Скачать 0.63 Mb.
|
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний![]() Проведение телефонных социологических опросов в ходе избирательных кампаний КПРФ Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г. Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний Составители-разработчики: С.И.Васильцов, доктор исторических наук — руководитель аналитического проекта; Составители: Б.О.Комоцкий, кандидат философских наук, С.П.Обухов, кандидат экономических наук, В.В.Чупахин. Проведение телефонных социологических опросов в ходе избирательных кампаний КПРФ. Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний. Выпуск 6. Авторский коллектив: С.И.Васильцов, Б.О.Комоцкий, С.П.Обухов, В.В.Чупахин. М: Издательство ФГУП "Щербинская типография", 2003. - 36 с. ISBN 5-9243-053-6 В методическом пособии представлены рекомендации по организации проведения телефонных социологических опросов в ходе избирательных кампаний КПРФ. Для организаторов и активистов избирательных штабов КПРФ. © Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний © Васильцов СИ., Комоцкий Б.О., Обухов СП., Чупахин В.В. При перепечатке и использовании публикуемых методик ссылка на данную публикацию и авторство обязательны. ISBN 5-9243-0053-6 Содержание Введение 5 Что такое телефонный опрос, и почему используется именно он? 5 Проведение телефонного опроса 7 Техническая сторона телефонного опроса 7 Цели и задачи исследования 11 Формирование выборки 12 Составление анкеты 14 Процесс опроса 22 Компьютерная обработка данных 25 Анализ результатов опроса 28 Заключение 29 Список специальных терминов 30 Приложение 31 Введение В ходе избирательных кампаний КПРФ партийные работники и активисты, ответственные за выборы, всё активнее осваивают и шире используют различные приёмы электоральной борьбы. В том числе — социологические методы диагностики ситуации в избирательном округе, субъекте федерации, всероссийском масштабе. Существует значительный арсенал социологических процедур (наблюдение, эксперимент, анализ документов, опросы), используя которые, избирательный штаб вполне может ответить на многие вопросы, возникающие по ходу выборов. Данное методическое пособие посвящено телефонным опросам. Его цель — сделать телефонные опросы доступными для социологического сопровождения выборных кампаний КПРФ любого уровня, позволить людям, не имеющим специальной подготовки, проводить телефонные опросы. И при чётком следовании инструкции, ответственном и честном подходе к делу получать надёжные, объективные данные. ^ Существует несколько способов сбора первичной социологической информации, в том числе — и по ходу избирательных кампаний: прямое наблюдение, качественно-количественный анализ документов, опросы, тестовые процедуры. Особое место опросов объясняется рядом причин:
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний Ч ![]() ![]() Выделяют два типа опросов: анкетирование и интервью, которые, в свою очередь, делятся на подвиды. Анкетирование предполагает, что респондент самостоятельно заполняет опросный лист. В ходе интервью, которое обычно проводится при непосредственном контакте, опрашивающий самостоятельно фиксирует полученные ответы. Телефонный опрос, по сути, является формализованным интервью и находится на стыке анкетирования и интервью. Интервьюер по телефону опрашивает респондента по заранее подготовленному блоку вопросов с вариантами ответов и фиксирует закодированные результаты в специальной таблице — матрице. Почему телефонный опрос? Именно телефонный опрос обладает рядом качеств, необходимых в условиях выборной кампании:
Имеется и ряд недостатков. Во-первых, это невозможность использования данной технологии в местностях с низкой телефонизацией. Во-вторых, среди отвечающих (особенно, если Методика проведения телефоных социологических опросов 7 о ![]() Существует ряд других предвыборных «телефонных» технологий: телефонная агитация, телефонное внедрение, похожее по форме на социологический опрос, приглашения на встречу с кандидатами и пр. Ни в коем случае нельзя путать и смешивать социологическую процедуру, призванную выявить реальное положение дел, с каким-либо из видов такой телефонной агитации. ^ Любое социологическое исследования подчиняется определённой логике действий, имеет свой алгоритм проведения. Так и при проведении телефонного опроса существует последовательность процедур, совершаемых от начала подготовки исследования до принятия политических решений на основе его результатов. Ниже рассмотрим процесс проведения телефонного опроса, последовательность основных составляющих процесса. Для большей наглядности условно разделим все мероприятия на содержательные и технические и перечислим их в порядке проведения опроса. ^ Телефонный опрос не требует каких-либо специальных средств и технического обеспечения. Тем не менее, стоит отметить перечень условий, необходимых для его обеспечения. Техника: телефонные аппараты, компьютер, принтер, копировальная техника (ксерокс). Программное обеспечение (компьютерные программы обработки данных): наиболее доступная программа — «Excel», Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний к ![]() Существуют и специальные программы для обработки социологических и статистических данных, такие как «SPSS» и «Statistica». Их использование предполагает наличие специально обученных кадров. Люди, задействованные в опросе: интервьюеры; люди (человек), работающие на компьютере по набору текста, составлению таблиц, обработке и подсчёту данных; аналитик на котором лежит составление анкет, анализ полученных данных, формулировка выводов и предложений на их основе, и координатор. Интервьюер — человек, который непосредственно ведёт опрос по телефону. Специальных навыков, как правило, не требуется. Интервьюер должен быть честен, исполнителен, обладать устойчивой психикой и выдержкой, хорошей дикцией, определённым кругозором и знанием текущей политической ситуации. Задействовать, в принципе, можно практически любого человека, обладающего нужными качествами. Но, по опыту, с подобными обязанностями лучше справляются студенты и пожилые люди, имеющие достаточно свободного времени. Интервьюеру нужно чётко следовать инструкциям, тексту анкеты, ни в коем случае не вступать в спор с опрашиваемым, не пытаться его в чем-либо убедить, не рассказывать о своей точке зрения. Его дело — фиксировать ответы респондента, доброжелательно и нейтрально реагировать на любые реплики и умозаключения. Учет труда интервьюера ведется только по целиком заполненным анкетам. Незаконченные, неполные интервью не учитываются и не включаются в массив обрабатываемых данных. Необходимое для интервьюера — помещение с телефонным аппаратом, опросный лист, таблица для занесения дан- Методика проведения телефоных социологических опросов ^
^ Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний Методика проведения телефоных социологических опросов 11 ![]() ![]() Количество интервьюеров, которых необходимо задействовать, определяется объемом и степенью оперативности опроса. Приводимые ниже цифры являются приблизительными и усреднёнными, они призваны показать сам принцип расчетов. В среднем один работник способен опросить за 1 час 6 человек. Однако проведение интервью — вещь довольно утомительная, и за день можно опросить, опять же в среднем, не больше 25 человек. Соответственно, для опроса 300 человек в течение дня нужно задействовать 12 интервьюеров. Оптимально иметь группу из 15-20 человек. Компьютерная группа. Текст анкеты и таблицу для заполнения данных необходимо набрать на компьютере, вывести на печать, размножить материалы, перевести в электронный вариант. Заполненные по ходу опроса от руки матрицы идут на обсчёт. Затем итоги обсчета сводятся воедино в линейное распределение ответов. Всё это ложится на плечи данной группы. По определению она не должна быть большой. В зависимости от способностей и навыков работников это может быть и один человек, а может оказаться и до трех-пяти сотрудников. Аналитик. Очень ответственно следует подойти к составлению самой анкеты, анализу полученных данных, формулировке выводов и предложению по дальнейшим действиям на их основе. Условно мы приписали эти важные функции Аналитику. Наделе эти функции могут выполняться, в зависимости от структуры избирательного штаба, и одним человеком или целой группой людей, которые могут выступать отдельной аналитической структурой, входить в группу социологической поддержки, информационно-аналитического обеспечения. Координатор. Этот человек отвечает за техническое обеспечение опроса. Получить вовремя размноженные материалы, раздать их интервьюерам, разъяснить им сложные вопросы, собрать заполненные матрицы, обеспечить своевременное выполнение прочих работ — всё это его обязанности. ^ Целью исследования является оперативное выяснение уровня влияния партии, структуры её образа в каждый конкретный момент и направление эволюции массовых взглядов в связи с последними политическими событиями; определение сильных и слабых сторон — собственных и оппонентов. |
![]() | Сычёва Г. Е. С 95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск Методические рекомендации ... | ![]() | Типовая инструкция по организации работы с активистами и сторонниками... Типовая инструкция по организации работы с активистами и сторонниками кпрф. Комиссия ЦК кпрф по проведению выборных кампаний. Выпуск... |
![]() | Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства... Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета... Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /нф мгэи. – Нижний Новгород, 2003 |
![]() | Методические рекомендации по написанию эссе Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,... Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010 |
![]() | Рекомендации избирательным штабам кпрф по составлению предвыборных программ Рекомендации избирательным штабам кпрф по составлению предвыборных программ. Комиссия ЦК кпрф пр проведению выборных кампаний. Выпуск... | ![]() | Методические материалы к учебному курсу теория и практика гештальт-терапии выпуск первый «Кризисы и травмы». Методические материалы Московского Гештальт Института. Выпуск первый А. Н. Моховиков, Е. А. Дыхне |
![]() | Частичное обновление книги от 30 августа 2003 года Предлагаемая книга – сокращённая интернет-версия, обновлённый выпуск. Прошу прощения за ошибки и недоделки, следующий выпуск будет... | ![]() | Частичное обновление книги от 30 августа 2003 года Предлагаемая книга – сокращённая интернет-версия, обновлённый выпуск. Прошу прощения за ошибки и недоделки, следующий выпуск будет... |