Технология обучающего тренинга тренинг


Скачать 71.27 Kb.
НазваниеТехнология обучающего тренинга тренинг
Дата публикации19.05.2013
Размер71.27 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА

Тренинг – это метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, социальных установок, умений и навыков.

Тренинг как технология обучения и развития

Тренинг как технология обучения способен выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Разрабатывая тренинг, можно спрогнозировать его эффект и достичь именно намеченного, а не просто чего-то похожего. И наконец, тренинг является эффективным методом: благодаря специфике тренингового обучения, оно проходит в сравнительно короткие сроки и очень успешно. То есть хорошо спланированный тренинг – это оптимальный метод по соотношению затрат и результатов в целом ряде случаев.

^ Основные функции тренинга

Тренинг как технология обучения в общем виде может выполнять такие функции: диагностическую – то есть выявление зон, которым необходимо развитие или коррекция, собственно обучающую – то есть передача нового опыта, будь то знания, умения и навыки, или формы поведения и установки; командообразование – проходя совместное обучение, люди (дети), как правило, спонтанно начинают чувствовать себя сплоченнее, и наконец, психотерапевтическую – это является эффектом групповой динамики, действий проводящего и самой тренинговой ситуации.

^ Потребности в тренинге; его цели и задачи

Чтобы тренинг был результативным, прежде всего необходима четкая, связная, реалистичная система целей и задач. При этом эти цели и задачи должны быть конкретными и ориентироваться на получение измеримых результатов.

^ Основные методы тренинга

Какими же методами осуществляется тренинговое обучение? В самом общем виде можно разделить их на три группы: вербальные, демонстрационные и практические. К распространенным конкретным методам тренинга относятся: лекции – используются для передачи относительно крупных объемов новой информации; игровые методы тренинга – в играх моделируются практические ситуации, где может и должно применяться изученное, также они могут выполнять и диагностическую функцию, либо демонстрировать участникам, что обучение им действительно необходимо; дискуссии и мозговой штурм – творческий поиск новых идей и решений; и множество иных методов.

^ Технология проведения тренингов

I. Сбор и анализ предварительной информации (Определение стратегических целей и конкретных задач).

II.Подготовка тренинга (Конкретизация цели и задач тренинга, Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие необходимых компетенций, а также навыков и умений, Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев и др. Составление расписания программы тренинга, Подготовка методических материалов и оборудования.)

^ III. Проведение тренинга (Реализация программы тренинга.Адаптация программы в зависимости от особенностей группового процесса и уровня подготовленности участников.)

^ IV. Оценка эффективности (устная или письменная обратная связь, Оценка тренинга.)

V. Послетренинговая поддержка (Рефлексия. Индивидуальные консультации по развитию навыков и умений участников, ситуационный анализ, определение проблем, разбор случаев, моделирование и др.).

^ VI. Заключение (Подготовка заключительного отчета и его обсуждение.)

Разработка программы тренинга

Когда потребности в тренинге выявлены и цели поставлены, для достижения задуманного разрабатывается тренинговая программа. Предметное содержание программы определяется тематикой тренинга и поставленными целями. Абсолютная необходимость здесь – выбрать и описать четкие критерии, по которым будет оцениваться результативность обучения, и продумать конкретные механизмы такого оценивания, например, разработать тестирование, контрольные упражнения, прописать нормативы и так далее. Здесь же разрабатываются и формы обратной связи, так как она – не менее важный компонент для оценки тренинга. Что касается методов, они определяются содержанием программы и целями обучения. Определившись со всеми перечисленными компонентами, следует составить подробный план и сценарий тренинга.

^ Подготовка к проведению тренинга

Затем следует фаза подготовки к проведению тренинга. Подразумевается, что готовиться к тренингу должен не только учитель, но и сами участники. Необходимо подготовить помещения, материалы и оборудование. Участникам нередко имеет смысл предварительно ознакомиться с тематикой тренинга и всегда – уяснить собственные цели и цели организации. Но пожалуй, еще важнее, чтобы предварительная работа велась со стороны руководителей участников. Их задача – создать для учеников мотивацию участвовать и продемонстрировать, что это нужно именно самим участникам. Что касается непосредственного проведения тренинга, то ответственность здесь ложится в основном на плечи учителя. Каждый участник получает набор методических материалов.

^ Оценка тренинга и пост-тренинговая поддержка

И наконец, когда тренинг завершен, следует фаза его оценки – то есть многоуровневого измерения полученных результатов и их соответствия тем, которые необходимо было получить. Измерение подразумевает как анализ обратной связи – причем не только от участников, но и от учителя. Важно помнить, что оцениваться должно не только то, понравился ли тренинг и научил ли участников тому, чему должен был. Главным образом, необходимо выяснить, произошел ли перенос результатов проведения в учебную работу, и принесли ли эти изменения позитивные результаты.

С оценкой тренинга тесно связана пост-тренинговая поддержка. Прежде всего, необходимы возможности применять изученное в работе. Кроме того, часто имеет смысл проводить конкретные мероприятия, чтобы дети не теряли связь с изученным.

^ Механизмы тренингового обучения

Рассмотрим наконец сам механизм изменений, происходящих с участниками на тренинге. Тренинг силен не только тем, что обучение в его рамках происходит предельно целенаправленно и подразумевает как можно больше практики. Важнейший ресурс тренинга – это группа. Известно, что люди очень эффективно обучаются друг у друга, разрешая те или иные конкретные задачи. Именно это происходит на тренинге. Обучение здесь подчинено процессам групповой динамики.

Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Учитель помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:

  • подбор необычных заданий, дидактического материала;

  • организацию: – соревнований; – взаимного контроля и т. д.
^

Виды тренингов.


В зависимости от сферы влияния тренинги делятся на: поведенческие и личностные. Поведенческие, как правило, закрепляют применение новых знаний, а личностные - развивают опыт мышления и ценностную сферу (приводят к знаниям).

В зависимости от стиля ведения тренинги делятся на:

  1. навыковые (отработка только поведенческого навыка, "в такой ситуации надо делать только так");

  2. тренировочные (отработка обоснованного навыка, "в такой ситуации надо делать так потому, что ...");

  3. активнообучающие (вывод и новое знание получает сам участник при помощи ведущего, "исходя из выполненного упражнения что нужно делать в такой ситуации? и почему?");

  4. самораскрывающие (поведение участника изменяется через изменение отношения к проблематике, ведущий вводит групповые нормы и только следит за их соблюдением, отвечая на возникающие вопросы).
^

Исходя из количества участников тренинги бывают:


  • индивидуальные - разрабатываются после консультации с психологом, которая определяет направление и сферу развития будущего участника;

  • групповые - проводятся по уже разработанной тематике для группы участников.

Тренинги представляют собой обучающие и развивающие программы с использованием элементов личностного роста. Занятия проходят в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы. Существует серия тренингов, помогающих подростку развить свои способности и навыки, необходимые для учебы и  будущей работы.

Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный. Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными тренировками.

Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику. Специализированные тематические тренинги подразумевают чаще косвенный результат и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.

Похожие:

Технология обучающего тренинга тренинг iconТренинга
Позвонить по телефонам или написать электронное письмо и записаться как участник (места ограничены), а также выяснить номер аудитории,...
Технология обучающего тренинга тренинг iconТренинга
Позвонить по телефонам или написать электронное письмо и записаться как участник (места ограничены), а также выяснить номер аудитории,...
Технология обучающего тренинга тренинг iconПрограмма школы «Управление проектами» в рамках «Студенческого марафона-юфо»
Знакомство участников группы. Ожидания от тренинга. Определение правил эффективного взаимодействия. Совместное планирование тренинга,...
Технология обучающего тренинга тренинг iconТренинг Эффективная самопрезентация и раскрытие своих способностей...
Цель тренинга: Освоение эффективных стратегий самопрезентации и раскрытие профессиональных способностей личности
Технология обучающего тренинга тренинг iconСказка о золотой рыбке я обещала сказочный тренинг и поэтому начнем...
С вами Наталья  Филиппова и дополнительная информация и задания к первому дню тренинга
Технология обучающего тренинга тренинг iconКонечно же, знания – ведь Вы или проходите Тренинг, или получаете...
Каждый раз записывай дату пройденного тренинга и при первой встрече с Феей-тренером ставь Волшебные печати!
Технология обучающего тренинга тренинг iconТренинг внутренней свободы
Тренинг рассчитан на широкий круг людей, заинтересованных в развитии индивидуальной личностной силы, активизации творческого потенциала,...
Технология обучающего тренинга тренинг iconТренинг Занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом
Что же такое тренинг? Тренинг (от английского train воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо...
Технология обучающего тренинга тренинг iconУпражнения интеллектуального тренинга для учащихся средних и старших классов
Н. В. Самоукина, слабые ученики, особенно подростки, на первых занятиях быстро устают от интеллектуальных игр. Уже после 2-3 игровых...
Технология обучающего тренинга тренинг iconПрограмма психологического семинара тренинга «Психологический Вампиризм» Цель семинара тренинга
Получить представление о Психологическом Вампиризме, как о распространенном способе взаимодействия между людьми
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница