3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов


Скачать 103.82 Kb.
Название3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов
Дата публикации06.04.2013
Размер103.82 Kb.
ТипИсследование
userdocs.ru > Химия > Исследование
Методы исследования управления качеством
2. Классификация видов исследования систем управления качеством

3. Основные методы исследования .

4. Методы анализа систем УК

5. Конкретные методы исследования УК

2. Классификация видов исследования систем управления качеством

Очевидно, что виды исследования управления качеством могут быть различными. Так, в зависимости от того или иного классификационного признака, безотносительно к объектам исследования среди них можно выделить

1. По периодичности исследования управления качеством могут быть разовыми, периодическими и регулярными.

2. По отношению к сфере использования результатов исследования можно подразделить на фундаментальные (познание новых законов и закономерностей управления качеством. При этом в ряде случав такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования даже в обозримом будущем) и прикладные (работы по реализации (внедрению) полученных результатов). Цель прикладных исследований - использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определенных практических проблем и задач по управлению качеством и его обеспечению. Это означает, что для действующих систем управления качеством должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых - проектирование и внедрение.

Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к системам управления качеством заключается в выявлении и научном обосновании направлений совершенствования управления качеством, разработке мероприятий по реализации направлений и повышении на этой основе эффективности функционирования систем управления качеством (более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации). Следует отметить, что подавляющее большинство исследований управления качеством относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности.

В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором же случае познание явлений, происходящих при управлении качеством, основывается на использовании неких абстрактных объектов. Практически же исследования управления качеством носят, в основном, теоретико-эмпирическую направленность, более полно способствуя выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, их тенденций развития, важнейших причинно-следственных связей, определению направлений, разработке и реализации мероприятий по совершенствованию систем управления качеством.

^ 3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов:

локальное, предусматривающее изучение свойств отдельных элементов подсистем системы без учета взаимосвязей с другими;

комплексное, предусматривающее изучение совокупности свойств управленческих элементов в их взаимосвязи и взаимодействии.
^ 3. Основные методы исследования .

При проведении исследований в области управления качеством может использоваться широкий арсенал

методов: теоретические; эмпирические; теоретико-эмпирические и др.

^ 1. К теоретическим методам обычно относят:

метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры системы управления качеством в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);

метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом (утверждений);

метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы управления качеством, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;

метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта управления качеством к целостному конкретному его познанию.

^ 2. К эмпирическим методам можно отнести:

метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта управления качеством;

метод измерения, позволяющий дать численную оценку исследуемого свойства объекта управления качеством, измеренную в определенных единицах;

метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. — в зависимости от цели исследования управления качеством);

метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта управления качеством в искусственно созданных для него условиях (натурных или моделированных). Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения. (Примером крупномасштабного экспериментирования может являться создание в 1970-е гг. комплексных систем управления качеством.)

^ 3. Теоретико-Эмпирические методы могут включать:

метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещаю-

щей реальный объект исследования);

метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов управления качеством анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и разработать соответствующую целям

управления качеством технологическую схему;

метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);

метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п.; результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.
^ 4. Методы анализа систем УК

Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

^ 1. Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития управления качеством. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемых объектов, что требует формирования их концептуальной (идеальной, желаемой) модели.

Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.

Результатами исследования управления качеством должны быть не только обоснованные направления его развития на перспективный период, но и определенные причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем управления качеством для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто диагностикой управления качеством.

Здесь Диагностика это комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в управлении и их последующей ликвидации.

^ 3 Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа управления качеством. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системе управления качеством. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.

4. При исследовании управления качеством немаловажное значение может иметь также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы управления качеством. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем управления качеством интегративного характера (совокупности взаимосвязанных систем управления качеством организаций), осуществляющих единый производственный процесс.
^ 5. Конкретные методы исследования УК

Независимо от классификации исследований управления качеством, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кроме указанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике, в частности:

• самообследование;

• интервьюирование, беседа;

• активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;

• анкетирование, изучение документации и информационных материалов;

• фукнкционально-стоимостной анализ;

• декомпозиция;

• последовательная подстановка;

• сравнение;

• динамический метод;

• структуризация целей;

• экспертный, социологический, органолептический методы;

• генерирование идей;

• нормативный метод;

• параметрический метод;

• метод главных компонент;

• балансовый метод;

• корреляционный метод;

• матричный метод;

• аналитически-расчетный метод;

• метод аналогий;

• сетевой метод;

• блочный метод;

• метод творческих совещаний;

• морфологический анализ;

• дифференциальный, комплексный и смешанный методы;

• индексный метод;

• графический и номографический методы, в том числе метод

графического моделирования.

Из всех перечисленных методов остановимся на нескольких наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию управления качеством.

1. ^ Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное описание, сроки достижения и анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей управления качеством. Структурированные цели часто представляют графически в виде ≪дерева целей≫, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построение такого ≪дерева≫ осуществляется на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур. Оно состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главные цели (подцели первого уровня) — цели второго уровня — подцели третьего уровня (и так до требуемого уровня). Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (по существу эти цели выступают по отношению к вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей требуется реализовать соответственно свои более конкретные цели второго уровня и т.д. Обычно для построения ≪дерева целей≫ используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Каждая подцель должна характеризоваться коэффициентом относительной важности. Сумма этих коэффициентов для подцелей одной цели должна равняться единице. Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

2. ^ Нормативный метод предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей, например, системы управления качеством может позволить установить соответствие этой системы принятой концептуальной модели. Нормативы могут определить состав и содержание функций управления качеством, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип ОСУ управления качеством и др.

Примером нормативов может быть норма управляемости, число допустимых уровней управления, уровень квалификации, процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, уровень качества выполнения функций и т.п.

3. ^ Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств системы управления качеством и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае — наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).

4. ^ Корреляционный (взаимосвязанный) метод является одним из экономико-математических методов исследования, позволяющим определить количественную взаимосвязь между несколькими параметрами исследуемой системы. При этом корреляционная зависимость в отличие от функциональной может проявляться только в общем, среднем случае, т.е. в массе случаев — наблюдений.

Первоначальной важнейшей задачей корреляционного метода является определение вида корреляционного уравнения (уравнения регрессии).

Корреляционные методы, особенно при множественной корреляции параметров, эффективно используются, как правило, в совокупности с другими экономико-математическими методами.

Среди других методов исследования управления качеством, которые наряду с этим также используются и при обеспечении качества, можно отметить метод генерирования идей.

^ 5. Метод генерирования идей заключается в коллективном решении вопроса:

• обсуждение вопроса;

• генерирование идей по решению вопроса;

• оценка идей;

• отбор наиболее эффективных идей по решению вопроса.

6. ^ Метод графического моделирования часто предполагает использование различных диаграмм, графиков и гистограмм.

В любом случае, независимо от используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. На разных этапах исследования эффективны различные методы.

Следует отметить, что при проведении исследований в области управления качеством, как и непосредственно при управлении качеством, часто используется рассмотренный выше экспертный метод.


Похожие:

3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconXI. Управление качеством и сертификация продукции
Управление качеством (понятия, факторы, требования). Основные методы управления качеством
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconЗаконы управления
Только те изделия, которые создаются в расчете на определенного потребителя, оказываются конкурентоспособными. Выпускать продукцию...
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconИсследование качества продукции. Под качеством
Охватывает такие вопросы, как контроль качества выполнения технологических процессов и операций по изготовлению продукции, ритмичность...
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управление качеством»
Происхождение и развитие концепции управления качеством по отношению к системе общего менеджмента
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconВопросы к экзамену по управлению качеством
История развития и основоположники Всеобщего Управления Качеством(tqm): Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава и др
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconПод критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания
Кант пишет об априорных формах познания в своем труде «Критика чистого разума». Критика это анализ познавательных способностей человека....
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconГолдстейн И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Сокр пер с англ
Голдстейн М. и Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Сокр пер с англ. – М.: Знание, 1984. – 256...
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Управление проектами» Тема 1 Основы управления проектами
...
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов iconПрирода и сущность организации. Формирование и развитие теории организации...
Виды социальных организаций как объектов управления и особенности управления ими
3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов icon1. Правильное размещение объектов, явлении на картинной плоскости называется
Как называется правило, когда важный элемент находится на расстоянии 1/3 от целого
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница