Процесс управления. Его


Скачать 438.09 Kb.
НазваниеПроцесс управления. Его
страница1/4
Дата публикации23.06.2013
Размер438.09 Kb.
ТипРешение
userdocs.ru > Информатика > Решение
  1   2   3   4


Менеджмент

Преподаватель: Дудяшова Валентина Павловна

Процесс управления. Его содержание и основные характеристики

  1. Содержание процесса управления, его стадии

  2. Взаимосвязь процессов и структур управления

  3. Управленческие решения: сущность, классификация, факторы, влияющие на эффективность решений

Вопрос 1 – содержание процесса управления, его стадии

Процесс управления представляет собой совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определённых целей. Процесс управления имеет целью разработку управленческих решений, которые доводятся до производства и там процесс управления переходит в процесс производства. Поэтому состав элементов процесса управления аналогичен составу элементов процесса производства и включает предмет труда – инфляция, средства труда (вычислительная и организационная техника), труд (деятельность управленческого персонала).

^ Метод труда – метод подготовки управленческих решений и методы управления.

В 60-е годы был предложен процессный подход к менеджменту, в котором акцентируется внимание на технологию разработки управленческого решения. В дальнейшем в рамках процессного подхода управлению была придана целевая ориентация.

Процесс управления включает этапы:

  1. Цель

  2. Ситуация

  3. Проблема

  4. Решение

На каждом этапе рассматриваются отдельные стадии как обособленная часть этапов, имеющая законченный смысл, причём часть стадий может использоваться на смежных этапах.

k:\dcim\101msdcf\dsc08256.jpg

Стадии процесса управления:

  1. Целеполагающие – при формулировке цели необходимо учесть объективные условия, избегать недостижимых вариантов

  2. Информационная работа – необходимо найти информацию, относящуюся к конкретному решению (релевантная). Сюда относят информацию различного характера: данные теории передового опыта, правовая информация, текущая информация с производства. Количество информации должно быть оптимальным. Информацию анализируют с помощью различных методик.

  3. Аналитическая работа – исходная информация анализируется с помощью нескольких методик, что позволяет достичь большей точности разработки решений.

  4. Выбор варианта решения – исходят из принятого критерия. Таким критерием может быть максимум продаж, максимум производства, максимум прибыли. По этому критерию сравниваются варианты, рассчитанные по различным методикам или по одной методике, но с разными расходными данными.

  5. Организационно-практическая работа – определяются исполнители решения, ответственное лицо, сроки исполнения.

Первичным элементом процесса управления является операция.

Состав операции по стадиям подготовки управленческого решения

Стадии

Операции

  1. Целеполагающие

  • Прогнозирование целей

  • Формулировка целей

  • Корректировка целей

  1. Информационная работа

  • Накопление информации

  • Хранение информации

  • Первичная обработка информации

  • Передача информации

  1. Аналитическая работа

  • Оценка параметров

  • Расчёт показателей

  • Построение графиков

  • Анализ показателей и графиков

  1. Выбор варианта решения (действий)

  • Определение критериев выбора

  • Сопоставление вариантов

  • Нахождение вариантов действий

  • Выбор методов управления

  • Организационное оформление решения

  • Принятие решения

  1. Организационно-практическая работа

  • Доведение решения до исполнителей

  • Разъяснение и уточнение решений

  • Распределение заданий

  • Наделение полномочиями

  • Контроль исполнения

Вопрос 2 – взаимосвязь процессов и структур управления

Процессы и структуры управления находятся в диалектическом единстве.

Структура представляет собой форму выражения процесса. От совершенства структур зависит длительность управленческого цикла, т.е. длительность принятия решения. В то же время процессы влияют на структуру. Если появляются новые устойчивые процессы, от они закрепляются в организационной структуре в виде самостоятельных подразделений. Для анализа взаимоотношений между структурой и процессом используется матричный метод – «Матрица РАЗУ» (распределение административных задач управления).

k:\dcim\101msdcf\dsc08258.jpg

^ На поля матрицы обозначают степень участия должностных лиц в решаемых задачах. Условные обозначения:

  1. Участие в управленческом цикле:

П – планирование

О – организация

А – активизация

К – координация

К – контроль

  1. Участие в реализации задач

С – согласование

И – исполнительство

М – подготовка предложений по совершенствованию исполнения

  1. Ответственность

Я – единоличное решение с персональной ответственностью (с подписью)

! – коллективная форма принятия решений с персональной ответственностью (с подписью)

Р – участие в коллегиальном решении (без подписи)

При анализе матрицы по столбцам можно сделать вывод о загруженности работника и принять решение в области либо организации труда, либо стимулировании персонала. Анализ по строкам позволяет исключить дублирование функций и выявить недостающие функции по конкретным работам.

Вопрос 3 – Управленческие решения: сущность, классификация, факторы, влияющие на эффективность решений

Управленческие решения – это результат труда в сфере управления или команда, которая поступает от управляющей системы к управляемой.

^ Классификация необходима для разработки типовых процедур обоснования управленческих решений:

  1. По методам переработки информации:

  • запланированные решения (формализуемые, алгоритмические) – имеют чёткие методы обоснования решения и их легко формализовать в информационных системах

  • незапрограммируемые (неформализуемые, эвристические) – не имеют чёткого алгоритма действий и носят творческий характер

  1. По содержанию:

  • научно-технические решения (внедрение новых технологий)

  • социальные (связаны с персоналом)

  • Экономические (внедрение новой формы системы оплаты труда)

  • организационные (создание нового цеха)

  1. По масштабу объекта управления:

  • глобальные – охватывают все подразделения хозяйствующего субъекта

  • локальные – охватывают лишь отдельные звенья управляемой системы (например, начальник цеха)

  1. По субъекту управления:

  • единоличное решение

  • коллегиальное (группа)

  • коллективное (весь коллектив)

  1. По условиям принятия решений:

  • детерминированные – их последствия можно предсказать

  • вероятностные – последствия их можно предсказать с определённой долей вероятности (используется риск-менеджмент)

Принципы подготовки управленческих решений:

  1. Сбалансированность прав и обязанностей

  2. Единство распорядительства (Файоль)

  3. Непротиворечивость и согласованность решений

  4. Гибкость – возможность корректировки при изменении ситуации

  5. Своевременность

Факторы, влияющие на эффективность:

  1. Личностные оценки руководителя, которые связаны с его системой ценностей и менталитетом

  2. Методы принятия решений

  3. Технические средства управления

  4. Среда принятия решений, е определённость или риск

  5. Информационные ограничения (информация должна быть релевантной)

Существуют различные варианты эффективности работы с информацией, при этом оцениваются затраты на информацию и выгоды от её получения.

k:\dcim\101msdcf\dsc08263.jpg

Коммуникации в менеджменте

  1. Характеристики коммуникации в процессе управления

  2. Коммуникационные стили и модели принятия решений

Вопрос 1 – Характеристики коммуникации в процессе управления

Коммуникации в менеджменте носят информационный характер.

^ Классификация коммуникаций:

  1. По содержанию

между организацией и внешней средой информация из внешней среды поступает в задающий блок, из организации во внешнюю среду поступают инновации, которые нося товарный характер, а также может поступать информация в виде передового опыта

межуровневые коммуникации – информация высшего уровня посыпает на более низкий уровень в виде управленческих решений, а снизу идёт информация текущая

горизонтальные

неформальные (слухи)

  1. По способу передачи информации:

межличностные (устные)

организационные (письменные, использование технических средств)

^ Коммуникационный процесс представляет собой обмен информации между двумя или более людьми. Основной целью коммуникационного процесса является передача информации, а критериями оценки его достоверности является наличие обратной связи.

Обратная связь обычно выглядит в виде вопросов, которые задаёт получатель информации и по которым отправитель оценивает точность передачи информации.

^ В коммуникационном процессе участвуют 4 элемента:

  1. Отправитель – лицо, которое генерирует идею или собирает информацию и её передаёт

  2. Сообщение – это собственно информация, представленная в виде символов

  3. Канал – средство передачи информации

  4. Получатель – лицо, которому предназначена информация

Коммуникационные сети представляют собой соединение индивидов, участвующих в коммуникационном процессе с помощью информационных потоков. Бывают внутренние и внешние. Для организации коммуникационных сетей используются следующие формы, которые отражают способ соединения участников сетей.

Формы:

  1. «Кружок»

  2. «Колесо»

  3. «Цепочка»

Эти формы имеют свои достоинства и недостатки, их применение обусловлено информационными структурами, которые используются в организации.

Характеристика коммуникационных форм:

^ Аспект сравнения

Кружок

Колесо

Цепочка

  1. Скорость

Низкая

Высокая

Высокая

  1. Точность

Низкая

Высокая

Высокая

  1. Организованность

Слабая

Высокая

Средняя

  1. Лидерство

Отсутствует

Очень выражено

Проявляется

  1. Сплочённость

Высокая

Низкая

Низкая

Для иерархических структур применяется форма «колеса» и участники коммуникационного процесса общаются друг с другом через своего начальника, который находится в центре колеса. «Цепочка» рекомендуется для иерархических структур, но с элементами децентрализации. «Кружок» рекомендуется для адаптивных структур (сетевых).

^ Путь повышения эффективности межличностных коммуникаций

  1. Необходимо учитывать индивидуальный характер восприятия информации и обеспечивать обратную связь с учётом социотипа личности

  2. Необходимо пользоваться принятой в организации терминологией

  3. Необходимо вырабатывать в себе умение слушать

  4. Необходимо создавать комфортную обстановку для разговора

  5. Необходимо вербальную информацию дополнять вербальной

Вопрос 2 – коммуникационные стили и модели принятия решений

Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого человек предпочитает строить свои коммуникации по отношению к другим людям. Используется матричная классификация стилей по 2-м критериям:

  1. Открытость – человек стремится дать информацию о себе

  2. Адекватность обратной связи, т.е. человек пытается получить информацию от других лиц

  1. – Замыкается в себеk:\dcim\101msdcf\dsc08264.jpg

  2. – Защита себя

  3. – Реализация себя

  4. – Открытие себя


Для руководителя необходимо сформировать наиболее эффективный стиль реализации себя. Для этого необходимо проводить мониторинг коммуникационных процессов и позиционировать себя в рассмотренной матрице.

Коммуникационные модели так же изучают матричным способом.

  1. Интерес, т.е. для кого принимается решение. Отражает неформальные аспекты.

  2. Уровень принятия решений, т.е. уровень руководителя или коллектива. Отражает формальные аспекты.

  1. Удовлетворённость

  1. Рациональная модель

  1. Политическая модель

  1. Удовлетворение организации

Организация

Уровень принятия

решений

Руководитель
«я» «мы»

Интерес

Необходимо стремиться к 3-ему и 4-ому квадранту. Коммуникационные модели обычно анализируют эксперты, как правило независимые, дают рекомендации по совершенствованию управления.

Методы и модели принятия решений

  1. Модели и методы подготовки решений

  2. Классификация методов управления производством

  3. Пример использования методов управленческих решений технологии кадровой логистики

1 вопрос – модели и методы подготовки решений

При подготовке управленческих решений необходимо стремиться к формализации и составлению алгоритмов. С этой целью применяется моделирование. Модели отражают объективную реальность и должны быть адекватными.

  1. Физические модели, т.е. уменьшенное описание объекта с помощью материальных носителей.

  2. Аналоговые модели, представляют собой аналог, который заменяет объект исследования, имеет те же закономерности изменения, но выглядит иначе.

Методы подготовки управленческих решений являются методами труда специалистов и функциональных руководителей.

^ Методы подготовки управленческих решений:

1. Структурированность методов, т.е. количественная формализация методов

2. По использованию оптимизационного подхода, метод позволяет отыскать наилучший вариант, либо позволяет выполнить расчёты в нескольких вариантах

3. По характеру количественной информации, которая используется при подготовке решений. Оценивается степень её вероятности.

Методы делятся на 2 группы:

  1. Неструктурированные (интуитивные или экспертные, эвристические).

  2. Структурированные – делятся по оптимизационному критерию на расчётно-аналитические и оптимизационные.

По степени вероятности делят на:

  1. Детерминированные – относят маржинальный анализ и линейное программирование.

  2. Стохастические – относят КРФ (корреляционно регрессионный анализ), метод экстраполяции, многомерный статистически анализ, имитационное моделирование, теория игр, теория массового обслуживания.

^ Программно-целевые методы – предполагают качественный анализ ситуации и построения дерева целей. Возможно совместное использование с экспертными методами.

^ Интуитивные (экспертные) методы – основаны на привлечении компетентных специалистов (экспертов), которые опрашивают с помощью анкет. Их в основном используют в прогнозировании; в определении факторов, влияющих на исследуемый объект.

^ Основными проблемами экспертных методов являются: определение численности экспертной группы, оценка компетентности экспертов и их отбор, составление анкеты с проведением предварительной экспертизы, оценка достоверности мнений экспертов.

Для оценки численности применяют специальные формулы. По статистике должно быть не менее 80% экспертов со стажем работы 5 лет – для оценки компетентности. Кроме того, применяется оценочная процедура компетентности аналогично аттестации. Иногда, полученные результаты обобщают по среднеарифметической формуле, где в качестве веса используется компетентность экспертов. Для накопления экспертов используют метод цепного опроса. Для оценки достоверности результатов экспертизы рассчитывают статистический критерий:

  • Коэффициент конкордации, если в анкете используется ранжированная школа (0,5 – средняя согласованность)

  • Коэффициент Красильникова, если применяется бальная шкала

Если результаты несогласованы, то рекомендуется проводить 2-ой тур – метод Дельфи. Эксперта дают результаты 1-го тура и просят дать аргументы.

Большое значение в экспертных методах уделяется подготовительной работе с анкетами. В анкете должно быть указаны цели экспертизы, которые профессионально интересны экспертам, стаж работы эксперта и непосредственно вопросы. Вопросы бывают открытые и закрытые. Открытые вопросы используют на первых этапах, когда мало информации. Закрытые анкеты требуют специальной подготовки для формулировки вариантов ответа. Анкеты проверяют на случайной группе экспертов. Если большинство экспертов отвечают «не знаю», «не понял», то формулировка слишком сложная. Если все ответы одинаковые, то может быть стандартные ответы. Затем анкеты корректируются. Используются в экспертном опросе.

^ Эвристические методы основаны на интуитивно-логических процедурах. Специалист догадывается о существовании логической взаимосвязи (игра в шахматы).

Маржинальный анализ – метод основан на наличии причинно-следственной взаимосвязи между следующими показателями: объём производства и продаж, прибыль и себестоимость с разделением на условно постоянные и условно переменные расходы. В зависимости от принятой неизвестной по этим параметрам метода маржинального анализа будет иметь следующие области применения:

  1. определение точки безубыточности предприятия

  2. определение критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода

  3. определение критической цены реализации при заданном объёме продаж и уровня переменных и постоянных затрат

  4. выбор вариантов изменения производственной мощности

  5. оценка эффективности применения дополнительного заказа

Линейное программирование

  1. Поиск оптимального варианта осуществляется по принятому критерию. В качестве системы ограничений используется ограничение на ресурсы, оборудование, материалы, человеко-часы. По этой модели решается ряд задач – это планирование производства по ассортименту, которое позволяет наилучшим образом загрузки оборудования и получить максимальный доход.

  2. Управление технологическими процессами, т.е. сведение к минимуму отходов. Позволяет получить пряжу с заданными свойствами, при минимальных затратах на сырьё.

  3. Задача регулирования запасов, позволяет определить оптимальное сочетание продуктов на складе.

  4. Определение оптимального места положения нового предприятия, при котором оптимизируются расходы на доставку сырья и готовой продукции.

  5. Распределение персонала по рабочим местам

Создаются модели взаимосвязи между большим количеством переменных, а затем выбираются любые две переменные, которые варьируются, а все остальные принимаются постоянными. В такой схеме можно определять в зависимости между другими двумя переменными.

^ Теория игр - Производится оценка ситуации на рынке, а именно прогноз поведения конкурентов, с учётом вероятностного изменения рынка.

Теория массового обслуживания, теория очередей – предлагает способ определения оптимального числа каналов обслуживания, которая уменьшает время ожидания клиентов и в то же время минимизирует затраты у предприятия.

^ Управление запасами – позволяет определить какой объём запасов, при котором затраты предприятия на содержание запасов снижается, а производство работает бесперебойно.

^ Метод экстраполяции – это метод прогнозирования, который позволяет определить тенденции в виде тренда и распространить их на будущее.

Многомерный статистический анализ (МСА) – включает 3 вида:

  1. Факторный анализ

  2. Кластерный анализ

  3. Дискриминантный анализ

Факторный анализ рассматривается в детерминированных и в вероятностных системах. В вероятностной системе определяют все возможные взаимосвязи между показателями с использованием корреляционно-регрессионного анализа, выявляют перечень показателей, которые коррелируют одновременно. В результате расчёта определяются формулы множественной регрессии.

y=f(x1,x2…)

x1,x2 – параметры исходной информации

y – новый синтетический параметр, который носит скрытый характер, его название определяет исследование

Метод позволяет обрабатывать результаты социологического исследования, а так же результаты тестирования персонала предприятия или отдельных групп.

Метод кластерного анализа – этот метод позволяет группировать объекты по большому количеству параметров, например, предприятия или персонал.

^ Дискриминантный анализ – позволяет определить признак, по которому различаются две группы многомерных объектов.

Вопрос 2 - метод управления производством

Метод управления – это способ управленческой деятельности, который обеспечивает способ достижения поставленной деятельности.

  1. Экономические методы, т.е. на работника воздействуют материальными стимулами или на экономическую ситуацию

  2. Административные методы или организационно-распорядительные – используют властные полномочия для воздействия на работника, они имеют следующие разновидности:

    • Организационно-регламентированные, т.е. разработка положений об отделах, должностных инструкций и других документов, регламентирующих организационную структуру.

    • Организационно-нормированные – использование количественных характеристик, норм для регламентации управленческой деятельности

    • Организационно-методическое инструктирование – это разработка инструкций, определяющих как выполнять управленческие операции

    • Распорядительства – это конкретные указания в конкретной ситуации

  1. Социально-психологически методы – воздействие на подчинённых с учётом закономерностей социальной психологии. При воздействии на группу используют стили руководства, для воздействия на личность используют следующие методы:

  • Убеждения

  • Внушение

  • Личный пример

  • Моральные поощрения

  • Принуждение

  • Ориентирующие условия – воздействия не на человека, а на обстановку, в которой он работает

  1. Воспитательные методы – воздействие на человека с применением методов педагогики.

  2. Правовые методы – учитывают законодательный аспект применения управленческих решений.

В теории менеджмента рекомендуется комплексное использования методов управления, которые усиливают друг друга.
  1   2   3   4

Похожие:

Процесс управления. Его iconМетодика профессионального обучения: дидактическое проектирование тема 1
«учебный процесс» и «структура педагогической деятельности инженера-педагога», «трудовой процесс и его элементы», «управление учебным...
Процесс управления. Его icon1. Локальные системы управления современном производстве, тса в электронном...
Процесс проектирования и его автоматизируемость. Особенности автоматизации проектирования систем автоматического управления
Процесс управления. Его iconПонятие информационного обеспечения, его структура
Становление рыночных отношений определяется повышением уровня управления экономикой. Управление следует рассматривать как информационный...
Процесс управления. Его iconВопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления»
Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе...
Процесс управления. Его iconТема 3 процесс управления маркетингом
Управление маркетингом в общем виде – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, осуществляемое по...
Процесс управления. Его icon1: Понятие, сущность и характеристика государственного управления
Управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально...
Процесс управления. Его iconПримерный перечень вопросов к зачету
Деятельность человека и потребность в управлении. Управление как специфический вид деятельности. Система, механизм и процесс управления....
Процесс управления. Его icon1: основы организации финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного...
Процесс управления. Его iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
Процесс управления. Его iconКонспект лекций лектор д т. н профессор А. И. Раков Севастополь 2008...
Процесс управления предприятием, его информационное и техническое обеспечение 168
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница