Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008


НазваниеМетодические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008
страница1/6
Дата публикации25.05.2013
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Химия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ВНУТРЕННЕЙ МЕДИЦИНЫ №3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


«Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)»

Харьков 2008

Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний крови и кроветворных органов».
Практическое занятие № 26.

«Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)»
Актуальность

Анемия является распространенным патологическим состоянием, а частота, с которой она встречается значительно варьирует в зависимости от возраста, пола, принадлежности к определенной этнической группе и сопутствующих заболеваний. Распространенность анемии у детей составляет 6-9%, но постепенно увеличивается с возрастом и составляет у взрослых лиц до 65 лет – 11% и у лиц 85 лет и старше – около 20%.

У женщин анемия встречается чаще, чем у мужчин. Около 12% женщин репродуктивного возраста (17-49 лет) страдают анемией, в то время как среди мужчин соответствующего возраста анемия составляет только 2%.

По данным американских исследователей известно, что среди чернокожего населения анемия встречается почти в 3 раза чаще (27%), чем у представителей белой расы (9%).

Сопутствующие заболевания значительно повышают риск возникновения анемии. В первую очередь, это касается лиц с онкологическими заболеваниями, которые получают химиотерапию. При этом, частота возникновения анемии зависит от типа опухоли и миелосупрессивных свойств режима химиотерапии. В частности, у пациентов, которые получают химиотерапию по поводу лимфомы, выраженная анемия встречается в 75% случаев, а у пациентов, которые получают химиотерапию по поводу рака молочных желез – только в 10% случаев. Следует добавить, что у 60% лиц с хроническими заболеваниями почек развивается анемия.

В связи с значительной распространенностью, длительным течением, а также с существенными затратами на лечение анемия считается актуальной медико-социальной проблемой.
^ Учебные цели:

  • Дать определение синдрому анемии и отдельным формам анемий (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая);

  • Ознакомиться с этиологией и патогенезом разных клинических форм анемий;

  • Ознакомиться с современными классификациями анемий;

  • Научиться распознавать основные симптомы и синдромы анемий;

  • Ознакомиться с методами исследований, которые используются для диагностики анемий; показаниями и противопоказаниями к их осуществлению, методиками их проведения, диагностической ценностью каждого из них;

  • Научиться самостоятельно истолковывать результаты проведенных исследований;

  • Научиться распознавать отдельные виды анемий;

  • Научиться назначать лечение при анемиях.


Что должен знать студент?

  • Основные этиологические факторы и патогенетические механизмы развития анемии;

  • Основные клинические синдромы пи анемиях;

  • Методы физикального обследования больных анемией;

  • Диагностическое значение определения гематокрита, клинического анализа крови и миелограммы;

  • Диагностическое значение результатов определения ферритина, железа, витамина В12, фолиевой кислоты;

  • Определение железосвязующих свойств крови;

  • Десфераловый тест, методика проведения и клиническая оценка результатов;

  • Тест Кумбса, методика проведения и клиническая оценка результатов;

  • Тест Хема, методика проведения и клиническая оценка результатов;

  • Диагностическое значение стернальной пункции при анемиях, показания, противопоказания;

  • Перечень дополнительных инструментальных исследований, которые применяются для определения источника кровопотери и для проведения дифференциальной диагностики;

  • Осложнения при анемиях;

  • Особенности ведения больных анемией;

  • Особенности лечения анемий (коррекция образа жизни, лечебное питание, медикаментозная терапия, гемотрансфузионная терапия);

  • Профилактические мероприятия для предупреждения развития анемий.


Что должен студент уметь?

  • Выделять основные клинические синдромы при анемиях;

  • Определять программу обследования больных с анемией;

  • Интерпретировать результаты лабораторных исследований;

  • Проводить дифференциальную диагностику заболеваний, которые сопровождаются синдромом анемии;

  • Назначать лечение больным анемией;

  • Оценивать прогноз у больных анемией.


Перечень практических навыков, которые студент должен усвоить:

  • Осмотр кожи, дериватов кожи, видимых слизистых оболочек;

  • Пальпация пульса;

  • Определение артериального давления;

  • Пальпация прекордиальной области;

  • Определение границ относительной и абсолютной тупости сердца;

  • Аускультация сердца;

  • Осмотр живота;

  • Поверхностная пальпация живота;

  • Глубокая методическая скользящая пальпация органов брюшной полости по Образцову-Стражеско;

  • Перкуссия и пальпация печени и селезенки.


Содержание темы.

Анемия – это клинико-гематологический синдром, который характеризуется снижением содержания гемоглобина и эритроцитов в единице объема крови, что приводить к развитию кислородного голодания тканей.

Анемия диагностируется при снижении в крови уровня гемоглобина менее 130 г/л и количества эритроцитов менее 4×1012/л у мужчин и, соответственно, менее 120 г/л и 3,5×1012/л у женщин. Имея общие черты, анемии в то же время представляют собой гетерогенную группу заболеваний, для которых характерны собственные этиология, патогенез, особенности клинической картины, диагностические критерии и методы лечении. В рамках данной темы рассматриваются основные клинические формы анемий: железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая.

Важное значение для формирования клинического мышления имеет патогенетическая классификация анемий.

^ I. Анемии вследствие кровопотери (постгеморрагические).

  1. Острая постгеморрагическая анемия.

  2. Хроническая постгеморрагическая анемия.

^ II. Анемии вследствие нарушения образования эритроцитов и гемоглобина.

3. Железодефицитная анемия.

4. Железоперераспределителная анемия.

5. Железонасыщенная анемия.

6. Мегалобластические анемии, связанные с нарушением синтеза ДНК.

6.1. В12- и фолиеводефицитные анемии.

6.2. Мегалобластные анемии, обусловленные наследственным дефицитом ферментов, которые принимают участие в синтезе ДНК.

6.3. В12-ахрестическая анемия.

7. Гипопролиферативные анемии.

8. Анемии, связанные с костномозговой недостаточностью.

8.1. Гипопластическая (апластическая) анемия.

8.2. Рефрактерная анемия при миелодиспластическом синдроме.

9. Метапластические анемии.

9.1. Анемия при гемобластозах.

9.2. Анемия при метастазах рака в костный мозг.

10. Дисэритропоетические анемии.

III. Анемии вследствие усиленного кроворазршения.

11. Наследственные анемии.

11.1. Связанные с нарушением структуры мембраны эритроцитов (микросфероцитарная анемия Миньковского-Шаффара, овалоцитоз, акантоцитоз).

11.2. Связанные с дефицитом ферментов в эритроцитах.

11.3. Связанные с нарушением синтеза гемоглобина (серповидно-клеточная анемия, гемоглобинозы, талассемия).

12. Приобретенные анемии.

12.1. Аутоиммунная анемия.

12.2. Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (болезнь Маркиафавы-Микели).

12.3. Лекарственная анемия.

12.4. Травматическая и микроангиопатическая анемии.

12.5. Анемии вследствие отравления гемолитическими ядами и бактериальными токсинами.

^ V. Анемии смешанные.
Во время диагностического поиска целесообразно определение характера анемии соответственно морфологии эритроцитов, цветного показателя, а также способности костного мозга к компенсации анемии.
Морфологическая классификация анемий:

^ I. Макроцитарная анемия (MCV*>100 мкм3 (фл**), диаметр эритроцитов > 8 мкм).

К этому типу анемий относятся анемии при дефиците вытамина В12, дефиците фолиевой кислоты и пароксизмальная ночная гемоглобинурия.

^ II. Микроцитарная анемия (MCV<80 мкм3 (фл), диаметр эритроцитов < 6,5 мкм).

К этому типу анемий относятся железодефицитная анемия, талассемия, микросфероцитарная анемия Миньковского-Шаффара.

^ III. Нормоцитарная анемия (MCV 81-99 мкм3 (фл), диаметр эритроцитов 7,2-7,5 мкм).

К этому типу анемий относятся гипопластическая анемия, большинство гемолитических анемий, острая постгеморрагическая анемия.

Примечание:

фл – фемтолитр (1 фл = 10-15л = 1 мкм3)

MCV (mean corpuscular volume) – средний объем эритроцита, рассчитывается по формуле:



Пример расчета: гематокрит 0,3 (30%), эритроциты 3,5×1012



Варианты морфологических изменений эритроцитов:

  • Анизоцитоз – изменение величины эритроцитов.

  • Пойкилоцитоз – изменение формы эритроцитов.

  • Микроцитоз – состояние, при котором в периферичской крови преобладают микроциты (эритроциты диаметром < 6,5 мкм).

  • Микросфероцитоз – наличие круглых микроцитов.

  • Шизоцитоз – наличие очень мелких частиц эритроцитов (2-3 мкм).

  • Планоциты – эритроциты с уменьшенной толщиной.

  • Анулоциты – эритроциты, похожие на кольцо (со значительным просветлением в центре).

  • Овалоциты – эритроциты овальной формы, без просветления в центре.

  • Стоматоциты – эритроциты с линейным просветлением в центре в виде рта.

  • Ксероциты – эритроциты с уменьшенным объемом клетки.

  • Акантоциты – эритроциты с шипами на поверхности.


Классификация анемий по цветному показателю

Анемия гипохромная (цветной показатель <0,8)

К этому типу анемий относятся железодефицитная анемия, железоперераспределительная анемия, железонасыщенная анемия, талассемия.

^ Анемия нормохромная (цветной показатель 0,85-1,05).

К этому типу анемии относятся гипопластическая анемия, большинство гемолитических анемий, острая постгеморрагическая анемия и метапластические анемии.

^ Анемия гиперхромная (цветной показатель >1,05)

К этому типу анемий относятся В12-дефицитная и фолиеводефициная анемии.

Примечание:

Цветной показатель (ЦП) – величина, характеризующая содержание гемоглобина в эритроците, рассчитывается по формуле:

, де 1 г%=10 г/л

Пример рассчета: гемоглобин 90 г/л, эритроциты 3,5×1012


Классификация анемии по способности костного мозга к компенсации.

  1. Анемия регенераторная (количество ретикулоцитов 0,5-5%)

К этому типу анемий относится железодефицитная анемия.

  1. Анемия гиперрегенераторная (количество ретикулоцитов >5%)

К этому типу анемий относятся острая постгеморрагическая анемия, гемолитические анемии, железонасыщенная анемия.

  1. ^ Анемия гипорегенераторная (количество ретикулоцитов <0,5%)

К этому типу анемий относятся В12-дефицитная анемия, фолиеводефицитная анемия, гипопластическая анемия.
Для статистической отчетности и обеспечения преемственности в процессе ведения больного с анемией используется международная классификация болезней (МКБ-10):

^ Анемии, связанные с питанием (D50-D53)

D50 Железодефицитная анемия

D51 В12-дефицитная анемия

D52 Фолиеводефицитная анемия

D53 Другие анемии, связанные с питание или фолатами

^ Гемолитические анемии (D55-D59)

D55 Анемия вследствие ферментных нарушений

D56 Талассемия

D57 Серповидно-клеточные нарушения

D58 Другие наследственные гемолитические анемии

D59 Приобретенная гемолитическая анемия

^ Апластические и другие анемии (D60-D64)

D60 Приобретенная чистая красноклеточная аплазия (эритробластопения)

D61 Другие апластические анемии

D63 Острая постгеморрагическая анемия

D64 Другие анемии
^ Общие сведения об эритропэзе

  • Появление, пролиферация и созревание клеток эритроидного ряда осуществляется по влиянием эритропоэтина и микроокружения на стволовые клетки красного костного мозга, а также зависит от наличия достаточного количества железа, кобаламина (витамина В12 ) и фолиевой кислоты.

  • Схема эритропоэза: полипотентная стволовая клетка → КУО-Г та Э (колониеобразующая единица гранулоцитопэза и эритропоэза) → КУО-Э (колониеобразующая единица эритропоэза) → проэритробласт → базофильный эритробласт → полихроматофильный эритробласт → оксифильний эритробласт → ретикулоцит → эритроцит.

  • После поступления из костного мозга в периферическую кровь, ретикулоциты за одни сутки превращаются в эритроциты. В свою очередь, эритроциты циркулируют в крови на протяжении примерно 120 дней, а потом захватываются и разрушаются макрофагами селезенки.


^ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ

Железодефицитная анемия – это анемия, которая характеризуется дефицитом железа в сыворотке крови, костном мозге и депо (селезенка, печень).

^ Латентный дефицит железа – это состояние, которое характеризуется снижением количества железа в депо и снижением транспортного железа (ферритина ) при еще нормальных показателях гемоглобина и эритроцитов.

Железодефицитной анемией и латентным дефицитом железа страдает 20% населения планеты.
^ Общие сведения об обмене железа.

  • Общее содержание железа в организме человека 4-5 г.

  • Железо содержится во многих продуктах питания животного и растительного происхождения, но лучше всего железо всасывается из мяса.

  • Абсорбция железа происходит в двенадцатиперстной и проксимальных отделах тощей кишки.

  • Суточная потребность в железе, поступающим с пищей, приблизительно 10-20 мг.

  • На протяжении суток в норме адсорбируется 1-2 мг железа и столько же теряется с калом, мочой, эпителием кожи.

  • Из кишечника до депо железо транспортируется в комплексе с белком трансферином.

  • Депонирование (сохранение) железа осуществляется в составе макромолекул ферритина (водорастворимый) и гемосидерина (малорастворимый в воде).

  • Ферритин и гемосидерин накапливаются в макрофагах костного мозга, селезенки и печени.

  • Затраты железа на эритропоэз составляют 25 мг в сутки (преимущественно используется то железо, которое освободилось после разрушения эритроцитов в селезенке, а не то, которое попало в организм с едой).

  • Железо в составе гемоглобина (основной фонд) - 75%, в составе резервного фонда (ферритин и гемосидерин) – 20%, в составе тканевого фонда (миоглобин и дыхательные ферменты) – 5%.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная,...
Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний крови и кроветворных органов»
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации гоу впо «башкирский государственный медицинский...
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации по учебной (педагогической) практике для...
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации для обеспечения контролируемой самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса факультета славянских и германских языков при организации кср по теме...
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации по выполнению дипломной работы для студентов...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в подготовке и написании дипломной работы. Даются рекомендации...
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации по выполнению
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих курс «Экономическая теория» на неэкономических...
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов...
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры управления
Методические рекомендации для студентов «Анемии (железодефицитная, В12-дефицитная, фолиеводефицитная, гемолитическая, гипопластическая, постгеморрагическая)» Харьков 2008 iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница