Скачать 245.86 Kb.
|
![]() ![]() ![]() Почему нельзя есть в McDonald`s? Эрик Шлоссер От переводчика От книги Эрика Шлоссера «Нация фастфуда» содрогну- лись все Макдональдсовые столики мира. Несколько лет журналист Шлоссер изучал, как система быстрого питания перепахала не только диету, но даже пейзаж сначала Аме- рики, а затем и других континентов. Он знает, откуда берется мясо (и потому перестал есть го- вяжий фарш), почему так вкусна жареная картошка и ка- кова настоящая цена гамбургера, которую не вывешивают над прилавком. Изложив все это в книге, Шлоссер до сих пор отбивается от разозленных акул американского пище- прома. А в газетах получил, например, такие отзывы: «По- сидите полчасика с этой книжкой, получите лучшую дие- ту» («Санди Геральд») и «Этого чтения достаточно, чтобы превратить Шварценеггера в вегетарианца» («Сиэтл Уик- ли»)... Вместо вступления · McDonald's есть в школах, на кораблях, в больницах. · В 1970-м американцы тратили на эту еду 6 млрд дол- ларов в год, в 2001-м - больше 110 млрд. Это больше, чем на высшее образование, компьютеры, автомобили. Боль- ше, чем на книги, фильмы, журналы, газеты, видео и музы- ку вместе взятые. · В любой день, сегодня и вчера, четверть взрослой Америки обедает в фастфуде. От фастфуда никуда не деть- ся, вне зависимости от того, ешь ты там дважды в день, из- бегаешь этого или вообще ни разу не кусал от гамбургера, как многие в Украине. · McDonald's сегодня отвечает за 90% новых рабочих мест в год. Каждый год компания нанимает миллион чело- век. Но у самого крупного работодателя - самая низкая зар- плата. Хуже только у иммигрантов на полях. · Средний американец съедает 3 гамбургера и 4 пор- ции картошки каждую неделю. · Каждый восьмой рабочий США когда-то работал в McDonald's . · McDonald's потребляет свинины, говядины и карто- феля больше всех в США, курицы - немного меньше, чем фастфуд «Кентукки фрайед чикен». · мире. На рекламу McDonald's тратит больше всех марок в · Специально для McDonald's выведена порода кур с огромной грудью, «Мистер Макдональдс». Из белого мяса грудки делается популярное блюдо в меню, «Чикен Мак- наггетс». Это изменило всю индустрию производства куря- тины. Курицу стали продавать не целиком, как 20 лет на- зад, а нарезанной на куски. · Золотые арки Макдональдса, по мнению психолога Луиса Ческина, - фрейдистский символ. Это «пара огром- ных грудей» матушки Макдональдс… · 96% американских дошкольников сразу узнают кло- уна Рональда Макдональда. Выше процент узнавания толь- ко у Санта-Клауса. История Когда гамбургеры попали на конвейер, американцы засе- ляли свой Запад на автомобилях, меняя облик Южной Ка- лифорнии сетью дорог. К 1940 году в Лос-Анджелесе был миллион машин: больше, чем в 41 штате. Именно в Кали- форнии появился первый в мире мотель и отец фастфуда - драйв-ин, придорожный ресторанчик. Водителей замани - вали яркие неоновые вывески и девочки в коротких юбках, так называемые «кархопс» - дорожные официантки, кото- рые брали заказы и приносили еду прямо в машину. Драйв-ины в 50-е были бешено популярны. При них вырос- ли даже церкви с призывами «Помолись в семейном авто- мобиле». Два брата Ричард и Морис Макдональдсы приехали в Кали- форнию в начале Великой депрессии, искать работу в Гол- ливуде. Устанавливая декорации на студии, они накопили немного денег и открыли кинотеатр. Но заведение не при- носило прибыли, и тогда братья решили присоединиться к модному бизнесу. Их «Макдональдс бразерс бюргер бар драйв-ин» с хотдогами оказался на удивление прибыльным. К концу 40-х годов братьям надоело нанимать новых офи- цианток, все время менявших места работы, разыскивать хороших поваров и закупать тарелки, которые покупатели- тинейджеры постоянно колотили. Сами покупатели- тинейджеры тоже им надоели. McDonald's закрыли свою лавочку и через 3 месяца откры- ли вновь. Но все было по-другому. Они установили огром- ные грили, выкинули две трети пунктов из меню, оставив то, что не надо есть с ножом и вилкой. Заменили фарфоро- вую посуду бумажной. Впервые применили на кухне принцип конвейера: один ра- ботник жарил котлетки, другой укладывал их в булку. Все гамбургеры теперь делались с одной начинкой: кетчуп, лук, горчица, два маринованных огурца. Рекламный слоган заве- дения гласил: «Представьте - никаких официантов - ника- ких посудомоек - никаких водителей. Самообслуживание!» За счет всего этого гамбургеры стали вдвое дешевле, и от покупателей не было отбоя. Для работы братья наняли юношей, полагая, что девуш- ки привлекут ненавистных подростков, а это отвратит всех прочих клиентов. Расчет был верен. Вскоре очереди замет- но повзрослели, а в газетах написали: «Наконец-то рабо- чие семьи могут накормить своих детишек в ресторане». Непрофессионал Ричард сам придумал дизайн кафе. Чтобы его было видно издалека, он установил на крыше две золо- тые арки, подсвеченные неоном. Так родился один из зна- ков нашего времени. Конкуренты разевали рты. Вскоре по всей стране появи- лись заведения с надписями «Наш ресторан такой же, как McDonald's!». Идея путешествовала от одного лавочника к другому. Из этих кафе выросли все гиганты сети быстро- го питания. А «Макдональдсов» из 250 в 1960-м стало 3000 в 1973-м. Накрыть своей сетью всю Америку братьям помог талант- ливый бизнесмен Рей Крок. Когда-то он был джазовым му- зыкантом, играл в борделе, потом продавал всякую ерун- ду... Бросив взгляд на ресторанчик «McDonald's», Крок понял, что с таким можно покорить весь мир. Братья McDonald's не были так амбициозны. Они стригли по 100 тысяч в год, имели большой дом и три кадиллака и совсем не любили путешествовать. Потому оба согласи- лись на предложение Крока продавать франшизы всем же- лающим открыть новое кафе. Вначале право открыть « McDonald's» стоило 950 долла- ров. Сегодня -- 500 000. А Крок стал отцом-основателем «McDonald's corporation». Кормит детей и кормится детьми Братья McDonald's делали ставку на семью. Крок пошел дальше и научился продавать товар детям. В начале биз- неса он облетал города на своей «Чессне», чтобы высмо- треть, где находятся школы. В середине 70-х в Америке был в разгаре бэби-бум, но не так уж много имелось чистых и удобных мест для семейно- го отдыха. А ведь каждый ребенок мог привести с собой не только двоих родителей, но и бабушку с дедушкой... Крок любил повторять, что он работает не в «пищепроме», а в шоу-бизнесе. Цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоу- ном Рональдом (появился в 60-е благодаря телепрограмме) и едой, завернутой в яркую упаковку, приворожили детей. Сейчас в McDonald's США 8000 игровых площадок, в «Бюргер Кингах» - 2000. «Площадки приводят детей, дети - родителей, родители - деньги». Каждый месяц сюда при- ходят 90% всех американских отпрысков. Кроме площадок и клоуна их привлекают игрушками, которые вместе с гам- бургером и колой входят в набор «Хэппи милз» - «Счастли- вая еда». Игрушки выпускают сериями после выхода оче- редного мультика или фильма, их хочется собрать в кол- лекцию... Мягких зверей «Бини бэби», набитых шариками, за 10 дней в 1997-м продали 100 миллионов! В результате современный ребенок объедается гамбургера- ми и пьет в три раза больше колы, чем 30 лет назад. В Аме- рике колу пьют даже 2-летние малыши. (Сегодня тактику Крока переняли множество компаний, осознав, что дети - беспроигрышная категория покупателей, на которую тер- заемые чувством вины занятые родители тратят все боль- ше денег.) По большому счету, вся индустрия фастфуда рассчитана на детей. Это то, что кормит детей и кормится ими одновре- менно: главной рабочей силой этих кафе являются старше- классники. Двум третям всех работников сети быстрого питания нет 20. Они работают за очень маленькую плату, выполняя простые операции. В 1958 в McDonald's появилась первая инструкция о 75 страницах, в деталях описывающая поря- док всех действий по приготовлению еды и способы обще- ния с покупателями. Сегодня в такой книге 750 страниц, и ее называют «библией Макдональдса». Текучка кадров в фастфуде - до 400%. Типичный работник уходит из кафе уже через 4 месяца. Среди работников мно- го подростков из бедных семей и иммигрантов, особенно из Латинской Америки, которые знают по-английски только название блюд в меню. Маленькая зарплата и отсутствие защиты труда подменя- ется созданием «духа команды» у юных работников. Уже давно менеджеров Макдональдса учат, как грамотно хва- лить подчиненных и создавать иллюзию их незаменимости. Ведь это дешевле, чем повышать зарплату. Травматизм у молодого персонала в два раза выше, чем у взрослых. Каждый год калечатся в своих кафе 200 000 че- ловек. Кроме того, фастфуды часто подвергаются разбой- ным нападениям - в основном со стороны тех же тинейдже- ров, которые там работали или работают. 4-5 человек по- гибают на работе каждый месяц. В 1998-м в США работни- ков ресторанов было убито больше, чем полицейских офи- церов. Юная рабсила любит пошутить. Видеозаписи в фастфудах Лос-Анджелеса показали, что тинейджеры чихают в еду, лижут пальцы, ковыряют в носу, тушат сигареты о про- дукты, роняют их на пол. В мае 2000-го трое подростков из «Бюргер Кинга» в Нью-Йорке были арестованы за то, что около 8 месяцев плевали и мочились в блюда. В миксерах живут тараканы, а мыши лазают по ночам на оставленных для разморозки гамбургерах... Известно, что многие работ- ники фастфуда не едят в родном кафе, пока сами не приго- товят себе порцию. Мистер Картофан Неформальный девиз штата Айдахо: «У нас хорошая кар- тошка и... ну, и больше ничего. Но картошка хорошая!» Еще в 20-е годы в этом краю с теплыми днями, прохладны- ми ночами и легкими вулканическими почвами сложилась супериндустрия картофеля. Урожай нужно было пристраивать. Американцы в то время ели картошку вареной, печеной или в пюре, но постепенно любовь к картошке фри, рецепт которой еще в 1802-м при- вез из Франции президент Джефферсон, распространилась повсюду. Успешный картофельный фермер Джей Ар Сим- плот всегда держал нос по ветру. И вскоре его химики усо- вершенствовали технологию быстрой заморозки. Симплот начал торговать морожеными ломтиками в 1953- м. К своему удивлению, вначале он не мог найти достаточ- но покупателей. В то же время для Рея Крока картошка была головной болью. Пользуясь популярностью не мень- ше гамбургеров, она отнимала кучу времени. И тогда Крок решил прикупить мороженой картошки у Симплота. Посетителям кафе понравилось. Вернее, они ничего не за- метили. Зато резкое снижение цены прибавило «френч фрай» популярности: ее стали потреблять почти в 8 раз больше. (А Симплот с легкой руки фастфуда стал одним из самых богатых людей Америки и крупнейших землевла- дельцев. Этот престарелый мультимиллиардер ходит в ков- бойской шляпе, обедает в McDonald's) и ездит на линколь- не с номером «Mr. Spud» - «Мистер Картофан».) Современный картофельный завод – «торжество прогрес- са». Картошку сортируют автоматически, моют, сушат под паром так, что отваливается шкурка. Затем автоматически режут, а камеры с разных сторон высматривают дефекты клубней и вышибают такие картофелины паром, чтобы в специальном отсеке осторожно срезать пораженный уча- сток. Нарезанная картошка опускается в огромные чаны с кипящим маслом, ее жарят до легкого хруста, заморажива- ют, сортируют с помощью компьютера, особой центрифу- гой укладывают в одном направлении, пакуют и везут в ре- сторан. Осенью к картошке добавляют сахар, весной уби- рают - и вкус всегда остается неизменным. Ты бреешься тем же, что жуешь на ужин Вкус этой картошки из McDonald's нравится всем. Рань- ше он зависел исключительно от жира, в котором ее жа- рили. Десятки лет это была смесь 7% хлопкового масла и 93% говяжьего жира. В 1990-м люди ополчились на холе- стерол, и в фастфудах перешли на 100% растительное мас- ло. Но вкус-то требовалось оставить тем же! Если вы се- годня запросите в McDonald's сведения о составе блюд, то в конце длинного списка прочитаете скромное «натуральный ароматизатор». Это универсальное объяснение того, поче- му в фастфуде все так вкусно... Фастфуд рождался в эру Эйзенхауэра, очарованную техно- логиями, во времена лозунгов «Улучшим жизнь химией» и «Атом - наш друг». Рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных книгах, а в трудах «Технология пи- щевой промышленности» и «Инжиниринг еды». Почти все продукты поступают в кафе уже морожеными, консерви- рованными или сушеными, и кухни этих кафе становятся последними инстанциями в ряду сложного промышленно- го процесса. Такая простая на вид еда перелопачена на сто раз. То, что мы там едим, за последние 40 лет изменилось больше, чем за предыдущие 40 000. И вкус, и запах гамбур- геров и картошки делается на огромных химических заво- дах Нью-Джерси. Около 90% всех продуктов, которые мы покупаем, прошли предварительную обработку. Но консервация и заморозка убивают естественный вкус еды. Потому последние 50 лет ни мы, ни фастфуд не смогли бы прожить без химических заводов. Индустрия вкуса засекречена. Ведущие американские ком- пании ни за что не разгласят ни точных формул своего про- дукта, ни имен основных клиентов. Чтобы посетители кафе быстрого питания думали, что у него отличная кухня и та- лантливые повара... Перед тем как посетить один из заводов компании «Интер- нейшнл Флаворс энд Фрагрансез» («Международные вку- сы и ароматы»), Шлоссер подписал обязательство не раз- глашать названия продуктов, содержащих продукцию ком- пании. Он побывал в лабораториях «легких закусок», ко- торые отвечают за вкус хлеба, чипсов, крекеров, хлопьев; кондитерской - она «делает» мороженое, конфеты, пирож- ные и зубную пасту; лаборатории напитков, откуда исте- кает «правильное» пиво и «100%-ный» сок. Запах земля- ники - это по меньшей мере 350 химикатов. Больше всего вкусовых добавок и красителей в газировках. Можно при- дать еде запах свежескошенной травы или немытого тела... Кстати, разница между «натуральными» и «искусствен- ными» ароматизаторами абсурдна. И те, и другие состо- ят из одного и того же, получены благодаря высокоразви- тым технологиям и сделаны на одном и том же заводе. Про- сто первые получают, подвергая химическим реакциям на- туральные продукты, а вторые «собирают» искусственно. Кроме вкуса продуктов, компания производит запах 6 из 10 самых популярных духов мира, включая «Бьютифул», «Эсти Лаудер», «Трезор» и «Ланкома». А также запахи мыла, средств для мытья посуды, шампуней и пр. Все это результат одного процесса. Бреешься ты фактиче- ски тем же, что у тебя на ужин. Доказано, что вкусовые предпочтения, как и личность, формируются в первые годы жизни. Маленькие дети едят в фастфудах, и это становится для них «счастливой едой» на всю жизнь... Кого едят коровы Ковбои и ранчеры всегда были иконой американского За- пада. Но больше полумиллиона из них за последние 20 лет продали скот и сменили занятие. Всю мясную промышлен- ность прибрали к рукам крупные корпорации, работающие на фастфуд. Изменилось все: от содержимого коровьей кормушки до зарплаты мясника. Работа на мясокомбинате стала самой опасной в Америке: только официальный по- казатель составляет 40 000 ранений в год. Мясокомбинаты США обрабатывают до 400 туш в час, в то время как в Ев- ропе не больше 100. Из-за низкой зарплаты здесь трудятся одни иммигранты. Но изменился не только процесс забоя скота. Он лишь по- следняя капля в цепочке роковых для мясной промышлен- ности перемен. Коровы фермеров питались, как им и положено, травой. Коровы, предназначенные для большой фастфудовской мясорубки, за три месяца до умерщвления огромными ста- дами загоняются на специальные площадки, где их кормят зерном и анаболиками. Одна корова может съесть больше 3000 фунтов зерна и на- брать 400 фунтов веса. Мясо при этом становится очень жирным, в самый раз для фарша. Рост цен на зерно ухудшил и без того ужасную ситуацию. До 1997 года - первого звонка от коровьего бешенства - 75% американского скота ели останки овец, коров и даже собак и кошек из приютов для животных. За один 1994 год коровы США съели 3 млн фунтов куриного помета. После 1997-го в рационе остались добавки из свиней, лошадей и кур вместе с опилками из курятников. Осторожно: фарш! В начале ХХ века у гамбургеров была плохая репутация. Они считались опасной едой бедняков, которую продавали только с тележек у фабрик или на ярмарках. «Есть гамбургеры - все равно что питаться из мусорного ведра», - писали тогда газеты. Поправить репутацию булки с котлетой удалось в 20-е годы компании «Белый замок», которая установила свои грили на виду у публики. Потом подоспели драйв-ины и семейная политика McDonald's. Гамбургеры показались всем идеальной детской едой: лег- ко жевать, держать в руке, сытно и недорого. И самыми жуткими жертвами гамбургеров тоже оказались дети. Больше 700 детей заболели в Сиэтле в 1993-м и ше- стеро умерли, пообедав в фастфуде «Джек ин зе Бокс». В течение 8 лет после этого случая аналогичную инфекцию подцепили полмиллиона человек. Из них сотни были убиты гамбургерами, а именно содержа- щимися в фарше колибактериями. Колибактерию 0157H7 выделили впервые в 1982-м. Она мутирует из обычной бактерии кишечника и выделяет ток- син, поражающий его внутреннюю оболочку. 5% заболев- ших умирают в страшных муках, при этом антибиотики бессильны. Колибактерии необыкновенно устойчивы - к кислоте, хлорке, соли, морозу, живут в любой воде, сохра- няются на прилавках неделями, а для инфицирования орга- низма их нужно всего пять. Можно подцепить колиинфек- цию, поплавав в озере или поиграв на зараженном ковре. Этот мутант живет в коровах десятки лет. Но изменения в выращивании и забое скота создали идеальные условия для его распространения. Санитарные условия в коровьих заго- нах сравнивают со средневековым городом, где текли реки из нечистот. А когда шкуры обдирают на мясокомбинате, ошметки навоза и грязи падают в мясо. Потому кусок сырого мяса на кухне - страшная угроза. Те- сты микробиологов выявили, что на обычной кухонной ра- ковине фекальных бактерий больше, чем на унитазе. Луч- ше съесть морковку, которая упала в унитаз, чем ту, что упала в раковину на кухне. С фаршем дела еще хуже. Исследования показали, что в 78,6% говяжьего фарша есть микробы, распространяющи- еся через фекалии. Медицинская литература о пищевых от- равлениях изобилует эвфемизмами: «уровень форм коли- бактерий», «аэробное число»... Но за этими словами сто- ит простое объяснение, почему от гамбургера можно забо- леть: в мясе есть навоз. Ситуация опасна еще и тем, что при современном уровне переработки фарш одного гамбургера содержит мясо де- сятков и даже сотен коров. И без колибактерий в нем хва- тает заразы. Каждый день в Америке около 200 000 людей страдают от пищевых отравлений, 900 попадают в больни- цы и 14 умирают. Бутерброды меняют людей Эксцентричный японский миллиардер Ден Фуджита прита- щил McDonald's в свою страну со словами: «Если мы бу- дем есть гамбургеры и картошку тысячу лет, мы станем выше, наша кожа побелеет, и из брюнетов мы превратим- ся в блондинов». На самом деле и японцы, и все прочие клиенты Макдональ- дса всего за несколько лет превращаются в толстяков. 54 миллиона американцев страдают ожирением, 6 миллионов супержирны - они весят больше нормы на 100 фунтов (45 кг). Ни одна нация в истории не толстела так быстро. А порции фастфуда все растут. Сеть «Венди» предлага- ет «трехпалубный» гамбургер. «Бюргер Кинг» - бутер- брод «Великий американец». «Харди» - «Монстра». «Мак- дональдс» - бигмаки. Потребление газировки выросло в 4 раза. Если в 50-х типичный заказ колы был равен 230 г, те- перь «детская» порция - 340 г, а взрослая - 900. Люди под- сели на жир и сахар. Ожирение - вторая после курения причина смертности в США. Каждый год от него умирают 28 тысяч человек. В 2 раза возрос уровень ожирения у англичан, которые больше всех европейцев любят фастфуд. В Японии с их морской и овощной диетой толстых раньше почти не было - сегодня они стали как все. Фастфуды обвиняют в том, что на их товарах нет инфор- мативных этикеток об угрозе ожирения. Группа толстяков Нью-Йорка недавно подала в суд на сети быстрого пита- ния за то, что они «сознательно навязывают людям вред- ную еду». Послеловие За нападки на любимую Америкой еду Шлоссера называ- ли экономическим невеждой, болваном и фашистом. Офи- циальные лица McDonald's высказались, что «настоящий McDonald's не имеет ничего общего с этой книгой. Он врет о наших людях, нашей работе и еде». Напоследок Заходите на http://4vegan.ru/veganbooks/ и подпишитесь на серию «Книги по-Вегану», чтобы постоянно получать новые издания + сразу же скачать все книги, которые уже есть в коллекции. Мой сайт: http://4vegan.ru/ ![]() |
![]() | Психологические особенности учебной деятельности младших школьников О том, есть ли одаренность, нельзя судить после выполнения тестовых испытаний, так как их обычно составляют с учётом стандартов среднего... | ![]() | Почему охоту на льва нельзя назвать трудом? |
![]() | Во что мы играем? Поэтому мы не будем приводить научные доводы, почему у нас радиация не приносится с дождями, почему нет генетических отклонений,... | ![]() | Эта же книга в других форматах А я ревела и не понимала, почему меня ругают, а мальчишек нет. Почему им можно нырять, а мне нельзя? Как это так я не умею плавать?... |
![]() | Почему нельзя пить воду из-под крана? Я думаю, многие не задаются этим вопросом и сейчас. Давайте разберемся, почему не стоит пить воду из под крана. Мы расскажем вам... | ![]() | Как выжить в России! Глава Деньги Чтобы выжить в России нельзя: брать в долг, нельзя давать в долг, нельзя брать кредит, нельзя брать ипотеку, нельзя брать ответственность... |
![]() | Рецепты отрока вячеслава ( русский ангел ) Нельзя при белокровии есть консервированные грибы и соленые огурцы, все орехи. Можно есть много земляники (все растения), черника... | ![]() | Инструкция по покупке саженцев плодовых рыночных 18 Нельзя, нельзя, и вдруг — есть! Невозможно, немыслимо, а тут — вот оно! Все привыкли, прониклись, всосали с молоком матери «терпение... |
![]() | Штрих-код и есть чип? Штрих-код и есть чип? Эл. Паспорта получать нельзя! (информация к размышлению и обсуждению) | ![]() | Почему я тупею? Почему "красные" выпускники по экономике ргтэу [1], и не только, не могут извлечь квадратный корень из 100? Почему Достоевского и... |