Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования»


НазваниеУчебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования»
страница1/22
Дата публикации29.03.2013
Размер3.33 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Информатика > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22






Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности. Учебник адресован настоящим и будущим педагогам вне зависимости от их специальности.

Материал учебника рассчитан на читателей, знакомых с основами информатики и информационных технологий.

Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования», так и для самостоятельного изучения возможных путей повышения эффективности образования за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Учебник составлен с учетом результатов личных научных и учебно-методических работ авторов, а также с использованием содержания печатных изданий и ресурсов сети Интернет, указанных в списке рекомендованных источников

© Григорьев С.Г.,

Гриншкун В.В., 2005

Все права защищены


СОДЕРЖАНИЕ



^ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

6







ОТ АВТОРОВ

8







^ РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

12

Тема 1.1. Что такое информатизация образования

12

Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации

18

Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества

20

Вопросы и задания к разделу 1

23







^ РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


24

Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование


24

Тема 2.2. Компьютеры и их окружение

27

Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности»

32

Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении


41

Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании


44

Вопросы и задания к разделу 2

49







^ РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

51

Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии

51

Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа


55

Тема 3.3. Технологии информационного моделирования

63

Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации

67

Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике

70

Вопросы и задания к разделу 3

74







^ РАЗДЕЛ 4. ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ

76

Тема 4.1. Технологии передачи информации

76

Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет

82

Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы

88

Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к информации, поступающей через Интернет


94

Вопросы и задания к разделу 4

98







^ РАЗДЕЛ 5. МЕТОДЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


99

Тема 5.1. Информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе


99

§1. Виды и классификация компьютерных средств обучения

99

§2. Оценка качества компьютерных средств обучения

115

§3. Методика информатизации обучения

120

§4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования


127

§5. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения


130

Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения

133

§1. Компьютерные средства измерения и контроля

133

§2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов


136

§3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения


137

Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности

140

Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований

145

Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения


149

§1. Виды и классификация компьютерных средств организационно-управленческой деятельности


149

§2. Информационные и телекоммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения


153

§3. Информатизация деятельности преподавателя

155

§4. Информационные технологии и работа с родителями

157

Вопросы и задания к разделу 5

158







^ РАЗДЕЛ 6. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ


161

Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации

161

Тема 6.2. Анализ содержания обучения

163

Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов

172

Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса образовательных ресурсов


176

Вопросы и задания к разделу 6

180







^ РАЗДЕЛ 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО


181

Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды

181

Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды


184

Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема сохранения здоровья обучаемых


188

Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство

191

Вопросы и задания к разделу 7

194







^ РАЗДЕЛ 8. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



195

Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации


195

Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования


202

Вопросы и задания к разделу 8

206







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

207







^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

209







Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования


213

Примерные темы курсовых работ

216

Задания для лабораторных работ

218

Задания для практической работы

220

Список основных понятий

221

^ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ГРИГОРЬЕВ

Сергей Георгиевич

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, заведующий Центром информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Лауреат конкурса Правительства Москвы «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Заместитель председателя научно-методического совета по формированию контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. Член Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Председатель программного комитета Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании (ИТО)»

Автор более 190 научных трудов в области информатизации образования. Один из авторов Федеральной концепции создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.

ГРИНШКУН

Вадим Валерьевич

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник Центра информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Лауреат конкурса Правительства Москвы «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Ученый секретарь научно-методического совета по формированию контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. Член Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Ученый секретарь программного комитета Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании (ИТО)»

Автор более 180 научных трудов в области информатизации образования. Один из авторов Федеральной концепции создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.

^ ОТ АВТОРОВ
«… Пришлось начать с начала. Изо всех пышных оборотов царского режима вертелось в голове только какое-то «милостиво повелеть соизволил».
И. Ильф, Е. Петров.
Начиная новое дело, каждый человек сталкивается с большим кругом новых, неизведанных проблем. В еще большей степени это относится к таким делам как написание учебников вообще и учебников по таким новым дисциплинам как «Информатизация образования». Приходится начинать сначала.

На наш взгляд, эта дисциплина особенная, как, в прочем, и все, многое другое, связанное с информационными технологиями. Информационные технологии постоянно совершенствуются и все шире распространяются среди людей. Можно утверждать, что их применение делает сказку былью, реализует самые смелые мечты фантастов.

Использование телекоммуникаций обеспечивает мгновенный доступ к хранилищам информации, расположенным в разных, очень далеких, частях света.

Применение виртуальной реальности позволяет пройтись по городам древности, узнать последние известия римского форума, услышать от самого Катона знаменитые слова: «Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».

Пользователь компьютера с помощью информационной телепортации мгновенно оказывается и в другой точке нашей планеты, и в другом времени.

Можно привести и другие примеры революционной значимости информационных технологий для всей нашей цивилизации и для сферы образования в частности.

На протяжении всей истории человечества определенные группы людей выделялись среди других, выстраивали в своих целях своеобразный водораздел, используя уникальные знания, умения и навыки, присущие только им. Вероятно, это один из способов развития цивилизации.

Умение добывать огонь и освоение орудий труда позволило сформироваться человеку разумному. Возможно, что человек прямоходящий бегал быстрее, но выжил человек разумный.

Знания о способах обработки бронзы, железа и других металлов позволили создать очаги цивилизации в Египте, в Месопотамии. Философия Древней Греции впервые оказалась способной привести эти знания в систему. «Мы думаем по образу и подобию греков». Появлялись новые знания и умения. Современный цивилизованный мир охватывает практически весь земной шар.

Но и в наше время происходит появление новых знаний и технологий. Люди, владеющие такими технологиями, получают преимущества перед другими. Примером могут служить информатика и информационные технологии, становящиеся частью современной культуры. Наверное, уже в самое ближайшее время человек, не способный использовать информационные технологии, окажется изгоем.

В мире образования тоже существуют водоразделы, связанные новыми технологиями, их образуют информационные технологии и информатизация образования.

Многолетний опыт обучения работе с компьютером убеждает преподавателей в тщетности усилий по обучению ряда людей. Никакие методические ухищрения не приводят к положительному результату. Этот факт объясняется и отсутствием должного прилежания обучаемых, и низкой мотивацией, и даже возрастом обучаемого. Однако следует заметить, что отрицательный результат процесса изучения информационных технологий слабо коррелирует с интеллектуальным уровнем.

Не смотря ни на что, большая часть преподавателей осваивает информационные технологии, и оказывается способной подготовить какие-то документы, выполнить расчеты с помощью компьютера, использовать телекоммуникации.

Но возникает еще один водораздел – творческое использование этих знаний и умений в своей профессиональной работе, на занятиях с учащимися. Это знания, умения и навыки в области информатизации образования. Хочется подчеркнуть не столько профессиональное, сколько общеобразовательное значение «Информатизации образования». Успешное освоение этой дисциплины является основой для широкого и осознанного внедрения информационных технологий в сфере образования. Преподаватель получает уникальную возможность пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире, на примере близкой учебной среды.

Глобальной целью образования является выравнивание возможностей разных групп людей, создание условий для их дальнейшего развития и дальнейшего гуманного подхода к развитию всей современной цивилизации.

К настоящему времени, нельзя отрицать наличия в сфере образования требуемых технических и программных средств. Более того, их качественные показатели близки к насыщению, в том смысле, что существенное увеличение мощности компьютеров не дает соответствующих качественно новых возможностей для образования. Таким образом, все более актуальным становится, не столько оснащение компьютерами школ и вузов, сколько стратегия их практического использования в сфере реального образования. Особую роль здесь играет учитель. Нельзя не вспомнить слова Д.И. Менделеева: «Так как вся польза для страны от распространения желаемого среднего образования определяется учителем, то в заботах о подъеме нашего среднего образования начинать нужно отнюдь не с программ, а с подготовки надлежащих учительских кадров».

Современную учебную литературу, посвященную вопросам использования информационных технологий в сфере образования, можно разделить на три основных направления: описание технических средств и методов их использования, описание программных средств и методов их применения и интеллектуальные проблемы применения информационных технологий.

Особое значение имеет задача наиболее эффективного построения содержания курса «Информатизация образования» и методов его преподавания. Такая задача до сих пор не решена. Мы постараемся устранить этот недостаток.

В заключение хотелось бы остановиться еще на одной проблеме, имеющей большое значение для всех нас. Имеется в виду значимость сохранения культуры Русской Речи в информационном веке.

Авторы имеют печальный опыт экспертизы образовательных электронных изданий, в том числе предназначенных для изучения русского языка и русской литературы в средней школе, содержащие синтаксические, стилистические и семантические ошибки.

Следует сказать, что во многих ресурсах, в том числе и образовательных, используется слэнг, американизмы, «специальные символы Интернета», допускаются искажения семантики. Нам хочется верить, что русский язык не станет развиваться подобным образом.

В июне 1941 года великая русская поэтесса Анна Ахматова писала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне,

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

Но мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим и от плена спасем.

Навеки.
Авторы убеждены в необходимости обучения педагогов «Информатизации образования» и надеются, что книга не только поможет этому, но и внесет свой вклад в дело сохранения и приумножения культурного наследия Отечества нашего в современном нам информационном веке.

^ РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
«Существуют три способа написания новелл, но, к сожалению, они никому неизвестны»

Сомерсет Моэм
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconУчебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей курса «Основы права» в средних учебных заведениях. Оно подготовлено...
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconМосковский государственный университет технологий и управления
Методические документы по культурологии включают рабочую программу, планы семинарских занятий, тематику рефератов, тематику контрольных...
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconКатегория : Билеты Вступительные Автор : Чапчаев Владимир
Примечания от автора: Данный файл содержит материал, необходимый и достаточный для сдачи вступительного испытания по обществознанию...
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconВопросы по дисциплине «финансовая политика»
Для студентов 5 курса очного обучения, студентов 4 курса заочного обучения, 2 курса сокращенного обучения, специальность «финансы...
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ тематика контрольных работ
Методическое пособие предназначено студентам заочной формы обучения. В пособии представлены основные рекомендации и программа курса...
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconА. В. Галушкин организация добычи
Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Технические средства и технологии добычи нерудных строительных материалов»...
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconТемы дипломных работ на 2012-2013 учебный год для студентов факультета...
Стратегия развития банковской системы Российской Федерации и проблемы ее реализации
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconВопросы по общей хирургии для студентов 3 курса, включенные в экзаменационные билеты
Хирургия как раздел клинической медицины. Система организации хирургической помощи в Беларуси
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница