Педагогические тесты


Скачать 157.35 Kb.
НазваниеПедагогические тесты
Дата публикации10.03.2013
Размер157.35 Kb.
ТипТесты
userdocs.ru > Информатика > Тесты




Семинарское занятие по курсу ССОРО № 1.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ.
Отечественная тестология - еще очень молодая наука и находится в стадии становления, одной из важнейших проблем является формирование понятийного и терминологического аппарата.

В настоящий момент в различных изданиях по теории и практике тестирования можно встретить различное толкование и определение одних и тех же понятий, для обозначения одного явления может использоваться несколько синонимических терминов (н-р, дискриминативность - дифференцирующая способность).

Основная группа терминов имеет иноязычное происхождение - их перевод или калькирование, использование в русском языке может привести к различным толкованиям (н-р, у нас тестирование - это проверка знаний посредством теста, за рубежом под тестированием понимается любое экзаменационное испытание).

Отсутствие терминологической точности и наличие понятийной неопределенности может привести к недопониманию. Чтобы этого не произошло уточним некоторую терминологию.
^ Термин «ТЕСТ» (от англ. Test - испытание, исследование) имеет в русском языке несколько значений:

1) специальное исследование для определения способностей, склонностей, волевых качеств человека;

2) опросник для социологического обследования.
Но нас интересует только значение, которое используется в тестологии.

Существуют различные точки зрения при определении понятия «тест».

^ 1. Майоров А.Н. определяет тест как инструмент педагогического измерения:

Тест - это инструмент, который состоит из

- квалиметрически выверенной системы тестовых заданий,

- сдандартизированной процедуры проведения и

- заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, а также учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Квалиметрический – дающий количественную оценку качеству чего-либо, н-р, продукции.
^ 2. Аванесов В.С. предполагает различение теста как метода и теста как инструмента.

1) Тест как метод отражает научный (теоретический) аспект тестологии как науки.

- это целая технология измерения, которая включает в себя:

А) разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых,

Б) стандартизированную процедуру проведения тестирования,

В) методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.
^ 2) Тест как инструмент измерения - это система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) определенной формы, которая позволяет качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень ЗУН-ов учащихся.

Второе значение чаще возникает в практической области: в сознании тех, кто его использует или испытуемых, которые выполняют тест. Чаще используется именно второе значение. Но при этом надо помнить, что тест как измерительный инструмент является частью научного метода измерения (тестирования, теста) и соответственно должен отвечать ряду требований по его разработке, использованию и оцениванию результатов, которые определяются научными подходами.
^ Отличия теста от других форм контроля.

  1. Содержание теста подвергается четкому планированию.

На стадии разработки теста проходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение. Содержательный план теста анализируется экспертами.


  1. ^ Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована (т.е. одинакова для всех) - по форме предъявления и по форме записи ответов.




  1. ^ Наличие статистических характеристик у тестовых заданий.

Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.


  1. ^ Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования.




  1. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.



Преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений:

  1. объективность,

  2. надежность,

  3. точность,

  4. экономичность измерений.


Преимущества тестового контроля:

1. Возможность контроля на всех этапах обучения.

2. Возможность сочетания с традиционными формами контроля.

3. Индивидуальный характер контроля.

4. Единство требований ко всем испытуемым.

5. Возможность распределения (ранжировки) уровня учебных достижений обучающихся в широком объеме (диапазоне).

6. Объективность контроля.

7. Эффективность тестового контроля, которая позволяет проводить контроль любой выборки испытуемых за короткое время.

8. Охват всех разделов программы.

9. Учет специфических особенностей каждого предмета за счет многообразия видов тестовых заданий.

10. Стандартизированность (установление единых обязательных стандартов) и возможность разработки единого теста для разных учебных заведений на основе требований ГОС.

11. Высокий прогноз (прогностическая валидность - достоверность) вступительных испытаний, который позволяет предвидеть успехи обучающихся в будущем.

12. Высокая содержательная валидность и надежность тестового контроля, которая позволяет говорить о полноценной педагогической оценке уровня обученности.

13. Высокая критериальная валидность итоговых аттестационных тестов.

^ Структура теста.
Тест состоит из инструкции и тестовых заданий.
В инструкции даются указания

- из скольких частей состоит тест,

- какое количество времени дается на его выполнение,

- какой стратегии должен придерживаться испытуемый (н-р, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего),

- что надо сделать, чтобы записать правильный ответ.
Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.
Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания.

Задания в тесте (субтесте) должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.

Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест.

Поэтому в этой инструкции четко оговариваются

условия тестирования:

- требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование,

- количество испытуемых в группе,

- время тестирования;

форма заполнения тестовых бланков:

- данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.;

- как заносить правильные ответы и т.д.).

^



КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ



Педагогические тесты классифицируются в зависимости от выбранного основания:

  1. цели тестирования,

  2. подхода к разработке теста

  3. формы предъявления теста,

  4. однородности содержания.




  1. По целям использования пед. тесты подразделяются:

(классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются Челышкова М.Б., Майоров А.Н.)

  • 1) входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения;

  • 2а) формирующее и

2б) диагностическое тестирование

предполагают контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;

  • 3) тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.


Итак, более подробно:

^ 1) Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины,

т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся.

С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения.

Использование входного тестирования тесно связано с повышением эффективности учебного процесса. Анализ его результатов помогает преподавателю выбрать правильную обучающую стратегию при работе на новом этапе.

Входное тестирование дает возможность определить, есть ли слабые обучаемые, для которых новый материал давать еще рано, соответственно для них необходимо обеспечить повторение базовых знаний и устранение пробелов, прежде чем приступить к дальнейшему обучению. Это поможет избежать хронического отставания учащихся.

Чтобы определить готовность обучаемых к новому этапу, предлагаются предварительные тесты (претесты), которые нацелены на проверку базовых (необходимых) знаний и умений.

Для сильных учащихся, предположительно уже имеющих некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися. Если тест выполнен хорошо, то их следует перевести на более высокий уровень обучения, а если нет, то освоение нового материала и для сильных учеников будет проходить по плану.

Т.о., входное тестирование помогает педагогу выбрать наиболее эффективную стратегию обучения, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.

2а) Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется в текущем контроле для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме.

Задания, включенные в этот тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы.

Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формитующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изучаемого материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа.

^ Формирующий тест способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Формирующий тест может быть представлен в компьютерном варианте, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать свои знания и умения.

Формирующий тест зачастую сопровождается конкретными рекомендациями для исправления допущенных ошибок и обучающими модулями по каждой единице материала. Обучающие модули могут содержать определения, правила, формулы, алгоритмы выполнения заданий, фактический материал, примеры.

^ 2б) Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки.

Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить, на каком этапе возникают ошибки.

Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы.

Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

Например в формирующем тесте испытуемый не справился с заданием: , в диагностическом тесте такое же или аналогичное задание разбивается на части, чтобы понять с каким действием испытуемый не справился:

32 – не умеет возводить в степень,

32+7 – не умеет складывать,

- не умеет извлекать корень,

- не умеет делить.

^ 3) Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту.

Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания самых важных элементов содержания и на сформированность необходимых навыков.

^ 2.По подходу к разработке теста (методологии интерпретации тестирования) выделяют

Два подхода к разработке тестов.
В настоящее время существует 2 подхода к разработке тестов

1. нормативно-ориентированный и

2. критериально-ориентированный,
соответственно различают 2 вида тестов:

  • нормативно-ориентированный тест (НОТ);

  • критериально-ориентированный тест (КОТ).


^ 1. Нормативно-ориентированные тесты (НОТ) позволяют дифференцировать (разделять) испытуемых.

НОТ-ы сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям, дают информацию о способностях испытуемых.

НОТ-ы используются при проведении входного тестирования.
Способности – индивидуально-психичиеские особенности человека, которые выражаются в готовности к овладению определенными видами деятельности и их более успешного выполнения по сравнению с др. людьми за более короткое время.
Т.о., тест, созданный в рамках нормативно-ориентированного подхода, позволяет сравнивать уровень учебных достижений испытуемых друг с другом.

Данный вид теста направлен на сопоставление результатов каждого учащегося с результатами других, выполнявших тот же тест.

Т.о., основной задачей нормативно-ориентированного теста является дифференциация испытуемых.
Сразу же возникает вопрос, как интерпретировать результат теста при нормативно-оринтированном подходе?

Т.к. один и тот же испытуемый с одинаковым результатом в более слабой группе будет занимать позицию более выгодную, чем в сильной группе тестируемых, т.е. оценка будет носить относительную характеристику.

Поэтому тестологи пришли к идее выработки норм, относительно которых и будут оцениваться результаты испытуемых.

Нормы нельзя просто задать, они устанавливаются эмпирическим (опытным) путем. На практике это происходит следующим образом. Тестируется вся популяция, для которой разрабатывался тест, а потом сравнивается индивидуальный балл учащегося с полученными результатами.

Популяция - это множество испытуемых, которые обучались какой-либо дисциплине по определенной программе.

Но размер популяции может ограничиваться несколькими классами школы, а может охватывать целый регион или всю страну. Протестировать такое огромное количество испытуемых для определения норм практически невозможно. Поэтому нормы устанавливаются по результатам выполнения теста представительной выборкой учеников (группы испытуемых, которая адекватно репрезентирует (представляет) популяцию).

Наличие сдандартизарованных норм позволяет сравнить индивидуальный балл каждого испытуемого с установленными нормами и оценить его место среди других испытуемых.

Надо иметь в виду, что действие норм ограничено.
^ 2. Критериально-ориентированные тесты (КОТ-ы) позволяют сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений учащегося с его полным объемом ЗУН-ов (знаний, умений и навыков).

В КОТ-ах результаты интерпретируются по отношению к подготовленности обучающегося в данной области содержания.

При проведении входного тестирования используются НОТ-ы, как было сказано, а во всех остальных случаях - критериально-ориентированные тесты (КОТ).

Развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX в.^ Критериально - ориентированных тестов. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэндфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обучаемости в разных классах средних учебных заведений.
Т.о.,^ Критериально-ориентированный тес служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы.

В основе такого теста лежит сопоставление продемонстрированных знаний и умений испытуемого (правильно выполненные задания) с планируемым объемом знаний и умений в какой-то конкретной области содержания (математика, физика, русский язык; отдельные темы, разделы).

^ Критерий оценки (сколько % заданий по каждому разделу должно быть выполнено правильно) задается экспертами на основе образовательных стандартов.

Тест, созданный в рамках критериально-ориентированного подхода, дает возможность получить

«-полную и объективную информацию об учебных достижениях каждого учащегося в отдельности и группы учеников;

-сравнить знания, умения и навыки ученика с требованиями, заложенными в ГОС-ах;

-отобрать учеников, достигших планируемого уровня подготовленности;

-оценить эффективность различных программ обучения» [6].
При создании КОТ-а особое внимание уделяется тому, чтобы задания теста соответствовали области содержания и адекватно отражали все ее элементы.
^ Различия НОТа и КОТа:

Нормативно- и критериально-ориентированные тесты различаются

- интерпретацией результатов испытуемых, выполнивших тест, а также

- по цели создания,

- отбору содержания теста,

- методам статистической обработки,

- предъявляемым требованиям к качеству тестовых заданий.


Чтобы наглядно проследить качественное различие этих тестов, предлагаем таблицу.
^ Сравнительный анализ нормативно- и критериально-ориентированных тестов.




НОПТ


КОПТ

Цель тестирования

Сравнение уровня достижений испытуемых друг с другом

Оценка уровня достижений в соответствии со степенью освоения знаний и умений определенной области содержания

Критерий оценки

Стандартизированные нормы

Достаточная доля (%) проверяемого материала

Область содержания

Задания на проверку наиболее значимых элементов содержания

Для более полного охвата содержания составляется детальная спецификация теста (план), отражающая все элементы содержания

Сфера применения

Конкурсные отборы

(вступительные экзамены в вузы)

Оценка итогового уровня обученности (начальное, среднее, высшее образование); оценка эффективности программы обучения

Характеристи-ка тестовых заданий

Задания должны быть среднего уровня трудности (от 0,3 до 0,7) и высокой дифференцирующей способностью (больше 0,3)

Задания должны соответствовать спецификации и элементам проверяемого содержания. Задания могут быть различного уровня трудности.



Графики









В современной тестологии можно заметить тенденцию объединения нормативно- и критериально-ориентированных подходов.
По мнению М.Б.Челышковой, «интерпретация результатов теста по отношению к определенному содержанию учебной дисциплины вовсе не снимает возможности дифференциации индивидуальных различий учеников».

Идея создания таких тестов очень интересна, т.к. информативность теста в результате объединения 2-х подходов намного повышается, тем более появилась и практическая необходимость. Так по результатам ЕГЭ выпускник получает аттестат о среднем образовании, т.е. определяется уровень владения знаниями и умениями учащимся по разным дисциплинам (критериально-ориентированный подход), по этим же результатам он проходит конкурсный отбор в высшие учебные заведения (нормативно-ориентированнй подход).

Существенные различия норматавно- и критериально-ориентированных тестов ставят перед разработчиками тестов сложные задачи, но они не являются непреодолимыми.
^ Если объединить цели тестирования и основные подходы к созданию тестов, то можем получить следующую классификацию видов тестов:




^ 3. По формам предъявления пед. тесты делятся на

1) бланочные, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на бланке;

    1. компьютерные - задания высвечиваются на мониторе компьютера.


Преимущества компьютерного тестирования в быстроте обработки и экономии бумаги.

Недостатки: компьютерное тестирование может провоцировать случайные ошибки (если испытуемый плохо владеет компьютером), невозможность исправить допущенную ошибку может снизить результат.

^ 4. По степени однородности задач пед. тесты бывают:


  1. гомогенные, которые предназначены для контроля знаний и умений по одному предмету или дисциплине;

  2. гетерогенные, предназначенный для измерения уровня подготовленности по нескольким учебным предметам.


В свою очередь гетерогенные тесты подразделяются на 2 вида:

1.полидисциплинарный и

2.междисциплинарный.
^ 1. Полидисциплинарные тесты предназначены для проверки знаний по нескольким дисциплинам и при этом основной тест включают субтесты (н-р, система заданий по математике и физике). Эти субтесты могут рассматриваться как отдельные тесты по разным дисциплинам. Основная сложность в применении таких тестов заключается в системе подсчета баллов по результатам частей теста.

СУБтест – ПОДтест (подчиненный тест).
2. Междисциплинарные тесты включают задания, которые направлены на проверку обобщенных, интегративных знаний и умений в смежных дисциплинах (математика-физика, химия-биология, история-культурология). Такие тесты достаточно сложны в конструировании и при статистической обработке методов многомерного шкалирования.

Похожие:

Педагогические тесты iconСеминар. Социально-педагогические проблемы детей различных категорий
Соц педагогическая помощь и социально-педагогические проблемы «трудных» детей. Понятие «трудные дети»
Педагогические тесты iconКонтролирующие и обучающие тесты по патологической анатомии для студентов...
Контролирующие и обучающие тесты тесты по патологи-ческой анатомии / Под редакцией д м н. Басинского В. А.,-Гродно: Гргму, 2005....
Педагогические тесты iconПлан лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального...
Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо)
Педагогические тесты iconКвалификационные тесты по физиотерапии москва 1996 Министерство здравоохранения...
Тесты предназначены для проведения квалификационных экзаменов на
Педагогические тесты iconТесты, тесты, тесты Как успешно пройти психологическое тестирование
Иная ситуация у вчерашних выпускников и специалистов среднего уровня, которым нужно доказывать свою профессиональную состоятельность....
Педагогические тесты iconТесты По инфекционным болезным и эпидемиологии Учебно-методическое пособие
Какие биохимические тесты отражают цитолиз (1), мезенхимальную реакцию (2), холестаз (3) при вирусных гепатитах?
Педагогические тесты icon«педагогические теории, системы и технологии» (пособие для студентов...
Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педвузов / В. А. Беликов –...
Педагогические тесты iconСайт с другими ответами на другие тесты по менеджменту ответы на тесты по менеджменту

Педагогические тесты iconДипломного образования Квалификационные тесты по рентгенологии (лучевой...
Тесты предназначены для проведения сертификационного экзамена на присвоение звания врача-рентгенолога. Они также могут использоваться...
Педагогические тесты iconПрограмма развития доу
Психолого-педагогические подходы к социально-нравственному воспитанию дошкольника. 23
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница