1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария


Название1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария
страница1/12
Дата публикации05.04.2013
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария.

2.Предмет и задачи гигиены физического воспитания и спорта. Значение этой науки в подготовке буду­щего учителя физической культуры

Гигиена – одна из старейших мед. Наук – цель которой охрана здоровья и профилактика заболеваний человека. Это наука о сохранение, укреплении и повышении здоровья общества.

Используются следующие гигиенические методы при решение задач:

Оптимизация условий и режимов труда и отдыха;

Рациональное питание;

Оптимизация двигательной активности;

Закаливание и тд

^ Методы делят (методы изучения гигиенических состояние факторов окружающей среды, и методы оценки реакции организма на воздействие того или иного фактора)

Метод санитарного обследования или описания. На основании его результатов объективно оценивается санитарная ситуация, фор­мируется рабочая гипотеза о возможном влиянии гигиенических факторов на здоровье населения. Объектом наблюдения может быть санитарное состояние населенного пункта, спортивных сооруже­ний, дошкольных и школьных общеобразовательных учебных уч­реждений, источников водоснабжения Однако санитарное опи­сание не позволяет получить количественную и качественную оценку факторов внешней среды. В связи с этим широко применя­ется комплекс физических, химических, бактериологических, радиологических, социологических, токсикологических, клини­ческих, физиологических, биохимических и санитарно-статисти-ческих, математико-статистических методов исследования.

Физические методы исследования позволяют оценить микро­климатические условия окружающей среды: уровень освещенно­сти, шума, температуры и влажности, направления и скорости движения воздуха и т.д.

Химические методы исследования необходимы для оценки хи­мического состава воздушной среды и почвы, качества воды, био­логической ценности продуктов питания и т.д.

Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных за­болеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оцен­ки действия различных химических веществ на организм человека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позволя­ют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды.

Социологические и санитарно-статистические методы иссле­дования дают возможность оценить количественные взаимодей­ствия между факторами внешней среды и здоровьем и физичес­ким развитием различных групп населения: рождаемость, забо­леваемость, продолжительность жизни, смертность и другие по­казатели.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или живот­ных как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Гигиенические требования реализуются различными путями. Один из них — санитарное законодательство.

^ Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдель­ных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной ги­гиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физи­ческой культуры и спорта. Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas — здоровье) - отрасль здравоохране­ния, содержание которой — разработка и проведение практичес­ких санитарно-гигиенических и противоэпидемических меро­приятий.

^ Гигиена физического воспитания и спорта - это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; орга­низации и содержания занятий физическими упражнениями; объ­ема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в про­филактике различных заболеваний, связанных с воздействием фак­торов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физи­ческими упражнениями, повышении оздоровительной эффектив­ности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физиче­ской культурой и спортом.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как на­уки является изучение процесса взаимодействия организма чело­века с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта со­стоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической куль­туры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического раз­вития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для это­го, относятся:

оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями; рациональное питание;

оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физи­ческими упражнениями; закаливание.
Значение

Реализация оздоровительного принципа физического воспита­ния возможна лишь при условии, что педагог по физической куль­туре, тренер по виду спорта будут знакомы с основными положе­ниями гигиены и усвоят, по выражению Ф. Ф. Эрисмана, «гигие­нический способ мышления».

Только зная о возможном неблагоприятном воздействии сни­женной или избыточной двигательной активности, недостаточ­ной или избыточной физической нагрузки, нерационального пи­тания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок, можно получить нужный резуль­тат от занятий физическими упражнениями.

Таким образом, студентам факультетов физической культуры и преподавателям физического воспитания, тренерам необходи­мы знания основ гигиены для правильной организации занятий физическими упражнениями, нормирования физических нагру­зок, организации и материально-технического обеспечения тре-




3.Вклад П.Ф. Лесгафта и гигиенистов русской школы в развитие теории и методики гигиены физического воспитания и спорта.



4.Законодательство Российской Федерации в области охраны здоровья населения

России. XVIII-XIX Основоположником теории физического образования и воспи­тания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая дея­тельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической ака­демии.

П. Ф. Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о фи­зическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физио­логии и гигиены физических упражнений и спорта.

Ближайшим последователем Лесгафта был ^ В. В. Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.

Особенно большое значение для развития гигиены физического вос­питания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших ин­ститутах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П.Ф.Лесгафта - А.Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном ин­ституте - В.Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми рек­торами этих институтов.

^ В. А. Волжинский сформу­лировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

В Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта научные иссле­дования в области гигиены физического воспитания и спорта проводи­лись также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л. И. Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигие­нической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Цент­ральном институте физической культуры.

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физи­ческого воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министер­ства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И.Аб­росимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомен дации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровитель­ной целью.

В результате многолетних научных исследований в области ги­гиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение вли­яния условий внешней среды на здоровье занимающихся физи­ческой культурой и спортом и их оздоровление; разработка гиги­енических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повыше­ние работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигие­ны физического воспитания и спорта как раздела науки и учеб­ной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гиги­ена планирования, строительства и эксплуатации спортивных со­оружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в от­дельных видах спорта.

В последние годы получены ценные научные данные, позволя­ющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физичес­кой культурой и спортом с учетом возрастных, половых и про­фессиональных функциональных возможностей и индивидуаль­ных особенностей занимающихся, климатических и других внеш­них факторов.

Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здо­ровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровитель­ной направленности всей системы физического воспитания.

Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и тре­бований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физи­ческого развития, сохранения и укрепления здоровья занимаю­щихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.

^ Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

^ Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

^ Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

^ Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации,субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Раздел II Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законно

Санитарное законодательство, совокупность издаваемых органами государственной власти и государственного управления правовых актов, устанавливающих требования и нормативы в области санитарной охраны внешней среды, труда и быта населения и его санитарно-эпидемиологического обслуживани
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconЛекция№1: Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения
ОзиЗ – дисциплина, изучающая широкий сперктр социальных, организационных, экономических, правовых, психологических и других проблем...
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconКонтрольные вопросы по Гигиене и экологии человека для студентов...
Понятие о гигиене как науке. Цель, задачи, предметы и методология гигиены. Методы гигиенических исследований
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconРабочая программа по дисциплине Физическая культура
Физическая культура” студентов вузов является формирование личности и способности направленного использования разнообразных средств...
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария icon5. Контрольные вопросы для подготовки к зачету / экзамену
Психология как наука: объект, предмет, основные направления. Основные методы психологических исследований
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconКонтрольные вопросы
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Место в деятельности организаций здравоохранения и практической...
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconФгбоу впо «магнитогорский государственный университет» «Рабочая учебная программа»
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования...
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов...
Педагогика как наука, ее основные категории, отрасли, методы педагогических исследований
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Психология»
Психология как наука: объект, предмет, основные направления. Основные методы психологических исследований
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconПеречень нормативно-правовых документов, регламентирующих здоровьесберегающую...
Етодической и нормативно-правовой документации, поиск которой занимает большое количество времени и силы у руководителей образовательных...
1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Методы гигиенических исследований. Санитария iconВопросы к экзамену (дифференцированному зачёту, зачёту) по дисциплине...
История как наука. Объект и предмет исторического познания. Принципы и методы исторических исследований
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница