Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики?


Скачать 147.88 Kb.
НазваниеКакие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики?
Дата публикации27.06.2013
Размер147.88 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > Информатика > Вопрос
Откровения Отца Григория

Лекция № 1

1. Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? Дайте их характеристику.

Коммуникативистика (communication studies) – наука, изучающая гуманитарные аспекты коммуникации, развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на социум. Близкие понятия: коммуникология (communication studies), теория коммуникации (communication theory), медиалогия (medialogie).

Этапы развития:



^ 2. Какие два подхода к соотношению понятий «общение» и «коммуникация» Вам известны?

Первый подход состоит в отождествлении двух понятий: коммуникация и общение. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы – Л. С. Выготский, В. Н. Курбатов, А. А. Леонтьев и др. Данную позицию отстаивают такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс и К. Черри. По их мнению, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Отмечается, что коммуникация – это социальное явление с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными являются человеческая речь и язык.
Второй подход разделяет понятия "коммуникация" и "общение". Подобную позицию отстаивает отечественный философ М.С. Каган. С его точки зрения, коммуникация и общение различаются в двух моментах. Первый момент связан с тем, что общение имеет содержательный аспект, поскольку его наполняют духовные и материальные и иные процессы; коммуникация же – это лишь "технический" аспект, связанный с передачей тех или иных сообщений. Второй момент выражает разный характер направленности коммуникации и общения. Коммуникация реализует субъект–объектную форму взаимодействия, где субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т. д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего–навсего ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Это означает, что коммуникация носит однонаправленный характер (информация передается только в одну сторону, поэтому в принципе не имеет большого значения, является ли приемником человек, животное или техническое устройство). Общение же реализует субъект–субъектную форму взаимодействия, где нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела. Общение по своему характеру есть двухстороннее взаимодействие, так как информация циркулирует между партнерами, поскольку они в равной степени активны. Таким образом процесс общения носит двунаправленный характер.

3. Чем отличаются подходы М.С. Кагана и Г.М. Андреевой к соотношению понятий «общение» и «коммуникация»?

См. № 2.

4. Что понимает под коммуникацией А.П. Садохин?

Процесс общения и взаимодействия людей, заключающийся в передаче информации различного рода от человека к человеку и осуществляемый при помощи различных знаковых систем.

^ 5. Почему коммуникацию считают видом деятельности?

Коммуникацию можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, коммуникация — это деятельность. В этом смысле говорят о речевой деятельности или вербальной коммуникации, которая может быть устной (говорение, слушание) и письменной (письмо, чтение). При этом говорение и письмо является более активными видами речевой деятельности, т.к. это процесс создания высказываний, а слушание и чтение — менее активными видами, т.к. это процесс восприятия высказываний. Поскольку речевая деятельность направлена на высказывание (текст), ее можно определить как текстовую деятельность: текстовоспринимающую, текстовоспроизводящую, текстообразующую.

Если понимать коммуникацию как деятельность, то важным аспектом становится модель коммуникативного деятеля как субъекта этой  деятельности (коммуникативной личности). В этой модели можно выделить следующие компоненты: а) мотивационный — потребность (установка, интенция) в общении: коммуникативный деятельность должен не только хотеть вступить в общение, но и демонстрировать это желание в явном виде; при отсутствии данного компонента говорят о псевдокоммуникации или видимости общения; б) когнитивный компонент: это познавательный и социальный опыт личности, образованность, общая и речевая культура; в) функционально-технологический — практическое владение средствами общения, умение варьировать коммуникативные средства построения дискурса в соответствии с нормами, ситуацией, особенностями собеседника (аудитории); а также речевой самоконтроль. 

Важно подчеркнуть, что речевая деятельность пронизывает все другие виды человеческой деятельности: чем более активную (субъектную) позицию занимает человек в деятельности (трудовой, исследовательской, художественной, игровой и т.д.), тем активнее он проявляет себя и как коммуникативный деятель. В этом смысле можно перефразировать выражение «Каков человек, таковы и речи» в выражение: «В какую деятельность вовлечен человек, такова и его речь».

^ 6. Каковы основные функции коммуникации?

-информативная

-социальная

-экспрессивная

-регулятивная

-интерпретивная
Информационная функция 

В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми. 

Социальная функция 

Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе. 

Экспрессивная функция 

Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект. 

Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создающих произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние. 
Прагматическая функция 

Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации. 
Интерпретивная функция 

Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, подчеркивая таким образом значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д. 

При изучении функционального аспекта коммуникации необходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между сооои и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном. 

^ 7. В чем заключаются преимущества и недостатки линейной модели коммуникации?

В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений:

• она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;

• она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;

• коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

В модели де Флера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона—Уивера — отсутствие обратной связи. Он замыкает цепочку следования информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума». Обратная связь дает коммуникатору возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному каналу для повышения эффективности передачи информации и увеличения вероятности соответствия между отправленным и принятым значениями.

№ 8. Чем трансакционная модель коммуникации отличается от интерактивной?

Трансакционная модель представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт коммуникации невозможно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на то обстоятельство, что коммуникация — это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом. Данная модель намного лучше описывает процессы коммуникации, чем линейная. 

Существует также интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Это — реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами. 

Круговая модель, подобно линейной, изображает коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именно поэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакционной моделью. Но для описания процессов межкультурной коммуникации и понимания ее специфики больше подходит именно круговая модель, которой мы и будем пользоваться в дальнейшем. 

Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следующих элементов: отправитель (источник) — кодирование — сообщение — канал — декодирование — получатель — обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация — это не только передача, но и понимание информации. 

• Отправитель (источник) — создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация (хотя в любой организации сообщения составляют люди). 
• Кодирование — превращение сообщения в символическую форму. 
• Сообщение — информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным. 
• Канал — путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным и массовым. 
• Декодирование — расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной. 
• Получатель — объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельный человек, так и организация. 
• Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении. 

Согласно этой модели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедительным. Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращается в символическую форму. После этого оно по выбранному каналу передается получателю. Могут быть использованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель — это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю. 

На этапах кодирования, передачи и декодирования информации возможны помехи. При кодировании помехи возникают из-за ограниченного количества символов, неточности в самом послании. Во время передачи сообщения помехи носят в основном технический характер (плохая слышимость, видимость и т.п.). При декодировании получатель сообщения в силу иного жизненного опыта, социального положения и других причин может приписать символам, использованным в сообщении, иное значение, чем отправитель, и в силу этого понять послание не так, как хотел отправитель. Поэтому эффективность коммуникации тесно связана с уменьшением помех. Можно свести к минимуму технические помехи при передаче сообщения, нужно стремиться к максимальному упрощению языка послания. Но унифицировать процессы восприятия информации, носящие индивидуальный характер, полностью невозможно. Поэтому эффективность коммуникации никогда не будет абсолютной. 

Существенную роль в процессе межличностной коммуникации играют не отмеченные в схеме, но очень важные психологические и социальные характеристики акта общения. 

К психологическим компонентам акта коммуникации прежде всего относятся коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационная сторона общения. Они определяют, что, зачем и почему хочет сообщить автор получателю, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую. 

Трансакционная модель коммуникации отличается от интерактивной модели не только количеством людей, одновременно участвующих в процессе коммуникации, но и постоянной сменой ролей, исполняемых участниками коммуникации. Они попеременно выступают то в роли источника информации, то в роли принимающего информацию, при этом в содержании каждого следующего посыла информации всякий раз учитываются результаты обратной связи, полученные в ходе коммуникации от разных ее участников, выступавших в предыдущие моменты коммуникации в качестве реципиентов. Именно эта модель наиболее полно отражает ситуацию и тип коммуникации, которые имеют место во время деловых встреч, проходящих в рамках малых групп и не только.

9. Из каких компонентов складывается интерактивная модель коммуникации?

См. № 8.

10. Что называют коммуникативным актом и каковы его психологические характеристики?

Коммуникативный акт - это элемент коммуникативного поведения, потока коммуникации как взаимодействия между коммуникантами, один из которых является адресантом, а другой адресатом.

Существенную роль в процессе межличностной коммуникации играют не отмеченные в схеме, но очень важные психологические и социальные характеристики акта общения. 

К психологическим компонентам акта коммуникации прежде всего относятся коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационная сторона общения. Они определяют, что, зачем и почему хочет сообщить автор получателю, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую. 

Коммуникативное намерение — это желание вступить в общение с другим человеком. Такое намерение присутствует у вас, когда вы приглашаете кого-то на прогулку, но отсутствует, если вы идете гулять в одиночку. 

Замысел сообщения — это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, проект, идея предстоящего сообщения. 

Цели сообщения обычно делятся на две группы: ближайшие, непосредственно выражаемые автором, и более отдаленные, долговременные. Среди ближайших целей обычно выделяют интеллектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций и мнений, разъяснением и критикой. Также есть цели, связанные с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера, побуждение к действию 

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий сообщение. Это — более отдаленные цели коммуникации. Так, человек, поддерживающий не очень интересный для него разговор, может преследовать более отдаленную цель установления хороших отношений со своим партнером. Люди обычно скрывают или маскируют свои отдаленные цели коммуникации, но их можно выявить по общему характеру коммуникативного акта, по непроизвольным (вербальным или невербальным) проявлениям автора сообщения. 

Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения. Оно связано с тем, насколько полно будет декодировано это сообщение. 

№ 11. Каковы социальные характеристики коммуникативного акта?

К социальным компонентам коммуникативного акта относятся статусные и ситуативные роли его участников, а также используемые ими стилевые приемы. 

Статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание как собственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных социальных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека. 

Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации. 

Стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Оценивая речевой стиль человека, можно выделить людей, говорящих только в одном неизменном стиле. Они не способны проявить языковую гибкость и в любой ситуации говорят одинаково. Человек с высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится сохранить свой стиль общения в разных ситуациях, но, с другой стороны, может менять его в зависимости от обстоятельств общения. Также есть разные стили слушания — от умения (желания) до полного неумения (нежелания) слышать. 

12. Какие факторы в своей совокупности детерминируют статусную роль коммуниканта?

См. № 11. А вообще можно и поимпровизировать, вопрос легкий.

13. Какие лингвокогнитивные аспекты коммуникативного акта Вам известны?

Се есть проклятый вопрос под диавольским числом, посему не прельщусь я на сию бесовскую уловку, ибо дух мой силен и верую моя в Анунаха и Халяву тверда.

Похожие:

Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconКакие основные этапы в развитии со можно выделить?
Какие существуют формы подачи информационно-новостных материалов в практике связей с общественностью
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconТема Теория инноватики: сущность, теоретическая база, современные концепции
Задание Заполните схему, ответив на вопросы. Какие этапы экономического развития выделяют в зависимости от использования результатов...
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconЭкзаменационные вопросы по офтальмологии для студентов новейшие достижения...
Формирование органа зрения. Этапы развития зрительного анализатора. Роль наследственности и других факторов в формировании и развитии...
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconЛекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени
Охватывает огромный исторический период, с середины ХVІІ в до начала ХХ века. Поэтому выделяют несколько этапов в ее развитии
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconТематика рефератов
Интеллектуальная собственность и ее роль в социально-экономическом развитии. Основные понятия и этапы развития
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconЭкзаменационные вопросы по курсу
Интеллектуальная собственность и ее роль в социально-экономическом развитии. Основные понятия и этапы развития
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов...
Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития зарубежной и отечественной психиатрии. Выдающиеся отечественные психиатры (В....
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов...
Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития зарубежной и отечественной психиатрии. Выдающиеся отечественные психиатры (В....
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconВопросы к экзамену для студентов заочного отделения
Предмет и задачи детской психологии как науки. Исторические этапы в развитии психологии
Какие этапы выделяют в развитии современной коммуникативистики? iconЭтапы формирования политической карты мира
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Выделяют основные четыре периода
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница