Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире


НазваниеСша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире
Дата публикации06.06.2013
Размер152 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы


США хотят быть планетарным модератором

Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире

Павел Александрович Шариков - научный сотрудник Института США и Канады РАН.

Президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама подписал международную стратегию развития киберпространства. Новый документ представляет огромный интерес для понимания современной глобальной американской политики. В опубликованной стратегии наблюдается значительный пересмотр официальных позиций Соединенных Штатов по вопросам информационной безопасности, новая стратегия представляет собой результат двадцатилетней истории формирования системы государственного обеспечения информационной безопасности в США.

Впервые развитие информационного потенциала было включено в национальную повестку дня в 90-е годы с приходом президента Клинтона, развитие информационных ресурсов стало неотъемлемым элементом глобальной стратегии Соединенных Штатов. Демократическая администрация Клинтона пришла к власти в период, когда в мире происходили глобальные изменения, связанные с развалом Советского Союза. Для Соединенных Штатов эти изменения означали необходимость выработки новой глобальной стратегии. Основная цель стратегии администрации Клинтона заключалась в укреплении экономических позиций Соединенных Штатов в мире, обеспечении экономического процветания Соединенных Штатов. В 90-е годы американское государство создало все условия для того, чтобы в США, а затем и во всем мире произошел информационный бум, результатом которого стало стремительное развитие экономики США, но, с другой стороны, значительно обострились проблемы информационной безопасности, требовавшие принятия срочных мер.

В тот же период в США началось формирование системы обеспечения информационной безопасности, однако если при администрации Клинтона киберугрозы в основном относились к вопросам противодействия криминалу, преступности, борьбы с мошенничеством, то с приходом к власти республиканской администрации Джорджа Буша-младшего вектор угроз кибербезопасности сместился в сторону военных и разведывательных аспектов, а также противодействия терроризму. Полномочия в области обеспечения кибербезопасности были переданы от правоохранительных органов Министерству обороны и разведывательному сообществу.

Буш и его администрация действовали более решительно в области обеспечения кибербезопасности, чем его предшественник. К началу нового тысячелетия вопросы информационной безопасности стояли настолько остро, что потребовалось дополнить стратегию национальной безопасности другим документом – стратегией защиты киберпространства. В стратегии говорилось, что «государство оказалось не готово противостоять информационным угрозам, оно просто не в состоянии обеспечить соответствующими системами компьютерной безопасности все частные банки, энергетические компании, предприятия транспорта и другие компоненты частного сектора». Попытка республиканской администрации консолидировать однополярный мир вокруг Соединенных Штатов подразумевала также абсолютное американское доминирование в киберпространстве. К концу правления администрации Буша стало очевидно, что эта попытка провалилась.

^ НОВЫЕ ВРЕМЕНА – НОВАЯ СТРАТЕГИЯ

С приходом к власти Барака Обамы ключевым направлением стратегии Соединенных Штатов стала адаптация к полицентричному миру. США были вынуждены отказаться от планов на мировое господство и строить политику с позиции «первого среди равных». С момента вступления президента Обамы в должность президента было очевидно, что вопросы информационной безопасности останутся приоритетными в американской политике. Одним из первых указов в новой должности Барак Обама был приказ подготовить отчет о деятельности органов государственного управления в области информационной безопасности в США. Авторы доклада признали, что множество внутренних и внешних проблем требовали выработки единой государственной стратегии информационной безопасности, включающей политические, военные, экономические и международные аспекты как содержательной, так и технологической составляющей глобального информационного пространства. А одной из ключевых рекомендаций доклада была выработка комплексной американской стратегии кибербезопасности. Стратегия развития киберпространства была подписана Бараком Обамой 17 мая 2011 года. Опубликованный документ является подтверждением того, что информационный потенциал воспринимается американским политическим руководством как стратегический ресурс. Если раньше американская политика отличалась излишней идеологизацией технологического фактора, то в новой стратегии прослеживается попытка комплексного подхода к политике в информационной сфере.

В ключевых стратегических документах администрации Барака Обамы неоднократно говорилось о том, что формирующаяся система международных отношений носит полицентричный характер. Особую роль в новом мире играют так называемые негосударственные акторы. В силу особенностей такого специфического ресурса, как информация, государство имеет крайне ограниченные возможности управления и контроля в этой области. Однако негосударственные акторы – транснациональные корпорации, международные организации, общественные объединения, сетевые структуры нередко обладают гораздо более мощными информационными ресурсами, чем государства. В полицентричном мире Соединенным Штатам придется конкурировать, а возможно, и противостоять различным акторам международных отношений.

Сразу бросается в глаза название нового документа: в отличие от многочисленных «национальных стратегий» новый документ называется «Международная стратегия развития киберпространства». Очевидно, этим администрация стремится подчеркнуть ключевое изменение в американской политике в области обеспечения информационной безопасности – упор на международное сотрудничество.

С выходом новой стратегии кибербезопасности можно говорить о новом этапе формирования системы государственного обеспечения информационной безопасности в США. В опубликованном документе говорится о стратегическом подходе к вопросам кибербезопасности. Среди потенциальных угроз в этой сфере отмечаются как экономические, так и военные и техногенные угрозы экономике, бизнесу, обществу и национальной безопасности.

Выработка американской политики в области обеспечения кибербезопасности всегда сопровождалась жаркими дискуссиями о степени вмешательства государства в сферу информации. Неразрешимая дилемма заключается в том, что значительная часть информационной инфраструктуры принадлежит частному сектору, а любая попытка государства усилить безопасность в этой сфере сопровождается вмешательством правительства в коммерческий сектор. Особое внимание в связи с этим вызывает вопрос о роли вооруженных сил в обеспечении гражданской информационной безопасности.

^ ВОЕННЫЙ АСПЕКТ

В конце второго срока правления администрация Джорджа Буша-младшего предприняла попытку создать единую систему государственного обеспечения информационной безопасности под военным командованием. Значительная часть этой инициативы была засекречена, а сама попытка создать военное киберкомандование не увенчалась успехом.

Администрации Обамы удалось сделать то, чего не смогла добиться администрация Буша-младшего. В июне 2009 года вновь было объявлено о создании военного киберкомандования, основной целью которого стало противодействие информационным угрозам национальной безопасности США. Жаркие дебаты относительно роли военных в обеспечении информационной безопасности гражданской информационной инфраструктуры продолжаются и сегодня, однако принятый документ вносит некоторую ясность.

Отдельный параграф новой стратегии посвящен проблеме информационного сдерживания. В подписанной стратегии же говорится о том, что в ответ на кибератаки США готовы использовать любые средства – дипломатические, экономические и военные. Сам факт появления дискуссий об информационном сдерживании свидетельствует о том, что Соединенные Штаты отказались от претензий на доминирование в глобальном информационном пространстве, но в то же время стремятся не уступать своих позиций.

Большой интерес вызывает военная стратегия киберкомандования. Согласно официальным информационным материалам Министерства обороны США, в функции киберкомандования входят подготовка, координация, интеграция, синхронизация действий по проведению операций и защите информационных сетей Министерства обороны США и, в случае соответствующего приказа, проведение военных информационных операций по всему спектру с целью обеспечения действий вооруженных сил во всех сферах, обеспечение свободы действий американских и союзнических вооруженных сил в киберпространстве, поражение информационных средств противника.

Особый интерес вызывают разрабатываемые в настоящее время в киберкомандовании наступательные информационные средства. В одном из интервью перед вступлением в должность нынешний командующий киберкомандованием Кейт Александер заявил, что не исключает, что в ряде случаев американский наступательный военный информационный потенциал может быть использован против таких целей противника, как энергетические станции, банки и другие сети финансовых институтов, транспортные информационные сети. Фактически Александер признал возможность поражения информационными средствами гражданской инфраструктуры.

Впервые в официальном американском документе, посвященном вопросам киберпространства, используется формулировка «коллективная безопасность». В разделе, посвященном военным вопросам кибербезопасности, авторы стратегии говорят о необходимости развивать военно-политическое сотрудничество для обеспечения коллективной безопасности и противодействия киберугрозам. Институты коллективной безопасности, такие как НАТО, позволят использовать факторы сдерживания против государств и негосударственных акторов в информационном пространстве. Примечательно, что подобную идею высказывала госсекретарь США Хиллари Клинтон в своей речи, посвященной конфликту между Google и Китаем. В начале прошлого года она заявила, что «страны или отдельные граждане, причастные к информационным атакам, должны понести суровое наказание и международное порицание, Интернет объединяет практически весь мир, атака на Сеть одного государства может быть атакой на всех».

Проблемы информационной безопасности в военной стратегии США остаются одним из ключевых приоритетов, однако американские военные руководители не раз давали понять, что военная стратегия кибербезопасности является государственной тайной и рассекречена не будет.

^ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Еще одним серьезным нововведением в международной стратегии кибербезопасности является позиция Соединенных Штатов по вопросам международного сотрудничества. Одним из первых действий в этой области, предпринятых администрацией Обамы уже в конце 2009 года, стал отказ от монопольного управления Интернетом. В сентябре 2009 года был создан специальный международный орган, основная функция которого заключалась в управлении корпорацией Интернета по управлению доменных имен и адресов (ICANN) на основе международного сотрудничества. Стоит напомнить, что в 2005 году, когда Великобритания предложила подобную идею администрации Буша, между двумя государствами едва не произошел серьезный конфликт.

Большое внимание в новой стратегии кибербезопасности Обамы уделяется вопросам выработки норм международного права в области обеспечения информационной безопасности. Это направление в американской политике в области обеспечения информационной безопасности считается одним из приоритетных. Более того, в стратегии говорится о том, что глобальное управление Интернетом должно осуществляться с учетом интересов различных субъектов информационного пространства – государств и негосударственных акторов. Важную роль в этом будут играть различные международные двусторонние и многосторонние договоры.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время в Соединенных Штатах наблюдается процесс укрепления государственно-частного партнерства, направленного на укрепление мощнейшего в мире информационного потенциала. Американское государство, бизнес и общество объединяются в единую силу для развития национального информационного потенциала. Очевидно, что реализация стратегии развития информационного потенциала крайне непростая задача, так как требуется соблюдение как государственных, так и коммерческих интересов, а также интересов общества.

Опубликованная стратегия подтверждает стремление Соединенных Штатов адаптироваться к полицентричной системе международных отношений. В новом формирующемся мире США видят себя как центр силы, обладающий мощным информационным потенциалом. В случае применения стратегии развития этого потенциала, направленной на дальнейшее укрепление государственно-частного партнерства, Соединенные Штаты будут обладать весьма мощным ресурсом «мягкой силы».

Независимое военное обозрение 01.07.2011
Подготовка ВВС США к кибероперациям

Полковник Ю. Горбачёв, кандидат военных наук

Возрастание в конце XX - начале XXI века роли перспективных информационных технологий в строительстве и совершенствовании вооруженных сил передовых зарубежных стран привело к созданию новой боевой техники и информационных систем, как к расширению самой информационной сферы, так и к использованию ее в качестве равнозначной с другими сферами областью ведения боевых действий, к подготовке и освоению сил и средств информационной войны (ИВ).

Применение сил и средств ИВ стало особенно характерным для ВВС США. В современных операциях оно приобретает все большее влияние и масштабы, которые оказывают глобальное воздействие не только непосредственно на эффективность действия вооруженных сил, но и на военно-политическое руководство (ВПР) государств, состояние экономики и проводимую политику. Использование сил и средств ИВ стало носить многопрофильный характер, отражать и влиять на характер общественно-экономических, военно-политических и государственных отношений. Целью ИВ стало не только повышение эффективности ведения боевых действий, но и завоевание всестороннего превосходства над противником, а также обеспечение своих военных и политических интересов.

Особое внимание в настоящее время вызывает деятельность ВВС США в кибернетическом пространстве — одной из важнейших с оборонной точки зрения областей информационного пространства.

Командование американских ВВС считает киберсферу такой же важной для ведения боевых действий, как и воздушную и космическую сферы. В частности, командующий космическим командованием военно-воздушных сил подчеркнул, что «задача ВВС США заключается в том, чтобы летать, бороться и побеждать ... в воздушном пространстве, космосе и киберпространстве». «Национальные вооруженные силы не могут эффективно действовать без осуществления контроля и обеспечения свободы действий в киберпространстве. Боевые действия, ведущиеся в любой из сфер, основываются на успешных действиях в киберпространстве и являются основой для успешной организации управления ВС США в XXI веке. Успешные действия (свобода действий) в киберпространстве необходимы для ведения совместных операций и для обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов. Американским ВС предстоит аккумулировать боевые возможности всех сил для создания информационного превосходства во всех сферах ведения боевых действий, обеспечения свободы действий при защите от нападения и для воздействия боевых сил на противника».

В документе «Стратегия национальной обороны США» (опубликована в марте 2005 года) киберпространство выделено в новую сферу ведения боевых действий.

В 2007 году министерство ВВС объявило об организации (создании) «временного командования» в киберпространстве (Cyberspace Command) на базе штаба 8-й воздушной армии боевого авиационного командования (8 ВА БАК).

С этого периода стали создаваться боевые части и подразделения информационных операций и операций в компьютерных сетях. Первым было сформировано 67-е крыло боевого применения информационных систем. Согласно указаниям командования ВВС 67-е крыло предназначено для защиты сетей этого вида вооруженных сил страны с целью обеспечения их полной боеготовности.

Позднее функции киберкомандования ВВС были переданы 24-й воздушной армии космического командования (боевых действий в киберпространстве) ВВС США, которой были переподчинены части и подразделения, связанные с ведением операций в компьютерных сетях.

Главной задачей 24 ВА, как считает руководство ВС США, является организация и ведение боевых действий в кибернетическом пространстве как в интересах ВВС, так и ВС США в целом.




Структура киберкомандования ВВС США



Организация управления кибероперациями в ВВС США

После формирования 24 ВА руководство ВВС получило возможность самостоятельно, как и другие виды национальных ВС, обеспечивать подготовку и совместно с другими видами осуществлять операции в компьютерных сетях в ходе боевых действий.

24 ВА выполняет все задачи ВВС в киберпространстве, которые определены для сформированного в сентябре 2007 года киберкомандования ВВС как по обеспечению безопасности и защиты компьютерных сетей, так и по проведению кибератак вероятного противника. Она несет ответственность за безопасность компьютерных сетей ВВС США.

Обязанность ведения боевых действий в кибернетическом пространстве, которая ранее была возложена на 8 ВА БАК, включая задачи оперативного центра ВВС и 67-го крыла, была передана 24 ВА. За БАК были сохранены задачи разведки и ведения радиоэлектронной борьбы.

На авиабазе Лэкленд (штат Техас) дислоцированы штаб 24 ВА и новый оперативный центр, выполняющий функции по централизации боевого управления компьютерными сетями ВВС, а также силами и средствами, предназначенными для обеспечения превосходства американских ВС в информационной сфере.

В составе этой армии создан оперативный орган управления. Для того чтобы командование могло полностью сосредоточить свои усилия на ведении боевых действий в киберпространстве, при нем сформированы специальные штабные органы (команды) обеспечения управления, на которые возлагаются функции организации управления, тренировки и технического оснащения. Американские специалисты отмечают, что создание специального оперативного органа управления подчеркивает оперативный характер боевых действий ВВС США в киберпространстве, а развертывание оперативного органа и команд управления обеспечит управление силами и средствами на надлежащем уровне.

В настоящее время в распоряжении 24 ВА космического командования ВВС США имеются силы и средства для ведения информационной войны. Для этих целей сформированы и укомплектованы специалистами оперативный центр, а также три крыла: 688-е информационных операций, 689-е связи и 67-е боевого применения информационных систем.

В 2010 году руководство ВВС и 24 ВА продолжали определять задачи подчиненным крыльям и необходимые для них ресурсы, осуществлять подготовку специалистов, вырабатывать тактику боевого применения новых средств ведения радиоэлектронной войны (РЭВ) и проведения операций в компьютерных сетях.

Руководство американских ВВС занимается вопросами подготовки и карьерного роста личного состава 24 ВА, а также оснащением ее современной техникой. Сегодня большая часть личного состава проходит профессиональную подготовку для действий в киберпространстве.

На стратегической конференции, проведенной в июне 2008 года командованием ВВС США, были определены ключевые положения стратегии по завоеванию превосходства в киберпространстве, которые были приняты в качестве основы для подготовки ВВС к действиям в операциях XXI века.

Основными положениями этой стратегии являются:
В области организации, планирования и управления:
- обеспечение уровня боевой готовности войск (сил), их обученности и оснащенности, необходимо для осуществления боевого обеспечения глобальных операций во всем киберпространстве, полностью интегрированных с воздушными и космическими операциями;
- обеспечение устойчивого и неуязвимого (защищенного) доступа в киберпространство для решения наступательных и оборонительных задач с использованием боевых киберсредств и систем с целью достижения свободы действий во всем информационном пространстве ВС США и их союзников и лишения свободы действий ВС противника.

В области обеспечения глобальных операций стратегия предусматривает:

- осуществление разведки, наблюдения и использования в своих целях компьютерных сетей противника;

- защиту компьютерных сетей ВС США;

- обеспечение операций в компьютерных сетях;

- обеспечение ведения РЭВ (разведка и целеуказание средствам РЭВ) и принятие оперативных решений по использованию боевой мощи;

- обеспечение устойчивого распределения информации пользователям;
- атаку компьютерных сетей противника;

- радиоэлектронную атаку информационных сетей и инфраструктуры противника;

- проведение операций по информационному влиянию на противника;

- радиоэлектронную защиту;

- тренировку и подготовку войск (сил);

- обеспечение информационного превосходства над противником во всем киберпространстве.

Стратегия определяет следующие задачи киберкомандования:

1. По операциям в компьютерных сетях: сетевая война - атака сети, защита сетей, обеспечение атаки и защиты, подготовки, развертывания и функционирования компьютерных сетей, устойчивой работы локальных сетей связи и автоматической передачи данных, интеграции (устойчивой
работы) объединенных сетей управления в глобальных операциях, а также обеспечение операций по информационному влиянию на базы данных и информационные сети противника.

2. По информационным операциям: организация управления в ИО; проведение операций по влиянию военно-воздушными силами (военной дезинформации и психологических операций); ведение радиоэлектронной войны; осуществление операций по безопасности.

Кроме того, определен порядок ведения киберопераций. Это анализ кибер-задач и области боевой деятельности; разработка мероприятий обеспечения и поддержки боевых действий в киберпространстве; распределение полос частот для работы радиоэлектронных средств и управления электромагнитным спектром частот (установление режимов работы, ограничений, смены частот и др.).

Для организации управления и ведения контроля за использованием киберпространства предусматривается:

- организация и осуществление мероприятий киберзащиты;

- решение оборонительных задач киберопераций по защите компьютерных сетей, радиоэлектронной защите и др.;

- анализ киберугроз и обеспечение оперативной подготовки боевого пространства (воздушного и наземного);

- определение приоритетности задач оборонительного плана киберопераций;

- обеспечение стратегической осведомленности и повышенной боеготовности в киберпространстве;

- оценка оперативного риска;

- организация контроля в киберпространстве, распределение и установление ответственности должностных лиц;

- обеспечение через центр управления воздушными операциями боевого управления силами и средствами в кибероперациях.

Превосходство в киберпространстве, по взглядам специалистов ВВС США, будет достигаться за счет проведения кибератак средствами направленной энергии, радиоэлектронной войны, путем ведения операций в компьютерных сетях и др., а также использованием средствами наземного базирования.

Таким образом, ВВС США играют существенную роль в подготовке и проведении американскими ВС операций в киберпространстве. В настоящее время ВВС США находятся в стадии формирования сил, средств и разработки методов ведения боевых операций в киберпространстве. Для реализации оперативной свободы действий в воздушной и космической сферах требуется завоевание превосходства в киберпространстве. Обеспечение глобального информационного превосходства требует новых знаний и навыков, а также создания систем кибернетического оружия и проведения боевой подготовки специалистов.

Зарубежное военное обозрение №2 2011 С. 54-59



Похожие:

Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconУгрозы кибер безопасности  являются наиболее серьезными угрозами...
Стратегия министерства обороны соединенных штатов америки в сфере киберпространства
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconГлобальная система
Новая глобальная система. Сценарии, которые сбываются? Под редакцией Матвеева В. В. Серия: Безопасность. №16. – Спб: «Стратегия будущего»....
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconГлобальная система
Новая глобальная система. Сценарии, которые сбываются? Под редакцией Матвеева В. В. Серия: Безопасность. №16. – Спб: «Стратегия будущего»....
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconО стратегии США для киберпространства
В США киберпространство на уровне официальных документов вообще закреплено как пятое (после земли, воды, воздуха и космоса) пространство,...
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconМёртв ли нефтедоллар?
Сша, чтобы покупать нефть и торговать друг с другом. В сущности, доллар США действовал как истинная глобальная валюта. Фактически...
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconПервый Асур – Порабощающий Души
Законом Гармонии Вселенной. Он играет на том, что некоторые люди не хотят учиться слышать гармонию Вселенной, они не хотят учиться...
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconАнкета-заявка на участие в семинаре «Стратегия развития общественной организации»
Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области проводит 24 марта 2013 года в г. Кандалакша...
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconОсновные показатели экономического потенциала США
Ввп (77%) создается в сфере услуг, сельское хозяйство отвечает за примерно 1%, производство 22%. Сша являются 3-й страной в мире...
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире iconЛекция №16. Государства Америки (сша) (XX в.) Вопросы к учебному...
Американская государственность сохранила в главном те направления эволюции политической системы и конституционного строя, что определились ...
Сша хотят быть планетарным модератором Американская глобальная стратегия развития киберпространства в полицентричном мире icon-
Американская литературная сказка ХХ века. Серия «Библиотека литературы сша» (150р.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница