Скачать 1.42 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ Харьковский национальный медицинский университет МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ Часть 1 Утверждено ученым советом ХНМУ Протокол № от Харьков ХНМУ 2009 Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической химии. Часть 1 / В.И. Жуков, С.А. Сте-ценко, О.А. Наконечная. - Харьков: ХНМУ, 2009. - 92 с. Авторы: В.И. Жуков С.А. Стеценко О.А. Наконечная МОДУЛЬ 2 «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ» ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА: Введение в биохимию. Развитие биохимии как науки. История кафедры биохимии ХНМУ. Биохимические компоненты клетки. Особенности работы в биохимической лаборатории. Инструктаж по технике безопасности. АКТУАЛЬНОСТЬ: Биохимия – наука о молекулярной сущности жизни. Она изучает химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их преобразования, а также связь этих преобразований с деятельностью клеток, органов и тканей организма в целом. Изучая химические основы жизнедеятельности организмов в норме и при патологии, биохимия имеет важное практическое значение для медицины. ЦЕЛЬ: Выучить этапы становления биохимии как фундаментальной медико-биологической науки и определить роль биохимических исследований функционального состояния организма человека в норме и при патологии. Выучить основные биохимические функции биомолекул клеток организма. Ознакомиться с историей кафедры биохимии ХНМУ. Усвоить правила по технике безопасности при работе в биохимической лаборатории. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ ^ 1. Биологическая химия как наука. Предмет, задачи, основные исторические этапы и современные направления развития биохимии. 2. Цель и методы проведения биохимических исследований, их клинико-диагностическое значение. 3. Связь биохимии с другими медико-биологическими науками. Клиническая биохимия. Биохимическая лабораторная диагностика. 4. Мировая история биохимии и развитие биохимических исследований в Украине. 5. Химический состав живых организмов, его особенности по сравнению с объектами неживой природы. Химический состав организма человека. 6. Биохимические компоненты клетки (биомолекулы), их биохими-ческие функции. 7. Строение прокариотических и эукариотических клеток. 8. Аутотрофные и гетеротрофные организмы. ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЮ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1. Общие понятия биоорганической химии: полярность, гидрофобность и гидрофильность органических молекул; кислотные, основные и амфотерные свойства органических молекул. 2. Характерные особенности структуры спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот и аминов. 3. Структура отдельных представителей классов органических веществ: этанол, глицерол; уксусная, янтарная, фумаровая, пальмитино-вая, олеиновая, пировиноградная, щавелевоуксусная, кетоглутаровая, молочная, яблочная кислоты; уксусный альдегид, ацетон, этаноламин, холин. 4. Механизм образования эстеров на примере триацилглицеролов, их биологическая роль. 5. Общие представления о липидах и их классификации. Биологическая роль разных классов липидов. 6. Особенности структуры и биологической роли моносахаридов (глюкозы, фруктозы, галактозы, рибозы, дезоксирибозы), олигосахаридов (лактозы, сахарозы, мальтозы), полисахаридов (крахмала, гликогена, целлюлозы). 7. Классификации и свойства α-аминокислот. Структура отдельных представителей (глицин, аланин, цистеин, серин, глютамат, лизин, фенилаланин, триптофан, метионин). 8. Белки: механизм образования пептидной связи, уровни структурной организации, биологическая роль. 9. Нуклеиновые кислоты, нуклеозиды, нуклеотиды: особенности структуры и состава. Биологическая роль. ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности при работе в лабораториях кафедры биохимии ХНМУ Общие правила 1. Все работы в лаборатории проводить в рабочей одежде - халате и шапочке. При работе с реактивами обращать внимание на надпись на этикетке. 2. Не проводить реакций, результат которых неизвестен. 3. Все работы с сильно пахнущими веществами и реакции с вы-делением ядовитых газов проводить в вытяжном шкафу. 4. Не следует вдыхать выделяющиеся газы непосредственно из пробирки или направлять их в лицо. 5. После работы поставить реактивы на место, вымыть посуду, убрать рабочий стол. 6. В конце работы обязательно вымыть руки. 7. Не принимать пищу на рабочем месте и во время работы. 8. При возникновении пожара в лаборатории тушить его, прикрыв пламя тряпкой или засыпав песком. |
![]() | Методические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских... Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической... | ![]() | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профиоактического факультетов медицинских вузов, выполняющих... |
![]() | 27. Патология пищеварительной системы Тема 27. 11 Методические указания к практическим занятиям для студентов VI курса медицинских факультетов | ![]() | Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной... Прокурорский надзор: методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе / сост. О. А. Брашнина. – Новосибирск:... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса... Тромбоэмболия легочной артерии (как осложнение острых венозных тромбозов конечностей) | ![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VI курса... ... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов V курсов... Количество больных с травмой груди неуклонно растет в связи с техническим прогрессом и усиленной автомобилизацией страны | ![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса... Тема 27. 17. Хирургические осложнения у больных с инфекционной патологией. Дифференциальная диагностика между острыми хирургическими... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям “ Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”... | ![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса... Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и |