формирование антибиотикорезистентности, аллергия D. Токсические реакции, угнетение появление L - форм Е. Нефротоксический эффект, антибиотикорезистентность 8. К стоматологу обратилась мать с жалобами на деструкцию зубов у ребенка 2 лет. При обследовании молочные зубы деформированы, поражены кариесом, у шейки коричневая кайма. Из анамнеза известно, что мать во время беременности принимала антибиотики без контроля врача. Укажите, антибиотики какой группы, обладающие наиболее выраженным тератогенным эффектом, принимала мать? A. Пенициллины B. Макролиды C. Тетрациклины ^ E. Цефалоспорины 9. Назовите основные принципы рациональной антибиотикотерапии: А. Микробиологический, клинический, фармацевтический B. Фармацевтический, эпидемиологический, химический С. Микробиологический, эпидемиологический, физический D. Клинический, биологический, фармакологический E. Эпидемиологический, физико-химический, клинический 10. Назовите антимикробные препараты, ингибиторы функции клеточ-ных мембран (ЦПМ): А. Полимиксины В. Хинолоны С. Макролиды D. Гликопептиды Е. Бета - лактамы ^
Г АНТИБИОТИКИ ^ -лактамные цефалоспорины карбапенемы ампициллин,амоксиклав имипенем, меропенем клиндамицин, линкомицин тетрациклины тетрациклин доксициклин ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() хинолоны, фторхинолоны ^ ![]() макролиды линкозамиды ![]() ![]() офлоксацин, ципрофлоксацин, гатифлоксацин ![]() ![]() узкого широкого пенициллины эритромицин, кларитромицин По характеру антибактериального действия ![]() ![]() нитрофураны ![]() ![]() полипептиды ![]() ![]() фурадонин, фурагин бактериостатические ![]() ![]() ![]() полимиксин бактерицидные ![]() сульфаниламиды полиены ![]() ![]() ![]() По механизму действия: ингибиторы бисептол ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() цефазолин, цефепим аминогликозиды нистатин, амфотерицин В Функции ЦПМ (полимиксины) Синтеза белка (аминогликозиды) стрептомицин, гентамицин, амикацин ^ действия Синтеза клеточной стенки (β-лактамы) Синтеза нуклеиновых кислот (фторхинолоны) ![]() ![]() антибактериальные противомикозные противоопухолевые противопротозойные ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ галогены антибиотики ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Производные 8-оксихинолина Производные 4-хинолона Производныенитрофурана Препараты хлора Препараты йода Хлорамины, хлорная известь, гипохлориты Раствор Люголя, йодинол, йодоформ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Нитроксолин, хинозол Оксолиновая кислота Фурацилин, фуразолидон ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() окислители щелочи детергенты альдегиды ^ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Формальдегид, гексаметилентетрамин Фенол, крезол, гексил, лизол Декамин, этоний, хлоргексидин Озон, перекись водорода, перманганат калия Аммиак, бура ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() кислоты и их соли спирты красители эфиры и фитонциды соли тяжелых металлов ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, этакридина лактат Пропиловый, изопропиловый этиловый Азотная, борная, соляная, серная Протаргол, нитрат серебра, сурьма HgCl ^ Осложнения со стороны макроорганизма Токсические реакцииГепатотоксические Макролиды: эритромицин Нефротоксические аминогликозиды Поражение органов кроветворения Левомицетин, сульфаниламиды Тератогенные Тетрациклиныдисбиозы кандидозы дисбактериозы иммуносупрессия Угнетение антителообразования Левомицетин Угнетение фагоцитоза ^ Пенициллины, цефалоспорины Изменения микроорганизма Появление атипичных форм (L-форм) Формирование антибиотико резистентности ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() тетрациклины ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Принципы рациональной антибиотикотерапии ^ Клинический Эпидемический Фармацевтический антибиотикограмма Правила хранения препарата, термин действия Принцип ротации – смены препарата через определенный период времени в регионе Состояние больного, пол, возраст, иммуный статус, сопутствующие заболевания Соответствующая доза, длительность интервалов введения, длительность лечения ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() АНТИБИОТИКИ ![]() ![]() ![]() метод серийных разведений ![]() ![]() ![]() метод дисков метод (ТПК) микротестсистем ![]() ![]() |
![]() | Методические указания к практическому занятию для студентов V курса... Информационный блок для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию | ![]() | Методические указания к практическому занятию для студентов V курса... Тема 21. 10. Артериальные тромбозы и эмболии конечностей. (Синдром острой артериальной непроходимости) |
![]() | Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших Цель: Изучение морфологии патогенных простейших в препаратах из патологического материала | ![]() | Методические указания для студентов к практическому занятию №20 Тема:... Цель: Изучение иммунобиологических препаратов, для специфичес-кой профилактики. Изучение роли клеточных факторов защиты организма... |
![]() | Методические указания к практическому занятию для студентов VI курса медицинских факультетов Тема 28. 24. Синдром хронической ишемии конечностей. Заболевания, его вызывающие. Консервативное и хирургическое лечение хронических... | ![]() | Методические указания для студентов к практическому занятию №13.... Атф при окислении углеродов, белков и липидов путем субстратного фосфорилирования (клостридии столбняка, ботулизма), капнические... |
![]() | Методические указания для самоподготовки студентов к практическому занятию №9 по информатике Понимание особенностей использования текстового и табличного редакторов для правильного редактирования и форматирования текста | ![]() | Методические указания для самоподготовки студентов к практическому занятию №4 по информатике Понимание особенностей использования текстового и табличного редакторов для правильного редактирования и форматирования текста и... |
![]() | Методические указания для самоподготовки студентов к практическому... Понимание особенностей использования поисковых систем для нахождения медицинской информации | ![]() | Методические указания для самоподготовки студентов к практическому... Понимание особенностей использования табличного редактора для правильного проведения расчетов и вставки диаграмм |