Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн


Скачать 331.59 Kb.
НазваниеЕсхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн
страница1/2
Дата публикации12.03.2013
Размер331.59 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Информатика > Лекция
  1   2
лектор
Есхуатова Назым Бахытовна


Лекция 1

МЕДИАДИЗАЙН

Медиадизайн – это художественное проектирование тех или иных объектов (периодического издания, рекламного обращения, основанное на принципах функциональности и эстетичности)

ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ
И ПРИНЦИПЫ
МЕДИАДИЗАЙНА


ФУНКЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ – ВАЖНЕЙШИЕ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СИСТЕМЫ «ФОРМА»
И
СИСТЕМЫ «ЧИТАТЕЛЬ».
Их можно определить, как совокупность
обязанностей оформления и характер
их исполнения.


ВЫДЕЛИМ ФУНКЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ:

^ 1. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ (УТИЛИТАРНАЯ);

2. КОММЕНТИРОВАНИЯ (ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ);

  1. РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ);

  2. РЕЛАКСАЦИИ (РЕКРЕАТИВНАЯ).

^ ФУНКЦИИ СООТНОСЯТСЯ
С ПОТРЕБНОСТЯМИ
+
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ


ЗАДАЧИ ОФОРМЛЕНИЯ:

  1. СПОСОБНОСТЬ К НАИБОЛЕЕ ПОЛНОМУ ВЫЯВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛОВ;

  2. ^ ОБЛЕГЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ;

  3. РУКОВОДСТВО ВНИМАНИЕМ ЧИТАТЕЛЯ (ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ И Т.Д.).

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ:

  1. СУЩЕСТВУЮТ:

  2. ВНУТРЕННИЕ;

  3. ВНЕШНИЕ;

  4. ЛИЧНОСТНЫЕ.

^ ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ:


  1. ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ;

  2. УЧРЕДИТЕЛЯ;

  3. ИЗДАТЕЛЯ.

Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость

Они, прежде всего, ориентируются на читательскую аудиторию и многие другие факторы – это свойство именуется типоформирующим фактором

Типоформирующие признаки периодических изданий подразделяются на:

  1. ОБЪЕКТИВНЫЕ;

  2. ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНЫЕ;

  3. СУБЪЕКТИВНЫЕ.

^ ОБЪЕКТИВНЫЕ –

  1. Общественно-экономическая формация;

  2. Тип общества;

  3. Соц-эконом.положение и экономическая ситуация в стране (ареале распространения);

  4. Конъюнктуру информ.рынка;

  5. Специфику читат.аудитории;

  6. Технолог.фактор (уровень информ.технологий, комп. и полиграф техн-ки);

  7. Международный фактор (влияние СМИ др.стран).

^ ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНЫЕ –

  1. Цель;

  2. Экономико-правовая модель издания (учредит.договор, устав редакции и др.);

  3. Тип журналистики (общ-правовая, развлекательная и др.);

  4. Проф.-этические стандарты;

  5. Характер информирования (объективный, субъективный, оценочный и др.);

А также ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНЫЕ :

  1. Авторский состав;

  2. Целевая аудитория;

  3. Внутренняя структура (тематика, проблематика, рубрики и др.);

  4. Жанры и формы подачи материалов;

  5. Реклама;

  6. География материалов;

А также ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНЫЕ:

  1. Язык и стиль;

  2. Дизайн;

  3. Объем;

  4. Тираж;

  5. Периодичность.

СУБЪЕКТИВНЫЕ:

Это квалификация

  1. Менеджеров,

  2. Журналистов,

  3. Редакторов;

  4. Тех.работников;

  5. Дизайнеров;

  6. Полиграфистов;

  7. И даже читателей (сотворчество, активность).

Дизайн - от английского – проект, чертеж, замысел, рисунок. Его цель – представить читателю материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно.

^ АРХИТЕКТУРА ГАЗЕТЫ - ПОСТРОЕНИЕ ГАЗЕТЫ, ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОФОРМЛЕНИЯ, ПОДБОР ШРИФТОВ, РУБРИК И Т.Д. (СИНОНИМ ПОНЯТИЙ

«ОФОРМЛЕНИЕ ГАЗЕТЫ»,

«ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ»,

^ «ГАЗЕТНАЯ ГРАФИКА».

ВЁРСТКА - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛОС ИЗДАНИЯ ИЗ НАБРАННЫХ СТРОК, ЗАГОЛОВКОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С МАКЕТОМ

ГРАФИКА ГАЗЕТЫ/ЖУРНАЛА - ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОТОРОГО – КОНТУРНАЯ ЛИНИИ, ШТРИХ, ПЯТНО, ФОН БЕЛОГО ЛИСТА, С КОТОРЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАЗУЕТ КОНТРАСТНОЕ СОЧЕТАНИЕ.

^ КОМПОЗИЦИЯ - ПОСТРОЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ «ФОРМУЛОЙ ГАЗЕТЫ/ЖУРНАЛА», ЕЕ ТИПОМ, ТРАДИЦИЯМИ, АКТУАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.

СУЩЕСТВУЮТ: КОМПОЗИЦИЯ ИЗДАНИЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

  • ^ КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГАЗЕТЫ/ЖУРНАЛА - ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ:

  • ГЛАВНУЮ ТЕМАТИКУ,

  • СТРУКТУРУ,

  • ^ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДАЧИ МАТЕРИАЛОВ;

  • СПОСОБЫ ГРАФИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ.

ЛИЦО ГАЗЕТЫ/ЖУРНАЛА - СТАБИЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ СОПОДЧИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЮ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ТИП И ГРАФИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ГАЗЕТЫ.

ФОРМА ГАЗЕТЫ/ЖУРНАЛА - СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОФОРМИТЕЛЕЙ И ТИПОГРАФОВ, В КОТОРОМ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫЯВЛЕНЫ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ И ЕГО ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ ПОМОЩИ РАЗМЕРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ.

^ Существует авторитетное мнение:
«придумывая дизайн, прежде всего
нужно учесть тип издания!»


В дизайне газет/журналов существуют требования к созданию оригинального, незаёмного лица.

Если вы желаете создать эксклюзивный
дизайн, то должны позаботиться
о банке фирменных приемов.


Особенно важны факторы:
1. Соревновательный (конкурентный);
2. Эстетический – чем профессиональнее
макет + вёрстка,
тем изящнее будет выглядеть орнамент
газетно-журнальной полосы.


Наиболее важен
^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР


НЕМНОГО ИСТОРИИ:

Газетно-журнальная периодика в СНГ
начала издаваться на основе компьютерных технологий с начала 1990-х гг.


Вёрстка осуществлялась на редакционном
компьютере, а в типографию для печати
отправлялась либо плёнка (калька),
либо файл вёрстки ( на дискетах по линиям связи).


Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов. Пришла пора персональных компьютеров.
И не просто компьютеров, а целой системы автоматизированных рабочих мест.


Например:
устройства ввода, автоматизированного
рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи.


ЭВМ с видеотерминальным устройством и лазерными принтерами устанавливается в помещении редакции.
При вёрстке, кроме клавиатуры, устанавливается
трехклавишный оптический манипулятор –
^ ЭЛЕКТРОННАЯ «МЫШЬ».


Программы, рассчитанные на вёрстку полос форматом
А2, А3, А4
обеспечивают
операции ввода информации, редактирования, корректуры, производимых оператором на экране дисплея.


Программы для вёрстки позволяют:
разбрасывать текст по колонкам,
чертить линейки, создавать различные геометрические фигуры и заливать их текстом, создавать фон и размещать фотоснимки в любой
конфигурации.


Печатное дело пришло в Россию из Западной Европы.
Если в средние века в западноевропейских странах были распространены шрифты готического типа,
то в России – церковно-славянские.


В 18 веке (эпоха зарождения журналистики) стали применяться шрифты
типа АНТИКВА и ГРАЖДАНСКИЙ.
ГРАЖДАНСКИЙ был введен Петром Великим в 1710 году и просуществовал до 1740 года.


На графику русских типографских шрифтов оказывали влияние французские словолитни, располагавшиеся в Петербурге.
В конце 19 – в начале 20 века особую роль стали играть немецкие словолитни
(Москва, Рига, Харьков, Тифлис).


В этих городах также нарезались шрифты
по рисункам русских художников и
гравёров.
Так влияние западной традиции привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским.
Т.о. международный фактор в оформлении
сказался в печати с самого начала.

2 ЛЕКЦИЯ
Типографика.

Как оказалось, многие вообще никогда не слышали такого термина как "типографика", а те, кто слышал, имеют довольно смутное представление о его сущности.

Типографика есть графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, моделирование облика произведения печати. Так или иначе, к типографике причастны печатники и наборщики, авторы и редакторы, художественные и технические редакторы, художники книги, каллиграфы и художники шрифтов. Для художника-типографа, чья деятельность связана с созданием печатной продукции, литеры, клише, политипажи и наборные линейки оказываются как бы составляющими художественного языка. Типограф, лишь посредник между автором и читателем, помогающий через печатные формы передать содержание наиболее полно. Он выбирает шрифт, устанавливает форматы, набирает и верстает, т.е. компонует готовые буквы, слова, куски текста, линейки относительно друг друга и относительно колонки, страницы, листа.

Каковы же задачи типографа? В первую очередь - способствовать задуманному издателями характеру воздействия на читателя. Очертить модель деятельности читателя или, если хотите, смоделировать виды и формы его контакта с объектом авторского плюс дизайнерского творчества. Завлечь читателя в чтение и рассматривание издания. Обратиться к потребителю на функционально и эстетически оправданном современном графическом языке. Главная задача типографа - разработка архитектуры книги. Типограф определяет ее пропорции: общий формат, формат строки и полосы набора, раскладку полей, кегль шрифта, интервалы между словами и строками; размеры, место расположения и меру зрительной "тяжести" иллюстраций. Итогом работы типографа оказывается всегда продуманное, подчиненное определенному замыслу, визуальное обустройство печатной страницы, разворота, череды книжных полос. С одной стороны, он решает чисто функциональную задачу, максимально обеспечивая удобочитаемость текста, с другой - к созданию зрелища, визуально активной структуры, художественной вещи. Типограф заботится об оптимальном соотношении цветовых тонов бумаги и печатной краски, выбирает наиболее приемлемый рисунок шрифта, создает комфорт для читательского глаза продуманным назначением шрифтового кегля, интерлиньяжа, ограничивает длину строки и высоту наборной полосы, разрабатывает систему оформления рубрик, вводит необходимый комплекс средств, облегчающих ориентацию в тексте.

Визуально-художественный эффект создается такими приемами, как контраст черной печати и белого, незапечатанного пространства; обращение к богатейшей палитре типографических акцентов: шрифтовые выделения; цветные или черные "подложки" под текст, иногда с применением выворотки, втяжки, изменения формата набора, смена кегля при переходе от одной части текста к другой и т.д. Пропорции книжного блока, материал, шрифтовая композиция переплета, нарастание массы наборных элементов от авантитула к титульному развороту и полосе с оглавлением - вот тот арсенал приемов, с помощью которых типограф способствует погружению читателя в мир книги.

Как разновидность типографической деятельности можно рассматривать и проектирование рекламы, вывесок, оформления выставок, многочисленных элементов "фирменного стиля", т.е. работу в самых разных областях графического дизайна.
С типографикой тесно взаимосвязано проектирование наборных шрифтов, которые служат для художников печати своего рода исходным "строительным" материалом.

Было бы неверным предположение о том, что типографика, как явление, появилась только сейчас, на рубеже XX-XXI веков. Нет, типографика - это древнейшая разновидность индустриального дизайна.

Развитие типографики, как таковой начинается с изобретением книгопечатания, а своими корнями художественно-типографическое мышление уходит к временам рукописной книги, с которой связан большой опыт целесообразного и красивого размещения текста на плоскости листа. С середины 15 века усилиями главным образом венецианских типографов, таких как Николай Йенсон и Альд Мануций, печатная книга обретает свой специфический облик: в качестве текстового шрифта используется удобочитаемая антиква, строго выдерживаются принцип выключки строк, равномерность интерлиньяжа, абзацный отступ как средство членения текста. В начале 16 в. шрифтовая палитра типографики обогащается курсивом, впервые награвированным Франческо да Болонья и введенным в обиход Альдом Мануцием.

В начале 16 века типографика развивалась в стиле французского ренессанса. В изданиях Р. Этьенна, Ж. де Турна развивается композиция титульного листа; широко применяются исполненные в технике деревянной гравюры иллюстрации и орнаментальные бордюры, становится изощреннее шрифтовое оформление. Шрифт продолжает утрачивать сходство с рукописным, его рисунок делается строже, отражая процесс гравировки пунсона. Среди мастеров шрифта выделялся К. Гарамон, создатель знаменитой ренессансной антиквы.

Во второй половине 16 века лидирующее место в книгоиздании переходит к Нидерландам, куда эмигрируют многие французские печатники. Размахом деятельности выделяется антверпенское издательство К. Плантена. Его издания отличаются насыщенностью декора и тонально-живописным характером иллюстраций, выполненных в технике резцовой гравюры.

В 17 веке наиболее примечательным явлением в типографике стала издательская деятельность голландского дома Эльзевиров, направленная главным образом на создание книги широкого спроса. В их изданиях преобладают небольшие форматы, удобные для пользования книгой. Шрифты эльзевировских изданий, спроектированные в основном К. ван Дейком, имеют несколько утяжеленный рисунок, что позволило им сохранять четкость оттиска даже при больших тиражах. Примерно в это же время, во Франции для Королевской типографии был разработан, с применением математических методов, а затем нарезан пунсонистом Ф. Гранжаном первый шрифт переходного стиля - "Королевская антиква", еще дальше отходящая от рукописного прототипа, имеющая резче выраженный контраст между основными и соединительными штрихами и более жесткое сопряжение засечек и вертикалей.

В середине 18 века ярким событием в типографике стала деятельность П.С. Фурнье Младшего, издания которого отличали изысканность вытянутых пропорций, плотность набора строки, большой интерлиньяж, насыщенность наборной орнаментацией. Фурнье сделал первую попытку систематизации типоразмеров и начал выпускать книги шрифтовых образцов. Крупнейшей фигурой типографики переходного стиля, был Дж. Баскервилл, работавший в Англии в 1750-70 гг. Сравнительно со шрифтами 15-17 вв. его шрифты более контрастны, оси овалов почти вертикальны, четко различимые серифы плавно сопрягаются с основными штрихами. Отказавшись от применения книжного орнамента, Баскервилл стал основоположником "чистой" типографики, основанной только на шрифтовом оформлении.

Несомненны заслуги, в области типографики, итальянца Дж. Бодони, работавшего в 1760-1800 гг. в Парме. Отточенная архитектоника знаков, геометрическая строгость шрифтового рисунка, выявление композиционной значимости незапечатанного пространства книжного листа, разработка шрифтов т.н. нового стиля. Впервые ввел их в практику работавший во Франции его современник Ф.А. Дидо - создатель типографской системы мер.

Промышленная революция расширила сферу типографики, открыв ей обширное поле деятельности в рекламе и периодике. Потребность в акцидентных и заголовочных шрифтах способствовала интенсивной разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка. В первой половине 19 века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний (Р. Тори), египетские шрифты (В. Фиггинс), гротески (У. Кезлон), шрифты типа кларендон (У. Тароугуд) и др. Активно развивается книжный орнамент, заметно возрастает значение иллюстрации. Вместе с тем книга все больше утрачивает типографическую строгость и цельность, ее характерными чертами становятся перегруженность декором, с элементами разных исторических стилей.

В конце 19 века У. Моррис, один из лидеров английского движения прерафаэлитов, предпринял попытку возродить типографическую красоту книги. Идеализация средневековья и Раннего Возрождения, критика обезличенного машинного производства стимулировали Морриса к возрождению ручных типографских процессов и модификации шрифтов инкунабулов.
На рубеже 19-20 веков, заметный след в типографике оставил стиль модерн (ар нуво, югендстиль) с его стремлением к экспрессии органических форм. Контрастное сочетание растительного орнамента, декоративно-силуэтных иллюстраций и обостренной геометрики линейного обрамления во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях, оформленных в духе модерна. Типографике модерна отдали дань многие видные художники книги: Э. Грассе, А. Муха, О. Бердсли, Ч. Рикетс и Л. Хаусмен, Т. Моррис и Л.С. Бакст. Модерн спровоцировал поиск новых шрифтовых рисунков, использующих гибкую, текучую линию и получивших применение главным образом в акциденции (О. Экман, П. Беренс).

^ 1 лекция. Определение медиадизайна.

Медиадизайн – это художественное проектирование тех или иных объектов (периодического издания, рекламного обращения, основанное на принципах функциональности и эстетичности).

Функции, задачи и принципы медиа дизайна. Функции оформления.

Функции соотносятся с потребностями + деятельностью. Задачи оформления.

Формообразующие факторы: внутренние, внешние, личностные.

Формирование издания под воздействием читателей. учредителя, издателя. Типоформирующие факторы: объективные, объективно-cубъективные, субъективные.

Дизайн - от английского – проект, чертеж, замысел, рисунок. Его цель – представить читателю материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно.

Архитектура газеты. Верстка. Графика газеты или журнала.

Композиционно-графическая модель газеты или журнала.

Лицо газеты или журнала. Форма газеты или журнала.

Существует авторитетное мнение: «придумывая дизайн, прежде всего надо учесть тип издания!»

В дизайне газет или журналов – требования. Эксклюзивный дизайн.

Фирменный прием.

Особенно важны факторы: 1. Соревновательный. 2. Эстетический.

Технологический фактор. Компьютерные технологии, технология печати.

Газетно-журнальная периодика в СНГ начала издаваться на основе компьютерных технологий с начала 1990-х годов.

Технология верстки. Электронно-лазерный набор.

История развития дизайна в Казахстане.

Дизайн наиболее начал развиваться с приходом Тимура Бимашевича Сулейменова. Конечно, дизайн был и раньше, но в 1981 году в Казахстане, главным образом в КазССР впервые начали применять термин «дизайн». Тимур Бимашевич Сулейменов впервые открыл дизайнерскую мастерскую. Далее мастерская работала под началом Союза Художников Казахстана и Т.Б,Сулейменов его возглавил и в 1987 году появился Союз дизайнеров.
^ 2 лекция. Дизайн масс-медиа.

Оформление СМИ - основополагающий в системе журналистского образования. Азы дизайнерского искусства. Суть и принципы допечатных и печатных процессов современной газетной индустрии. Художественно-техническое оформление газет и журналов.

Цели и задачи.

Основы, элементы дизайнерского искусства в странах современного мира. Понятие дизайна. Возникновение дизайна в странах СНГ, Европы и Америки. Этапы развития профессии дизайнер. Художественное конструирование и моделирование газеты. Классическое определение дизайна. Понятие структуры газеты. Редакционный дизайн. Элементы дизайна. Требования к современному дизайнеру периодической печати. Классические функции оформления печати.

Приобретенная 5 функция. Правила компоновки. Тематическая подборка и набор

материалов в рубриках на компьютере. Цвет. Цели и задачи художественно-

технического оформления периодических изданий. Европейский дизайн. Отечественный и российский дизайн. ^ Концепция композиционно-графической модели печатных изданий.

Сущность газетной модели становится понятной, если исходить, если исходить из того принципа, что газета – объект вариативный, т.е., она всякий раз предстает перед читателем в виде отдельного номера, отличающего от предыдущего.

В модели зафиксирован уровень познания объекта – здесь объединены познание структуры и содержания, т.е. ее КПД.

Уровни композиционно-графической модели.
^ 3 лекция. Орнаменты и украшения в медиадизайне.

В последнее время наблюдается тенденция к использованию в области дизайна орнамента. Существует великое множество около 1200 видов орнаментов. Виды орнаментов и их популярность.

Происхождение слова «орнамент».

^ Особенности орнамента. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Виды мотивов.

Мотивы орнамента. Раппорты.

Элементы орнамента. Композиционное разделение орнамента. Центральные. Срединные. Основные. Уголки. Главная задача орнамента.

Орнаментальные заставки. Орнаменты-концовки. Орнамент-рамка. Орнамент-фон. Буквицы и инициалы как орнамент в произведении.

Типы орнаментов. По содержанию мотивов орнаменты.

Геометрические. Природные мотивы. Образованные из предметов, созданных человеком. Образованные из символов и эмблем.

Орнаменты различных стран и народов мира. Древние орнаменты. Тератологические орнаменты. Орнаменты и символы. Древне-средневековые орнаменты. Казахские национальные орнаменты.

Разнообразие казахских узоров.

Орнаменты народов мира. Орнаменты разных времен и эпох.

^ Типы орнамента. Сочетание раппортов и мотивов:

Техника изготовления орнаментов.


4 лекция. Типографика и ее особенные черты.

Типографика есть графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, моделирование облика произведения печати. Типографика и служащие в данной сфере. Роль художника-типографа. Технический работник. Главный редактор. Выбор шрифта. Устанавка форматов. Набор и верстка.

Взаимоотношения между типографом, читателем и редактором.

Архитектура периодического издания, книги - это определение ее пропорции: общий формат, формат строки и полосы набора, раскладку полей, кегль шрифта, интервалы между словами и строками; размеры, место расположения и меру зрительной "тяжести" иллюстраций. Функциональные задачи.

Визуально-художественный эффект. Пропорции книжного блока, материал, шрифтовая композиция переплета, нарастание массы наборных элементов.

История развития типографики от 16 в. до 21 века. Типографы эпох и времени. Альф Мануций. Р.Этьен. Ж.де Турне. К.Гарамон. К.Плантен. Голландский дом Эльзевиров. Ф.Гранжан и «Королевская антиква». П.С.Фурнье младший. Дж.Баскервилль – создатель «чистой» топиграфики. Дж.Бодони и архитектоника знаков. Ф.Дидо – создатель типографской системы меры.

У.Морис – создатель движения прерафаэлитов. Стиль модерн (ан-нуво и югендстиль).

Типографике модерна отдали дань многие видные художники книги: Э. Грассе, А. Муха, О. Бердсли, Ч. Рикетс и Л. Хаусмен, Т. Моррис и Л.С. Бакст. Модерн спровоцировал поиск новых шрифтовых рисунков, использующих гибкую, текучую линию и получивших применение главным образом в акциденции (О. Экман, П. Беренс).
^ 5 лекция. Sectio divina (Золотое сечение) и проектирование шрифтов

"Божественная пропорция - бесценное
сокровище, одно из двух сокровищ геометрии"
Иоганн Кеплер

Эпоха Ренессанса и Sectio Divina - божественная пропорция. Леонардо да Винчи –созадатель Sectio aurea (золотое сечение).

Золотое сечение в природе. Мыслители, изобретали и золотое сечение. Скульптура, архитектура, музыка, астрономия, биология, психология, техника – в этих сферах присутствует соблюдение законов Золотого сечения.

В медиа дизайне закон Золотого сечения применяется в проектировании шрифтов и их удобочитаемость.

Общеизвестно, что основное назначение шрифта – прежде всего – это средство передачи информации.

По пропорциям буквы алфавита можно разделить на три группы: узкие, нормальные и широкие. К широким буквам относятся Ж, Ш, М, Ю и др., к узким - Р, В, Г, Е, К, 3. Такие буквы, как Н, П, И, А, Ц - относятся к средним, нормальным. Обычно при построении шрифта разработку широких и узких букв ведут исходя из пропорций нормальных.

Помимо пропорций, буквы делятся также на прямолинейные и округлые. Это также является средством графического разнообразия шрифта, но, конечно, в пределах одного стиля. Естественно, что дизайнер, работающий над шрифтом, должен обладать безукоризненным чувством меры и безупречным художественным вкусом.

Еще в Древней Греции художники и архитекторы пользовались правилом "золотого сечения". Правило это как раз и предусматривает деление отрезков на определенные доли, зрительное восприятие которых создает ощущение гармонии и равновесия.

Этим методом можно руководствоваться и при нахождении основных пропорций буквы: отношения высоты буквы к ее ширине. В пропорции золотого сечения, отношение меньшей величины к большей равно отношению большей величины к сумме этих двух величин. Если меньшее принять за единицу, то отношение примет вид: 1:1,62.

Применительно к пропорции буквы это означает, что если ширина знака равна одной части, то высота знака равна 1,12 этой части. Так что разница не столь велика, как при золотом сечении, где при ширине буквы в одну часть высота составит 1,62 части.

Итак, надо запомнить два основных отношения пропорционального деления отрезков: 1,62 и 1,12.

Необязательно при построении шрифта придерживаться какого-либо одного отношения. Их можно попеременно комбинировать. Надо помнить, что не всегда целесообразно точно следовать избранным пропорциям, не рассуждая и никак не оценивая полученные результаты. Приведенные выше, правила не должны заменять собой живого творчества. Порой правила нужно уметь корректировать в соответствии с вашим чувством меры. Это следует запомнить особо!

^ 6 лекция. Фотожурналистика и жанры иллюстраций в современных газетах

Виды фотоаппаратов.

Снимки 2Мгпих = около 6 Мбайт

3 Мгпих = 9 Мбайт /на 50% больше предыдущего/.

Разница в качестве изображения при печати большого формата.

Некоторые камеры склонны записывать в файл больше пикселов, чем предусматривает разрешение их матрицы. При этом изображение увеличивается /и занимает больше памяти/, а качество ухудшается.

Цену камеры определяет цена бренда.

Рынок цифровых камер и диапазон их характеристик настолько меняются, что 4 и 5Мгрих. Камеры ранее считавшиеся полупрофессиональными, теперь относятся к потребительскому классу.

Что такое профессиональные камеры?

  1. Это высокое разрешение матрицы;

  2. Большое число установочных параметров съемки;

  3. Профессиональная оптика: сменная оптика;

  4. Профессиональный видоискатель;

  5. 2 LCD-монитора: 1 показывает текущие настройки съемки + формат изображения /JPEG или TIFF/, уровень заряда батарей, скорость затвора; 2 экран принадлежит самой матрице, он предназначен для фокусировки, т.к. оптический видоискатель в виду своей чувствительности к искажениям может солгать.

  6. цена камеры для профи, где 10-11 Мгрих.=7-10 тысяч долл.

На качество снимков влияют 2 характеристики:

- динамический диапазон – способность матрицы передавать световые оттенки. Эта величина измеряется числом оттенков серого цвета, который матрицы способна увидеть в промежутке между черным и белым цветом;

- разрядность цвета – определяет количество битов информации кодирует каждый пиксел изображения.

Если каждый цвет/канал/ описывается 8 битами, то речь идет о 24-битовом сенсоре /ведь каналов всего 3-РГБ/. В продаже бывают камеры с более низкой /4-6 бит/ разрядностью и более высокой по 12-16 бит на канал.
  1   2

Похожие:

Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconМедиадизайн

Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн icon«Классический и современный психоанализ в зеркале символдрамы» лекция 1
«Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее», лекция 2 «Психоанализ характера», лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские...
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция Понятие риэлторской деятельности 2 Лекция Характеристика рынка риэлторских услуг в РФ 13
Лекция Особенности брокерской деятельности. Реализация квартир по договорам комиссии и поручения 161
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция Фоновые и предраковые заболевания. Рак матки 46 Лекция Злокачественные...
Жалобы (основные и сопутствующие). Специфические функции женского организма (половая, репродуктивная, секреторная, менструальная)....
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия курса “Судоустройство”
Лекция II. Судебная власть и правосудие
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция № Вакцинация
Лекция № История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция №1 вводная лекция
Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу
Есхуатова Назым Бахытовна Лекция 1 медиадизайн iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница