Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие


НазваниеПризнаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие
страница1/12
Дата публикации13.05.2013
Размер1.28 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ЖУРНАЛИСТИКА.

15. Понятие жанра. Жанровые признаки. Система публицистических жанров.

Сравнительный анализ различных определений жанра (словарные определения, определения Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного). Понятие «жанровые признаки» («жанрообразующие факторы»). Признаки жанров в концепциях различных исследователей (традиционная концепция, концепции Е.И. Пронина, А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, С.М. Гуревича, М.Н. Кима). Группы публицистических жанров (текстов): традиционный подход, «межгрупповые» жанры у А.А. Тертычного, подход Л.Е. Кройчика. Публицистические жанры как система. Диффузия жанров как важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.

ЖАНР – истор. сложившееся внутр. подразделение во всех видах иск-ва; тип худ. произведения в единстве специфических св-тв его формы и содержания. Понятие "Ж. " обобщает черты, свойств-ные обширной группе произв эпохи, нации или мирового иск-ва вообще. Кройчик: Жанр - относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действит-сти и хар-ом отношения к ней творца. Пронин – историч сложив целостный, относит устойч тип текста, различ по способу освоения жизн мат-ла.Тертычный: Жанр – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами). Под журналистскими жанрами подразумевается устойчивая группа публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами: 1) предмет отображения ("что мы отображаем?"). С этой точки зрения все публикации делят на: - отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности)- отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано).2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?"). Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей.3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?"): рационально-познавательный, художественно-образный метод. Если преобладает художественно-образный метод, то будем писать очерк или фельетон, если рационально-познавательный то аналитический. Рационально-познавательный включает себя два уровня познания: - эмпирический (информационные публикации)- теоретический (аналитические публикации). Признаки жанра. Кройчик: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие. Пронин: по предмету отражения, на ур-нь осмысления. Гуревич: Объект прич – тип СМИ, суб проф жур-та, инд псих особ жур-та. Традиционный подход к классификации жанров: Информационные: заметка, отчет, интервью, репортаж; Аналитические: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, расследование; Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма. Кройчик считает, что какая бы ни предлагалась классификация публицистических текстов, они непременно должны включать в себя 3 важнейших компонента: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие. Его классификация: Оперативно-новостные – заметка; Оперативно-исследовательские – интервью, репортаж, отчет; Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия; Исследовательские – статья, письмо, обозрение; Исследовательско-образные / художественно-публицистичские – очерк, эссе, фельетон, памфлет. Тертычный: Информационные: заметка, инфо корреспонденция, инфо отчет, ифно интеврью, блиц-опрос, блиц-ответ, репортаж, некролог.. Аналитические: анал отчет, анал корр-я, анал литер опрос, беседа, комментарий, обзор сми, исповедь, обозрение, расследование, версия, анал интервью, рецензия, статья, письмо.Худ-пуб: очерк, фельетон, памфлет, анектод и тэ дэ. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Характерно: единство со средой, иерархичность, многоуровневость. Взаимодействие и взаимопроникновение ее составных частей делают невозможным их вычленение без разрушения самой системы. На сегодняшний день современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерная особенность – стабильность + подвижность. В системе жанров свои внутренние и внешние связи. Внутренние связи обусловлены единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр журналистики всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия ан общественное мнение. Границы жанров размыты. Часто в одном тексте сочетаются признаки разных жанров.

16. Информация как родовое понятие для группы информационных жанров. Социально-коммуникативные предпосылки возникновения развития и дифференциации жанров. История развития заметки, отчета, интервью, репортажа. Сообщение о фактах, информирование о них – главная функция информационных жанров, их оперативность, злободневность, актуальность. Структурная организация информационных жанров по М.Н. Киму. Споры ученых о составе группы информационных жанров: взгляды Б.В. Стрельцова, Л.Е. Кройчика, В.В. Ворошилова, А.А. Тертычного. Основные тенденции развития информационных жанров.

^ Жанр – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами предмет отображения, функция отображения, метод отображения). Причина возникновение жанров – практическая потребность общества, требование момента. Со времен первой печатной газеты – петровские «Ведомости» (1702) стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации. С появлением в 18 веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и др.К информационным жанрам относятся заметка, репортаж, отчет, интервью, корреспонденция. Их важнейший признак – новизна факта, оперативность, событийный повод.^ ЗАМЕТКА – лаконичное сообщение об актуальных, новых событиях, явлениях социальной практики (это и есть предмет). Цель – ориентировать читателя путем скрытой оценки события. Метод – предложение, суждение. Основа – факт, а новость – ее душа. В газете «Ведомости» заметка преобладала. Почти все материалы были 10-20 строк (что, где, кто когда). В настоящее время заметки - главный вид инфо «сканирования» действительности. Структура заметки: 1.Последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как? 2. Заметка, в которой базовый факт каким-либо образом комментируется. ОТЧЕТ – детальное изложение хода дебатов при выработке решения на совещании или конференции в руководящей инстанции, общественной организации, социальном институте. В основе - одно событие. Предмета отображения - события, совершающиеся в форме обмена информацией (действие, выраженное в слове). Это - всевозможные конференции, заседания. Целевая установка – разъяснение общественной значимости конкретного решения и определение компетентности и ответственности участников, обсуждение намеченной программы действий. Метод –работа с документами.Это древний жанр, особенно инфо отчет. Существовал долгое время в форме устных сообщений, докладов правителям или с появлением газет перекочевал на их страницы. Уже в первых газетах и журналах, выходивших в сер. XVII в. в Германии, Англии, Франции, печатались пространные сообщения о приемах при королевских и княжеских дворах, а позднее – о парламентских заседаниях и дебатах. В петровских «Ведомостях» (1702 г.) читатели находили отчеты о главных событиях в жизни русского государства, сообщения о встречах иностранных послов. Дальше отчет развивался в революционно-демократической печати. В газетах и журналах К. Маркса и Ф. Энгельса рассказывалось о классовых битвах пролетариата с монархией и буржуазией. Динамичность как в репортаже. Присущи подробности, детали, наличие прямой речи. Широкое распространение в печати в момент обострения общественных противоречий. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный. Тенденции: 1. расширилась предметная сфера, 2. обогатились выразительные средства, 3. появилась возможность использования смежных методов работы над жанром, систематизировать их. ИНТЕРВЬЮ - жанр публицистики, развернутое сообщение в драматургической форме, передающее процесс совместного поиска журналистом и его собеседником объяснения сущности явлений и событий, затрагивающих интересы многих людей. Предмет – мнение. Целевая установка – объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути экспертами и очевидцами . Метод – интервью. Тенденции развития: 1. возрастает содержательно-смысловая роль журналиста в беседе, 2. отношение к собеседнику как к источнику информации преобразуется в интересах к нему самому как к личности, 3. информационно-комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом постановки проблемы, началом широкой дискуссии. ^ РЕПОРТАЖ – жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение, отражающее поступательное развитие реального события с предельной наглядностью, порождающей «эффект присутствия». Предмет: событие. (По Киму: предмет – не законченное событие, а процесс или действие). Целевая установка: включить читателя в переживание события. Метод: наблюдение. Виды: событийный, познавательный (о процессе – из мастерской, музея и др.) Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». Два направления: демократичсекий / прогрессивный (интересы трудящихся), буржуазно реакционный (ловец сенсаций, отвлчеь от основных событий). Короленко, Гиляровский, Горький. В годы ВОВ: Полевой, Эренбург, Симонов. Песков, Полевой и др.Информация в ж-ке - оперативно сообщение о фактах действительности. Содержательный признак информационных жанров – злободневный факт.Виды инфо: 1 текст в жанре заметки; 2 текст в любой информационном жанре; 3 савокупность кратких некомментированных сообщений о событиях внутри страны и за рубежом. Требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность, релевантность (соотвествие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность), «очищенность» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость. ПО Киму: заметка, репортаж, интервью, заявление, анонс, аннотация, сигнал (читательское мнение относительно конкретной событий, работа с письмами, телефонная линия), девиз-лозунг (оповещение об идейно-политической позиции издания), реплика (конкретный эпизод), справка, полилог (диалог, беседа), поздравление, опрос, вопрос-ответ, совет (интервью) некролог. ПО Стрельцову: заметка, отчет, интервью, репортаж, зарисовка (потому что лаконична).ПО Кройчику: Оперативно-новостные – заметка. Оперативно-исследовательские – интервью, репортаж, отчетПО Тертычному: заметка, инфо корреспонденция, инфо отчет, ифно интеврью, блиц-опрос, блиц-ответ, репортаж, некролог.Назначение – высоко оперативное сообщение новостей, знакомство с актуальным событием, свежими фактами. Информация может быть общая (которая удовлетворяет интересы всех читателей) и выборная (более специализированная информация).Как и аналитические жанры, информационные жанры тоже нередко используют средства анализа, обобщения, правда, в меньших масштабах – они строятся, чаще всего, на рассмотрении отдельных событий, фактов, ограниченных определенными, узкими временными рамками.

17. ^ Аналитические жанры публицистики. Общая характеристика.

Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки аналитической группы жанров. Классические концепции жанрообразования и концепции Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного, С.М. Гуревича. Жанры, входящие в аналитическую группу (классическая и иные концепции). Аналитические тексты и жанры сегодня.

^ Жанр – истор. сложившаяся разновидность произведения, обладающая устойчивыми признаками.

жанрообразующие факторы:1) предмет отображения ("что мы отображаем?"). 2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?"). 3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?").

Особ. анал.жанров:

  1. Комментарий как метод любого аналитического жанра.

  2. Новость передается через систему мнений.

  3. Создавая анал. текст, ж ставит задачу прогнозирования.

Признаки жанра. Кройчик: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие. Пронин: по предмету отражения и по уровню осмысления Гуревич: Объект прич – тип СМИ, суб проф жур-та, инд псих особ жур-та

Черты анал.жанра - нацеленность на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, воспроизводят действительность, как процесс.

К анал. жанрам журналистики относятся Классический подход: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, журналистское расследование.

^ Кройчик Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия; Исследовательские – статья, письмо, обозрение.

Тертычный: анал отчет, анал корр-я, анал литер опрос, беседа, комментарий, обзор сми, исповедь, анал интервью, рецензия, статья, расследование, обозрение., версия.

^ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ – анал. жанр, вскрывающий закономерности конкретных фактов действительности в их пространственно-временной локализации. Обобщает факты, выявляет тенденции, ставит вопросы, делает выводы. Предмет – ситуация, ограниченная временем и пространством. Цель – показать и проанализировать проблемный кусочек жизни. Метод – попытка соединить научный и худ. метод. Признаки: ограничение во времени, анал. обобщение, конкретные выводы, двуадресность: к аудитории и кому-то из участников конфликта.

^ КОММЕНТАРИЙ –автор выражает отношение к событиям, формулирует задачи и проблемы в форме сжатого анализа, выражает оценку и прогноз. По Кройчику, комментарий – это оперативный отклик на событие, не претендующий на исчерпывающую полноту анализа. Признаки: Стержень – метод рассуждения, подчеркнутая субъективность стиля, «псевдооткрытый финал», Прогностичность, повышенная субъективность.

^ КОЛОНКА – (по Кройчику) прямой диалог с аудиторией. Признаки: оригинальная мысль, свой стиль, эмоциональность. Признаки по Кройчику: глубокая персонификация, оперативный отклик на событие, персональная точка зрения на ситуацию.

^ СТАТЬЯ –развитие опр. мысли, с системой аргументов и типических фактов+вывод. Признаки: охват действительности, выводы, развитие строго определенной мысли, Прогностичность.

РЕЦЕНЗИЯ – жанр, пред. собой литературно-критическую оценку отдельного, законченного произведения как явления искусства / науки. Признаки: 1.рецензия -вторичное отражение, так как предмет анализа – уже отражение дейст-ти. 2. автор должен имеет свой взгляд и соотносит его взглядом в рецензируемом произведении. Задачи:увидеть в произведении то, что незаметно непосвященным, ориентация аудитории в проблемах произведения,формирование у читателей эстетических представлений о действительности,объяснение сути творческого процесса, 5. содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок.

ОБОЗРЕНИЕ –картина действительности - панорама жизни общества за опр. период. Опора на факт. Признаки: панорамность, разноплановость (крупный план – лично наблюдаемый автором факт, средний – описание возникшей ситуации, общий – установление взаимосвязей между фактами), универсальность (обозревать можно все).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconМетодика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко Эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций...
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconК проблеме становления биофилософии
Одним из таких направлений, возможно, и станет биофилософия как один из важнейших элементов развития современной культуры, выражающий...
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconОпределение (бытовое): Информация сообщение, новости, сигналы, данные, знание …
Определение (бытовое): Информация – сообщение, новости, сигналы, данные, знание …
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconУилл Эллиот Цирк семьи Пайло Уилл Эллиот Цирк семьи Пайло Моим родителям...
Я пришел к выводу, что фильм ужасов – подвид комедии. Оба жанра адресуют читателя к абсурдной жизни. Оба жанра ставят главных героев...
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconНовости нанотехнологий и нанобизнеса
Об интересных явлениях в области квантовой гравитации статья (1 похожее сообщение)
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconРиа новости 09: 05 31. 07
Доступ к "легкой добыче" вызвал социальное расслоение в стае дельфинов (1 похожее сообщение)
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconНовости нанотехнологий и нанобизнеса
Умные материалы: наноматериал саморегулируется в ответ на изменения среды статья (1 похожее сообщение)
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconРиа новости 09: 26 31. 07
Робот-двойник актера улыбается и жестикулирует, сидя рядом с прототипом видео (1 похожее сообщение)
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconЛига Новости 09: 05 вчера
Ученые: для выращивания донорских органов будут использоваться овцы (1 похожее сообщение)
Признаки жанра. Кройч ик: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, эмоциональное воздействие iconНовости нанотехнологий и нанобизнеса
Немецкие физики создали спин-транзистор на базе теллура и кадмия (1 похожее сообщение)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница