Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может


Скачать 129.73 Kb.
НазваниеЛекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может
Дата публикации06.05.2013
Размер129.73 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Информатика > Лекция
Лекция № 12

Тема 4. Язык программирования Delphi

Введение

ЭВМ может выполнять программы записанные на машинном языке. В машинном языке все команды, операции, адреса ячеек памяти, имена переменных представляются в двоичном коде (в виде последовательностей нулей и единиц). При записи программы на таком языке легко сделать ошибку и очень трудно разыскивать ошибки. Поэтому вскоре после появления ЭВМ стали придумывать языки для записи программ в форме понятной человеку. Такие языки называются алгоритмическими языками высокого уровня.Чтобы такую программу можно было выполнить на ЭВМ, необходима специальная программа (компилятор), которая преобразует программу записанную на алгоритмическом языке в программу на машинном языке.

Первый алгоритмический язык высокого уровня (ФОРТРАН) появился в 1956 г. Он используется и в настоящее время. После него было разработано много различных языков программирования. Некоторые из них умерли, другие используются и в настоящее время. Всякий алгоритмический язык постоянно совершенствуется, появляются новые версии, обладающие более широкими возможностями.

В 70-х годах резко возросла потребность в программистах, поэтому в Вузах стали преподавать программирование. Профессор Высшей технической школы г. Цюрих Н. Вирт создал язык Паскаль, предназначенный для целей обучения. Однако программисты, которые учились программированию на языке Паскаль, предпочитали писать программы именно на этом языке. Поэтому на основе языка Паскаль был разработан язык Турбо Паскаль (ТР). Кроме Турбо Паскаля широкое распространение получили также языки С (Турбо С) и Бейсик. Язык С получил распространение потому, что удобен для записи системных программ, а язык Бейсик - поддерживает фирма Microsoft.

В 80-х годах появилась новая идеология - объектно-ориентированное программирование. Фирмы - разработчики языков программирования, стали модифицировать известные языки под новую идеологию, в результате чего появились объектно-ориентированные языки программирования:

Delphi как модификация языка Турбо Паскаль;

С++ и VС++ как модификация языка С;

VB как модификация языка Бейсик.

Система программирования Delphi предназначена для разработки программ под современные ОС (Windows, Linux). Она включает в себя среду программирования для визуального конструирования форм с использованием библиотеки визуальных компонентов и язык программирования Delphi.

Ядром языка Delphi является язык Турбо Паскаль. Прежде чем рассматривать среду Delphi и технологию визуального проектирования прграмм необходимо освоить основные конструкции языка программирования (предполагается, что в процессе изучения материала студент реализует примеры и контрольные вопросы на ПК). Это удобнее делать в среде программирования TP 7. Там, где конструкции языка Delphi обладают более широкими возможностями по сравнению с TP 7 будет обращено внимание особо.


^

4.1. Подготовка программы к выполнению



Процесс подготовки программы, записанной на алгоритмическом языке, для выполнения на ЭВМ включает в себя следующие этапы:

- ввод текста программы в ЭВМ;

- компиляция - преобразование программы, записанной на алгоритмическом языке, в машинную программу;

- формирование исполняемой программы (такая программа обычно имеет расширение .exe);

- отладка программы (поиск и исправление ошибок).

Реализацией алгоритмического языка программирования является компилятор. Компилятор - это специальная программа, преобразующая текст программы на алгоритмическом языке в программу на машинном языке. Компилятор также проверяет правильность записи конструкций языка программирования и выдает диагностическое сообщение, если обнаруживает ошибку.

В современных языках программирования обычно компилятор дополняют набором специальных программ, освобождающих пользователя от рутинной работы при подготовке исполняемой программы. Примером такого комплекса программ является TP.

^

4.2. Среда программирования Турбо Паскаль



Tурбо Паскаль - это интегрированная программная система для разработки программ на языке Турбо Паскаль в интерактивном режиме.Среда ТР ориентирована на взаимодействие с пользователем с помощью системы меню и окон. Для указания тех или иных действий можно также использовать функциональные клавиши (F1 - F10), расположенные в верхнем ряду клавиатуры.
4.2.1. Функциональные клавиши

С помощью функциональных клавиш можно выполнять следующие действия:

[F1] - обращение к справочной службе;

[F2] - запись редактируемого текста в дисковый файл;

[F3] - чтение текста из дискового файла в окно редактора;

[F4] - выполнение программы до строки, на которой располагается курсор;

[F5] -распахнуть активное окно на весь экран (при повторном нажатии на F5 окно возвращается к прежнему размеру);

[F6] - сделать активным следующее окно;

[F7]- выполнить следующую строку программы; если в строке есть обращение к подпрограмме, то войти в подпрограмму и остановиться перед выполнением первого ее оператора;

[F8] - выполнить следующую строку программы; если в строке есть обращение к подпрограмме, то выполнить ее полностью;

[F9]- компилировать программу, создать EXE-файл, но не выполнять;

[F10] - войти в главное меню;

[Alt]+[F9]- компилировать программу в активном окне редактора;

[Ctrl]+[F9] - выполнить программу (компилировать программу, находящуюся в редакторе, сформировать исполняемую программу, загрузить ее в оперативную память и выполнить);

[Alt]+[F5] - открыть окно с результатами выполнения программы.
4.2.2. Система меню
Рассмотренные выше и многие другие действия можно выполнить с помощью меню. Меню - это участок экрана, предназначенный для диалогового выбора работы, которую должна выполнить ЭВМ. Меню фиксирует некоторое текущее состояние диалоговой среды и предлагает несколько альтернативных путей перехода из этого состояния. Содержащиеся в меню альтернативы называют пунктами или элементами меню, командами или опциями. Каждое конкретное меню реализуется в виде небольшого окна с текстом.

Окно - это участок экрана, предназначенный для обмена информацией между программистом и ЭВМ. Среда ТР открывает различные окна в процессе выполнения тех или иных работ.



Рис.4.12.1

В Турбо Паскале экран разделен на три части (рис.4.12.1): вверху - меню возможных наборов команд среды ТР; в центре - место для размещения окон; внизу - набор наиболее часто используемых в главном меню функциональных клавиш. Для активизации команд, соответствующих этим клавишам, можно нажать функциональную клавишу или щелкнуть левой кнопкой мыши по соответствующему месту на экране. Тип окна, расположенного в центральной части экрана, зависит от пункта главного меню. В окнах можно просматривать и редактировать текст программы, просматривать результаты выполнения программы и т. п.

Меню в Турбо Паскале состоит из главного меню и системы подменю. Переход в главное меню из режима редактирования осуществляется нажатием клавиши F10, а возврат в режим редактирования - с помощью клавиши ESC. При активизации пункта главного меню раскрывается соответствующее ему подменю. Активизировать пункт меню можно различными способами:

- щелкнуть левой клавишей мыши по пункту меню;

- нажать клавишу F10 для входа в главное меню, переместить подсветку (с помощью клавиш управления курсором) на соответствующий пункт меню и нажать клавишу Enter;

- нажать клавишу F10, а затем нажать клавишу с буквой, выделенной красным цветом в ключевом слове пункта меню.

Главное меню представляет следующие возможности выбора:

  1. File (файл) - действия с файлами и выход из системы;

  2. Edit (редактировать) - операции с буферной памятью редактора;

  3. Search (искать) - поиск текста, процедуры, функции или места ошибки;

  4. Run (выполнение) - прогон программы;

  5. Compile (компилировать) - компиляция программы;

  6. Debug (отладка) - отладка программы;

  7. Tools (инструментальные средства) – выполнение сервисных функций;

  8. Options (варианты) - задания свойств и режимов работы ТР;

  9. Windows (окно) – управление окнами среды ТР;

  10. Help (помощь) – обращение к справочной системе.

Каждый из пунктов главного меню имеет подменю, содержащее от трех до десяти различных опций

Меню FILE обеспечивает операции с файлом текста программы: загрузку существующих файлов; создание новых; сохранение редактируемого файла на диске; смены текущей директории и в некоторых других случаях. В этом меню имеются следующие пункты:

  1. Open (открыть) [F3] – открывает новое окно редактора и помещает в него файл с диска. Имя считываемого файла задаётся в дополнительном, так называемом диалоговом, окне, которое открывается при выборе этого режима;

  2. New (новый) - открывает окно редактора для создания нового файла; по умолчанию этому файлу присваивается имя Noname00.pas, которое можно будет изменить при записи файла на диск;

  3. Save (сохранить) [F2] – записывает содержимое активного окна редактора в дисковый файл;

  4. Save as (сохранить как) – записывает содержимое активного окна редактора в дисковый файл под заданным именем;

  5. Exit (выход) [Alt+X]– выход из системы Turbo Pascal.

Меню EDIT. Подменю этого режима используется в основном для удаления, вставки или замены текста:

  • Cut (вырезать) – удаляет из окна редактора выделенный блок и переносит его во временный буфер;

  • Copy (копировать) – копирует выделенный блок во временный буфер;

  • Paste (приклеить) – копирует содержимое временного буфера в окно редактора.

Меню RUN используется для выполнения подготовленных программ в обычном или отладочном вариантах.

  1. Run (счет)-осуществляет полную обработку (прогон) программы, т.е. выполняет компиляцию, компоновку и исполнение программы, подготовленной и находящейся в редакторе.
  • ^

    Trace into (трассировка внутри) – осуществляет пошаговое выполнение программы аналогично [F7].


Меню COMPILE (компиляция) осуществляет компиляцию программы или модуля, находящегося в активном окне редактора. В зависимости от того, в каком из подрежимов (Compile, Make, Build) осуществляется компиляция, обрабатывается либо текст программы из окна редактора, либо текст программы и дополнительные модули, хранящиеся в отдельных файлах.

  1. ^ Compile ([Alt]+ [F9]) - компилирует только ту программу (или модуль), которая загружена в данный момент в память редактора;

  2. Make (создать) [F9] - создает программу: сначала компилируется основной файл, указанный в меню Compile/Primary file или загруженный в редактор, а затем выполняется перекомпиляция тех файлов, составляющих программу, в которых произошли изменения на момент компиляции основного файла программы;

  3. Build ( построить) –заново транслируются все файлы, составляющие программу, т.е., для всех TPU-файлов отыскивается соответствующий PAS-файл и выполняется его перекомпиляция независимо от того, были сделаны в нем изменения или нет.

Меню DEBUG (отладчик)позволяет управлять процессом отладки программы.

  1. Evaluate (вычислить) – позволяет просмотреть в процессе отладки содержимое любой переменной или найти значение любого выражения с помощью дополнительного окна, содержащего три поля: первое используется для записи имени переменной или выражения, второе – показывает их текущее значение, в третьем можно задать новое значение этой переменной.

  2. ^ Output (вывод)- выводит в окно Output результаты выполнения программы;

  3. User screen (экран пользователя)- вызывает для просмотра выходной экран выполняемой программы.

^ Меню OPTIONS (параметры) позволяет задавать различные ключи, определяющие режимы работы интегрированной среды, компилятора и компоновщика. Это меню имеет сильно разветвленную структуру, состоящую из подменю нескольких уровней вложенности. Рассмотрим опции:

  1. ^ Save options (сохранить конфигурацию) – позволяет сохранить всю настройку среды (параметры компилятора, компоновщика и самой среды) в специальном файле конфигурации (по умолчанию, имя файла – TURBO.TP);

  2. Numeric Processing (арифметический сопроцессор) – ключ, позволяющий использовать числовой сопроцессор (режим 8087/80287) либо его не использовать (режим Software). При работе с сопроцессором все операции с вещественными данными реализуются не только для данных типа Real, но и для данных типа Single, Double, Extended и Comp.



^

4.2.3. Работа с текстом программы



При входе в ТР обычно открывается окно редактора, в котором можно набирать текст новой программы, либо редактировать ранее введенный текст программы (для редактирования текста программы надо открыть меню File, активизировать пункт подменю Open и в открывшемся окне ввести или выбрать из списка имя редактируемого файла).

Для перемещения по тексту используются клавиши управления курсором. При нажатии на клавишу с каким-либо символом этот символ размещается на позиции, отмеченной курсором. Для удаления символа на позиции, отмеченной курсором, надо нажать клавишу Del, а символа, расположенного слева от курсора, - клавишу Backspace. Для ввода прописных букв используются клавиши Shift и Caps Lock. Переключение алфавитов осуществляется при помощи комбинации клавиш Ctrl + Shift. Для перехода на следующую строку надо нажать клавишу Enter.

В редакторе ТР есть также средства для работы с выделенным фрагментом текста. Выделенный фрагмент - это символ или любая последовательность символов, выделенных цветом. Такие фрагменты можно копировать, вырезать, вставлять в текст и удалять из текста. При копировании и вырезании выделенный фрагмент помещается в специальную область памяти, называемую буфером, из которого этот фрагмент можно перенести в другое место в тексте. Что находится в буфере в данный момент, можно всегда увидеть, выполнив команды Edit / Show clipboard.

Для выделения фрагмента надо:

- установить курсор на первый символ фрагмента;

- нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, переместить курсор на последний символ фрагмента. Фрагмент можно выделить также при помощи мыши:

- установить указатель мыши на первый символ фрагмента;

- нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, переместить указатель мыши на последний символ фрагмента.

Фрагмент можно также выделить, начиная с последнего символа фрагмента.

Для удаления выделенного фрагмента надо выполнить ^ Edit / Clear.

Для копирования фрагмента в другое место в тексте необходимо :

- выделить фрагмент текста;

- выполнить Edit / Copy (копировать);

- переместить курсор в то место, куда надо вставить фрагмент;

- выполнить команды ^ Edit / Paste (вставить);

Для перемещения фрагмента в другое место надо:

- выделить фрагмент;

- выполнить команды Edit / Cut (вырезать);

- переместить курсор в то место, куда надо перенести фрагмент;

- выполнить команды Edit / Paste.

Отменить предыдущие действия всегда можно с помощью команд Edit / Undo.

^

4.2.4. Порядок подготовки и выполнения программы



1.Ввести текст программы в окне редактора.

2.Сохранить текст программы. Для этого открыть меню File, выбрать пункт подменю Save as и в открывшемся окне ввести имя программы. Этот способ сохранения используют при первом сохранении программы, когда надо указать имя файла. В дальнейшем, при внесении изменений в текст программы ее также надо сохранять, используя команду Save (или нажать клавишу F2) и в открывшемся окне просто щелкнуть по OK (или нажать Enter).

3. Тщательно проверить весь текст программы и исправить ошибки (компилятор проверяет текст программы, но обнаруживает не все ошибки; например, если в арифметическом выражении вместо операции ( - ), ошибочно указана операция ( + ), то компилятор такую ошибку не обнаружит).

4. Выполнить компиляцию программы. Для этого достаточно щелкнуть по надписи ^ Alt + F9 Compile в нижней части экрана или нажать комбинацию клавиш Alt + F9 на клавиатуре. Если компилятор в процессе компиляции обнаружит ошибку, то на экране появится полоска, выделенная красным цветом с сообщением об ошибке, а курсор будет располагаться на строке, в которой компилятор обнаружил ошибку. В этом случае надо исправить ошибку и повторить компиляцию.

Если компилятор не обнаружит ошибок, то после выполнения компиляции на экране появится окно с сообщением об успешной компиляции Compile Successful : Press any key (компляция прошла успешно. Нажмите любую клавишу). Для удаления этого сообщения можно нажать любую клавишу или щелкнуть мышью в любом месте экрана.

5. Выполнить программу. Для этого необходимо нажать комбинацию клавиш Ctrl + F9 или через главное меню выполнить команду Run/Run. Обычно в программах предусматривают вывод приглашения для ввода входных данных программы. В этом случае надо ввести с клавиатуры необходимое количество чисел, используя в качестве разделителя пробел и нажать клавишу Enter.
4.3. Алфавит и ключевые слова Турбо Паскаля.
Алфавит Турбо Паскаля содержит:

  • строчные и прописные буквы латинского алфавита;


A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
^ 10 арабских цифр : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

22 специальных символа : + - = _ ( ) * { } [ ] ' : ; / . , < > @ # ^

9 пар символов, которые понимаются как один символ :

< = > = < > := .. (* *) (. .) //

Во всех версиях можно использовать русские буквы и другие символы

имеющиеся на клавиатуре для записи символьных констант и комментариев.

Для обозначения различных объектов в программе (имен переменных, процедур, функций и т.п.) используются идентификаторы. Идентификатор - это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. Длина идентификатора не должна превышать длину строки (126 поз.), но только первые 63 символа являются значимыми. Идентификатор может содержать знак подчеркивания. При записи идентификаторов можно использовать как строчные так и прописные буквы - транслятор их не различает. В качестве идентификаторов нельзя использовать зарезервированные слова (ключевые слова ).

^ Ключевые слова:

absolute and array begin case const div do downto else end external file for forward function goto implementation inline interface interrupt label mod nil not of or packed procedure program record repeat set shl shr string then to type unit uses var while with xor
^ 4.4. Структура программы.
Программа на языке ТР содержит заголовок и два блока: блок объявлений и блок операторов. Блок объявлений предназначен для описания характеристик данных. В блоке операторов реализуется алгоритм решения задачи. В свою очередь блок объявлений может содежать шесть разделов как показано ниже на рисунке.

^ Program имя программы; Заголовок

Uses . . . . . . . . . .; Раздел модулей

Label . . . . . . . . . ; Раздел меток

Const . . . . . . . . . ; Раздел констант

Type . . . . . . . . . . ; Раздел типов

Var . . . . . . . . . . . ; Раздел переменных

.......

....... Раздел подпрограмм

BEGIN

. . . . . . . . блок операторов

END.

Первые шесть разделов не обязательно должны присутствовать в программе. На первом месте в блоке объявлений всегда располагается раздел модулей, если в программе используются модули. Остальные разделы могут следовать в любом порядке, но все объекты должны определяться до их использования.

В любом месте программы можно размещать комментарии. Различают однострочный и многострочный комментарий. Однострочный комментарий – это последовательность символов расположенных после символов (//). Многострочный комментарий - это любой текст, заключенный в фигурные скобки, например: { это комментарий}

// это также комментарий.

Всякая программа должна содержать достаточное количество комментариев. Комментарии делятся на вводные (они располагаются в самом начале программы) и поясняющие (располагаются перед функциональными фрагментами).

Комментарий, содержащий символ $ сразу после открывающейся фигурной скобки является директивой компилятора, например

{ $R } {проверка выхода за диапазон}.
^ Пример программы на языке ТР.

Program My_pro1;

{Программа вычисления функции Y=A*X+B}

Var

A,B,X,Y : Extended;

Begin

Read(A,B,X);

Y:= A*X + B;

Writeln(' A=',A,' B=',B,' X=',X);

Writeln(' Y=',Y);

END.
В данном случае после заголовка программы записан комментарий (так как текст заключен в фигурные скобки). Далее указан раздел переменных (начинается с ключевого слова Var). В разделе операторов сначала осуществляется обращение к процедуре ввода входных данных, затем вычисляется значение У и с помощью процедуры Writeln осуществляется вывод исходных данных и результата на экран.

Похожие:

Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconЛабораторная работа 1
Б 35 Основы программирования на языке Object Pascal в среде delphi: Лаб практикум по курсам «Программирование» и «Основы алгоритмизации...
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconВычисление главных центральных моментов инерции с использованием элементов программирования
При изучении технической механики приходится производить сложные, трудоемкие расчеты на прочность, жесткость и устойчивость. Облегчить...
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconЛабораторная работа №4 Тема: круглый стол: «Архитектура и структура...
Цель занятия: изучить понятия архитектуры и структуры эвм, основные виды структур эвм, понятие принципа открытой архитектуры современных...
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconТема 1: Эволюция языков программирования
Процедурное программирование, Объектно-ориентированное программирование (ооп), Декларативные языки программирования
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может icon9. Вопросы на экзамен по тмои
История введения эвм, программирования и элементов кибернетики в среднюю школу СССР и России
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconАрхитектура ЭВМ теоретические вопросы: Вопрос №1
Состав электронно-вычислительных машин. Структурная схема. Назначение узлов и блоков ЭВМ. Характеристики ЭВМ
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может icon«Основы программирования»
Перечислите основные этапы решения задач на ЭВМ. Охарактеризуйте каждый этап решения
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconЛитература Базовая   Котик М. А. Курс инженерной психологии. Таллинн, «Валгус»
Эвм”. Организация взаимодействия человека с ЭВМ. Инженерно-психологические вопросы организации диалога “человек – эвм”. Инженерно-психологическое...
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция №12 Тема Язык программирования Delphi Введение ЭВМ может iconПонятие программы и программирования. Свойства программ. Назначение...
Системы счисления. Сущность перевода чисел из одной системы счисления в другую: примеры
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница