Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации.


Скачать 431.9 Kb.
НазваниеПрограмма социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации.
страница1/2
Дата публикации16.03.2013
Размер431.9 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Информатика > Программа
  1   2


1. Объект изучения и специфика предмета социологии. Уровни социологического знания.

Социология – наука об обществе, исследующая закономерности становления, функционирования, развития общества.

Объект социологии – общество в целом и различные индивиды общества.

Предмет социологии – совокупность соц. связей и отношений, формирующихся в процессе взаимодействия различных соц. субъектов на различных уровнях существования социума.
В современной методологии научное знание принято понимать иерархически состоящим из пяти этажей.

^ Верхний этаж - научная картина мира (философские предпосылки).

Четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня.

Третий - частные (специальные) теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.

Второй - сравнительные, крупномасштабные исследования, соответствующе самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.

^ Нижний этаж - прикладные исследования (маломасштабные), призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования.

Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый - прикладной.
2. Структура социологического исследования: его элементы и этапы.

Социологическое исследование проводится по определенной методике, выступающей как совокупность приемов, методов, процедур по сбору, обработке и анализу информации о социальных фактах.

Социологическое исследование - это сложный процесс включающий ряд последовательных этапов:

1) подготовка исследования (разработка программы),

2) сбор первичной информации (необобщенных данных),

3) обработка полученных данных,

4) анализ и обобщение полученной информации,

5) составление отчета о результатах исследования.
Программа социологического исследования - это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания программы она выполняет в социологическом исследовании три основные функции: методологические исследования (определение научной проблемы, целей, задач и принципе); методическую (разработка общего логического плана исследования); организационную (разделена социологического труда, контроль над последовательностью проведения основных этапов исследования).
3. Характеристика классического периода в социологии.

Огюст Конт считал, что только та наука имеет право на существование, которая приносит практическую пользу, и настаивал на исследовании взаимосвязей социальных фактов. О. Конт предложил изучать социальную реальность с помощью методов естественных наук – наблюдения, эксперимента, сравнительного анализа.

Карл Маркс разработал естественно-исторический подход к изучению социальных явлений, опирающийся на изучение социально-экономических отношений на разных этапах развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Кроме того, Маркс заложил основы теории управления социальными конфликтами.

Макс Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – “социальное действие”, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это открытие привело к появлению научного направления, названной “понимающей социологии”.

Эмиль Дюркгейм открыл коллективное сознание, которое появляется в ходе вхождения индивида в социальные группы. Включаясь в систему социальных отношений, люди объединяются на основе солидарности в отношении достижения общих целей. Учение Дюркгейма об обществе легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа.
4. Современная западная социология.

Новый этап социально-экономического развития отличают следующие черты:

  • информациoнное общество приходит на смену трудовому и является его отрицанием;

  • информация выступает системообразующим фактором нового общества;

  • сист. производства утрачивает характер главного фактора общественного устройства;

  • в рамках нового общественного устройства человек перестает быть исключительно экономическим субъектом, деятельность которого определяется выгодой. Появляется новый тип рациональности, новые мотивационные механизмы, которые не вытекают из системы производства.

Социологические направления разделяются на две объемные группы. К первой относятся «макросоциологические» теории, логика исследования этой группы предполагает движение к частному от общего, то есть к понятию «личность» от понятия «общество» и «социальная система». К этой же группе относятся структурно-функциональный анализ, теории конфликта, структурализм, технологический детерминизм, неоэволюционизм и др.

Ко второй группе относят «микросоциологические» теории, которые в центр своего внимания выдвигают в первую очередь – личность, индивида, человека. Они стремятся объяснять общесоциологические закономерности, анализируют внутренней мир человека, особенности взаимодействия этого человека с другими людьми - участниками социума. Методология этой группы ученых требует движения от частного к общему, от человека к общественной системе. Западная социология  этого направления представлена символическим интеракционизмом, феноменологической социологией, теорией обмена, этнометодологией и др.
5. История развития социологии в России.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Главная особенность русской социологии в том, что ей свойственна ценностная ориентация в отличие от европейской социологии.

^ Первый этап развития русской социологической мысли.

Первая стадия - возникновение «новой науки». Граница между обыденным, житейским социальным знанием и научным крайне зыбка, цели исследований абстрактны, сбор материала и обобщение его поспешны.

Вторая стадия - стадия «теоретико-методологической критики». В спорах того времени ярко вырисовывалось понимание того, что социологическая наука еще в «строительных лесах». Растет критическое внимание к основным понятиям - общество, народ, классы, идеалы и т.д.

Третья стадия - стадия «методологической консолидации». На этом этапе создаются теоретические и эмпирические уровни, интенсивно протекает процесс приращения знания в целом.

^ Второй этап развития русской социологической мысли.

На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования.

В 20-х гг. издается обширная социологическая литература.

В 30-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой.

Осуществляется идеологизация всей общественной жизни (тоталитарный режим). Предпосылка упадка социологии как науки в России связана с идеологией тоталитаризма. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

^ Третий этап развития русской социологической мысли.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50 - 60-х гг., во время «хрущевской оттепели».

В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов.

В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.
6. Понятие общества в социологии. Общество как система. Социальная динамика.

Общество - социальная организация данной страны (нации, народности, племени), основой которой служит социальная структура.

^ По Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (ориентированных на других людей) действий.

По Марксу, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи.

^ Основной задачей системного подхода в исследовании общества является объединить различные знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.

^ Основными элементами социальной системы выступают люди, социальные общности и институты, находящиеся в определенной (социальной) связи, взаимодействии и отношениях.

Социальная динамика - способность общества реагировать на внутренние и внешние изменения

Социальная динамика - такой подход к социальным явлениям, при котором основное внимание уделяется изучению процесса изменения общества.
7. Статусно-ролевая структура общества и её основные элементы.

Роль - нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию в обществе.

Роль должна пониматься в двух смыслах: как положение, занимаемое человеком в группе... и как конкретное воплощение этого положения...

^ Социальный статус - положение индивида или группы в социальной системе по отношению к другим индивидам или группам, предполагающее определенные права и обязанности.

^ Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

Приобретенный статус определяется усилиями (способностями) самого человека (например: писатель, врач, доктор наук).

^ Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша).

Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего являющийся основой социального статуса.

Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность (некоторые роли предполагают проявление эмоциональности);

2) способ получения (предписанные, достигнутые самостоятельно);

3) масштаб (объем полномочий установлен или не определен);

4) регламентированность (роли строго определены или размыты);

5) мотивация (собственная выгода или ради общественного блага).
8. Типология общественных систем Тенниса и Белла.

По Теннису, в основе, как индивидуальных действий человека, так и его коллективной деятельности лежит воля. Соответственно, он различает два типа воли, организующих общину и общество.

Община представляет собой традиционное общество, которое основано на семейных эмоционально окрашенных отношениях. В основе общины лежит естественная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимопонимания и сотрудничества.

Общество - это промышленно-городское общество, в котором отношения приобретают более отчужденный, более механистический характер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являются безличные, искусственные отношения и нормы экономической выгоды, потребления и труда.

Основные положения концепции Д. Белла заключаются в следующем:

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социологической, в чем выражается необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации взаимодействия людей.

2. Экономическая мотивация исчерпывает себя, поскольку уже достигнут уровень благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У людей возникает понимание, что существует не только личное, но и общее богатство, например, чистота окружающей среды.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределения по вкладу приходит распределение, основанное на справедливости. В результате этого у индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, что было основной движущей силой во времена индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению гуманистические ценности.
9. Социальное действие и взаимодействие. Коммуникация, основные виды, процесс, структура.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Социальное действие - действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

^ Соц. действие включает в себя: 1) субъекты соц. связи; 2) предмет связи; 3) механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

^ Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других.

^ Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий.

Соц. взаимодействия можно классифицироваться по различным основаниям.

  1. По характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на: односторонние и двусторонние, а также на солидарные и антагонистические;

  2. По своей длительности на: кратковременные и долговременные;

  3. По организованности на: организованные и неорганизованные;


10. Межличностные взаимодействия.

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной. Теории межличностного взаимодействия

Теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо)

Теория символического интеракционизма (Мид)

Теория аттракции

A) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.

Б) Человек стремится к «максимальному выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).

B) Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.

Г) «Закон насыщения»: чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.

Д) «Принцип наименьшего интереса»: человек, который менее заинтересован в, том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.

Е) «Принцип монополии»: если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).

Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам.

A) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям

и действиям других людей.

Б) Люди реализуют социальные ожидания — «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.

B) Человек реализует социальные роли через «подражание» (в детстве), «исполнение» и «выбор» тех ролей

и групп, где этого человека ценят.

А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают взаимную симпатию, расположение, аттракцию.

Б) Симпатия возникает, если существует ряд условий:

контакты часты;

очевидна физическая привлекательность;

один равен другому по привлекательности, интеллекту, статусу;

заметно сходство интересов, мнений;

есть общность происхождения;

для продолжения отношений важно взаимодополнение;

нам нравятся те, кому нравимся мы;

нравятся те, кто доброжелателен и внимателен к нам, понимает нас;

есть сексуальное влечение.



Теория этнометодологии (Гарфинкель)

Психоаналитические теории

Теория драматургического подхода (Гофман)

А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями — это центр социального взаимодействия.

Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.

А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей).

А) Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки.

Взаимодействие людей — это театральная пьеса.

Балансные теории (Хайдре, Ньюком)

Трансакционная теория (Э. Берн)

Теория конфликтов (Парк, Рекс)

A) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).

Б) Продолжение отношений при сбалансированности мнений людей: «Друзья моих друзей — мои друзья»; «Враги моих врагов — мои друзья».

B) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль» -диссонанс, который может привести к непониманию, охлаждению и разрыву отношений).

A) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.

B) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт.

А) Движущая сила развития взаимодействия людей — это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование — конфликт — приспособление — ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов).

Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей.

 

11. понятие признаки и классификация социальных групп

Социальная группа - социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Социальная группа - субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые.

Большая социальная группа - количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков - демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности - идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа - группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено - руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют "мозговой центр" группы; основная масса группы - исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места. Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу.

Непосредственно окружающая человека социальная среда - микросреда - совокупность различных малых групп. Они - один из основных факторов формирования поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований - девиантного.
12. большие организованные социальные группы

Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

13. теория бюрократии вебера и мертона

Систематич. развитие проблематика  бюрократии впервые получила у М. Вебера. Бюрократия  характеризуется М. Вебером чисто теоретически – как идеальный тип,  имеющий характер “модели”, с к-рой должна затем сравниваться действительность. В кач-ве осн. черты бюрократии как типической организации совр. об-ва М. Вебер выделяет рациональность, считая бюрократич. рациональность воплощением рациональности капитализма вообще. С этим он связывает решающую роль, к-рую должны играть в бюрократич. организации технич. специалисты,  пользующиеся научными методами работы.

Отрицательные качества, присущие бюрократии, частично анализируются в модели бюрократии Р. Мертона (См. Рис. 1).

Р. Мертон полагает, что постоянное неукоснительное следование формальным правилам, уступчивость и конформизм, проявляющиеся при этом, в конечном счете приводят к потере индивидами способности принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила и руководства к действию приводит к тому, что они становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом. Все это обуславливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. Р. Мертон назвал данное явление «обучением неспособности». 

14.Характеристика квази-групп

Квазигруппа - появляющаяся непреднамеренно социальная группа,  в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1) спонтанность образования; 2) .неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковременность совместных действий. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

15. малая социальная группа: виды, структура, форму коммуникации

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30, по данным некоторых специалистов, до 50 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5 – 12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи американский психолог Ч. Кули предложил выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, ивторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Другой американский исследователь, Э. Мэйо, разделил все группы на формальные и неформальные. В формальных группах членство и взаимоотношения носят преимущественно формальный характер, т. е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность. В неформальные группы люди объединяются на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

Третья классификация, автором которой является Г. Хаймен, выделяет группы членства и референтные группы. Референтностью называется значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Дж. Келли выделил в качестве основных функций референтной группы сравнительную (принятые в группе стандарты поведения выступают для человека в качестве эталонных образцов, на которые он ориентируется в принятии решений и оценках) и нормативную (групповые ценности позволяют человеку оценить, насколько его поведение соответствует нормам группы).

Структура малой группы такова: лидер и остальные члены группы, среди которых могут быть как активные, так и пассивные. 

16. социальные институты понятия виды функции, этапы институционализации

Социальные институты (insitutum - учреждение) - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а такжеорганы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Социальными институтами (от лат. institutum - устройство) называютсяэлементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов - достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функцииинститутов:

  • удовлетворение потребностей общества;

  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

  • Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие - появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

  • Институционализация - процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки - это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

17. характеристика семейно- брачного и религиозного социальных институтов

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и прочие.

18. экономический, политический и образовательный социальный институт

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.

19. социальная стратификация: понятия и исторические типы

Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни

1. Одномерная стратификация. В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:

1) половозрастные;

2) национально-языковые ;

3) профессиональные;

4) образовательные;

5) религиозные;

6) по поселению.

Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.

2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на:

1) социально-территориальные общности (население города, села, региона);

2) этнические общности (племя, народность, нация);

3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства);

4) касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением);

5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству);

6) общественные классы.

21. социальная стратификация теория в социологии

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог - расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

22. социальная характеристика элиты

С установлением в России такого института, как "субъект Федерации", политическая, экономическая и социокультурная роль регионов значительно усилилась. В рамках одного региона можно говорить о действии нескольких элит, в частности политической, экономической, культурной. При определении элит использовался ряд принятых в литературе понятий [1, с. 98]:

политическая элита – внутренне сплоченное сообщество лиц, являющееся субъектом принятия важнейших стратегических решений и обладающее необходимым для этого ресурсным потенциалом;

экономическая элита – сообщество лиц, обладающих (или контролирующих) наибольшим объемом экономических ресурсов и принимающих стратегические решения в сфере экономики;

идеологическая (культурная) элита, утратившая свои прежние монопольные функции, представители которой входят в различные институты гражданского общества, возглавляют культурные учреждения или выполняют заказы в качестве независимых экспертов и консультантов.
23. понятие среднего класса в социологии
  1   2

Похожие:

Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconПрограмма социологического исследования по дисциплине «Методика и...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы»
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconЗадание 1 «программа социологического иследования»
Ознакомится с методическими рекомендациями по составлению программы социологического исследования
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. icon1. Программа политико-аналитического исследования
Предмет и объект исследования. Гипотеза, теория, парадигма, модель. Программа исследования
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconСоциология как наука. Объект и предмет социологии
Структура и уровни социологического знания: общесоциологические теории; специальные социологические теории; эмпирические социологические...
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconОсновы методологии и организации логистики
К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести методы системного анализа,...
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconМетодические рекомендации по самостоятельной подготовке программы...
Инципы организации социологических исследований, способы формулирования проблемы, определения цели и задач исследования, приемы разработки...
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconПрограмма социалогического исследования и способы получения социологического...

Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconЗакономерности сложных систем
Понятие методологии и методов научного исследования. Классификация методов научного исследования
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconАналитический отчет по результатам социологического исследования,...
Аналитический отчет по результатам социологического исследования, выполненного по заказу администрации факультета наукоемких технологий...
Программа социологического исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. iconПотребность населения в детях
Представленная статья посвящена анализу основных мотивов потребности в детях. Изложены результаты социологического исследования таких...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница