Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ


Скачать 254.9 Kb.
НазваниеЯстребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ
страница1/3
Дата публикации06.08.2013
Размер254.9 Kb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3
Планирование логопедической работы с учащимися начальных классов осуществляется на основе Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) А.В. Ястребова. Т.П. Бессонова. – М. «Когито-Центр»:1996,

методических рекомендаций:

Л.Н. Ефименковой Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.—М.: Просвещение, 1991,

А.В.Ястребовой Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений – М.:АРКТИ, 2000,

А.В. Ястребова А.В.Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ– М.: АРКТИ, 1997.

А.В. Ястребовой Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ– М.: АРКТИ, 1997,

Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991,

И.Н. Садовниковой Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
Учителя-логопеды школ, не имея Программы по преодолению нарушений письма и чтения, рекомендованной МО РФ, вынуждены использовать лишь Методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме. Региональных Программ (Томская область) по данной проблеме нет.

^ Пояснительная записка.

Главной задачей начального этапа коррекционно-логопедического воздействия является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР), так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), необходимо:

  • сформировать полноценные фонематические процессы;

  • сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;

  • сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

  • устранить дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционно-логопедического обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.

Основной задачей второго этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:

  • уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнению значений используемых синтаксических конструкций;

  • дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

В течение II этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма, формируется одно из важнейших качеств чтения - осознанность, которая складывается из ряда умений и навыков: способности объяснять значение слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле, а также - значение фраз, предложений. В силу этого работа по формированию полноценного навыка чтения проводиться на каждом занятии. Основу письменных работ составляют различные задания, имеющие целью образование новых слов посредством аффиксов, составление с ними словосочетаний, предложений, текстов.

Основной целью третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

  • программирование смысловой структуры высказывания,

  • установление связности и последовательности высказывания,

  • отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности:

1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

  • определять тему рассказа (текста);

  • определять основную мысль текста;




  • определять последовательность и связность предложений в тексте;

  • устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

  • составлять план связного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

  • определять замысел высказывания;

  • определять последовательность развертывания высказывания (план);

  • определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;

  • отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

  • составлять план связного высказывания.

Учитель-логопед на занятиях с детьми, страдающими ОНР, также осуществляет коррекционную работу по развитию когнитивной сферы:

развитие мыслительной деятельности;

развитие временных представлений;

развитие пространственных представлений;

развитие памяти, внимания;

развитие познавательных интересов учащихся;

коррекция эмоционально-волевой сферы;

формирование личности учащегося.

Планирование логопедической работы с детьми групп преддошкольной подготовки опирается на ^ Программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи в подготовительной к школе группе (авторы Г.А. Каше, Т.Б. Филичева)
Пояснительная записка

Основными задачами коррекционного обучения детей 6-7 лет с ФФН являются:
1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2) формирование звукопроизношения;
3) формирование навыков дифференциации звуков;
4) формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;
5) формирование звукослогового анализа и синтеза слова;
6) развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
7) обучение послоговому чтению;
8) подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами;
9) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;
10) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
11) совершенствование пространственно - временных ориентировок;
12) развитие мелкой моторики рук;
13) развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
14) развитие конструктивного мышления;
15) развитие изобразительно - графических способностей;
16) развитие сукцессивных способностей.
Система обучения детей 6-7 лет правильному произношению и эле­ментам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый и второй периоды обучения являются подготовитель­ными к обучению грамоте. В течение этого времени все упраж­нения, направленные на овладение звукопроизношением, тесней­шим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения так или иначе связано с развитием речи детей.
^ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Сентябрь; октябрь, первая неделя ноября.)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков к, л`, х, йот, ы, с, с', з, з', т`, ц, б, б', р, ш, л и др. в соответствии с ин­дивидуальными планами и с планом фронтальных занятий.

  2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

  3. Для детей с элементами общего недоразвития речи —фор­мирование грамматически правильной речи.

Фронтальные занятия

  1. Закрепление правильного произношения звуков у, а, и, э, п, п`, т, к, к`, л`, о, х, х`, йот, ы, с (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).

  2. Различение на слух звуков: всех гласных (у, а, и, э, о, ы); согласных: Г д к (Томдом ком); К — г — х — г; Л`лйот — р'р, Сз — ц — т' — ш — щ.

  3. Дифференциация правильно произносимых звуков: к — х, лйот, ы и.

  4. В связи с закреплением правильного произношения зву­ков:

  1. усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (пре­имущественно двух- и трехсложных);

  2. воспитание направленности внимания к изменению грам­матических форм путем сравнения и сопоставления существи­тельных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, стулья); согласования существительных единственного и множественного числа с глаголами (залаяла …собака, залаяли... собаки); правильного употребления личных окончании глаголов единственного и множественного числа (моет моют); подбора существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое и т. д.;

3) составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слов:

  1. выделение гласного звука из начала слова (Алик, утка, Оля); анализ и синтез ряда гласных (а —у, а-у —и);

  2. анализ и синтез обратного слога типа ап, выделение со­гласных из конца слова (мак, кот);

  3. выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного (мак, кот).

  4. анализ и синтез прямого слога типа са;

  5. полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.


^ ВТОРОП ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Вторая половина ноября— первая половина февраля.)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: ц, т`, б, б`, р, р`, д,д`, г, г`, ш, л, ч, щ в соответствии с индивидуаль­ными планами и планом фронтальных занятий.

  2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков {строительство, прямоугольник, космонавт и др.).

  3. Для детей с элементами общего недоразвития речи — фор­мирование связной, грамматически правильной речи.

Фронтальные занятия

  1. Закрепление правильного произношения звуков: с (про­должение) с`, з, з`, ц, т', б, б',д, д`,г, г', ш, л, ж, р, р'.

  2. Различение на слух звуков: С — с'; 3 — з.` 3,3' с — с`. Ц-т-с, Б, Б'-п.-п`; Т`-д'; Д, Д' - т-т'-г-г'; Г,Г' — к — к' — д — д'; Ш — с — ж — щ; Л — л' — р—р'; Ж — з —ш; Р' — л — л`.

  3. Дифференциация правильно произносимых звуков: с — с'; з — з'; с — ц; б — п; д — т, г — к , с — ш; 3 — ж; с — ш—3 —ж; р — р`-л-л`.

  4. В связи с закреплением правильного произношения пере­численных звуков:

1) усвоение слов различного звуко-слогового состава (преи­мущественно двух-, четырехсложных со слогами различной структуры, например: листопад, постройка);

  1. развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребления существительных в различных падежах (дрова рубят ... топором; на грядках много ... огурцов); согласования прилагательных с существительными в роде и числе (зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья); сравнения и сопоставления личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и про­шедшего времени (катаю катал —катают—катали); согласо­вания числительных с существительными (два утенка пять
    утят) и т. п.;

  2. привлечение внимания к некоторым способам словообра­зования: дерево деревянный, кожа кожаный и т. п.;

  3. составление предложений по вопросам, по демонстрации, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Умение передать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных тек­стов, скороговорок.

  1. Анализ и синтез звукового состава слова:

  1. деление слов на части (слоги). Схема одно-, двух-, трех­сложных слов

  2. звуко-слоговой анализ односложных слов типа суп, схема слова ; двухсложных слов типа зубы, схема слова



  1. звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением со­гласных в начале слова типа стол: двухсложных слов типа кошка: типа каток:

Преобразование слов путем замены или дополнения звуков (сук — лук; сто — стол).

  1. Знакомство с буквами а, у, м, ш. Вписывание букв в схему. А, у — гласные звуки, они образуют слог. М, ш — соглас­ные звуки.

  2. Развитие графических навыков.


^ ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Вторая половина февраля — май.)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответ­ствии с индивидуальными планами и планом фронтальных за­нятий.

Фронтальные занятия

  1. Закрепление правильною произношения звуков ч, щ и всех ранее пройденных.

  2. Различение на слух: Ч — т`с` щ, Щ ч — с'ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: чт', ч—с', щ ш, щ ч, щ — с'.

4. В связи с окончательным закреплением правильного про­изношения всех звуков речи:

  1. усвоение слов сложного звуко-слогового состава {часовщик, электрический и т. п.), употребление их в самостоятельной речи;

  2. развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п.

5. Обучение грамоте.

Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соеди­нения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении.

Повторение звуков и знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и. Воспитание навыка осознанного, слитного с четким и правильным произнесением каждого звука чтения слов, пред­ложении, текстов. (Последовательность букв к сложность слов и текстов в соответствии с «Азбукой для дошкольников». Сост. А. II Воскресенская, С. П. Редозубов, А. В. Янковская.)

Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного ана­лиза и без него. Всевозможные преобразования слов (суп сук сок; мышка мушка), добавление недостающих слогов и букв в надписи под картинками. Печатание букв и слов.

Закрепление навыка определения гласных и согласных зву­ков (гласные образуют слог, а слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Усвоение практическим путем следующих правил правописа­ния: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.
  1   2   3

Похожие:

Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconПособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары
Учебное пособие «Систематика растений» предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и направлено, прежде всего,...
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconМетодическое пособие и контрольные задания для учащихся общеобразовательных...
Методическое пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, преподавателей русского языка, репетиторов
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconГоу спо чайковское музыкальное училище. Отделение «актерское искусство»
Вниманию выпускников общеобразовательных школ (9, 10, 11 классов), учащихся музыкальных школ, школ искусств, участников театральных...
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ icon1 Особенности устной и письменной речи учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
У учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (тнр) на­блюдается несформированность всех компонентов речевой системы общее недоразвитие...
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconНедостатков речи у дошкольников под редакцией Р. Е. Левиной издательство «просвещение»
Исправление недостатков речи у дошкольников. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1971. 192 с с илл. (Науч исслед ин-т дефектологии....
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ icon“ родноеподмосковь е” ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных...
Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconЛазаренко О. И. Л17 Диагностика и коррекция выразительности речи де­тей
Лазаренко О. И. Л17 Диагностика и коррекция выразительности речи де­тей. — М.: Тц сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед».)...
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconПоложение о конкурсном проекте «Тёрки» для учащихся школ г. Иваново
Настоящее положение (далее Положение) определяет цели, задачи и регламентирует порядок организации и реализации конкурсного проекта...
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconПоложение о конкурсном проекте «Эврика 3» для учащихся школ г. Иваново Общие положения
Настоящее положение (далее — Положение) определяет цели, задачи и регламентирует порядок организации и реализации конкурсного проекта...
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ iconПоложение                                     5 Международного конкурс
Для участия в конкурсе приглашаются балетмейстеры и их коллективы любых жанров, а также хореографы детских школ искусств, общеобразовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница