Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация»


Скачать 485.94 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация»
страница1/4
Дата публикации06.05.2013
Размер485.94 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Информатика > Методические указания
  1   2   3   4
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
Кафедра систем управления и технологических комплексов
Методические указания
по выполнению контрольной работы

по дисциплине «Программирование и алгоритмизация»

для студентов МИППС направления 220700

Краснодар 2012

ВВЕДЕНИЕ



Выполнение контрольной работы – один из важнейших этапов применения теоретических знаний и осваивания практических приемов разработки программного обеспечения.

Студенты обязаны овладеть методологией программирования на одном из языков высокого уровня (С++, Object Pascal и их модификациях), а также научиться грамотно оформлять текстовую и программную документацию.

В процессе выполнения контрольной работы студент повышает качество своих знаний, учится работать с научно-методической литературой, приобщается к изучению новых для него предметных областей, их глубокой проработке и реализации.

Данное методическое указание подробно описывает, как рационально выполнить и правильно оформить контрольную работу, из каких основных этапов и частей она состоит.

Варианты заданий на контрольную работу соответствуют последней цифре номера зачетной книжки.


  1. ^ ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Новейшая система объектно-ориентированного программирования С++ Builder производства корпорации Borland предназначена для операционных систем Windows 9x и NT. Интегрированная среда С++ Builder обеспечивает скорость визуальной разработки, продуктивность повторно используемых компонент в сочетании с мощностью языковых средств С++, усовершенствованными инструментами и разномасштабными средствами доступа к базам данных.

С++ Builder может быть использован везде, где требуется дополнить существующие приложения расширенным стандартом языка С++, повысить быстродействие и придать пользовательскому интерфейсу качества профессионального уровня.

  1. ^ ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ C++ BUILDER

Палитра компонент содержит более 100 повторно используемых компонент, предлагаемых для построения приложения.

Редактор форм предназначен для создания интерфейса программы с пользователем.

Редактор кода предназначен для написания текста программы, в частности, функций обработки событий.

Инспектор объектов позволяет визуально устанавливать свойства объектов без необходимости рутинного программирования и содержит события, которые можно связывать с кодами реакции объектов на их возникновение.

Хранилище объектов содержит такие объекты, как формы и модули данных, которые разделяются многими приложениями с целью уменьшения временных затрат при разработке.


Рисунок 1 – Общий вид C++Builder 6

Быстрая разработка приложений подразумевает поддержку свойств, методов и событий компонент в рамках объектно-ориентированного программирования. Свойства позволяют вам легко устанавливать разнообразные характеристики компонент, такие как названия, контекстные подсказки или источники данных. Методы (функции-члены) производят определенные операции над компонентным объектом, в том числе и такие сложные как воспроизведение или перемотка устройства мультимедиа. События связывают воздействие пользователя на компоненты, такие как активизация, нажатие кнопок или редактируемый ввод – с вашими кодами реакций на эти воздействия. Кроме того, события могут возникать при обновлении данных в интерфейсных элементах доступа к базам данных. Работая совместно, свойства, методы и события образуют среду RAD интуитивного программирования приложений для Windows.

Практически все объекты имеют некоторый базовый набор свойств:

  1. Name – имя объекта.

  2. Enabled – определяет, будет ли доступен объект во время работы программы.

  3. Visible – определяет, будет ли виден объект во время работы программы.

  4. Top – расстояние от верхнего края формы до верхней границы объекта.

  5. Left – расстояние от левого края формы до левой границы объекта.

  6. Width – размер объекта по горизонтали.

  7. Height – размер объекта по вертикали.


Следует запомнить, что С++ Builder ассоциирует с каждым приложением три исходных файла со следующими именами по умолчанию:

  1. Unit1.cpp хранит исполняемый код реализации вашего приложения. Именно в нем вы записываете обработчики событий, отвечающие за реакцию программы при воздействии пользователя на объекты компонент.

  2. Unit1.h содержит объявления всех объектов и их конструкторов. Обратите внимание на ключевое слово _fastcall в объявлениях функций обработки событий, которые C++ Builder генерирует автоматически. Благодаря _fastcall передача параметров организуется не через стек, а через регистры центрального процессора. Вызовы обработчиков событий происходит очень часто, поэтому экономия времени, затрачиваемого на выборку параметров из памяти стека, оказывается весьма ощутимой. Здесь кроется одна из причин высокого быстродействия приложений, которые компилирует и собирает C++ Builder.

  3. Projectl.cpp обслуживает все объекты, заключенные в приложении. Любая новая форма, программный модуль или модуль данных автоматически включаются в проектный файл. Вы можете просмотреть в окне Редактора кода содержание исходного текста проектного файла с помощью команды главного меню View | Project Source или выбрав одноименную опцию из контекстного меню Администратора проекта. Ни в коем случае не редактируйте проектный файл вручную!

Cохранить исходные файлы для следующего сеанса, можно, выполнив одно из следующих действий:

  1. Команда File | Save All сохраняет все исходные файлы приложения.

  2. Команда File | Save сохраняет оба файла программного модуля, а команда File | Save As позволяет дать им новое имя.

  3. Команда File | Save Project As сохраняет изменения всех составляющих проектного файла, используя текущие имена файлов.

^ 3 РЕДАКТОР ФОРМ

Форма представляет собой окно с управляющими компонентами, которые переносятся программистом на стадии проектирования или создаются динамически в процессе работы программы. C++Builder создает форму в окне Редактора при добавлении формы к проекту или берет ее из Хранилища объектов.

Открыть окно Редактора форм можно одним из способов:

  1. Командой File | New Application создайте новое приложение.

  2. Командой File | New Form (кнопка быстрого вызова) создайте новую форму.

  3. Командой File | Open Project (кнопка быстрого вызова) откройте существующий проект.

Добавить компоненту к форме можно одним из способов:

  1. Найдите нужную компоненту на вкладках Палитры компонент и щелкните на ней левой кнопкой мыши. Переведите курсор в окно Редактора и вновь щелкните мышью.

  2. Дважды щелкните левой кнопкой мыши на нужной компоненте.

Закрыть активное окно Редактора форм можно одним из способов:

1. Кнопкой в правом верхнем углу окна или клавишами Alt+F4.

2. Командой File | Close.

Закрыть все окна, кроме окна Инспектора объектов, можно командой File | Close All.

^ 4 ПАЛИТРА КОМПОНЕНТ - КРАТКИЙ ОБЗОР

Для удобства поиска Палитра разделена вкладками, объединяющими функционально сходные компоненты. Открыть контекстное меню выбранной компоненты можно, щелкнув по ней правой кнопкой мыши.

^ 4.1 КОМПОНЕНТЫ ВКЛАДКИ STANDARD.



Рисунок 2 – Компоненты вкладки Standart

Компоненты этой вкладки осуществляют включение в ваше приложение следующих типовых интерфейсных элементов Windows:

TLabel

Отображает на форме прямоугольную область статического текста, который нельзя редактировать. Обычно текст представляет собой название другой компоненты.

Текст названия является значением свойства ^ Caption. Свойство Alignment определяет способ выравнивания текста. Чтобы размер шрифта автоматически соответствовал максимальному заполнению области, установите значение true свойства AutoSize. Чтобы весь текст можно было увидеть внутри короткой области, задайте значение true свойства WordWrap. Установкой значения true свойства Transparent вы можете оставить видимой часть другой компоненты сквозь название, расположенное прямо на ней.

Tedit

Отображает прямоугольную область редактируемого ввода одиночной строки информации на форме. Начальное содержимое области редактирования определяет строка, являющаяся значением свойства Text.

^ TButton

Создает прямоугольную кнопку с надписью. Нажатие на кнопку инициирует некоторое действие в программе.

TCheckBox

Создает квадратный чек-бокс с двумя состояниями и описательным текстом, специфицирующим его назначение.

Состояние бокса "check" соответствует выбору некоторого варианта (отмечается перечеркиванием бокса), а состояние "uncheck" соответствует снятию выбора. Описательный текст хранится в свойстве Caption. Затемнить бокс (подкрасить серым цветом) можно установкой значения true свойства AllowGrayed. Свойство State отражает текущее состояние и цвет бокса.

TRadioButton

Создает круглую кнопку с двумя состояниями и описательным текстом, специфицирующим ее назначение.

Радио-кнопки представляют набор взаимоисключающих вариантов выбора: только одна кнопка может быть выбрана в данный момент времени (отмечается внутренним черным кружком), а с ранее выбранной кнопки выбор автоматически снимается.

Обычно радио-кнопки размещаются внутри предварительно установленного на форме группового контейнера. Если выбрана одна кнопка, выбор всех прочих кнопок той же группе автоматически снимается. Например, две радио-кнопки на форме могут быть выбраны одновременно только в том случае, когда они размещены в разных контейнерах. Если группировка радио-кнопок явно не задана, то по умолчанию, все они группируются в одном из оконных контейнеров (TForm, TGroupBox или TPanel).

TListBox

Отображает прямоугольную область списка текстовых вариантов для выбора, добавления или вычеркивания.

Если все элементы списка не умещаются в отведенную область, то список можно просматривать с помощью линейки прокрутки. Элементы списка содержатся в свойстве Items, а номер элемента, который будет выбран во время выполнения программы, - в свойстве Itemlndex. Окно текстового редактора элементов списка открывается кнопкой в графе значений свойства Items. Значение true свойства Sorted устанавливает сортировку элементов списка по алфавиту.

TComboBox

Создает комбинацию области редактирования и выпадающего списка текстовых вариантов для выбора.

Значение свойства ^ Text заносится непосредственно в область редактирования. Элементы списка, которые может выбирать пользователь, содержатся в свойстве Items, номер элемента, который будет выбран во время выполнения программы, - в свойстве Itemlndex, а сам выбранный текст - в свойстве SelText. Свойства SelStart и SelLength позволяют установить выборку части текста или обнаружить, какая часть текста выбрана.

Значение true свойства Sorted задает сортировку элементов списка по алфавиту. Вид компоненты TComboBox можно выбрать в свойстве Style.

TScrollBar

Создает линейку прокрутки с бегунком для просмотра содержимого окна, формы или другой компоненты, например, для перемещения внутри заданного интервала значений некоторого параметра.

Поведение прокручиваемого объекта определяется обработчиком события OnScroll. Насколько должен продвинуться бегунок, когда пользователь щелкает мышью на самой линейке (по обеим сторонам от бегунка), определяет значение свойства LargeChange. Насколько должен продвинуться бегунок, когда пользователь щелкает мышью по кнопкам со стрелками (на концах линейки) или нажимает клавиши позиционирования, определяет значение свойства SmallChange

Значения свойств Min и Мах устанавливают интервал допустимых перемещений бегунка. Ваша программа может установить бегунок в нужную позицию, определяемую значением свойства Position. Метод SetPcirums определяет значения всех свойств Min, Мах и Position одновременно.

TGroupВох

Создает контейнер в виде прямоугольной рамки, визуально объединяющий на форме логически связанную группу некоторых интерфейсных элементов. Эта компонента представляет собой инкапсуляцию одноименного объекта Windows.

TRadioGroup

Создает контейнер в виде прямоугольной рамки, визуально объединяющий на форме группу логически взаимоисключающих радио-кнопок.

Радио-кнопки "группируются" при помещении их в один и тот же контейнер. Только одна кнопка из данной группы может быть выбрана. Добавление кнопок к компоненте TRadioGroup выполняется редактированием свойства Items. Присвоение названия очередной строке свойства Items приводит к появлению этой кнопки в группирующей рамке. Значение свойства Itemlndex определяет, какая радио-кнопка выбрана в настоящий момент. Вы можете группировать радиокнопки в несколько столбцов, устанавливая соответствующее значение свойства Columns.

^ TPanel

Создает пустую панель, которая может содержать другие компоненты. Вы можете использовать TPanel для создания на вашей форме панелей инструментов или строк состояния.

^ 4.2 КОМПОНЕНТЫ ВКЛАДКИ ADDITIONAL



Рисунок 3– Компоненты вкладки Additional

Осуществляют включение в вашу программу 9 элементов управления, разработанных корпорацией Borland специально для среды C++Builder.

TBitBtn

Создает кнопку с изображением битового образа. Такие кнопки чаще всего используются в специальных диалоговых окнах.

Графические кнопки имеют свойства для спецификации битовых образов, их вида и размещения на кнопке. Вы можете пользоваться готовыми стилями графических кнопок из отдельного каталога изображений, входящего в поставку C++Buider или собственными картинками, созданными одной из систем редактирования изображений. Различным состояниям кнопки (например, "нажата", "отпущена", "запрещена" и т.п.) могут соответствовать разные битовые образы

TmaskEdit.

Создает область редактируемого ввода данных специфического формата.

^ Timage.

Создает на форме контейнер для отображения битового образа, пиктограммы или метафайла.

TShape

Рисует простые геометрические фигуры - окружность и эллипс, квадрат и прямоугольник (можно с закругленными углами).

Вид выбранной геометрической фигуры определяется свойством Shape, а цвет и способ ее окраски - двумя вложенными в Brush свойствами Color и Style. Размеры фигур определяются соответствующими свойствами.


^ 4.3 КОМПОНЕНТЫ ВКЛАДКИ DIALOGS



Рисунок 4– Компоненты вкладки Dialogs

Компоненты этой вкладки осуществляют включение в ваше приложение следующих стандартных диалоговых элементов Windows:

TOpenDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу открытия файлов. Метод Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы.

После того, как пользователь выбрал файл нужного типа и нажал кнопку ОК, имя файла заносится в свойство FileName. С помощью свойства Filter пользователь определяет, какие файлы сделать видимыми в списке файлов. Свойство Filterlndex определяет фильтр по умолчанию.

TSaveDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу сохранения файлов. Метод Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы.

После того, как пользователь выбрал файл нужного типа и нажал кнопку ОК, имя файла заносится в свойство FileName. С помощью свойства Filter пользователь определяет, какие файлы сделать видимыми в списке файлов. Свойство Filterlndex определяет фильтр по умолчанию.

TFontDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу выбора шрифтов и их атрибутов. Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы.

После того, как пользователь выбрал нужный шрифт и нажал кнопку ОК, выбранный шрифт заносится в свойство ^ Font. Свойство Device позволяет выбрать устройство, на которое повлияет сделанное изменение шрифта.

TColorDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу выбора цветов. Метод ^ Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы.

TPrintDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу печати. Метод Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы.

С помощью этого диалога можно выбрать принтер, задать диапазон печатаемых страниц, число копий с подбором (collate) страниц в копиях, а также - требование печати в файл. Указанные параметры отражаются значениями соответствующих свойств данной компоненты.

TPrinterSetupDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу предварительных установок принтера перед печатью. Метод ^ Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы.

TFindDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу поиска текста. Метод Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы.

Значением свойства FindText является искомый текст. Манипулируя свойством Options, вы можете изменить вид и поведение компоненты, например, отменить появление встроенных компонент TCheckBox под названиями Match Case, Whole Word и др.

Когда пользователь вводит искомый текст и нажимает кнопку Find Next, обработчик возникающего события OnFind производит поиск текста, являющегося значением свойства FindText.

TReplaceDialog

Открывает в вашей программе доступ к диалогу поиска текста с заменой. Метод Execute активизирует окно диалога во время выполнения программы. Эта компонента обладает всей функциональностью предыдущей, кроме того, позволяя заменять найденный текст новым.

^ 4.4 КОМПОНЕНТЫ ВКЛАДКИ SYSTEM



Рисунок 5–Компоненты вкладки System.

Компоненты этой вкладки осуществляют включение в ваше приложение следующих специализированных системных элементов управления:

TTimer

Эта компонента инкапсулирует таймерные функции Windows API: SetTimer и KillTimer и сама обрабатывает сообщения WM_TIMER.

Свойство Interval задает частоту возникновения события OnTimer. По умолчанию Interval=1000 (одна секунда). Временной интервал передается функции SetTimer в качестве параметра.

TFileListBox

Отображает список файлов в текущем каталоге, доступных программе во время ее работы. Смена текущего каталога отражается значением свойства Directory.

Свойство ^ Mask задает типы, а свойство FileType - атрибуты файлов, которые появятся в списке файлов. Чтобы снабдить имена файлов пиктограммами. Установите значение true свойства ShowGlyphs.

TDirectoryListBox

Отображает древовидную структуру каталогов текущего диска, доступных программе во время ее работы. Смена текущего каталога отражается значением свойства Directory, а смена текущего дисковода - значением свойства Drive.

TDriveComboBox

Отображает комбинированный редактируемый список дисков, доступных программе во время ее работы. Смена текущего дисковода отражается значением свойства Drive.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» по...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ. Тематика контрольных...
Угату, предполагает выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы по предлагаемой тематике. Зачтенная контрольная...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «уголовный процесс»
Успешное выполнение контрольной работы демонстрирует уровень самостоятельной подготовки бакалавра по дисциплине уголовно-процессуальное...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические указания по выполнению Контрольной работы по дисциплине...
В контрольной работе студенту предлагается выполнить б заданий. Текст каждого задания приведен в п. Номер варианта задания выбирается...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Менеджмент»
К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических вузов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 33 Общие указания 33
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы
Успешное выполнение контрольной работы демонстрирует уровень самостоятельной подготовки бакалавра по дисциплине уголовно-процессуальное...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Программирование и алгоритмизация» iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий Методические...
Задания для самостоятельной работы студентам заочной формы обучения учебной дисциплине
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница