"Стратегическое управление финансами фирмы"


Скачать 88.63 Kb.
Название"Стратегическое управление финансами фирмы"
Дата публикации27.03.2013
Размер88.63 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет экономики
Магистерская программа "Стратегическое управление финансами фирмы"

Кафедра экономики и финансов фирмы

Семинар №5 по курсу «Стратегические финансы фирмы»
"Эмпирический анализ раскрываемой информации об интеллектуальном капитале (ИК) крупных котируемых компаний"

Выполнили

Студенты группы 71СУФФ

Группа-5:

Абдухамидов Антон

Агамян Гурген

Исайчев Дмитрий

Жегусов Владимир

Работинский Илья

Сергеев Андрей

Москва 2012


  1. Понятие ИК, понятие информационной модели ИК;

  2. Раскрываемость информации о компонентах ИК (IC disclosure);

  3. Эмпирические исследования IC disclosure: крупные, средние, мелкие компании; компании развитых и развивающихся рынков, (в т.ч. российские компании);

  4. Отраслевая специфика раскрытия информации;

  5. Опыт эмпирического анализа раскрытия информации по компонентам ИК: cross-section анализ, выполняемые подгруппой.

  6. Могут быть включены другие разделы на усмотрение подгруппы.


Первым понятие интеллектуального капитала предложил экономист Джон Кеннет Гэлбрейт, который написал своему коллеге экономисту Майклу Колецки следующее: «Интересно, понимаешь ли ты, сколь многим обязан окружающий мир тому интеллектуальному капиталу, который ты дал за последние десятилетия» (Bontis, 2001). Среди первопроходцев, кто исследовал природу интеллектуального капитала, следует особо выделить Т. Стюарта. В статье «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится ценным активом Америки» он представил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке, тем самым способствуя увеличению благосостояния фирмы: «…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» (Stewart, 1991). Другая распространенная точка зрения на интеллектуальный капитал сформулирована Энни Брукинг: «мы идентифицировали четыре категории неосязаемых активов: человеческие ресурсы, права на интеллектуальную собственность, инфраструктуру и положение на рынке – которые обозначаются общим термином интеллектуальный капитал» (Брукинг, 2001). В свою очередь известный шведский экономист Лэйф Эдвиссон определяет интеллектуальный капитал как знание, которое можно конвертировать в стоимость. Интеллектуальный капитал компании в целом и его отдельные компоненты в частности можно рассматривать как «скрытые резервы» роста стоимости компании в долгосрочном периоде; в частности, можно говорить о «естественной подушке безопасности», которая срабатывает в тех компаниях, которые заранее о ней задумались, направив денежные потоки в создание «неосязаемого богатства» (Байбурина, Жуковец, 2009). Нельзя не подчеркнуть, что определение интеллектуального капитала от исследования к исследованию слишком различно. Многие исследования определяют следующие отличительные черты интеллектуального капитала (Блинов, 2010):

  1. Неосязаемый: «ресурсы формируют основу потенциального конкурентного преимущества, но лишь немногие попадают в официальные документы, поддающиеся проверке формы» (Руус, 2008).

  2. Эффект значительных временных задержек: чтобы получить эффект от больших инвестиций в человеческий и инновационный капитал, необходимо время, т.е. существует существенный временной лаг, который откладывает общее и немедленное получение выгод от таких инвестиций (Bontis, 2001).

  3. Эффект с ненулевой суммой: огромные финансовые инвестиции в разработку новых информационных систем могут быть потрачены впустую, если информационные системы не подходят для компании или если ее культура не одобряет их использование (Chin-Yao Tseng, 2005).

  4. Закон возрастающей предельной отдачи: в то время как земля, капитал и труд следуют закону убывающей отдачи, знания и информация имеют возрастающую отдачу, т.е. созданная с помощью данных компонентов стоимость растет по мере увеличения применяемого и генерируемого интеллектуального капитала.

Как уже было отмечено, существует множество подходов к определению структуры интеллектуального капитала, наиболее известные отображены в таблице 1 (Блинов, 2010).

^ Таблица 1. подходы к классификации интеллектуального капитала*


Автор

Классификация

Edvinsson, Malone, 1997

Человеческий и структурный капитал

Bontis, 1998

Человеческий, структурный и клиентский капитал

Stewart, 1997

Человеческий, структурный и клиентский капитал

Saint-Onge, 1996

Человеческий, структурный и отношенческий капитал

Sveiby, 1997

Компетенция персонала, внутренняя и внешняя структура

Van Buuren, 1999

Человеческий, инновационный, процессный и клиентский капитал

Roos, 1998

Человеческий, структурный и отношенческий капитал

O’Donnell, O’Regan, 2000

Человеческий капитал, внутренняя и внешняя структура

*Составлено по: Гагарина Т.В. Структура интеллектуального капитала: вопросы оценки и эмпирического анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Выпуск 1. 2008. С. 96-117
В данной работе авторы придерживаются классификации (Байбурина, Ивашковская, 2007), согласно которой, интеллектуальный капитал – это совокупность следующих пяти компонентов (схема 1):

  1. Процессный

  2. Инновационный

  3. Клиентский

  4. Сетевой

  5. Человеческий


Схема 1. Классификация видов интеллектуального капитала компании (Байбурина, Ивашковская, 2007)


Подробное описание каждого компонента интеллектуального капитала представлено на схеме 2.

Схема 2. Раскрытие компонентов интеллектуального капитала (Байбурина, Жуковец, 2009)
Как результат, менеджеры компаний прилагают немало усилий, направленных на признание, измерение и отражение информации об интеллектуальном капитале. Это привлекло внимание большого количества исследователей за последние годы.

Большой пласт работ посвящен исследованию степени и природе раскрываемой компаниями информации об интеллектуальном капитале со временем.


Автор/Год

Выборка

Смысл

Результат

Мысли

Bogdan, Platon, Popa Dorina (2011)

19 Romanian manufacturing companies, 2005-2009

Построить ICD индекс, основанный на content-analysis годовых отчетов

С каждым годом компании в среднем становились более «открытые», однако, значение индекса не высоко.

Развивающийся румынский рынок не очень популярен среди инвесторов, и у компаний нет стимула к детальному раскрытию информации

Taliyang, Siti Mariana; Jusop, Mariana (2011)

150 Malaysian companies

ICD index, 36 intellectual capital related terms (following Bontis (2003) and Vergauwen (2005))

72,6% компаний раскрывают информацию об интеллектуальном капитале. Уровень раскрытия очень низок и составляет в среднем только 3,45% от максимально возможного.

Большинство компаний заботятся об ICD, однако, остаются вопросы измерения, раскрытия, предоставления

Nick Bontis (2002)

10000 Канадских компаний

Контентный анализ годовой отчетности канадских компаний для выявления степени раскрытия интеллектуального капитала (ИК) в отчетности. Поиск 39 терминов связанных ИК в отчетности каждой компании. Показатель степени раскрытия – количество компаний в отчетности которых встречались эти термины.

Только 7 из 39 терминов связанных с ИК встречались в отчетности 10000 компаний. Эти термины в отчетности встречались 74 раза. Большая часть терминов в отчетности отдельной компании встречалась один раз. Некоторые компании не раскрывали даже количество сотрудников.

Чаще всего встречался термин «интеллектуальная собственность», который относится к патентам и R&D. Термин «интеллектуальный капитала» встречался только у 5 компаний из разных отраслей (не все knowledge-based).

ИК все еще тема только для академического обсуждения. Канадские компании в отличие от скандинавских не стремятся увеличивать уровень раскрываемости ИК в отчетности.


Philip G.M.C Vergauwen (2005)

89 компаний из датского индекса AEX, французского CAC40 и немецкого XETRA-DAX в период 2000-2001гг.

Контентный анализ годовой отчетности (включая все отчеты помимо финансовых) немецких, французских и голландских компаний для выявления степени раскрытия ИК в отчетности. Поиск 38 терминов связанных ИК в отчетности каждой компании. Показатель степени раскрытия – количество компаний в отчетности которых встречались эти термины.

23 из 38 терминов связанных с ИК встречались в отчетности 89 компаний. Эти термины в отчетности за 2 года встречались 458 (180) раз.

Наиболее часто встречающиеся термины – «information system» – у 63 компаний, а также «knowledge management» и «intellectual property». Термины «structural capital» и «relational capital» не встречались. Общее количество упоминаний терминов увеличилось с 217 до 241, однако перечень терминов уменьшился с 2000г по 2001г. Количество упоминаний в отчетности французских компаний (среднее за 2011 – 1,5) больше чем в отчетности голландских (1,0).

Процент компаний в отчетности которых встречались термины следующий: Голландия – 16,7%, Франция – 10,8%, Германия - 3,6%.

Раскрытие информации относительно ИК варьирует в разных странах. Среднее раскрытие во Франции больше чем в Голландии и на порядок больше чем в Канаде. Факторы имеющие наибольшее влияние на уровень раскрытия – регулирование и уровень консерватизма аудита в стране.


Maina Michael Wagiciengo (2012)

Топ-20 компаний определенных журналом Financial Mail за период 5 лет (2002–2006).

Исследование при помощи контентного анализа уровня и характера раскрытия информации относительно ИК в топ-20 компаний в ЮАР за период 2002-2006. Поиск 39 терминов связанных с ИК, разбитых на 3 категории (human capital, internal, external capital), в отчетности каждой компании. Показатель степени раскрытия – количество компаний в отчетности которых встречались эти термины. Показатели степени раскрытия – частота упоминаний термина и количество строк в предложении.


Увеличение частоты упоминаний и количества строк во всех 3-х категориях за 5-летний период. Наиболее часто повторяющаяся категория -

«human capital»

(60% от общего числа). Большая часть раскрытий (60%) – в отчетах корпоративного управления и очень небольшая часть – в финансовой отчетности. Телекоммуникационная компания MTN и компания Don, работающая в индустрии развлечений, были лучшими и худшими соответственно.

Степень раскрытия информации относительно ИК в ЮАР увеличилась за 5 лет. Наиболее часто повторяющаяся категория -

«human capital».

S.N. Vandemaele (2005)

20 крупнейших компаний из голландского индекса AEX, шведского – OMX и британского – FTSE 100. Период: 1998, 2000 и 2002 годы


Сравнение раскрываемости информации об ИК в 3-х странах при помощи контентного анализа. Поиск терминов связанных с ИК, разбитых на 3 категории (human capital, internal, external capital), в отчетности каждой компании. Показатель степени раскрытия – индекс раскрытия отчета, который рассчитывается путем суммирования цифр присвоенных отчету за каждое упоминание термина (1 – за качественную информацию, 2 – за количественную информацию и график).


Компании в Швеции имею т большую степень раскрытия. Далее идут Нидерланды и последние – Британия. Наблюдается общий тренд на повышение степени раскрытия информации.

40% раскрытий относиться к external structure и 30% - к external structure.


В среднем компании увеличивают степень раскрытия за исследуемый период, но тренд замедляется.


Ludmila Striukova (2008)

15 британских компаний с разной капитализацией, работающих в 4 отраслях (pharmaceuticals/biotechnology, real estate/utilities, retail).

Исследование раскрываемости информации об ИК в британских компаниях при помощи контентного анализа. Сравнение ценности разных форм отчетности для получения информации об ИК. Показатели степени раскрытия – частота упоминаний терминов.

Степень раскрытия информации, относящиеся к ИК, изменяются в зависимости от размера компании и отрасли. Компании из наиболее знаниеемких отраслей не оказались лидерами в степени раскрытия информации о ИК. Доля информации, относящиеся к ИК, варьирует в разных формах отчетности.

У крупных компании наблюдается большее раскрытие информации об ИК, чем у мелких.



  1. Bontis, N. (2003). Intellectual Capital Disclosure in Canadian Corporations. Journal of Human Resource Costing & Accounting, 7(1), pp 9-20. http://dx.doi.org/10.1108/eb029076

  2. Vergauwen, P.G.M.C., and Van Alem, F.J.C. (2005). Annual Report: IC Disclosure in the Netherlands, France and Germany. Journal of Intellectual Capital, 6(1), pp. 89-104. http://dx.doi.org/10.1108/14691930510574681

  3. Striukova, L., Unerman, J., Guthrie, J. (2008). Corporate reporting of intellectual capital: Evidence from UK companies. The British Accounting Review 40 (2008) 297-313.

  4. Vandemaele, S.N., Vergauwen, P.G.M.C., Smits, A.J., 2005. Intellectual capital disclosure in The Netherlands, Sweden and the UK: a longitudinal and comparative study. Journal of Intellectual Capital 6 (3), 417-426.

  5. Vergauwen, P., van Alem, F., 2005. Annual report IC disclosures in The Netherlands, France and Germany. Journal of Intellectual Capital 6 (1), 89-104.

  6. Bontis, N., 2003. Intellectual capital disclosures in Canadian corporations. Journal of Human Resource Costing and Accounting 7 (1/2), 9-20.

  7. Wagiciengo, M.M., Belal, A.R. (2012). Intellectual capital disclosures by South African companies: A longitudinal investigation. Advances in Accounting, incorporating Advances in International Accounting 28 (2012) 111–119.


Список используемой литературы


  1. Ивашковская И.В., Байбурина Э.Р., Роль интеллектуального капитала в создании стоимости крупных российских компаний: опыт эмпирического исследования. // Вестник Финансовой академии. 2007. № 4. С. 53–63.

  2. Bontis, N. (2001), “Assessing knowledge assets: a review of the models used to measure intellectual capital”, International Journal of Management Reviews, Vol. 3 No. 1, pp. 41-60.



Похожие:

\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon"Стратегическое управление финансами фирмы"
Эмпирический анализ раскрываемой информации об интеллектуальном капитале (ИК) крупных котируемых компаний
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon  Управление финансами можно также классифицировать по характеру...
РФ.  Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon2. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия
Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия представляет собой верхнюю ступень общей системы его инновационного...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconСуетина татьяна александровна базовое образование
«Менеджер и организация», «Управление персоналом», «Управление маркетингом, финансами», «Интеграция в менеджменте»
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon2 67. Стратегическое управление как всесторонний план достижения целей организации
В его рамках текущие действия организации направляются на подготовку к грядущим изменениям. Для этого конкретизируются и реализуются...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента
Фм – есть наука управления финансами организаций (предприятий) в условиях конкурентной экономики. Управление финансами представляет...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconТемы третьего курса Стратегическое планирование и управление, возможности...
Стратегическое планирование и управление, возможности и ограничения когнитивного моделирования
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconВопросы к экзамену
Управление финансами предприятий в условиях командно-административной системы, отличия от современной
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconТемы курсовых работ
Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconОрганизационные формы контроля. Классификация ревизии
Предмет ревизия и контроль связан с б/у, финансами, налогообложением, с финансами хозяйственной деятельности, экономикой и др
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница