Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)


Скачать 125.9 Kb.
НазваниеСеверо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Дата публикации06.05.2013
Размер125.9 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Утверждаю:

проректор по учебной работе
_____________________________

«____» ____________ 2012 г.

Рабочая программа



дисциплины ________«БАЗЫ ДАННЫХ»___________________________

_____________________________________________________________________

для направления (ий) подготовки (специальности (ей))





Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Информатика

(протокол № 09 от «15» июня 2012 г.)


Зав. кафедрой ________________________ / проф. Моураов А.Г. /















Согласовано с выпускающими кафедрами

Зав. кафедрой _________________________


Зав. кафедрой _________________________

Зав. кафедрой _________________________

Одобрено советом ^ Архитектурно-строительного факультета
Председатель ___________________________

Согласовано с управлением методической работы
Начальник УМР_________________________ / проф. Мерзлов В.С./
Согласовано с управлением учебной работы
Начальник УУР_________________________ /доц. Олисаева О.В. /

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели преподавания дисциплины

Целью данной дисциплины является обучение студентов концептуальному и логическому проектированию баз данных, защите данных, алгоритмам обработки и анализа данных на основе реляционной СУБД MS ACCESS.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  1. Уметь проектировать структуру БД с учетом требований нормализации отношений и ограничений предметной области;

  2. овладеть навыками программирования в среде СУБД ACCESS.

    1. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина изучается в четвертом семестре, для ее успешного усвоения необходимо знание дисциплин:

  1. информатика;

  2. алгоритмические языки и программирование.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



^

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

  • законы, формулы и теоремы, описывающие процессы обработки информации в банках данных;

  • величины ,характеризующие качество процессов обработки информации в банках данных;

  • методики синтеза структур информационных моделей предметных областей АСОИУ;

  • методики синтеза и оптимизации структур баз данных;

  • методики оптимизации процессов обработки запросов.


владеть:

  • владеть методами и средствами проектирования реляционных баз данных и составления программ взаимодействия с базами данных,


уметь:

  • применять современную методологию для исследования и синтеза информационных моделей предметных областей АСОИУ;

  • иметь навык выполнения работ на предпроектной стадии;

  • применять современную методологию на стадии технического проектирования - обследование, выбор и системное обоснование проектных решений по структуре информационных моделей и базам данных, по архитектуре банка данных и его компонентам.




  1. - ^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

140

2

Аудиторные занятия

72

2

Лекции

18

2

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (Л)

54

2

Самостоятельная работа

68

2

Курсовая работа







Вид итогового контроля (экзамен)




2

^ 2. Содержание дисциплины
2.1. Лекции
Тема 1. Введение(2 часа)

Краткое содержание дисциплины. Основные проблемы обработки данных.

Назначение и основные компоненты системы баз данных; обзор современных систем управления базами данных (СУБД).

Тема 2. Модели баз данных (2 часа)

Уровни представления баз данных; понятия схемы и подсхемы; модели данных; иерархическая, сетевая и реляционная модели данных; схема отношения;

^ Тема 3. Реляционная модель данных (2 часа)

Основные понятия и определения. Реляционная алгебра и реляционное

исчисление. Достоинства и недостатки модели. Язык манипулирования данными для реляционной модели. Реляционная алгебра и язык SQL.

^ Тема 4. Проектирование реляционной базы данных (2 часа)

Функциональные зависимости. Декомпозиция отношений. Транзитивные зависимости. Проектирование с использованием метода «сущность-связь».

Нормализация отношений. Первая, вторая и третья нормальные формы.

Усиленная четвертая нормальная форма Бойса-Кодда.

^ Тема 5. Иерархическая модель данных (2 часа)

Основные понятия и определения. Однородные, двоичные и сбалансированные

древовидные структуры. Достоинства и недостатки модели.

Тема 6. Сетевая модель данных (2 часа)

Основные понятия и определения. Примеры сетевых моделей. Достоинства и недостатки моделей.
^ Тема 7. Изучение одной из СУБД: основы работы в СУБД ACCESS (4часа)

Интерфейс СУБД. Основные объекты СУБД ACCESS. Создание и модификация базы данных. Первичная обработка таблиц: поиск, сортировка, добавление и удаление данных. Ключевые и индексные поля (индексирование базы данных). Создание форм и отчетов. Физическая организация баз данных.
Тема 8. Проектирование систем обработки данных (2 часа)

Защита баз данных; целостность и сохранность баз данных. Хешированные, индексированные файлы.

2.2. Лабораторные работы, их содержание

^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Создание однотабличной базы данных

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.

Создание запросов и отчетов для однотабличной базы данных

^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.

Создание инфологической и логической моделей базы данных

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4.

Создание сложных запросов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

Создание сложных форм и отчетов

2.3. Задания на самостоятельную работу

Вариант 1

1. Разработайте базу данных «Электронная библиотека», состоящую
из трех таблиц со следующей структурой:

Книги - шифр книги (ключевое поле), автор, название, год издания, количество экземпляров.

Читатели — читательский билет (ключевое поле), фамилия, имя, отчество, адрес.

^ Выданные книги - шифр книги, читательский билет, дата выдачи, дата возвращения, дата фактического возвращения.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. С помощью запроса отберите все книги, выпущенные с 1990 по 2007 годы.

  3. Создайте запрос с параметром для отбора книг определенного автора.

  4. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.

Вариант 2

1. Разработайте базу данных «Продуктовый магазин», которая состоит из четырех таблиц со следующей структурой:

Товары - код товара (ключевое поле), наименование товара, количество товара.

^ Поступление товаров — код товара, дата поступления, цена приобретения товара за единицу, код поставщика.

Продажа товаров - код товара, месяц продажи, проданное количество за месяц, цена продажи товара.

Поставщики - код поставщика (ключевое поле), название поставщика, адрес поставщика, телефон поставщика.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. С помощью запроса отберите товары, цены которых от 100 до 450 руб.

  3. Создайте запрос с параметром для отбора товаров, проданных в определенном месяце.

  4. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.

Вариант 3

1. Разработайте базу данных «Сессия», состоящую из четырех таблиц
со следующей структурой:

Студенты - шифр студента (ключевое поле), фамилия, имя, отчество, курс, группа.

Экзамены - шифр студента, дата, шифр дисциплины, оценка.

^ Зачеты - шифр студента, дата, шифр дисциплины, зачет. Дисциплины - шифр дисциплины (ключевое поле), название дисциплины, количество часов.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. С помощью запроса отберите студентов, сдавших экзамен на 4 или 5.




  1. Создайте запрос с параметром для отбора студентов, получивших или не получивших зачет.

  2. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.

Вариант 4

1. Разработайте базу данных «Оптовый склад», состоящую из четырех таблиц со следующей структурой:

Склад - код товара, количество, дата поступления.

Товары - код товара (ключевое поле), название товара, срок хранения.

^ Заявки - код заявки (ключевое поле), название организации, код товара, требуемое количество.

Отпуск товаров — код заявки (ключевое поле), код товара, отпущенное количество, дата отпуска товара.

  1. Установите связи между таблицами.

  1. С помощью запроса отберите товары, количество которых от 50 до 200 штук.

  2. Создайте запрос с параметром для отбора товаров, поступивших на склад какого-либо числа.

  3. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.

Вариант 5

1. Разработайте базу данных «Абитуриенты», состоящую из
четырех таблиц со следующей структурой:

Анкета — номер абитуриента (ключевое поле), фамилия, имя, отчество, дата рождения, оконченное среднее учебное заведение (название, номер, населенный пункт), дата окончания учебного заведения, наличие красного диплома или золотой / серебряной медали, адрес, телефон, шифр специальности.

Специальности — шифр специальности (ключевое поле), название специальности.

Дисциплины — шифр дисциплины (ключевое поле), название

дисциплины.

Вступительные экзамены — номер абитуриента, шифр дисциплины, экзаменационная оценка.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. Составьте запрос для отбора студентов, сдавших экзамены без троек.

  3. Создайте запрос с параметром для отбора студентов, поступающих на определенную специальность.

  4. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.


Вариант 6

1. Разработайте базу данных «Транспортные перевозки», состоящую из трех таблиц со следующей структурой:

Транспорт — марка автомобиля, государственный номер (ключевое поле), расход топлива.

^ Заявки - код заявки (ключевое поле), дата заявки, название груза, количество груза, пункт отправления, пункт назначения.

Доставка — № п/п, дата и время отправления, дата и время прибытия, код заявки, государственный номер автомобиля, пройденное расстояние.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. С помощью запроса отберите заявки с количеством груза от 100 до 500 кг.

  3. Создайте запрос с параметром для отбора транспорта по марке автомобиля.

  4. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.


Вариант № 7

1. Разработайте базу данных «Прокат спортивного оборудования»,
состоящую из трех таблиц со следующей структурой:

Клиенты — код клиента (ключевое поле), фамилия, имя, отчество, телефон, адрес, паспортные данные, залог.

^ Склад - код оборудования (ключевое поле), название, количество, залоговая стоимость, остаток.

Прокат - № п/п, клиент, оборудование, дата выдачи, срок возврата, отметка о возврате, оплата проката.

2. Установите связи между таблицами.

5. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.

  1. Создайте запрос для отбора оборудования с залоговой стоимостью от 10000 до 50000 руб.

  2. Создайте запрос с параметром для отбора клиентов, возвративших оборудование.

  3. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.


Вариант 8

1. Разработайте базу данных «Банк», состоящую из трех таблиц со
следующей структурой:

Клиенты - код клиента (ключевое поле), фамилия, имя, отчество, паспорт, телефон, адрес, заработная плата.

^ Виды кредитов — код кредита (ключевое поле), название кредита, процентная ставка, условия предоставления.

Предоставленные кредиты -№ п/п, клиент, кредит, дата предоставления, срок, дата возврата, сумма, отметка о возврате.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. Создайте запрос для отбора клиентов, взявших кредит от 500 000 до 1 000 000 руб.

  3. Создайте запрос с параметром для отбора кредитов по процентной ставке.

  4. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.

Вариант 9

1. Разработайте базу данных «Туристическая фирма», состоящую из четырех таблиц со следующей структурой:

Клиенты - код клиента (ключевое поле), фамилия, имя, отчество, телефон, адрес, паспорт.

Сотрудники - код сотрудника (ключевое поле), фамилия, имя, отчество, должность, телефон, адрес, паспортные данные.

^ Туристические маршруты -— код маршрута (ключевое поле), название, описание маршрута, страна, стоимость путевки, количество дней, вид транспорта.

«Заказы» - код заказа (ключевое поле), клиент, маршрут, сотрудник (менеджер, оформивший заказ), дата, отметка об оплате.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. Создайте запрос для отбора маршрутов со стоимостью от 10000 до 20000 руб.

  3. Создайте запрос с параметром для отбора клиентов, выбравших определенный вид маршрута.

  4. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную кнопочную форму.



Вариант 10

1. Разработайте базу данных «Поликлиника», состоящую из четырех таблиц со следующей структурой:

^ Врачи код врача (ключевое поле), ФИО, должность,

специализация, стаж работы, адрес, телефон.

Болезни - № п/п (ключевое поле), название заболевания, рекомендации по лечению, меры профилактики.

Пациенты - код пациента (ключевое поле), ФИО, адрес, телефон, страховой полис, паспорт.

Диагноз - № п/п (ключевое поле), пациент, заболевание, лечащий врач, дата обращения, дата выздоровления.

  1. Установите связи между таблицами.

  2. С помощью запроса отберите врачей-стоматологов и ортопедов.

  3. Создайте запрос с параметром для отбора пациентов с определенным видом заболевания.

5. Создайте формы для ввода данных, отчеты и главную
кнопочную форму.
^

3. Учебно-методические материалы по дисциплине



3.1. Основная литература


  1. Марков А. С., Лисовский К. Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию: Учебник для вузов/. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 510 с.

  2. Гринченко Н. Н. и др. Проектирование баз данных СУБД Microsoft Access: учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2006. - 240 с.

^ 3.2. Дополнительная литература


  1. Дунаев В. В. Базы данных. Язык SQL для студента. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 279 с.

  2. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация: учебное пособие/ Т. С. Карпова. - СПб.: Питер, 2006. – 303 с.

  3. Базы данных. Учебник для высших учебных заведений/ Под ред.проф. Л.Д.Хомоненко- СПб.: KOPOНA-принт, 2004.



^ 3.3. Литература для организации самостоятельной работы


  1. Колесникова С.И. Базы данных. Методические указания к лекциям. Томск, 2006.

  2. Колесникова С.И. Базы данных. Лабораторные работы. ТУСУР. Томск, 2006.

  3. Сибилев Д.С. Разработка концептуальной модели данных - Томск, 2002.

  4. Сибилёв В. Д. Базы данных: Учебно-методическое пособие. - Томск: ТУСУР, 2006. – 27 с.

  5. Колесникова С.И. Базы данных. Методические указания к курсовому проектированию. ТУСУР. Томск, 2006.

  6. Малыхина М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование: Учебное пособие для вузов/ - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 499 с.

  7. Давыдова Е. М., Новгородова Н. А. Базы данных: лабораторный практикум. - Томск: ТУСУР, 2005. - 166 с.

  8. Рудикова Л. В. Базы данных: Разработка приложений: Практическое руководство/. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 487 с.

  9. Глушаков СВ., Ломотько Д.В. Базы данных. Учебный курс- Харьков: Фолио, 2000.

  10. Публикации журнала «Компьютер - Пpecc».

  11. Публикации журнала "Информационные технологии".






Похожие:

Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconСпециальность
Северо-Кавказский государственный технический университет, именуемый в дальнейшем «университет» в лице ректора Синельникова Б. М.,...
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconВысшего профессионального образования «оренбургский государственный...
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconФгаоу впо «северо-кавказский федеральный университет» факультет интенсивного обучения(экстернат)

Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconГоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика
Психолого-педагогическая практика : рабочая тетрадь / под ред к. пед. н., доцента Опарина Р. В. — Горно-Алтайск : рио гагу, 2008....
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconФгбоу впо российский химико-технологический университет им. Д. И....
Ш 176 «Баланс либеральных концептов и консервативных констант в программных документах «партии власти» в 1993-1998 гг.: исторический...
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconФгбоу впо российский химико-технологический университет им. Д. И....
Ш 176 «Баланс либеральных концептов и консервативных констант в программных документах «партии власти» в 1993-1998 гг.: исторический...
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconГоу впо костромской государственный технологический университет Институт...
Общее знакомство с предприятием
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconФгаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» Институт экономики и управления
Задача. Определите по нижеуказанным данным снижение себестоимости: экономия материалов за счет снижения норм составила 7 %, а за...
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconСеверо-кавказский федеральный университет дневник производственной практики студента
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Череповецкий государственный университет является одним из ведущих центров развития науки, культуры и образования Северо-Запада
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница