Скачать 438.09 Kb.
|
Менеджмент Преподаватель: Дудяшова Валентина Павловна Процесс управления. Его содержание и основные характеристики
Вопрос 1 – содержание процесса управления, его стадии Процесс управления представляет собой совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определённых целей. Процесс управления имеет целью разработку управленческих решений, которые доводятся до производства и там процесс управления переходит в процесс производства. Поэтому состав элементов процесса управления аналогичен составу элементов процесса производства и включает предмет труда – инфляция, средства труда (вычислительная и организационная техника), труд (деятельность управленческого персонала). ^ – метод подготовки управленческих решений и методы управления. В 60-е годы был предложен процессный подход к менеджменту, в котором акцентируется внимание на технологию разработки управленческого решения. В дальнейшем в рамках процессного подхода управлению была придана целевая ориентация. Процесс управления включает этапы:
На каждом этапе рассматриваются отдельные стадии как обособленная часть этапов, имеющая законченный смысл, причём часть стадий может использоваться на смежных этапах. ![]() Стадии процесса управления:
Первичным элементом процесса управления является операция. Состав операции по стадиям подготовки управленческого решения
Вопрос 2 – взаимосвязь процессов и структур управления Процессы и структуры управления находятся в диалектическом единстве. Структура представляет собой форму выражения процесса. От совершенства структур зависит длительность управленческого цикла, т.е. длительность принятия решения. В то же время процессы влияют на структуру. Если появляются новые устойчивые процессы, от они закрепляются в организационной структуре в виде самостоятельных подразделений. Для анализа взаимоотношений между структурой и процессом используется матричный метод – «Матрица РАЗУ» (распределение административных задач управления). ![]() ^
П – планирование О – организация А – активизация К – координация К – контроль
С – согласование И – исполнительство М – подготовка предложений по совершенствованию исполнения
Я – единоличное решение с персональной ответственностью (с подписью) ! – коллективная форма принятия решений с персональной ответственностью (с подписью) Р – участие в коллегиальном решении (без подписи) При анализе матрицы по столбцам можно сделать вывод о загруженности работника и принять решение в области либо организации труда, либо стимулировании персонала. Анализ по строкам позволяет исключить дублирование функций и выявить недостающие функции по конкретным работам. Вопрос 3 – Управленческие решения: сущность, классификация, факторы, влияющие на эффективность решений Управленческие решения – это результат труда в сфере управления или команда, которая поступает от управляющей системы к управляемой. ^
Принципы подготовки управленческих решений:
Факторы, влияющие на эффективность:
Существуют различные варианты эффективности работы с информацией, при этом оцениваются затраты на информацию и выгоды от её получения. ![]() Коммуникации в менеджменте
Вопрос 1 – Характеристики коммуникации в процессе управления Коммуникации в менеджменте носят информационный характер. ^
между организацией и внешней средой информация из внешней среды поступает в задающий блок, из организации во внешнюю среду поступают инновации, которые нося товарный характер, а также может поступать информация в виде передового опыта межуровневые коммуникации – информация высшего уровня посыпает на более низкий уровень в виде управленческих решений, а снизу идёт информация текущая горизонтальные неформальные (слухи)
межличностные (устные) организационные (письменные, использование технических средств) ^ представляет собой обмен информации между двумя или более людьми. Основной целью коммуникационного процесса является передача информации, а критериями оценки его достоверности является наличие обратной связи. Обратная связь обычно выглядит в виде вопросов, которые задаёт получатель информации и по которым отправитель оценивает точность передачи информации. ^
Коммуникационные сети представляют собой соединение индивидов, участвующих в коммуникационном процессе с помощью информационных потоков. Бывают внутренние и внешние. Для организации коммуникационных сетей используются следующие формы, которые отражают способ соединения участников сетей. Формы:
Эти формы имеют свои достоинства и недостатки, их применение обусловлено информационными структурами, которые используются в организации. Характеристика коммуникационных форм:
Для иерархических структур применяется форма «колеса» и участники коммуникационного процесса общаются друг с другом через своего начальника, который находится в центре колеса. «Цепочка» рекомендуется для иерархических структур, но с элементами децентрализации. «Кружок» рекомендуется для адаптивных структур (сетевых). ^
Вопрос 2 – коммуникационные стили и модели принятия решений Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого человек предпочитает строить свои коммуникации по отношению к другим людям. Используется матричная классификация стилей по 2-м критериям:
Для руководителя необходимо сформировать наиболее эффективный стиль реализации себя. Для этого необходимо проводить мониторинг коммуникационных процессов и позиционировать себя в рассмотренной матрице. Коммуникационные модели так же изучают матричным способом.
Организация Уровень принятия решений Руководитель «я» «мы» Интерес Необходимо стремиться к 3-ему и 4-ому квадранту. Коммуникационные модели обычно анализируют эксперты, как правило независимые, дают рекомендации по совершенствованию управления. Методы и модели принятия решений
1 вопрос – модели и методы подготовки решений При подготовке управленческих решений необходимо стремиться к формализации и составлению алгоритмов. С этой целью применяется моделирование. Модели отражают объективную реальность и должны быть адекватными.
Методы подготовки управленческих решений являются методами труда специалистов и функциональных руководителей. ^ 1. Структурированность методов, т.е. количественная формализация методов 2. По использованию оптимизационного подхода, метод позволяет отыскать наилучший вариант, либо позволяет выполнить расчёты в нескольких вариантах 3. По характеру количественной информации, которая используется при подготовке решений. Оценивается степень её вероятности. Методы делятся на 2 группы:
По степени вероятности делят на:
^ – предполагают качественный анализ ситуации и построения дерева целей. Возможно совместное использование с экспертными методами. ^ – основаны на привлечении компетентных специалистов (экспертов), которые опрашивают с помощью анкет. Их в основном используют в прогнозировании; в определении факторов, влияющих на исследуемый объект. ^ определение численности экспертной группы, оценка компетентности экспертов и их отбор, составление анкеты с проведением предварительной экспертизы, оценка достоверности мнений экспертов. Для оценки численности применяют специальные формулы. По статистике должно быть не менее 80% экспертов со стажем работы 5 лет – для оценки компетентности. Кроме того, применяется оценочная процедура компетентности аналогично аттестации. Иногда, полученные результаты обобщают по среднеарифметической формуле, где в качестве веса используется компетентность экспертов. Для накопления экспертов используют метод цепного опроса. Для оценки достоверности результатов экспертизы рассчитывают статистический критерий:
Если результаты несогласованы, то рекомендуется проводить 2-ой тур – метод Дельфи. Эксперта дают результаты 1-го тура и просят дать аргументы. Большое значение в экспертных методах уделяется подготовительной работе с анкетами. В анкете должно быть указаны цели экспертизы, которые профессионально интересны экспертам, стаж работы эксперта и непосредственно вопросы. Вопросы бывают открытые и закрытые. Открытые вопросы используют на первых этапах, когда мало информации. Закрытые анкеты требуют специальной подготовки для формулировки вариантов ответа. Анкеты проверяют на случайной группе экспертов. Если большинство экспертов отвечают «не знаю», «не понял», то формулировка слишком сложная. Если все ответы одинаковые, то может быть стандартные ответы. Затем анкеты корректируются. Используются в экспертном опросе. ^ основаны на интуитивно-логических процедурах. Специалист догадывается о существовании логической взаимосвязи (игра в шахматы). Маржинальный анализ – метод основан на наличии причинно-следственной взаимосвязи между следующими показателями: объём производства и продаж, прибыль и себестоимость с разделением на условно постоянные и условно переменные расходы. В зависимости от принятой неизвестной по этим параметрам метода маржинального анализа будет иметь следующие области применения:
Линейное программирование
Создаются модели взаимосвязи между большим количеством переменных, а затем выбираются любые две переменные, которые варьируются, а все остальные принимаются постоянными. В такой схеме можно определять в зависимости между другими двумя переменными. ^ - Производится оценка ситуации на рынке, а именно прогноз поведения конкурентов, с учётом вероятностного изменения рынка. Теория массового обслуживания, теория очередей – предлагает способ определения оптимального числа каналов обслуживания, которая уменьшает время ожидания клиентов и в то же время минимизирует затраты у предприятия. ^ – позволяет определить какой объём запасов, при котором затраты предприятия на содержание запасов снижается, а производство работает бесперебойно. ^ – это метод прогнозирования, который позволяет определить тенденции в виде тренда и распространить их на будущее. Многомерный статистический анализ (МСА) – включает 3 вида:
Факторный анализ рассматривается в детерминированных и в вероятностных системах. В вероятностной системе определяют все возможные взаимосвязи между показателями с использованием корреляционно-регрессионного анализа, выявляют перечень показателей, которые коррелируют одновременно. В результате расчёта определяются формулы множественной регрессии. y=f(x1,x2…) x1,x2 – параметры исходной информации y – новый синтетический параметр, который носит скрытый характер, его название определяет исследование Метод позволяет обрабатывать результаты социологического исследования, а так же результаты тестирования персонала предприятия или отдельных групп. Метод кластерного анализа – этот метод позволяет группировать объекты по большому количеству параметров, например, предприятия или персонал. ^ – позволяет определить признак, по которому различаются две группы многомерных объектов. Вопрос 2 - метод управления производством Метод управления – это способ управленческой деятельности, который обеспечивает способ достижения поставленной деятельности.
В теории менеджмента рекомендуется комплексное использования методов управления, которые усиливают друг друга. |
![]() | Методика профессионального обучения: дидактическое проектирование тема 1 «учебный процесс» и «структура педагогической деятельности инженера-педагога», «трудовой процесс и его элементы», «управление учебным... | ![]() | 1. Локальные системы управления современном производстве, тса в электронном... Процесс проектирования и его автоматизируемость. Особенности автоматизации проектирования систем автоматического управления |
![]() | Понятие информационного обеспечения, его структура Становление рыночных отношений определяется повышением уровня управления экономикой. Управление следует рассматривать как информационный... | ![]() | Вопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления» Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе... |
![]() | Тема 3 процесс управления маркетингом Управление маркетингом в общем виде – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, осуществляемое по... | ![]() | 1: Понятие, сущность и характеристика государственного управления Управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально... |
![]() | Примерный перечень вопросов к зачету Деятельность человека и потребность в управлении. Управление как специфический вид деятельности. Система, механизм и процесс управления.... | ![]() | 1: основы организации финансового менеджмента Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного... |
![]() | Управление можно рассматривать с разных точек зрения Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект... | ![]() | Конспект лекций лектор д т. н профессор А. И. Раков Севастополь 2008... Процесс управления предприятием, его информационное и техническое обеспечение 168 |