Роль смк в деятельности политических партий и движений


Скачать 432.03 Kb.
НазваниеРоль смк в деятельности политических партий и движений
страница1/3
Дата публикации27.06.2013
Размер432.03 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3

  1. Роль СМК в деятельности политических партий и движений

Стратегия и тактика социального развития должны определяться в режиме диалога всех сил, составляющих социальное взаимодействие. Поэтому политические партии и движения, предлагающие обществу конкретный путь социального развития, нуждаются в электорате, в получении мандата от населения на реализацию этого пути, а общество нуждается в конкуренции этих программ, их соревновательности, т.е. обществу нужен выбор.

Целенаправленные усилия политических партий и движений по созданию стабильных коммуникационных каналов для налаживания общения с массами объясняются необходимостью привлечения сторонников конкретной программы социально-политического развития. Кроме того, любая программа имеет персонифицированный характер; общество выбирает .грамму своего развития в «пакете» с личностями, которые будут ее осуществлять, но информирование общества о деятельности политического субъекта оказывается полным благодаря функционированию СМК в системе современной демократии зависимо от индивидуальных усилий самого субъекта. Можно предположить, что такое активное использование МК влечет за собой усиление политизированности общества в плане столкновения интересов разных общественных групп, лоббирования этих интересов в борьбе за власть, повышения роли участия масс в выборах политических лидеров и т.д. Естественно, что все это находит отражение и в содержании СМК.

  1. Влияние предпринимательства на деятельность СМК

В прессе и других СМИ интересы предпринимательства чаще всего представляются с помощью PR-технологий. Рассмотрим поэтапное движение информации, уделяя особое внимание PR-логике и PR-компонентам.

Этап 1. Руководитель формулирует свое видение развития какого-либо процесса.

Этап 2. К работе подключаются корпоративные специалисты, которые занимаются фиксацией и первичной интерпретацией послания. Общий смысл интерпретации (кодирования) заключается в переводе послания в знаковую систему, понятную одной или нескольким целевым группам.

Этап 3. На этапе вторичной интерпретации корпоративные и привлеченные специалисты проводят развернутый комплекс действий по многоступенчатой дифференциации посланий: по тематике (пакет информационных поводов); по форме (историческая справка, биографии, тексты интервью, тематические брошюры, набор компонентов фирменного стиля); по стилю и содержанию и т.д.

Этап 4. Выбор и использование каналов распространения формации. Эффект от «попадания» послания определяется не только правильным выбором каналов, но и дифференциацией посланий для этих каналов. Понятно, что будут существенно различаться кие формы посланий, как выступление перед целевой аудиторией, рекламный блок для СМИ и т.д. Так же неодинаковы целевые группы: речь может идти о персонале организации, населении страны в целом, о самих СМИ. Соответственно могут различаться сами пресс-релизы и выступления в зависимости от того, кому они адресованы.

Этап 5. На пути информации к сознанию целевых групп всегда присутствуют субъективные барьеры восприятия. Они возникают из-за ситуационных состояний, психофизиологических особенностей целевых групп и т.п.

Этап 6. Пройдя эти барьеры, «сухой информационный остаток» закрепляется в сознании.

Этап 7. Вне зависимости от того, совершены целевыми группами желаемые действия или нет, какие-то изменения в уровнях восприятия произошли. Фиксация этих изменений и доведение их до головного звена в коммуникативной цепи одновременно означают завершение одного информационного цикла и начало следующего.

В данном случае PR-специалист выступает интерпретатором посланий и проводником в коммуникативной цепи, способным охватить все уровни дифференциации, а затем отобрать необходимый.

  1. Проблемы социальной ответственности в СМИ

Социальная ответственность — элемент взаимодействия между индивидами, индивидом и коллективом, индивидом и обществом, между организациями и т.д. В более широком смысле социальная ответственность выступает, с одной стороны, как определенные ожидания окружающей социальной среды от лиц, общественных органов, а с другой — как осознание и своего долга перед обществом, коллективом, индивидом, этом смысле ответственность возникает на основе социальных норм и реализуется как через формы социального контроля (устав, закон), так и через понимание своей общественной роли ответственными субъектами.

Индивидуальную ответственность рассматривают как свойство личности, как ее внутреннее качество, как понимание ответственности, осознание ее перед собой и обществом. Социальная ответственность может квалифицироваться как официальная (юридическая) и неофициальная (моральная) ответственность.

Юридическая ответственность за распространение недостоверной информации может быть гражданской, дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

Неформальная, или моральная, ответственность проявляется через неформальные санкции организации или коллектива, окружающих в виде общественного порицания или явно выраженного на собрании, заявленного публично или выраженного косвенно через личную беседу или в поведении.

Социальная ответственность СМК имеет в своей основе такие характеристики, как степень взаимодействия и самостоятельность, точнее, свобода от давления политических, экономических и иных сил. На базе этих признаков выделяют два основных социальных типа сочетания воздействия и самостоятельности СМК

Авторитарные СМК подчинены контролю.

Плюралистичные СМК имеют несколько подтипов самостоятельности: свободная пресса свободно выражает свое мнение, но ответственна перед законом; попытка объединить индивидуальную свободу выбора информации, свободу самих СМИ и их ответственность перед обществом, заключающуюся в требовании тщательной проверки и подготовки информации; все группы общества должны иметь свой доступ к средствам массовой информации; не должно бюрократического контроля над СМИ.

  1. Перечислите основные правила теле интервью

По возможности, во время телеинтервью избегайте ношения крупных блестящих знаков. Они не только отвлекают зрителя от содержательной части разговора, но и дают блики в объектив камеры. Не надевайте солнцезащитные очки или очки типа «хамелеон». Они скрывают ваши глаза, а аудитория оценивает честность говорящего по движению глаз. Если вы прячете глаза или же они бегают, создается впечатление, что вы пытаетесь скрыть какую-то информацию. Помните, что выражение лица и тон голоса должны соответствовать теме и характеру обсуждаемой проблемы.

^ Содержательный блок

Держите в уме заготовленные заранее тезисы. Не спешите отвечать на вопрос, подумайте.

Избегайте односложных ответов. Не отвечайте вопросом на вопрос. Избегайте излишней статистики. Используйте простой разговорный язык.

Не следует казаться фамильярным. Используйте принцип акцентированной концовки.

^ Поведенческий блок

Здесь самое важное – постараться вести себя как можно более естественно. Никогда не смотрите в камеру. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону. Не поднимайте глаза к потолку, а тем более их не закатывайте. Держитесь спокойно, с достоинством. Не держитесь за микрофон! Следите за выражением вашего лица. Сохраняйте внутреннее спокойствие. Не складывайте руки на груди. Не держите руки в карманах. Не ставьте руки на бедра. В положении сидя положите руки на стол. Не стучите по столу кулаком, пальцами или каким-либо предметом, оказавшимся в руках. В ходе интервью стоя позвольте рукам принять естественное положение, пусть даже они располагаются вдоль туловища. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Не прикрывайте рукою рот. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени. Не сидите нога на ногу.

После интервью убедитесь, что корреспондент получил всю информацию, необходимую для завершения работы над материалом, куда войдет ваш синхрон. Наступает момент расслабления, и операторы обычно используют это время для того, чтобы снять перебивки. Микрофон на камере может быть включен, что позволяет записывать ваши реплики. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (это негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то бывает сказано экстраординарное, это как минимум сохранится в архиве.

Все вышеупомянутое справедливо и для подготовки участника студийной передачи и так называемых ток-шоу. Однако при этом важно предварительно получить ответы на следующие вопросы:

Какой характер программы – общественно-политический или познавательно-развлекательный? Идет ли передача в записи или в прямом эфире? Какова ее продолжительность? Кто ведущий программы? Каков его настрой? Это беседа один на один или же участие принимают несколько человек? Кто эти люди? Союзники или оппоненты? Кто выступает в качестве основного героя или это разговор равных партнеров? Присутствуют ли на передаче зрители? Будут ли от них вопросы? Будет ли заключительное слово предоставлено вам? Ответы на эти вопросы определят целесообразность участия вас или вашего представителя в программе.

  1. Механизмы и приемы защиты прав личности в СМК

Личность и права личности находятся в центре вниимания средств массовой коммуникации, что осознается сегодня как признак демократизации, декларируемой национальными и надгосударственными документами.

Одним из первых принятых Генеральной ассамблеей ООН документов (1946) была Резолюция о свободе информации, которая определила, что эта свобода «означает право собирать, передавать и публиковать информацию, представляющую общественный интерес, без всяких ограничений». Всеобщая декларация прав человека (1948) провозгласила право каждого человека на информацию. Таким образом, права личности на свободу выражения мнения не беспредельны. Естественными ограничениями выступают права другой личности (при условии, что их не ущемляют права первой) и общественная мораль.

Современное российское законодательство не способно препятствовать использованию в прямом теле- и радиоэфире корректных или ложных высказываний. Вероятность присечь обидчиков к ответу была и остается иллюзорной.

В российском законодательстве имеются нормы, регламентирующие вопросы защиты информации о частной жизни человека:

В Конституции РФ ст. 23 гарантирует каждому «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений», а ст. 24 устанавливает, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается»;

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» ст. 11 относит к категории конфиденциальной информации персональные данные;

В законодательстве РФ «Об охране здоровья граждан» ст. 30 предусматривает обязанность сохранения врачебной тайны;

В Семейном кодексе РФ ст. 139 гарантирует охрану тайны усыновления.

Но запрет на вмешательство в частную жизнь не может быть абсолютным. Государственное устройство должно предполагать возможность общества защититься от разрушительных устремлений отдельного индивида. Эта идея нашла отражение в ст. 55 Конституции РФ, которая предусматривает возмож­ность ограничений прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Одно из таких ограничений права граждан на тайну частной жизни устанавливает п. 5 ст. 49 Закона РФ «О средствах массо­вой информации», регламентирующая обязанности журнали­ста: «Журналист обязан получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей». С правом журналиста выступить на защиту общественных интересов корреспондируется обязанность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц предоставлять ему информацию о своей деятельности, о чем говорит ст. 39 Закона РФ «СМИ».

  1. Политическая реклама

Политическая - эго любая реклама как система методов психологического воздействия на массовые аудитории с целью управления их политическим поведением, нацеленная на изменение или закрепление тех или иных политических убеждений.

Особенность политической рекламы как составной части политических коммуникаций обусловлена тем, что она находится на стыке рекламных коммуникаций и политических. По мнению многих специалистов, кандидат или партия — тот же товар, значит, рекламировать его можно похожими методами. Но политическая реклама очень во многом отличается от коммерческой

Рекламируемым продуктом является человек или определенная социальная философия, а не товар или услуга;

Продолжительность политической рекламной кампании по сравнению с обычной рекламной кампанией товара ограничена во времени;

В политической рекламе проблемы этического плана гораздо острее, чем в коммерческой.

По степени использования рекламного сообщения выделяют: прямую, которая чаще использует конкретные рекламные сообщения. Прямая реклама - та, в отношении которой ее потребитель полагает, что она платная; и косвенную, в отношении которой потребитель полагает, что она бесплатная.

В соответствии с каналами восприятия рекламного сооб­щения политическая реклама подразделяется на:

Визуальная реклама включает в себя публикации в печатных СМИ, буклеты, уличные плакаты, листовки, календари. Суще­ствуют и другие виды визуальной политической рекламы: таб­ло, «бегущая строка», аэростаты, письма, различные брелки, значки, майки. Однако их роль скорее чисто мобилизационная для сторонников кандидата, нежели информационная или по­буждающая.

Аудиальная реклама — это прежде всего радиопередачи.

Смешанная (или аудиовизуальная) реклама — телевизион­ная и кинореклама — самая эффективная политическая рекла­ма как по каналам доступа к аудитории, так и по массовости охвата. Телевидение является не только наиболее популярным среди СМИ, с его помощью можно добиться различного рода психологических специальных эффектов при восприятии сообщения.

  1. Проведение рейтингов. Отличие от других методов исследования

Рейтинг СМИ является главной характеристикой носителя PR- или рекламного материала. Под рейтингом понимают число индивидов, составляющих целевую аудиторию сообщения и обращающихся к данному носителю в данное время, соотнесенное с общей численностью лиц, имеющих возможность смотреть телевизор (слушать радио, читать газету или журнал). Шер характеризует процент аудитории, предпочитающей смотреть (слушать) именно данную программу в рассматриваемый момент, чем она отличается от рейтинга, который фиксирует только потенциальную аудиторию носителя сообщения.

Суммарный рейтинг («наполненная аудитория»), показывает, какой промежуток теле (радио) вещания наиболее востребован аудиториями за определенное время, так как весь теле (радио) эфир имеет рейтинг в любой промежуток времени, за исключением технических перерывов, поскольку кто-нибудь обязательно смотрит телевизор (слушает радио) в данный момент.

Охват аудитории характеризует аудиторию, которая входе рекламной или PR-кампании видела (слышала) подготовленные материалы.

Средняя частота PR-(рекламного) воздействия показывает, как сто мог столкнуться за рассматриваемый период с сообщением любой из тех, кто сталкивался с проводимой PR-кампанией.

К показателям рентабельности СМИ относится прежде его показатель «затраты на тысячу»

Учитывая все эти показатели, медиаспециалист может определить: до какой степени аудитория данного СМИ совпадает с целевой; насколько каждое СМИ соответствует целям и стратегии кампании; насколько высоко котируется каждое СМИ с точки зрения внимания, мотивации и информационного присутствия.

  1. Особенности организации деятельности СМК за рубежом

  2. Каковы особенности организации прессы в России?

  3. Значение электронных СМК в общественной эволюции

  4. Контент – анализ как специфический метод изучения СМК

Контент – анализ начинается с выделения единиц анализа, в качестве которых могут выступать: понятия, выраженные в словах и отдельных терминах: из области экономики, из области политики, из области нравственности; тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.д.; имена исторических деятелей, политиков, ученых, деятелей искусства и др.; общественное событие, официальный документ, факт, случай ит.п., которые несут специфическую смысловую нагрузку и могут быть приняты за единицу анализа. Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования.

Далее выделяются единицы счета, в качестве которых могут выступать: слова, словосочетания, абзацы, квадратные сантиметры и т.д., и осуществляются подсчет указанных единиц и сравнение анализируемых материалов.

По типу и характеру информация подразделяется на фактографическую из неопределенного источника, комментаторскую, комментаторскую без указания автора, художественно фактографическую с указанием автора, общетеоретическую и т.п.Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующим способом.

Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся в тексте, из третьего — те же, что и из первых двух, плюс дополнительные и т.д. Если после изучения 2—5 текстов не встречаются новые смысловые единицы, можно считать, что поле исчерпано.

Для повышения надежности контент-анализа привлекают экспертов, которые осуществляют контроль за обоснованностью содержания смысловых единиц, а также дополняют данные контент-анализа данными опроса.

Устойчивость данных определяется путем кодирования одного текста разными кодировщиками на основе одной инструкции.

  1. Социальная реклама и СМИ

Наиболее важная сегодня для России — социальная функция соц. рекламы и прежде всего функция интеграции населения, становления нации. Есть еще один аспект социальной роли рекламы. «Дразня» своими предложениями, реклама стимулирует труд, усиливает "мотивацию труда: «Я тружусь не просто так, а чтобы приобрести то-то и то-то...» Это способствует формированию среднего класса, который в любом обществе служит главным гарантом его стабильности. Реклама выступает в качестве «пряника», она вовлекает человека в трудовую деятельность, заставляет повышать производительность труда и таким образом способствует экономическому и социальному развитию общества.

Структура. Одно из главных понятий процесса социальной рекламы — его ключевые участники — рекламодатели, рекламопроизводители, потребители. Между рекламопроизводителями и потребителями есть связующее звено — средства рекламы, или рекламоносители.

Отличие социальной рекламы от коммерческой. Существует множество определений социальной рекламы, например:

Социальная реклама — это единственная разновидность рекламы, которая ничего не продает. Это пропаганда нормальных взаимоотношений между людьми — в семье, в коллективе, в об­ществе. Это побуждение соблюдать законы и творить добро, беречь здоровье и не падать духом

социальная реклама — это реклама, направленная на облегчение совместной жизни людей Чаще всего термином «социальная реклама» обозначаются все некоммерческие проекты в сфере рекламы.

В России социальная реклама — относительно новый феномен и социальной рекламой занимаются очень немногие рекламные агентства. Главным двигателем развития социальной рекламы является Рекламный совет России, созданный в 1993 г. по инициативе рекламного агентства «Домино». Цель Совета — создавать единый рекламный продукт по социальной проблематике.

Социальная реклама обязана вести разъяснительную деятельность, объяснять проблемы, которые стоят перед обществом, вести к совершенствованию общества. Цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению, в изменении поведенческой модели человека. Социальная реклама посвящает себя утверждению гуманистических ценностей, как бы нейтрализуя негативную общественную реакцию, возникающую периодически по отношению к рекламному творчеству в целом.

Своим возникновением социальная реклама обязана социальным проблемам, стоящим перед обществом. Чем больше появляется проблем такого рода, тем важнее роль социальной рекламы в мире. Социальные вопросы не решаются сами по себе. Их решение во многом зависит от знания, понимания сути, и первый шаг к решению проблемы — информация о возможных способах решения. Этот вид рекламной деятельности неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, отношение к себе и окружающему миру. Он показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации; определяет, что хорошо, а что плохо. Социальная реклама призвана информировать людей о состоянии общества, в котором они живут, должна побуждать их совершать поступки на благо общества и самих себя и отказаться от поступков, которые могут принести вред.

  1. Изучение духовной сферы общества с помощью контент – анализа (Кино, музыка, радио...)



  1. Программа научного исследования: структура и содержание

Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных об изучаемых объектах, проведенный по заранее выработанной программе. Обработка данных производится на основании правил научного вывода. Задачи прикладного исследования состоят в определении причин данного конкретного явления, процесса или ситуации и выработке практических рекоменда­ций по оптимизации функционирования массовой коммуни­кации в исследуемой ситуации. Методология как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности в социологии массовой коммуникации рассматривает способы построения научной теории, а также способствует применению различных научных теорий как объяснительных принципов массово-коммуникативной деятельности. На уровне методики и техники предполагается: разработка конкретных приемов и методов формирования выборочной совокупности; составление анкет; определение методов количественного и качественного исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса — коммуникатора, информационного содержания сообщений; разработка оптимальных методов исследования каналов, передач, а также массовой аудитории.

^ Структура программы:

  1. Методологический раздел:

формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования;

определение цели и постановка задач исследования;

уточнение и интерпретация основных понятий исследования, их операционализация;

предварительный системный анализ объекта исследования; о формулировка рабочих гипотез.

  1. Процедурный раздел:

принципиальный план исследования;

обоснование системы выборки единиц наблюдения;

определение основных процедур сбора и анализа социологической информации;

рабочий план исследования.

Рассмотрим подробнее основные разделы программы исследования.

Социальная проблема является исходным пунктом любого социологического исследования и представляет собой социальное противоречие, которое трансформируется на конкретном социальном объекте в проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация — возникающее объективно в процессе общественного развития противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо теоретических или практических действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий, что в свою очередь обусловлено отсутствием знаний о закономерностях функцио­нирования и развития тех объектов, которыми приходится оперировать.

В проблемной ситуации можно выделить два основных аспекта:

    1. гносеологический, выражающий необходимость изучения какой-либо области социальной жизни, чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых еще недостаточно ясны и не поддаются регулированию;

    2. практический (предметный) — социальное противоречие, требующее целенаправленных социально-организационных воздействий по его разрешению.

Формулирование социальной проблемы, отражающей проблемную ситуацию, влечет за собой выбор объекта и предмета социологического исследования.

Объект исследования — все то, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию, то, на что направлен процесс познания. На эмпирическом уровне объектом исследования выступают реальные, локализованные в пространстве и времени социальные группы, общности, коллективы и т.д., поскольку носителями социальных противоре­чий всегда являются люди.

Предмет социологического исследования — наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства и особенности социального объекта, подлежащие непо­средственному изучению. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет социологического исследования является результатом взаимодействия объекта и субъекта познания.

Формирование предмета исследования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем, которые предстоит решать, а также уровнем научных знаний и теми средствами исследования, которыми располагает социолог. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним, а обозначает границы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании. Один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем.

  1. Основные методы научного анализа

В социологии существуют две группы методов анализа информации документов:

1. Традиционные.

2. Формализованные.

Под первым понимают умственные операции, направленные на анализ первичных данных в документах с точки зрения интересующих исследований. Имеет недостаток- субъективизм.

Суть второго заключается в том, что исследователь переводит количественные показатели текстовой информации.

Традиционные методы анализа документов.

Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые бы позволяли извлечь искомую информацию с достаточной надёжностью. Эти методы включают всё многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.

Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов.

Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает:

1. Выяснение условий, целей и причин создания документа.

2. Установление его авторства.

Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования- главные параметры его оценки до начала исследования.

Количественный анализ (контент-анализ).

Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и тому подобные источники, является возможность субъективных влияний на результаты анализа, т. е. влияние установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом учёте различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определённой теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.

Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.

Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.

Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные стороны его содержания.

Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с чёткой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста.

  1. Сравните анкетирование, интервью и наблюдение как варианты общения в социологическом исследовании

Наблюдение — прямая фиксация фактов и событий очевид­цем. В зависимости от положения наблюдателя различают со­участвующее наблюдение (включенное) и простое (невклю- ченное). В обоих случаях наблюдение может производиться от­крытым способом и анонимным (инкогнито). По условиям организации наблюдения делятся на полевые, т.е. в естествен­ных условиях, и лабораторные (в экспериментальной ситуа­ции). Наблюдение — основа для относительно небольших по объему монографических исследований. Как правило, этот ме­тод применяется как дополнение к другим источникам получе­ния информации. В числе недостатков данного метода — опас­ность утраты объективности, субъективное воздействие на оценку происходящего наблюдателем.

Построение анкеты, как правило, базируется на следующих основных принципах:

программную логику вопросов не следует смешивать с логикой построения анкеты;

при опросе необходимо учитывать специфику культуры и практический опыт респондента;

одни и те же вопросы, расположенные в разных местах анкеты, дают разную информацию;

смысловые блоки анкеты должны быть примерно одинакового объема;

вопросы в анкете располагают по возрастанию степени их трудности. Завершает анкету социально-демографический блок.

Обычная последовательность смысловых вопросов анкеты Введение. Необходимо подчеркнуть цель опроса, сообщить, кто его проводит, указать на активную роль респондента, например: «Ваши ответы существенно повлияют на решение проблемы...»

Необходимо гарантировать анонимность ее заполнения.

Вступительные вопросы. Нужно максимально заинтересовать респондента и облегчить ему включение в работу, поэтому в начале анкеты не должно быть трудных и беспокоящих респондента вопросов. Наиболее острые и интимные вопросы задают в последней трети анкеты. Заключительные вопросы по содержанию должны быть относительно нетрудными. Здесь уместны закрытые вопросы (использование шкалы оценок, задания на ранжирование и т.д.). Открытые вопросы, требующие развернутых ответов, целесообразно задавать ближе к середине анкетного опроса. Социально-демографический блок завершение анкеты.

Пилотаж (апробация) анкеты — проверка надежности социологического анкеты. Как правило, пилотаж проводится на полярных группах, существенных для целей исследования.

В ходе пилотажа необходимо выяснить: соответствует ли язык, стиль анкеты культурному уровню и образованию респондента, а именно: понятны ли вопросы и варианты ответов респонденту, понятны ли респонденту единицы измерения (компетентность респондента);

насколько быстро утомляется респондент;

опасны ли стереотипные ответы;

оптимально ли число вариантов ответов;

нет ли у респондента отрицательных эмоций или недоверия по отношению к интервьюеру;

не задевают ли вопросы самолюбия и интимных сторон жизни респондента.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов фиксируется. Функции: получение информации о фактах, событиях и воздействие на респондента с целью изменения структуры его мотивации. Достоинства: возможность получить глубинную информацию о мнениях, мотивах, представлениях индивида, близость процесса к обычной беседе, непринужденное общение, значит более искренние ответы, возможность увидеть эмоциональную реакцию и возможность ее корректирования, все вопросы понятны благодаря невербальному общению. Недостатки: значительные материальные и временные затраты (по сравнению с анкетой), необходимость подготовки нужного числа интервьюеров.

  1. Перечислите виды и условия организации выборки для социологического исследования СМК

При социологическом опросе процесс обеспечения репрезентативности информации, т.е. достижения соответствия выборочной совокупности генеральной, реализуется в ходе организации выборки. Поэтому выборка — это и процесс армирования выборочной совокупности при необходимом овне обеспечения репрезентативности.

Метод случайной (вероятностной) выборки позволяет получить довольно точные результаты. В статистике это означает, о все представители целевой аудитории имеют равные шансы быть избранными для проведения исследования.

Детерминированная выборка строится с учетом множества факторов, определяющих, кто будет опрошен, когда и где. примеру, «перехватывающие» интервью берут только у тех, кто сделал покупки и в строго определенное время. Возраст людей, которых, скорее всего, встретит интервьюер, зависит от места, где он будет работать.

Максимально точная случайная выборка производится по писку представителей целевой аудитории, когда в распоряжении интервьюера есть только имя и фамилия и никаких других уточняющих данных. В таком случае исследователь может выбрать нужное число респондентов совершенно произвольно.

На основе принципов подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной выделяют три основных типа выборок:

стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную; его часто используют, например, в почтовых и прессовых опросах;

вероятностный (случайный) отбор — обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную; при этом используют таблицы случайных чисел, лотерейный и механический подходы;

квотный (выборка с предварительно заданными значениями), строится по слоям населения, возрастному, половому и другим признакам.

По видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор из генеральной совокупности), серийную (в качестве единиц отбора выступают серии — семьи, классы, бригады), многоступенчатую (отбор происходит поэтапно: в городе отбираются предприятия, на них — цеха, в цехах — респонденты).

  1. Характеристика качественных методик изучения СМК: отличие от количественных

Количественные методы анализа массовой аудитории — опросы, дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, данные аудиметров. Эти методы часто используются специалистами по PR для получения необходимых им данных о предпочтениях целевой аудитории, выборе ею канала массовой коммуникации и об ее отношении к информации. Опросы — метод получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Существуют два больших класса опросных методов — интервью анкетные опросы. Дневники телезрителей и радиослушателей, аудиометры Направлены на то, чтобы выявить информационные предпочтения массовой аудитории, а также рейтинг и шер той или иной программы или канала.

Дневники теле- и радиопотребителя: исследователь обращается к семье с просьбой в течение определенного времени (одна-две недели) фиксировать все случаи контактов с источником информации в течение суток всеми членами семьи.

Аудиметры — специальные счетчики, которые подключаются к теле- или радиоприемнику с согласия владельца, автоматически фиксируют просмотр или прослушивание передач и иске автоматически передают информацию об этом в исследовательский центр, где она подвергается обработке. Аудиметром измеряется практически каждая секунда смотрения. Это позволяет отслеживать поведение аудитории внутри малых промежутков времени, внутри рекламных блоков. Главный недостаток данного метода — его дороговизна. Помимо того, метод не позволяет ответить на вопросы: если телевизор включен, то сидит ли кто-нибудь перед ним? Если сидит, не спит ли он?

Качественные методы исследования массовой аудитории — анализ документов, наблюдение, фокус-группы и т.д. - направлены на понимание глубинного смысла происходящего. Поэтому они включают элементы психологического понимания и интерпретации информации об объекте анализа.

Метод анализа документов требует учета следующих моментов. Достоверность информации зависит от источника документа. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Очень важно знать, каким методом пользовались составители документа при получении первичных данных, а также оценить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности или диктовала смещение информации в какую-то сторону.

Наблюдение — прямая фиксация фактов и событий очевидцем. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее наблюдение (включенное) и простое (невключенное). В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и анонимным (инкогнито). По условиям организации наблюдения делятся на полевые, т.е. в естественных условиях, и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Метод фокус-группы или групповая дискуссия — метод, позволяющий выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Дискуссию ведет модератор (исследователь). Он предлагает тему и стимулирует участников к спору, высказыванию своих мнений, отличных от уже предложенных. Главным минусом данного метода является недостаточная массовость испытуемых.

  1. Разница между реальной и потенциальной аудиторией СМК

Аудитория СМИ в социологии журналистики определяется как совокупность людей - адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения. Потенциальная аудитория – это количество людей, которые технически досягаемы для доставки информации. По отношению к печатному СМИ это все люди, проживающие в зоне его распространения.

^ Целевая аудитория издания – это его наиболее желательные потребители, те, для кого это издание предназначено в первую очередь. Понятие «целевая аудитория» возникло, когда развитие медиарынка и появление большого количества изданий привело к тому, что все более значительная часть каналов стремится удовлетворить запросы лишь части потенциальной аудитории. Таким образом, из потенциальной аудитории, как правило, выделяют целевую аудиторию как «обладающую набором общих социальных характеристик и состоящую из людей с едиными информационными интересами, которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в частности, профессиональных), базовых ценностей (национальных, религиозных, классовых и др.), образа жизни и степени доступа к информации и возможности ее использования как ресурса».
  1   2   3

Похожие:

Роль смк в деятельности политических партий и движений iconРоль смк в деятельности политических партий и движений
Поэтому политические партии и движения, предлагающие обществу конкретный путь социального развития, нуждаются в электорате, в получении...
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconРоль смк в деятельности политических партий и движений
Поэтому политические партии и движения, предлагающие обществу конкретный путь социального развития, нуждаются в электорате, в получении...
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является рассмотрение места и роли политических партий, общественно-политических организаций и движений в политической...
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconКонституционно-правовой статус политических партий в зарубежных странах
Членами политических партий могут быть только граждане Украины Аналогичное положение содержат конституции Бельгии, Болгарии, фрг,...
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconРегламент Круглого Стола политических партий и общественно-политических...
«Круглый Стол» – общественная организация, объединяющая в своих рядах оппозиционные политические силы, действующие на территории...
Роль смк в деятельности политических партий и движений icon10 октября состоялась презентация фильма «Наблюдатели – это реальность»!
Свои интерес к показу проявили представители некоммерческих организаций, общественных движений, политических партий, граждане, которые...
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconУчастников антисаммита атэс-2012
Мы, представители политических партий и общественных движений, представляющие несистемную оппозицию правящему олигархическому режиму...
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconПолитические партии и движения
Понятие «политическая партия». Классификация политических партий и политических систем
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconВопрос 19 Типология политических партий
Современные типологии партий основываются, как правило, на классификации, разработанной в середине ХХ в французским исследователем...
Роль смк в деятельности политических партий и движений iconИвановской области постановление
Об изменении состава Рабочей группы по установлению результатов учета объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница