1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы


Название1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы
страница1/12
Дата публикации04.07.2013
Размер1.76 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. Характеристика школ управления

Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора (основателя Школы научного управления).

Школа научного управления строится на следующих принципах:

  1. Разделение труда между администрацией и рабочими. Администрация занимается организацией труда, рабочие занимаются исполнением управленческих команд.

  2. Универсальность. Все рабочие, выполняющие одинаковую работу должны использовать одни и те же методы труда

  3. Материальное стимулирование за достигнутый результат.

  4. Измерение результатов труда.

Отделение функций обдумывания работы от ее исполнения позволило сделать вывод о появлении менеджмента как науки. Администрация должна выполнять следующий вид работ:

  1. выполнению работы должно предшествовать ее обдумывание, то есть управление;

  2. аналитический подход к организации труда, то есть проектирование работы должно начинаться с анализа разделения работы до операции; далее следует анализ целесообразности каждой операции и выявление наиболее эффективных операций, которые были названы передовыми приемами;

  3. обучение рабочих передовым приемам;

  4. стимулирование труда за более производительную работу;

  5. Система сдельной оплаты труда.

«+» создание методов научной организации труда, введение системы сдельной оплаты, признание менеджмента как науки.

«-» недостаточный учет социального фактора. Рабочий рассматривался как источник производительности труда, без учета индивидуальных особенностей.

Классическая или Административная школа. Автором ее является Андре Файоль (20-е годы ХХ века). Эта школа предложила 14 принципов управления, которые носят универсальный характер и являются эффективными. К ним относят:

  1. принцип разделения труда;

  1. принцип власти и ответственности; Власть-право отдавать приказы, ответственность-исполнительность и качественное исполнение.

  2. принцип дисциплины

  1. принцип единоначалия; Получение команды и контроль за ее исполнением со стороны одного лица.

  1. принцип единства руководства.

  2. Подчиненность личных интересов общим

  3. Принцип иерархии

  4. Вознаграждение персонала

  5. Порядок. Место для каждого-каждому свое место.

  6. Справедливость и т.д.

Эти принципы охватывают в основном функции и структуру управления. Файоль сформулировал 2 типа функций управления – основные и конкретные. К основным функциям он отнес:

  1. планирование;

  1. предвидение;

  1. организацию;

  1. активизацию;

  1. координацию;

  1. контроль.

Совокупность этих функций составляет управленческий цикл.

Конкретные функции представляют собой управление по материально-вещественным объектам. Это производство, маркетинг и финансы. Для каждой конкретной функции могут быть использованы все основные.

Школа человеческих отношений (30-е годы ХХ века). Авторами ее являются Мэйо и Фиолетт. Эта школа уделяет большое внимание человеческому фактору и считает, что этот фактор является резервом повышения эффективности при условии, что организация труда находится на высоком уровне. Человеческий фактор роста производительности труда состоит в повышении удовлетворенности работника своей работой, взаимоотношениями с коллегами и с руководством.

Количественная школа (50-е годы ХХ века).

Данная школа основана на использовании математики, моделирования, статистики в менеджменте и связана с появлением компьютера. Моделирование позволяет провести эксперимент на теоретическом уровне. Так как возможности проведения реального эксперимента в менеджменте ограничены. Количественная школа позволила создать теоретическую базу для поиска оптимальных управленческих решений.

Бюрократическая школа. Ее основателем является М. Вебер. Он выделил 3 типа организации:

  1. харизматический. Руководитель обладает исключительными личными качествами.

  2. Традиционный. Подчинение руководству связано с традиционным уважением власти.

  3. Бюрократический. Основан на разделении труда и на лидерстве руководителя.

Бюрократия, по Веберу, означает жесткую регламентацию всех аспектов управления.

Эмпирическая школа заключается в том, что на основе обработки эмпирического материала разрабатываются рекомендации для менеджеров. Эта школа ориентирует на профессионализм менеджеров и выделяет их в особую профессию. При этом круг менеджеров характеризуется 2-мя особенностями:

  • Менеджер должен создавать единое целое из имеющихся разрозненных ресурсов

  • Менеджер должен ориентироваться на стратегические перспективы организации

Школа социальных систем развивает школу человеческих отношений и вводит понятие категории потребностей человека и их иерархии. Эта школа изменяет взгляды на отношение к конфликту в организации. Она считает конфликт результатом противоречий, существующих в любой организации. Основное противоречие состоит в несовпадении потребностей человека с потребностями организации.

Все школы рассматривают отдельные аспекты менеджмента, ни одна из них не подходит комплексно или системно.
2. Современные подходы к управлению

Выделяют 5 подходов к управлению:

  1. Процессный, то есть управление рассматривается как сумма управленческих функций, связанных между собой теорией принятия решений и коммуникативными процессами. Процессный подход базируется на учении Файоля об основных функциях управления. В дальнейшем этот подход был развит в системе реинженеринга.

  2. ^ Системный подход представляет собой использование теории систем и кибернетики в менеджменте.К управлению относятся как к социо-технической системе. Это означает, что в системах управления присутствует человек, что позволяет системе приспосабливаться к внешней среде.

Системы управления относят к системам открытого типа.

Схема системы управления как открытой системы.

Системный подход позволяет синтезировать новые теории.

  1. Ситуационный подход является продолжением теории систем. Он предполагает выяснение ключевых обстоятельств, которые являются решающими в данной ситуации.

  2. Реинженеринговый подход - это подход по коренному перепроектированию управления. Он базируется на принципе «трех К»:

    • клиенты,

    • конкуренция,

    • коренное перепроектирование.

5) Сетевой подход. При нем организация имеет ярко выраженный проблемно-ориентированный характер. Иерархия в организации min. Основной акцент делался на горизонтальные связи, которые позволяют объединить людей, причастных к какой-либо проблеме. В структуре управления ведущую роль играют проблемно-ориентированные образования (сотовые), организация управления приобретает сотово-сетевой характер.
3. Классификация теорий менеджмента.

Рассмотрим классификацию теорий по 2м критериям – соотношение внимания к производству и к человеку (решетка менеджмента). Она позволяет обосновать различные стили руководства. По способам мотивации персонала –она дает теоретическое обоснование методом управления. Авторы –Блэк, Муттон. Точка (1;1)-минимум. Руководитель работает малообъективно. (9;1)-административный минимум. Руководитель занимается планированием работы, организацией труда, обеспечением выполнения заданий и контролем исполнения. В основном этим занимаются руководители с авторитарным стилем. (1;9)-гуманный менеджмент. Здесь руководитель считает, что работники достаточно квалифицированы и не требуется контроль в выполнении заданий. Поэтому основное внимание сосредоточено на создании условий труда, на улучшение социально-психологического климата в коллективе и создание удовлетворенности трудом.(5;5) –рациональный менеджмент. Установлено, что при нем достигаются высокие показатели работы объекта управления. При этом руководитель должен быть гибким и уметь переключать внимание из производства на человека и наоборот. (9;9) –оптимальный менеджмент, он относится к искусству. 2я классификация включает 3 теории X,Y,Z. Теория X-автор Мак Грегор. Японская теория. Она исходит из предпосылки, что средний человек не любит работать и избегает ответственности, след его надо систематически контролировать, поэтому руководитель должен в основном использовать административные методы управления. Теория Y противоположна ей. Она исходит из позиции, что работа естественна для человека и средний человек стремится к ответственности, поэтому основной задачей менеджера является не контроль, а создание условий и заинтересованности в высоких результатах работы. Это достигается экономическими или социально-психологическими методами. Z- американская теория. Явл развитием Y. Дальнейшее обоснование использования менеджментом экономических и социально-психологических методов управления.
4. Опыт организации менеджмента в различных странах.

В настоящее время сформировалось 2 основные школы менеджмента в мировой практике, которые базируются на одинаковых принципах менеджмента, но учитывают менталитет своих стран.

Менталитет представляет собой подсознательную социально-психологическую «программу» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, которая проявляется в практической деятельности и в осознании происходящих событий, т.е. формирует определенное отношение.

Российский менталитет широко освещается в отечественной литературе. Ключевский охарактеризовал его следующим образом:

Терпеливость в борьбе с невзгодами и лишениями; изворотливость в мелких затруднениях; больше оглядываются назад, чем смотрят вперед; больше замечают следствие, чем ставят цели; «каприз собственной отваги или авось»; кратковременное напряжение сил или аврал; приемлемость совместной работы на больших просторах.

В менеджменте выделяют американскую и японскую модели. Все аспекты менеджмента в этих странах пронизаны духом индивидуализма или коллективизма.

Сравнительный анализ американской и японской модели менеджмента.

Аспект менеджмента

Американская модель

Японская модель

Ориентация управления

На отдельную личность

На группу

Характер принятия решений

Единолично

Коллективно

Характер ответственности

Индивидуальная

Коллективно

Тип организационной структуры

Строго формализованная структура

Нестандартные структуры

Характер контроля

Индивидуальный

Коллективный

Основной оценочный критерий руководителя

Профессионализм, инициатива

Умение координировать деятельность подчиненных

Характер продвижения по службе

Быстрое продвижение завис от результатов работы

По старшинству и стажу работы

Критерий оплаты труда

По индивидуальным достижениям

По показателям работы группы, стажу

Характер отношения с подчиненными

Формальные

Неформальные

Тип подготовки руководителя

Узкоспециальная подготовка

руководитель универсального типа


В России используются элементы обеих моделей в зависимости от менталитета персонала фирмы. Для российского менеджмента характерен дуализм. Поэтому возникает двоякое отношение к менеджменту. По мнению зарубежных советников, к сильным сторонам рос-го менеджмента следует отнести:

o технологический уровень производства;

o потенциал работников;

o большой энтузиазм в труде.

К слабым сторонам отнесли:

- низкая культура производства;

- большой разрыв между управленческим звеном и персоналом, т.е. преобладает авторитарный стиль: руководители не обсуждают с подчиненными задачи фирмы.
5. Подходы по изучению влияния национальных особенностей на организацию менеджмента.

Для практики управления важно получить ответ на вопрос, что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределять ее влияние на культуру организаций.

Факторы, влияющие на организационную культуру фирмы.

Семья анализируется с точки зрения образцов поведения, которые прививаются детям.

Образование рассматривается через методики образования.

Экономика рассматривается с точки зрения принципов, по которым производятся и распределяются материальные блага.

Политика: определяется способ поддержания порядка в обществе.

Социализация – способ объединения людей.

Здоровье – это способ профилактики и лечения.

Отдых – пути использования свободного времени.

Религия – способ формирования нравственных начал в обществе.

Эти аспекты должны анализироваться менеджментом при формировании орг. культуры.

На отдельном предприятии целесообразно изучение орг. культуры с помощью различных методик.

Рассмотрим модель Хофстида (Швеция). Эта модель предлагает исследовать 5 переменных:

  1. дистанция власти (ДВ), т.е. что в данном обществе считается приемлемым: ДВ высокая, если общество признает неравенство между людьми: ДВ низкая - если не признает.

  1. Индивидуализм (И), т.е. общество ориентируется на индивидуальные достижения в труде: люди любят работать в одиночку и нести индивид-е ответственности.

  1. Мужественность (М): ценится карьера, конкуренция, настойчивость в достижении целей. Если М низкая, считают эту черту женственностью, т.е. преобладают ценности жизненных удобств, забота о слабых и поддержание теплых взаимоотношений в коллективе.

  1. избегание неопределенности (ИН): если эта черта присутствует, то люди приветствуют четкие структуры и стабильность; если нет, то в обществе с интересом относятся ко всему новому, которое подлежит изучению и распространению.

  2. Долгосрочность ориентации (ДО): если она высокая, то в обществе преобладают взгляды в будущее, настойчивость в достижении целей, стремление к сбережениям и накоплениям; если ДО низкая, то общество анализирует прошлое и с уважением относится к традициям и наследию и выполнению социальных обязательств.



6.Понятие менеджмента, организации. Функции менеджера. Логика построения курса. Связь менеджмента с другими курсами учебного плана.

Менеджмент (целевое) – это управление организацией которое позволяет добиваться поставленных целей наиболее рациональным и гуманным путем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы icon20-30-е годы 20 века это период развития классической (административной)...
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Основоположником этой школы считается...
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы iconТест Менеджмент был признан самостоятельным видом дея- тельности только в: а начале XIX века
Главным продолжателем, развившим идеи основателя шко- лы научного менеджмента, считают
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы iconТема: История развития менеджмента
...
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы iconПсихология управления: этапы становления и современное состояние
Как известно, теория управления как наука начала формироваться во второй половине XIX века. Однако, уже на заре человечества люди...
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы icon"Дзэн" японское слово, по-китайски оно звучит как "чань", а на санскрите...
Дзэн одна из школ буддизма, пришедшая в Японию из Китая, где она, видимо, и возникла в начале VI века нашей эры. Япония же впервые...
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы icon1: Понятие, сущность и характеристика государственного управления
Управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально...
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы iconВопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления»
Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе...
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы icon1. Основные школы менеджмента
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления
1. Характеристика школ управления Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора основателя Школы iconУинслоу Тейлор "Принципы научного менеджмента"
Ф. У. Тейлор признанный родоначальник научного управления предприятиями — менеджмента. В книге Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница