Краткие теоретические положения технологии


Скачать 132.51 Kb.
НазваниеКраткие теоретические положения технологии
Дата публикации02.04.2013
Размер132.51 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

(ГОС-2000)

для студентов заочной формы обучения специальности

050501.65 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) (030500.06)

050501.65 Профессиональное обучение (электроэнергетика, электротехника и электротехнологии) (030500.19)

050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) (030500.18)

050501.65 Профессиональное обучение (дизайн) (030500.04)

специализации «Дизайн интерьера» (030502.04); «Арт-дизайн» (030501.04)

050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям)

специализации «Профессионально-педагогические технологии» (030510.00)

Екатеринбург 2012

Задания к контрольной работе по дисциплине «Педагогические технологии» и методические указания для ее выполнения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2012. 12 с.

Составитель канд. пед. наук, доцент кафедры ППД О.В. Чернова

Одобрены на заседании кафедры профессиональной педагогики Института психологии. Протокол от «___» ________ 2012 г., № ___.

Заведующая кафедрой ППД Н.Е. Эрганова

Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от «___» ________ 2012 г., № ___.

Председатель методической

комиссии ИПс РГППУ О.В. Мухлынина

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Чернова О.В.

Введение

Настоящие методические указания предназначены для студентов заочного отделения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям) (030500).

Цель контрольной работы:

  • научить студентов самостоятельно анализировать график учебного процесса по подготовке специалистов в начальном профессиональном образовании и выбирать модель концентрированного обучения;

  • сформировать умения по составлению графика учебного процесса по одной из моделей концентрированного обучения;

  • систематизировать методические умения по разработке учебного блока технологии концентрированного обучения.
^

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Концентрированное обучение (КО) – это технология такой организации процесса обучения, при которой в течение короткого или длительного периода учебного процесса осуществляется концентрация учебно-познавательной деятельности учащихся и рабочего времени обучаемого на изучение одной или нескольких учебных дисциплин.

Цель концентрированного о бучения – состоит в повышение качества обучения, достижение системности знаний, их мобильности при оптимальной организации структуры учебного процесса.

Существует три модели реализации концентрированного обучения.

^ Первая модель (КО) предполагает изучение в течении определенного времени одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется объемом часов, отводимых на его изучение, особенностями содержания и логикой его усвоения, наличием материально-технической базы и другими факторами.

Выделяются два варианта первой модели.

В первом варианте планирование учебного процесса состоит в следующем: общее число часов по предмету делится примерно поровну на четыре части. Например, при изучении учебной дисциплины объемом 120 часов, учащиеся будут изучать ее четыре раза по 30 часов в неделю (120 ч./ 4= 30 ч.) при 34 – 36 часовой недельной нагрузки учащихся.

Первый раз в течение одной недели учащиеся изучают все содержание предмета в первом погружении, в следующем погружении они вновь возвращаются к этому материалу углубляя и расширяя свои знания по данному учебному предмету за счет выполнения всего цикла лабораторных или расчетно-графических работ. В третий раз они вновь возвращаются к содержанию учебного материала всего курса и выполняют практикум по решению задач. В четвертый раз – решают тесты по всему курсу и сдают экзамен (зачет).

Продолжительность урока при такой организации 35-40 минут. После каждых двух уроков рекомендуется проводить паузы и выполнять физические упражнения. Домашнее задание, как правило, не задается. В первой половине дня проводится 5-6 уроков, а во второй половине – учащиеся продолжают работать в кружках по интересам по своему желанию. На рис.1 представлена модель реализации первого варианта первой модели концентрированного обучения.

№ недели




2




12




22




33

Предмет




Информатика

(30 часов)




Информатика

(30 часов




Информатика

(30 часов




Информатика

(30 часов)


^

Рис. 1. Пример реализации первого варианта первой модели


концентрированного обучения

Второй вариант первой модели концентрированного обучения предусматривает изучение одного предмета полностью в течение нескольких недель.

Например, информатика изучается 120 часов в профессиональных учебных заведениях. Учебный день содержит 6 уроков или один учебный блок продолжительностью 6 часов. Учащиеся будут изучать информатику по второму варианту первой модели концентрированного обучения 20 дней: 120 ч / 6 ч= 20 дней или 4 недели: 20 ч / 5 ч= 4 (недели). Пример второго варианта первой модели представлен на рис. 2.

№ недели

1-5

6-9

10-14

15



36

Предмет







Информатика

120 часов











^

Рис. 2. Пример реализации второго варианта первой модели


концентрированного обучения

Вторая модель концентрированного обучения предполагает изучение в течение дня двух учебных предметов, имеющих между собой межпредметные связи. В рамках учебной недели число учебных предметов сохраняется в соответствие с графиком учебного процесса по учебному плану подготовки специалистов. Например, при подготовке бухгалтеров целесообразно концентрировать изучение двух предметов «Делопроизводство» и «Бухгалтерский учет». Структура учебного дня по второй технологии концентрированного обучения выглядит следующим образом (рис. 3).
Учебный блок 1

предмета А
Учебный блок 2

предмета Б

Развивающий блок

Рис. 3. Структура учебного дня по второй модели

концентрированного обучения

Обучение учащихся по третьей модели концентрированного обучения предполагает одновременное изучение тем двух – трех дисциплин образующих модуль. Модуль составляют темы учебных дисциплин, содержание которых имеют межпредметные связи. В зависимости от числа предметов, объединяемых в модуль, могут быть различные варианты реализации данной модели в учебном процессе. Например, модуль составляют содержание тем из двух предметов (А и Б), тогда структура учебного дня будет следующей рис. 4.
Учебный блок 1

предмета А
Учебный блок 2

предмета Б

Внеучебный блок
МОДУЛЬ
Рис. 4. Структура учебного дня по третьей модели

концентрированного обучения

Весь семестр (полугодие) разбивается на несколько модулей от двух до пяти, в зависимости от числа дисциплин и объема их изучения. Продолжительность изучения модуля в зависимости от объема часов может составлять 4- 5 недель. Изучение модуля завершается зачетом или экзаменом.

Основной организационной единицей учебного процесса при любой модели является учебный блок. Учебный блок – это форма организации учебной деятельности учащихся, включающая четыре организационные структуры (лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие и контроль), объединенных общей обучающей целью. Благодаря такой организации последовательно осуществляется усвоение учащимися учебного материала, формируются умения и навыки, развиваются творческие способности (рис. 5).

ЛЕКЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
^
РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА

ЗАЧЕТ


Рис. 5. Структура учебного блока


Первым структурным элементом учебного блока является лекция. Лекция – объяснительный способ изложения большого по объему учебного материала. Лекция обеспечивает законченность и целостность восприятия учебного материала. Содержание учебного материала лекции может быть представлено планом изложения, опорными конспектами, кратким конспектом, логическими цепочками понятий.

Следующим структурным элементом учебного блока является самостоятельная работа. Самостоятельная работа может быть индивидуальной, в парах, в группах. Она может включать работу по заполнению листов рабочей тетради, проектирование алгоритмов действий, составление технологических и инструктивных карт, схем технологии процессов, сравнительных таблиц и других заданий, требующих творческого подхода.

Третьим структурным элементом учебного блока является практическая занятие. Его цель – формирование умений, применение новых знаний на практике. Практические работы могут быть представлены в виде задач (типовых, комплексных, ситуационных) или лабораторной работы.

Заключительным элементом учебного блока является зачет. Зачет может проводиться в виде контрольной работы, технического диктанта, карточек программированного контроля, тестов и т.д.

^ ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Выполнение заданий предполагает моделирование деятельности преподавателя по подготовке и конструированию технологии концентрированного обучения. Защита контрольной работы проводится после ее выполнения во время сессии.

  1. Провести анализ учебно-методической литературы по вопросу применения концентрированного обучения в учебном процессе.

  2. Проанализировать учебный план подготовки специалистов. Определить период изучения предмета «Информатика», объем часов на его изучение и обосновать выбор варианта модели концентрированного обучения.

Произвести расчет и определить количество учебных дней (недель) и длительность изучения предмета по выбранной модели.

  1. Представить структуру учебного дня в виде одного учебного блока.

Выбрать из учебной программы тему, содержание которой соответствует изучению одного учебного блока. Представить содержание учебного материала в виде перечня учебных элементов, входящих в структуру учебного блока, определить содержание самостоятельной работы, тему практического занятия или лабораторной работы. Определить уровень усвоения знаний, умений и навыков.

  1. Представить методическую разработку учебного блока.

Определить цели и задачи учебного блока. Составить краткий конспект учебного материала. Сделать разработку самостоятельной работы учащихся. Определить план проведения практической или лабораторной работы. Составить вопросы или тестовые задания для зачета по учебному блоку.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.: Академия, 2010. 128 с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 269 с.

  3. Милютина Т.Н., Хасанова И.И., Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. – 66 с.

Дополнительная литература:

  1. Вербицкий, А.А. Игровые формы контекстного обучения. – М.: Знание, 1983.

  2. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению: [Текст]: подход и модель. – Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. – 246 с.

  3. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 2004. - 157 с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М.: 2000. – 246 с.

  5. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова [и др.]; ред. В.С. Кукушин. - Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 333 с.

  6. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Е.С. Полат [и др]; ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 340 с.

  7. Привезенцев М. В., Олейникова О. Н., Муравьева А. А. и др. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентно-способных работников: метод. пособие. – М.: Альфа-М, 2007. 150 с.

  8. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с

  9. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2005. - 367 с.

  10. Олейникова, О.Н., Муравьева, А. А., Коновалова, Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учеб. пособие – М.: Альфа-М, 2005.– 288 с.

  11. Современные технологии в образовании [Текст]: метод. рекомендации. Ч. 1 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; сост. Г. П. Климова. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2009. - 51 с.

  12. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 219 с.

  13. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активации, интенсификации и эффективного управления УВП : научное издание / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 284 с.

14. Соосаар, Н. Интерактивные методы преподавания [Текст]: настольная книга преподавателя / Н. Соосаар, Н. Замковая. – СПб: Златоуст, 2004. Ч. 1. – 188 с.

  1. Эрганова, Н.Е. Ведение в технологии профессионального обучения: монография / Н.Е. Эрганова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009. – 151 с.

  2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / И.А. Колесникова. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008. – 285 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Современные педагогические технологии как объективная потребность. Электронный ресурс – [Режим доступа]: kpip.kbsu.ru

2. Электронный научный журнал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: journal.kuzspa.ru

3. Российское образование. Федеральный образовательный портал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: www.edu.ru.

4. Закон РФ «Об образовании». Электронный ресурс. – [Режим доступа]: www.zakonrf.info.



^ Образец титульного листа к контрольной работе по дисциплине

«Педагогические технологии»
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

^ Контрольная работа

по педагогическим технологиям

по теме

«_____________________________________»

Выполнил студент:

___________________

(ф.и.о.)

Группа:










Проверил преподаватель:

___________________

(ф.и.о.)

Екатеринбург 20__ г.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Подписано в печать Формат 60  84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11


Похожие:

Краткие теоретические положения технологии iconПрограмма курса лекций теоретические основы химической технологии...
Этапы формирования химической технологии как науки. Тенденции развития химической технологии
Краткие теоретические положения технологии iconВопросы к экзамену по дисциплине «Технология консультирования в психосоциальной работе»
Общие теоретические положения технологии консультирования в психосоциальной работе с населением
Краткие теоретические положения технологии iconИзмерение давления краткие теоретические сведения
Основные понятия и определения. Давлением p называется отношение нормальной составляющей силы Fn к единице площади S, на которую...
Краткие теоретические положения технологии iconКонспект. Цель работы
Запустите программу «Эл-магн. Кванты». Выберите «Квантовая физика» и «Фотоэффект». Нажмите вверху внутреннего окна кнопку с изображением...
Краткие теоретические положения технологии iconЦель курсового проектирования по технологии машиностроения научится...
Цель курсового проектирования по технологии машиностроения научится правильно применять теоретические знания, полученные в процессе...
Краткие теоретические положения технологии iconМетодические указания содержат краткие теоретические сведения по...
Исследование освещенности рабочих мест: методические указания к лабораторной работе / Лустгартен Т. Ю., Видзон Е. З., Румянцев С....
Краткие теоретические положения технологии iconВопросы по курсу «Технологии анимационного сервиса» для включения...
Генезис и содержание термина «анимация». Понятие анимационного сервиса. Поле деятельности анимационного сервиса
Краткие теоретические положения технологии iconРуководство по квенийскому произношению Гласные
В квенья (как и в других эльфийских языках) гласные делятся на долгие и краткие (в правописании квенья долгие гласные обозначаются...
Краткие теоретические положения технологии iconКнига доктора медицины Отто Кернберга, одного из наиболее авторитетных
Иллюстрируя теоретические положения случаями из практики, автор исследует то, как
Краткие теоретические положения технологии icon2. Теоретические сведения 5 Вопросы для самоконтроля 8
Б 825 Лабораторный практикум по курсу «Информационные технологии в менеджменте» (часть 1)/ А. Н. Борисов; Тула: Тул гос ун-т. 2012....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница