2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности


Название2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности
страница1/5
Дата публикации06.04.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5
1. Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познании.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.• Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.

Представление это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражаю­щего действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

^ 1 . Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное

^ 2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.

^ 4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.
2. ^ Формальная логика,её предмет,место и роль в системе науч. знания.

Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой. Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:

1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.

2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.

3. Методы получения нового выводного знания -сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.

4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.
3. ^ Основные исторические этапы развития логики. Логика Древнего мира, логика эпохи Средневековья, логика Возрождения и Нового времени, современная логика.

Древняя логика. Как самостоятельная наука начинает формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры.

Греция: Демокрит(460-370гг.до н.э.)- создал первоначальную систему логики.

Сократ(470-399гг.до н.э.)- считал,что любой предмет может быть познан лишь в том случае,если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия.

Платон(427-348гг.до н.э.)- ученик Сократа- Его прием – дихотомия,т.е. деление понятия А на В и не-В(например,преступления делятся на умышленные и неумышленные).

Аристотель(384-322гг.до н.э.)-дал систематическое изложение логики как науки и по праву считается её создателем. Знания выражаются в языке. Впервые рассматривал научные знания,как последовательность высказываний,связанных между собой логическими отношениями и выводимых друг из друга по правилам логики. Логика Аристотеля опирается на закон исключенного третьего.

^ Средние века.(6-14вв.) – логика в значительной мере подчинялась интересам богословия.

Некоторые ученые поддерживали взгляды Платона-общие понятия существуют первично и реально вне конкретных предметов,составляю некую сверхъестественную сущность.

Другие-первично и реально существуют единичные предметы, созданные Богом, а общие понятия – лишь имена, названия для них,также имеющие божественную природу.

Характерная черта средневековой логики-связь между латинским языком и логическими теориями и выражениями.

^ Эпоха Возраждения. (15-16вв.)- бурно развиваются естественные науки, математика, они сближаются с практикой. Ведущее место среди других наук начинают занимать механика и математика.

^ Новое время.(17-19вв.)- всестороннее развитие логики.

Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного орудия для осуществления научных открытий.

Р.Декарт – четыре основных правила любого научного исследования: 1) истинно лишь то,что познано, проверено и доказано. 2) расчленять сложное на простое. 3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному. 4) исследовать предмет во всех деталях.

Кант- новый тип логики – трансцендентальная – логические формы рассматриваются как доопытные свойства рассудка, обусловливающие возможность всеобщего и необходимого знания явлений опыта.

Логика трудов Аристотеля 19-начала 20в. – классическая: достаточная развитость всех основных видов логического знания; стройность логических концепций, их завершенность; опора в основном на естественный язык; социальный авторитет как самостоятельного духовного явления в обществе; связь с другими науками и практикой; развитый категориальный аппарат.

С 20века. На смену классической логики пришла современная логика.

Начали складываться: многозначная логика,предпологающая,что наши утверждения не только истинные или ложные,но могут иметь и другие значения; модальная логика-рассматривающая понятия необходимости,возможности,случайности; деонтическая,изучающая логические связи нормативных высказываний.

В дальнейшем: Логика времени – логические связи высказываний о прошлом и будущем; Паранепротиворечивая логика- не позволяющая выводить из противоречий все, что угодно; Эпистемическая – изучающая понятия «опровержимо»,»неразрешимо», «доказуемо»,»убежден»,»сомневается»; Логика оценок-понятия «хорошо»,»плохо»,»безразлично»,»лучше»,»хуже»; Логика изменения-изменение и становление нового.

Логика права-специально изучает логические приемы, с помощью которых осуществляется толкование права.

4.^ Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта

^ 5. Логические приёмы образования понятий(анализ,синтез,сравнение,абстрагирование,обобщение).

Понятие-это логическая мысль о предмете,отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках.

^ Анализ-это мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез-мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение-мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование-мысленное упрощение предмета путём выделения в нём одних признаков и отвлечения от других. Результат этого прицесса назыв. абстракцией, что служит синонимом понятия.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.
6.Содержание и объём понятия.

Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны.

Содержание-это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов,отраженных в этом понятии.

Объем- это совокупность предметов,которая мыслится в данном понятии.

Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема,и наоборот.

Понятие, фиксируя существенное и отвлекаясь от несущественного в предметах и явлениях,может развиваться за счет обогащения своего содержания и объема.
7. ^ Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятием.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия – увеличение(уточнение)содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом,уменьшение(расширение)содержания понятия ведёт к образованию понятия с большим объёмом.

Данный закон указывает на зависимость содержания и объема в понятии: чем меньше информация о предметах,заключенная в понятии,тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот.

8.^ Виды понятий. Виды понятий

1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

Нулевые называются понятия,объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно. Например,равносторонний прямоугольный треугольник.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные.Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.

5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию.

9. ^ Отношения между понятиями.

сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).
Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существуют три вида отношений несовместимости: 1)соподчинение 2)противоположность3)противоречие
10. Логическая операция обобщения понятия.

Обобщить понятие значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — категории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.
11. ^ Логич. операция ограничения понятия.

Ограничить понятие значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие.
12. ^ Логическая операция определения понятия.Виды определения.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым; понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, —определяющим.

Виды определения

Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

Номинальным называется опре­деление, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п.

Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета.

Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предмета; к неявным относятся определение через отношение предмета к своей противоположности
13.^ Определение через ближайший род и видовое отличие.

Наиболее распространенным способом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие.

Сущность его состоит в том, что при определении какого-либо предмета указывают на ближайшее родовое понятие, в объеме которого мыслится определяемый предмет, и называют его отличительные признаки. Например, "Барометр - прибор для измерения атмосферного давления". В приведенном примере родом выступает понятие "прибор".

14. Правила определения понятий.
  1   2   3   4   5

Похожие:

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconМышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т п
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т п
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconЛюбовь к мудрости, эпоха схваченная мыслью, искусство мыслить, учение...
Дискурсивное мышление(от лат discursus — рассуждение)- логическое мышление в понятиях, идущее последовательно, шаг за шагом в противоположность...
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconЗакон отражения: отражённый луч лежит в одной плоскости с падающим...
Вектор плотности потока электромагнитной энергии называется вектором Умова-Пойнтинга
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconЛюбого отражения, составляет основное
Мотив любого отражения, составляет основное содержание образа, который хорошо представлен в космогонии и космологии. Зеркало напрямую...
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconРечь и мышление ребенка dvs1 (4pda) «Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка»:...
Данная книга швейцарского психолога Жана Пиаже является результатом многолетних исследований таких психических функций в детском...
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconПознание это деятельность субъекта, направленная на получение знаний....
Познание – это деятельность субъекта, направленная на получение знаний. Это адекватное отражение действительности, зафиксированное...
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconКнига поможет вам изменить стереотип мышления, например, превратить...
Автор книги — яркая и удачливая женщина, высокооплачиваемый консультант по Фэн Шуй, в настоящее время проводит семинары по достижению...
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности iconМышление
Н. Е. Диалектическое мышление [Текст]: монография / Николай Евгеньевич Веракса; текст подготовлен к печати И. Б. Шияном, О. А. Шиян,...
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности icon2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой
Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается...
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности icon        целенаправленный процесс формирования у человека эстетического...
«массовой культурой, направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница