Тема 2: Принятие управленческих решений в организации


Скачать 440.44 Kb.
НазваниеТема 2: Принятие управленческих решений в организации
страница1/4
Дата публикации11.03.2013
Размер440.44 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4


Власов М. П.

Методы исследования в менеджменте

Тема 2: Принятие управленческих решений
в организации

Содержание

Стр.

1. Связующие процессы управления ……………………….……………… 2

2. Системный подход ………………………..…………….………………... 3

3. Ситуационный подход ……………………….………….…….…………. 5

4. Человек, организация, решение ………..…………….………………… 14

5. Принятие решений и менеджмент ……………………………………... 18

6. Модели процесса принятия решений в организациях ………….…….. 22

7. Использование моделей процесса принятия решений ………….……. 29

8. Основные управленческие функции в организации ………………….. 34

Санкт-Петербург - 2010
1. Связующие процессы управления

Для эффективного осуществления функций управления не­обходимы связующие процессы, такие, как принятие решений и коммуникация.

^ Принятие решений

Принятие решений присутствует при осуществлении всех управленческих функций, поскольку и при планировании, и при организации, и при мотивации, и при контроле необходи­мо принимать управленческие решения. Действительно, не приняв соответствующего решения, нельзя реализовать ни од­ну из перечисленных выше функций управления.

При принятии решения перед руководителем стоят две за­дачи: выработать возможные варианты решений и из них вы­брать наилучшее.

С нашей точки зрения, принятие управленческих решений становится сегодня одной из основных проблем совершенст­вования системы управления.

Безусловно, немалые возможности таит в себе совершенство­вание технологии реализации основных управленческих функций, но качество принимаемых решений является все-таки определяющим.

Развитие современной науки об управлении, активное ис­пользование компьютерной техники, возрастающие объем и сложность информации делают процесс выработки и принятия управленческого решения тем "узким местом", которое наибо­лее чувствительно к малейшим изменениям в выборе эффективного пути реализации той или иной управленческой идеи.

Коммуникация

Важную роль при принятии управленческого решения иг­рает информация. Процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация, называ­ется коммуникацией.

Очевидно, что без процесса коммуникации, без передачи ин­формации от субъекта управления к объекту управления и на­оборот, без того, чтобы передаваемая информация была пра­вильно понята, эффективная работа системы управления невоз­можна.

Без наличия коммуникации невозможно договориться об общей цели, объединяющей группу людей, которая лежит в основе любой организации.

Без коммуникации невозможны ни планирование, ни орга­низация, ни мотивация, ни контроль.

Если чисто технические проблемы передачи информации, как правило, не вызывают особых трудностей, то выбор наи­более понятного и эффективного способа представления пере­даваемой управленческой информации во многом определяет эффективность системы управления.

^ 2. Системный подход

Одним из существенных недостатков школ управления, рассмотренных нами ранее, является то, что они, как прави­ло, концентрировали свое внимание на одном, правда достаточно важном, аспекте деятельности организации и не рассма­тривали организацию в целом, как единую систему.

Но реальность такова, что организация, состоящая более чем из одного участника, представляет собой систему, и, как правило, систему достаточно сложную.

Согласно [6], "система — это некоторая целостность, со­стоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вно­сит свой вклад в характеристики целого'".

Современное техническое устройство, прибор, изделие — система, состоящая из взаимозависимых частей.

Живой организм — очень сложная система. Современная организация не менее сложная система, включающая и людей и технику и имеющая специфические особенности.

Считается, что организация имеет такие составляющие ча­сти, как структура, задачи, технологии, люди, цели.

Очень важно для понимания системы как единого целого, что части системы взаимосвязаны и изменение одной из них может повлечь изменения, и достаточно значительные, других ее частей.

Например, выход из строя конвейера по производству про­дукции, выпускаемой предприятием, может повлечь за собой срыв поставок, возникновение новых задач по замене устарев­шего оборудования, ввод в действие новых технологических линий и т. д. Снижение качества выпускаемой продукции мо­жет повлечь ухудшение позиций на рынке сбыта, уменьшение прибыли, возникновение проблем с кредиторами и т. д.

Системный подход к управлению позволил руководителю по-новому взглянуть на управляемую им организацию — как на единый организм — и четко понять, что любое управленче­ское воздействие на одну из частей системы, как правило, ска­зывается и на других ее частях. Примеров этому настолько много, что каждый специалист в области управления без тру­да может их привести.

Важным фактором также является воздействие на органи­зацию как на систему окружающей среды и организации на окружающую среду.

Как известно, системы бывают открытые и закрытые. За­крытые системы существуют изолированно от внешней среды. Они имеют фиксированную границу и функционируют за счет собственных ресурсов, добиваясь осуществления целей неза­висимо от изменений, происходящих во внешней среде.

Открытые системы, в отличие от закрытых, непосредствен­но связаны с внешней средой многочисленными каналами.

Это и сырье, и энергия, и капитал, и трудовые ресурсы, и ин­формация, поступающие, например, в такую систему, как ор­ганизация, из внешней среды. Это и продукция или услуги, ко­торые оказывает организация, и прибыль, которую она получа­ет и рынки сбыта, где реализуется выпускаемая продукция, социальные и экологические последствия ее деятельности.

Руководитель должен четко осознавать, что он управляет, как правило, открытой системой, каковой является его орга­низация.

Надо осознавать также, что в процессе управления руково­дителю приходится иметь дело со сложными системами. Орга­низация состоит, как правило, из подсистем, имеющих свои функции и назначение, которые, в свою очередь, являются си­стемами. Например, организация может включать:

  • производст­венную подсистему, которая осуществляет выпуск продукции;

  • плановую подсистему, которая разрабатывает стратегию и так­тику развития организации;

  • маркетинговую подсистему, кото­рая определяет стратегию и тактику организации на рынках сбыта;

  • кадровую подсистему, которая обеспечивает основные подсистемы организации профессиональными кадрами, и т. д.

Прежние школы управления уделяли основное внимание, как правило, одной из подсистем организации. Так, бихевиористская школа основное внимание уделяла социальной под­системе, школа научного управления — технической (произ­водственной) подсистеме и т. д.

Основная заслуга системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные составляющие системы — подсистемы — в единую систему, каковой являет­ся организация.

Он позволил осознать, что управлять надо не только от­дельной системой организации, но и всей организацией в це­лом, принимая во внимание сложные взаимосвязи, существу­ющие внутри системы, и разностороннее ее взаимодействие с окружающей средой.

^ 2. Ситуационный подход

Согласно ситуационному подходу, в основе управления ле­жит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения, достаточно разнообразны, и руководитель должен найти и принять эффективное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему и организации, которой он руководит, сталкиваться.

Если системный подход, развитием которого является ситу­ационный подход, установил единство взаимодействующих частей системы, то ситуационный подход позволил обеспечить профессиональный подход к управлению конкретной ситуаци­ей, в которой часто задействованными оказываются различные подсистемы, входящие в состав организации.

Ситуационный подход, возникший в конце 60-х годов, не считает достижения предшествовавших школ и подходов оши­бочными, он дает лишь инструментарий для эффективного уп­равления организацией, рассматривая процесс управления как последовательность управленческих решений в конкретных ситуациях принятия решения.

Конечно, понимание того, что ситуация является основным элементом управления, было и ранее.

Так, Мэри Фоллетт еще в 20-х годах говорила о "законе си­туации". Однако только развитие и достижения каждой из школ управления в совокупности и системного подхода, поз­волившего объединить их достижения, способствовали подой­ти вплотную к разработке эффективного инструментария для управления ситуацией — для ситуационного подхода.

^ Одной из основных особенностей ситуационного подхода явля­ется то, что он сочетает возможности системного подхода и количественного подхода.

Ситуационный подход можно представить в виде четырех-шагового процесса.

1. Руководитель должен быть знаком с методами и техноло­гиями профессионального управления. Он должен иметь пред­ставление о процессе управления, об индивидуальном и груп­повом поведении, о системном анализе, методах планирова­ния и контроля, количественных методах принятия решений.

2. Управленческие методики обладают сильными и слабы­ми сторонами, в разных ситуациях принятия решения они по-разному эффективны. Приступая к проведению ситуационно­го анализа, необходимо предвидеть возможные результаты уп­равленческих воздействий, которые будут предприняты в соот­ветствии с теми или иными рекомендациями.

3. Необходимо правильно понимать и интерпретировать си­туацию, уметь правильно определять факторы, оказывающие решающее воздействие на развитие ситуации, и предвидеть те изменения, которые может повлечь за собой смена наиболее сиятельных факторов.

4. Используя системный подход, необходимо находить уп­равленческие воздействия, дающие минимальный отрицатель­ный эффект в конкретной ситуации принятия решения, обес­печивая достижение целей, стоящих перед организацией, наи­более эффективным способом.

Наиболее важная часть ситуационного подхода — выделе­ние переменных, определяющих развитие ситуации. Естест­венно, при этом нет необходимости отслеживать все перемен­ные, влияющие на развитие ситуации, поскольку влияние многих из них незначительно. Необходимо выделять и отсле­живать изменение действительно важных переменных.

Возможность проанализировать ситуацию и заранее пред­видеть ожидаемые ее изменения гораздо более эффективна, чем использование метода проб и ошибок.

Она позволяет порой избежать значительных потерь ресур­сов и времени.

Помимо своей универсальности и возможностей широкого практического использования ситуационный подход позволил установить основные переменные, определяющие поведение организационных структур и лидерства.

Именно в рамках ситуационного анализа получил широкое распространение так называемый метод сценариев, оказав­шийся эффективным инструментом выработки управленче­ских решений в сложных ситуациях управления современной организацией и широко используемый сегодня многими эф­фективными управляющими.


^ 3. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении

Разработка управленческих решений является важным про­цессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определя­ют не только эффективность ее деятельности, но и возмож­ность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменя­ющемся мире.

Принятие эффективных решений — одно из наиболее важ­ных условий эффективного существования и развития органи­зации.

Важность процесса принятия решений была осознана чело­вечеством одновременно с началом его сознательной коллек­тивной деятельности.

Поэтому вслед за возникновением и развитием теории уп­равления возникла и развивалась теория принятия решений.

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.

Современные организации отличает от организаций старо­го типа наличие существенно большего числа крупных и ги­гантских организаций [6]. А в таких организациях роль управ­ленческого решения возрастает.

В отличие от организаций старого типа в современных ор­ганизациях большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена. Профессиональной обязан­ностью каждого руководителя является принятие управленче­ского решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий.

В современной эффективно функционирующей организа­ции занятие руководящего поста происходит по праву компе­тентности и принятого в организации порядка. Компетент­ность руководителя определяется, в первую очередь, эффектив­ностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать.

Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в организации необходимо принимать важные для организации решения.

Коллективная работа и рациональность, в основе которых профессиональное управленческое решение, стали стержнем организационной культуры современной фирмы.

Перечисленные выше причины оказали значительное вли­яние на возникновение принципиально нового характера управления организацией, на интенсивное развитие теории и практики принятия управленческого решения.

Как уже говорилось выше, одно из основных достижений современной науки об управлении, и, прежде всего, школы на­учного управления, возглавлявшейся Тейлором, состоит в том, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы.

А это означает, что процесс принятия управленческого ре­шения впервые стал рассматриваться как самостоятельный уп­равленческий акт.

Безусловно, еще Александр Македонский, введя в своей ар­мии штабы, отделил функцию непосредственного ведения боя, делегированную линейным офицерам, от функции упра­вления боевыми действиями, делегированной штабным офи­церам.

Однако предметом самостоятельного изучения, анализа и разработки рекомендаций функции принятия управленческих решений стали лишь после возникновения современной нау­ки об управлении.

^ Как нам уже известно, исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в.

Что же касается теории принятия управленческих решений, то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы, когда во время второй мировой вой­ны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных карава­нов.

Отметим, что в другой воюющей стороне — гитлеровской Германии не придавалось должного значения рекомендациям науки об управлении.

Так, при принятии решения о нападении на Россию выс­шее руководство тогдашней Германии отказалось рассматри­вать возможность других, альтернативных вариантов развития боевых действий, кроме блицкрига, несмотря на настоятельные предложения его окружения.

^ В 50—60-е годы сложившаяся и получившая широкое исполь­зование система методов принятия управленческих решений бы­ла переосмыслена (например, [18, 11]) и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техни­ческими системами и др.

В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений.

Действительно, например, в определении исследования операций [7] находим: "Исследование операций является... прикладной наукой, применяющей все известные научные ме­тоды для решения специфических проблем, являющихся в данном случае основой для принятия решений исполнитель­ным органом".

Встречаются два определения теории принятия решений: расширенное и узкое.

В расширенном определении принятие решений отождест­вляется со всем процессом управления [18, 11].

В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов [7J.

Многие авторы не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым ре­шением.

Неотъемлемой частью теории принятия управленческих ре­шений является и генерирование альтернативных вариантов решений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все сло­жившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет, прежде всего, тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и при­нятие управленческого решения.

Но есть и существенные различия, мимо которых мы не можем пройти. Это, прежде всего, тот факт, что исследование операций и другие науки об управлении оперируют преимуще­ственно количественными данными, критериями и оценками.

Специалисты всегда понимали, что для принятия решений ограничиться только количественными данными невозможно.

Однако в последующем исследование операций и другие упомянутые выше науки сконцентрировали основное внима­ние на математических (количественных) аспектах решения управленческих задач [6, 11].

Так, центральное место в них заняло использование науч­ного метода, включающего наблюдение, формулирование ги­потезы и верификацию, системную ориентацию и использова­ние принципа моделирования.

Широко использовались физические, аналоговые, имита­ционные и математические модели.

Наиболее известны модели теории игр, отражающие конку­рентную ситуацию и ожидаемое воздействие на конкурентов принятого управленческого решения, модели теории очередей или оптимального обслуживания, управления запасами, ли­нейного программирования, экономического анализа и др.

Предметом же теории принятия решений наряду с количе­ственными методами стали также методы, позволяющие полу­чать и анализировать качественную (неколичественную) ин­формацию.

Это, прежде всего, методы экспертного оценивания, многокритериального анализа, содержательного анализа ситуа­ций и др.

То же самое относится и ко многим аспектам менеджмен­та, не подпадающим под методы количественного анализа, многие проблемы в котором могут быть решены лишь метода­ми качественного анализа, успешно используемыми в теории принятия решений.

В заключение приведем схему [11], определяющую место различных стадий принятия решений в процессе управления (рис. 3.1).

Принятие решений затрагивает практически все области человеческой деятельности и есть неотъемлемая часть процес­са управления.

В рамках теории принятия решений развивались методы по­лучения и анализа не только количественной, но и качественной (неколичественной) информации, существенно расширившие воз­можности общей теории управления.

Иногда можно услышать мнение, что практика принятия решений существует сама по себе, а теория — сама по себе.

Это одно из основных заблуждений руководителя, действу­ющего по принципу "я все знаю сам", не говоря уже о том, что для принятия эффективного управленческого решения опыта и знаний одного человека оказывается, как правило, не­достаточно, современному руководителю необходимо владеть современными технологиями принятия управленческих реше­ний.

Современная наука в области принятия управленческих ре­шений поднялась на качественно новый уровень, на ее осно­ве разработаны эффективные управленческие технологии, по­зволяющие решать сложные управленческие задачи, характер­ные для современных организаций.

Значительную роль сыграло резкое увеличение объема ин­формации, которую приходится учитывать при разработке уп­равленческого решения сегодня, появление современной вы­числительной техники с ее воистину удивительными возмож­ностями по оперированию и обработке больших массивов как количественной, так и качественной информации.


  1   2   3   4

Похожие:

Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconПоиск и принятие правильных управленческих решений концепция
Принятие решений – сквозная управленческая функция. Руководитель любого уровня вовлечен в принятие решений. Причем, чем выше по положению...
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconТема. Принятие управленческих решений
Одной из важных задач бухгалтерского управленческого учета явля­ется сбор и обобщение информации, полезной для принятия менедже­рами...
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации
...
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconБухгалтерская информация и принятие управленческих решений. Российская...
...
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconПрактический семинар
При долгосрочном планировании процесс планирования происходит от прошлого к будущему, которое предполагается точно прогнозируемым....
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconЗадание на выполнение практической работы по дисциплине «Разработка...
В работе необходимо представить технологию разработки управленческого решения для преодоления конкретной проблемной ситуации. В качестве...
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации icon5. Принятие экономических решений Принятие решений в соответствии...
Цели предприятия задаются при его создании, а в процессе функционирования корректируются в соответствии с изменяющимися внешними...
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconУчебно методический комплекс
Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления; изучение основ разработки альтернативных вариантов...
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации icon15: принятие хозяйственных решений, планирование, управление, маркетинг на предприятии
Тема 15: принятие хозяйственных решений, планирование, управление, маркетинг на предприятии
Тема 2: Принятие управленческих решений в организации iconВопросы к экзамену по дисциплине «методы принятия управленческих решений»
Поведение человека в процессе принятия решений. Феномены поведения человека в процессе принятия решений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница