Основы химиотерапии, химиопрофилактики. Антибиотики

НазваниеОсновы химиотерапии, химиопрофилактики. Антибиотики
Дата публикации19.03.2013
userdocs.ru > Химия > Документы
тема: Основы химиотерапии, химиопрофилактики. Антибиотики.

Химиотерапия – лечение инфекционных заболеваний с помощью лекарственных препаратов, которые преобладают избирательным действием на микроорганизмы подавляя их рост и размножение

Химиопрофилактика - предупреждение инфекционных болезней и рецидив путем их приема лекарственных средств

Основоположником химиотерапии является Пауль Эрлих 1885 год. Сформулировал саму идею. Основной принцип химиотерапии: Физиологическая имитация. Химическое вещество способно избирательно взаимодействовать с бактериальным кл за счет наличия на поверхности рецепторов по своей конфигурацией подходящих для этого химического вещества.

Известно большое количество химиотерапевтических препаратов их объединяет ряд общих признаков:

1. Химический препарат не должен обладать токсическим действием на макроорганизм Безвредность проверяется с помощью химиотерапевтического индекса: ХТиндекс = minтерапевтическая доза/maxпереносимой<1. maxпереносимой- достижимая концентрация в жидкостях организма.

2. Избирательное действие на микроорганизмы и их. Например на Г+, на грибы, на паразиты, на спирохеты, микобактерии.

3. Обладают бактериостатическим или бактерицидным действием.

4. Постоянное формирование лекарственной устойчивости у микроорганизма.

В основе мтодов профилактики и борьбы с инфекционными болезнями лежат методы уничтожения и подавления условно и патогенных микроорганизмов. Это подав может быть на объектах внешней среды и внутри организма. Известно много химических веществ с антимикробным действии - химические вещества:

• Дезинфектанты, которые используются для уничтожения микроорганизмов на объектах внешней среды (хлорсодержащие препараты, фенольные препараты – избирательным действием не обладают, токсичны для живых тканей).

• Антисептики – для уничтожения условно – патогенных на нормальных, поврежденных тканях, на медицинском инструментарии, средствах гигиены (спиртовой раствор йода, марганцовка, перекись водорода, 70% этиловый спирт, хлоргексидин, первомур, растворы кислот) могут быть использованы для местного применения, не обладают избирательным действием, малотоксичные.

Механизм действия связан с денатурацией белка.

Анитибиотики обладают избирательным действием, могут применятя внутрь, сохранятся внутри, они находят мишени (отдельные структуры бактериальной клетки) и не вступают в связь с другими клетками.

^ Антибиотики – высокоактивные продукты метаболизма многих микроорганизмов избирательно подавляющие рост и размножение бактерий и опухолей.

Открытие связано с явлением антоганизма (Пастер, мечников). Открыватель пенициллина – Флеминг 1940 год (через 20 лет после обнаружения явления). Производство связано с учеными Флори и Чейн 1942 год. В нашей стране 1943 год – Ермольева.

Классификация антибиотиков:

По источникам получения:

• Бактериальные – актиномицеты

• Грибы – плесень

• Растения – чеснок, лук, редька, редис, сосновые (фитонциды)

• Животные – лизоцим (слюна, слезы)

• Биологический синтез

По спектру действия:

• Широкого спектра способны действаваьь на Г+, Г-, риккеции и т.д.

• Узкого спектра

• Ингибиторы синтеза компонентов клеточной стенки (пенициллины,

1. ингибиторы сборки и пространственного положения

2. ингибиторы синтеза самого пептидогликана

Пеницинины:

Природные, продуцирутся грибами, использование сейчас минимально они действуют только на Г+, разрушаются НСl, неустойчивы к воздейсвию беталактамаз.

Полусинтетические с 1957 года. Сейчас имеются 4 покаления. (мелин, ампициллин)

Потенцированные пенициллины – в составе вещество разрушающее бета-лактамазу. Препетары действуют на Г+ и Г- (амоксиклав, сульбактан)

Цефалоспорины:

Природные: грибы, легко модифицируются известно более 30 препаратов. Имеется 1 поколение только на Г+, 4 покаление и на Г-

Монобактаны:

Карбопенемы имеют самый широкий спектр дейстия

^ Батитроцины, ванкомицины – стрептомицетами на Г+, основной стафилококковый антибтиоттик. Циклосерин – противотуберкулезный

• Нарушающие функцию цитоплазматической мембраны:

Полимексины: бактерии, нарушают осматическое равновесие, токсичны для макроорганизма

Полиеновые: нистатин-протиивогрипковый. Леварин - взаимодействуют с белком эргостеролом входящим в состав мембраны.

• Ингибиторы синтеза белка на уровне рибосом.

Влияющие на 30S –

Тетрациклины – продуцируются стрептомицетами, природные сейчас не применяются. Используются полусинтетические – доксициклин, миноциклин на Г+ и Г-, микоплазмы, рикеции, хламидии. Быстро формируют дисбактериоз. Депонируются в костной ткани не назначаются детям, беременным.

Аминогликозины (известно 50 препаратов стрептомицин, гентамицин,) нейротоксичны, нефротоксичны, потеря слуха.

Влияющие на 50S линкомицины,

Левомицитины – стрептомицетами. Г+ и Г-, анаэробы, гемофилы. Вызывают осложнение со стороны ЖКТ, нарушают функции костного мозга.

Макролиды – эритромицин, троксимицин. Широкого спектра. Последние группы суммамед.

• Ингибиторы транскрипции и синтез нуклеиновых кислот.

1. подавляющие синтез ДНК

2. подавляющие синтез РНК

Римфампицин – противотуберкулезный ингибирует ДНК-зависимую РНК-полимеразу. Быстро развивается устойчивость.

Хинолоны – получаются только синтезом. Ингибируют ДНК-лигазу. Примеры: налидицевая кислота, оксалинеевая кислота, циноксоцин.

Фторхинолоны – широкого спектра. Норфлоксацин, офлоксацин, ципрофлоксацин.

• Препараты нарушающие метаболизм

^ Сульфамины Триметаприн действуют на уровне рибосом. Ингибируют синтез пуринов, пиримидинов, фолиевой кислоты. Действуют на Г+ и некоторых Г-. Модификации позволяют использовать для лечения хемофильной, протейной, стрептокковой, пневмококковой инфекцией.

Метранидозол – действуют против хеликобактерной инфекции. Действует на белки пиродоксины, которые участвуют в О-В реакциях.

Нитрофунаны – фурациллин, фурозалидол, фурагин для лежения инфекций ЖКТ, МПС.

^ Противовирусные антибиотики.

Механизмы:

• Ингибиторы адсорбции, проникновения, депроинезации вируса:

Антитела

Амантадины: ремантадин

• Ингибиторы синтеза ранних белков вируса (еще разрабатывается)

• Ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот:

1. Ингибиторы фермента обратной транскриптазы: Зидафудин, ставудин, зальцитовин

2. Ингибиторы ДНК-полимеразы (протиивогерпетические): ацикловир, фамцикловир, рибовирин, доксуридин – аномальные нуклиазиды

3. Ингибитры синтеза нуклеиновых кислот (вирусных протеаз) саквиновир, риктоновир

^ МЕХАНИЗМЫ РЕЗИСТЕНТНОСТИ БАКТЕРИЙ К АНТИБИОТИКАМ.

1. Естественная резистентность, видовая связана с отсутствием мишеней. Например микоплазмы не имеют клеточной стрелки → они к бета-лактанным антибиотикам будут резистентные. Уменьшением числа мишеней

2. Генетическая. Приобретается в процессе жизнедеятельность. Мезанизмы: продукция клеткой специальных ферментов (бета-лактамазы, ацитилтрансферазы) инактивирующих препаратов. Изменение структуры молекулы мишени – ответственны хромосомные мутации – изменение ДНК-гиразы, РНК-полимеразы, субъединиц рибосом.

3. Изменение транспортных механизмов (поринов клетки) – может быть ускорение выведения препарата, снижение проницаемости клетки, хромосомные мутации.

^ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЗИСТЕНТРОНОСТИ.

1. постоянная разработка и получение новых препаратов с разными механизмами действия

2. Химическая модификация известного антибиотика.

3. Комплексное использование антибиотиков.

4. Изучение лекарственной устойчивости.

5. Запрещение использования антибиотиков в качестве консервантов, добавок. Ограничение применения без достаточных показаний. Иметь антибиотики резерва.

Осложнения антибиотикотерапии:

1. Токсичность (нейро, нефро, гепато)

2. Развитие дизбактериоза

3. Формирование резистентных штаммов

4. Аллергизация

Основы химиотерапии, химиопрофилактики. Антибиотики icon«Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики»
Практика №2 мсо по теме «Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики»
Основы химиотерапии, химиопрофилактики. Антибиотики iconРуководство по антиинфекционной химиотерапии
Состояние резистентности к антиинфекционным химиопрепаратам в России (Страчунский Л. С., Богданович Т. М.)
Основы химиотерапии, химиопрофилактики. Антибиотики iconАнтибиотики: Бета-лактамные