Роль коммуникации в обществе


НазваниеРоль коммуникации в обществе
страница1/8
Дата публикации17.03.2013
Размер0.91 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Роль коммуникации в обществе
    Рассматривая роль коммуникации в истории человечества, не будет
    преувеличением утверждать, что без коммуникации общество как та_
    ковое вообще не может существовать, вне ее есть лишь отдельно су_
    ществующие личности. Общество — сеть отношений, возникающих
    и поддерживаемых главным образом благодаря коммуникации. Даже
    удалившиеся от мира отшельники связаны — мысленно — с другими
    живыми существами, поскольку полное одиночество для человека —
    одно из самых страшных наказаний. Потребность в обмене инфор_
    мацией как необходимая основа общения возникла с появлением че_
    ловека разумного (homo sapiens), глубоко проникнув в его поведение,
    привычки, обычаи. Поэтому не будет сильным преувеличением ут_
    верждение, что Homo sapiens — существо коммуницирующее, а сама
    коммуникация существует столько же, сколько существует человечес_
    кое общество, выступая как его системообразующая основа.
    В настоящее время для обозначения массовой коммуникации
    повсеместно употребляется термин «mass media» (в России чаще всего
    в калькированном виде — масс#медиа). Поскольку научное изучение
    любого явления требует терминологической определенности, обра_
    тимся к этимологии данного понятия.
    Media (мн. ч. от лат. medium — посредник) встречается уже в XVI в.
    в английской речи, в XVII в. используется в языке философии, а с XVIII в.
    начинает употребляться применительно к газетам — исторически пер_
    вому специальному носителю массовой коммуникации.
    С середины XIX в. это понятие приобретает современное значение —
    распространение сообщений с помощью особых средств связи (по_
    чта, телеграф). Для обозначения газеты в качестве рекламного посред_
    ника понятие «медиа» применяется с начала XX в.
    Термин «сommunication» (от лат. сommunicare — делать общим, свя_
    зывать) существует в английском языке с XV в., обозначая любой про_
    цесс сообщения, передачи. В XVII в. его содержание расширяется, вклю_
    чая физические способы сообщения, прежде всего транспортные ли_
    нии коммуникации (дороги, каналы, позже железные дороги).
    В научный оборот понятие «коммуникация» ввел в 1909 г. аме_
    риканский социолог, один из виднейших представителей Чикагской
    социологической школы Чарлз Хортон Кули (1864–1929), определив
    ее как средство актуализации «органически целого мира человечес_
    кой мысли»1. В качестве средств организации общения в начале XX в.
    он называет газеты, почту, телеграф, железные дороги и образование.
    По мнению одного из виднейших представителей современной
    коммуникативистики, профессора Амстердамского университета Дэ_
    ниса МакКуэйла1, сам термин «массовая коммуникация» возник в
    конце 30_х годов XX в., фиксируя распространение новых способов
    массовой передачи социальной информации — развитие радиовеща_
    ния (20_е годы), позже телевидения (40_е годы) и их все возрастаю_
    щую роль в обществе2. Это объединенное расширенное понятие для
    обозначения прессы и вещания отразило новый этап в развитии об_
    щества — появление современных масс_медиа.
    Следует отметить, что в этот период термин «масс_медиа» вы_
    полнял функцию скорее метки, очерчивая некое общее понимание
    нового феномена и позволяя описать его типичные черты. Сложность
    строгого, т.е. научного, употребления понятия «массовая коммуни_
    кация» связана со множеством коннотаций (смыслов), которыми на_
    гружен каждый из составляющих его терминов, о чем речь пойдет
    ниже. Так, термин «коммуникация» до сих пор не имеет общеприня_
    того определения, хотя ныне большинство исследователей принима_
    ет предложенную руководителем Анненбергской школы (США) про_
    фессором Джоном Гербнером дефиницию — «социальная интеракция
    через сообщение».

Сегодня массовая коммуникация рассматривается как процесс
передачи информации большим группам людей с помощью специ_
альных средств — масс_медиа (mass media) или средств массовой ин_
формации (СМИ).
Существует несколько возможностей изучения такого явления,
как массовая коммуникация. Прежде всего это медиаориентирован_
ный подход, исходящий из посылки об относительной автономности
средств массовой коммуникации в обществе. Его используют преиму_
щественно представители самих средств массовой коммуникации,
которые склонны к преувеличению собственной роли в обществе, под_
черкиванию всеобъемлющего характера и чуть ли не всемогущества
современных СМИ. При этом в качестве определяющих факторов рас_
сматриваются либо технологические возможности массовой комму_
никации, либо особенности ее содержания.
Используемый автором подход может быть определен как соци#
ально ориентированный, рассматривающий массово_коммуникативные
процессы как зависимые и определяемые процессами более общего
порядка, прежде всего социально_политическими и экономическими.
В этом смысле теория массовой коммуникации является, по сути, при_
ложением к теориям более высокого уровня, но не в оценочном смыс_
ле (выше значит лучше), а в отношении степени обобщения.
Итак, в самом общем виде коммуникацию можно определить как
одну из основ человеческой жизнедеятельности, тип взаимодействия
между людьми, предполагающий обмен знаниями.

.4 Коммуникационный процесс.
Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр.
С учетом того, что коммуникация является достаточно сложным видом взаимодействия между людьми, который имеет важное значение в общественной жизни, попытки изучить и проанализировать коммуникацию предпринимались достаточно давно. В настоящее время известно несколько десятков моделей, описывающих коммуникационный процесс и нет ни одной модели, которую можно считать универсальной.
Модели: Аристотеля (Оратор - речь - слушатель); Г. Лассуэлл (кто? сообщает что? по какому каналу? кому? и с каким эффектом?); Модель Шеннона-Уивера - основана на аналогии с телефонной связью. Источник - сообщение – декодер – приемник. ; отсутствие обратной связи, было учтено в модели М. де Флера; Модель двуступенчатой коммуникации П. Лазарсфсльда и Б. Берельсона "Лидеры мнений".
Коммуникационный процесс с использованием СМИ обладает следующими свойствами: 1. диахронность (свойство СМИ сохранять сообщение во времени, т.е. способность СМИ обеспечить минимальный уровень помех при передаче сообщения), 2. Диатопность (способность сообщений преодолевать пространство), 3. Мультиплицирование (способность сообщений сохранять неизменное содержание при многократном повторении), 4. Симультанность (свойство коммуникационного процесса с использованием СМИ, позволяющее доставлять сообщение аудитории одновременно, либо в короткий ограниченный срок), 5. Репликация (свойство СМИ, позволяющее регулировать массовую коммуникацию).
Коммуникация представляет собой сложный процесс, основными компонентами которого являются:
1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель
сообщения (коммуникатор и реципиент);
2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи в знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.);
3. Предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отражающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
4. Эффект коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Основные элементы коммуникационного процесса.
В самом общем виде коммуникационный процесс можно описать следующим образом:
отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя, передает определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных (невербальных) знаков, символов, содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом проинтерпретировано.

Структура коммуникационного процесса.
1. адресант (коммуникатор) – инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы; 2. адресат (реципиент) – объект/субъект коммуникации, получатель информации/сообщения, обладает коммуникативными ожиданиями; 3. знаковые системы/коды, с помощью которых сообщение передается в том виде, в котором оно наиболее удобно для восприятия и понятно адресату; 4. цель и задачи коммуникации/предмет коммуникации/контекст коммуникации/функции коммуникации; 5. сообщение – определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженное с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную форму; 6. каналы коммуникации (личный опосредованный); 7. шум, барьеры в коммуникации/обратная связь/эффективность коммуникации
Коммуникация представляет собой сложный процесс, основными компонентами которого являются:
1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель
сообщения (коммуникатор и реципиент);
2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи в знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.);
3. Предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отражающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
4. Эффект коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

(вторая часть вопроса)
Трансмиссионная модель К. Шеннона — У. Уивера
и ее применение (развернуто)
Технологические и технические аспекты развития новых систем ком_
муникации потребовали и иных, прежде всего количественных, под_
ходов к информации. Ответом на этот запрос явилась теория, создан_
ная американским ученым К.Э. Шенноном, который во время Вто_
рой мировой войны работал инженером в лаборатории телефонной
фирмы Bell System. Она была изложена в книге «Математическая те_
ория коммуникации», написанной совместно с У. Уивером (1949)1.
Шеннон отталкивался от идей русского математика А.А. Маркова
(«цепи Маркова») и работ американца Р. Хартли, предложившего пер_
вое точное измерение информации через передачу символов (поня_
тие bit — binary digit — букв. двойная цифра) и язык бинарной оппози_
ции, легший в основу машинной обработки информации.
Шеннон понимал под информацией не любые сообщения, но
лишь те, что уменьшают у ее потребителя неопределенность, а коли_
чество информации измерялось посредством вероятности: наиболь_
шее количество информации несет неожидаемое, т.е. маловероятное,
событие. Развитием этой идеи Шеннона стало предложенное в 1950_е
годы одним из основоположников кибернетики У.Р. Эшби представ_
ление об информации как передаваемом разнообразии.
Целью вероятностно_статистической теории Шеннона — Уиве_
ра было выявление принципов передачи информации, т.е. осуществ_
ление связи между полюсами технической системы. Процесс переда_
чи информации, по Шеннону, имеет следующий вид:
источник информации, производящий сообщение (в данном слу_
чае речь по телефону),
передатчик или кодировщик, преобразующий сообщение в сигна_
лы, поддающиеся передаче (трансформация звуков человеческой речи
в электрический сигнал),
канал как средство передачи сигнала (телефонный кабель),
декодер или ресивер, реконструирующие сообщение из сигнала,
приемник — персона или аппарат, получающий сообщение.
Эта схема получила название «цепь Шеннона — Уивера» (или
«трансмиссионная модель»), став основой современных технических
теорий передачи информации.

(вторая часть вопроса) (Продолжение)
Значительное влияние на понимание информационных процессов
оказали, как это часто бывает, исследования в военной области, в част_
ности исследования американских ученых, изучавших траектории не_
мецких баллистических ракет, а также разработки Норберта Винера —
«отца» кибернетики и биолога Людвига фон Берталанфи, создателя «те_
ории систем», идеи которых стали теоретической предпосылкой появ_
ления в середине 40_х годов прошлого века первого компьютера — тех_
нического устройства по переработке информации. В 1948 г., когда была
опубликована книга Шеннона и Уивера, вышла в свет также ставшая
классикой информатики работа Н. Винера «Кибернетика, или Конт_
роль и коммуникации у животного и машины», в которой, учитывая
роль информации в современном мире, провозглашено возникнове_
ние на ее основе нового — «информационного общества». И хотя сам
Н. Винер рассматривал свое футурологическое предсказание как «но_
вую утопию», впоследствии термин наполнился реальным содержани_
ем (работы Э. Тоффлера, М. Кастельса), и современная эпоха глобали_
зации — вне всякого сомнения, эра информационного общества.
Понятие информации становится модным и широко употреб_
ляемым повсеместно, чему в немалой степени способствовали успехи
не только кибернетики, но и биологии, расцвет которой в 1960_е годы
связан с приложением понятия «информации» к изучению процесса
передачи наследуемых признаков и расшифровкой строения ДНК,
совершивших переворот в понимании природы человека.
Но и в общественных науках использование понятия информа_
ции вело к значительному приращению знания. Трансмиссионная мо_
дель, дополненная положениями теории систем Л. фон Берталанфи и
идеями Н. Винера, стала основой разработки анализа функциониро_
вания массовой коммуникации в политике. Политическая жизнь об_
щества рассматривалась как «система поведения», формируемая со_
циальным окружением и открытая для воздействия извне, т.е. систе_
ма воздействия и результата, или входа (input) и выхода (output), от_
клики которой зависят от скорости и точности, с которой информа_
ция воспринимается и распространяется.
Американский политолог Карл Дейч в начале 1950_х годов од_
ним из первых применил теорию информации к анализу международ_
ных отношений (Nationalism and social communication, 1953), несколь_
ко позже его соотечественник Дэвид Истон в работе A Framework of
Political Analysis (1965) использовал обращение информации в каче_
стве исследовательского орудия компаративного (сравнительного)
изучения политических систем. Интересен проект француза Абраха_
ма Моля, посвященный изучению «экологии коммуникаций», в ко_
тором он стремился объединить математическую теорию информа_
ции с кибернетическим подходом Н. Винера (работа «Социодинами_
ка культуры», вышедшая в русском переводе в 1973 г.).

2.Коммуникация как передача знания
Что такое знание? Словари и энциклопедии вряд ли помогут ответить
на этот вопрос; они предлагают либо логически нестрогие1, либо од
носторонние определения, ориентированные на какую то конкрет
ную теоретико познавательную позицию2, либо — если это философ
ские словари и энциклопедии, — слишком детальные тяжеловесные
описания со ссылками на труды разных философов, включающие мно
жество уточнений и оговорок.
1 «Знанiе — состояние, принадлежность знающего что либо» (Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1976. С. 688). Ясно,
что у знающего что либо может быть множество других состояний наряду с со
стоянием знания, например у него может болеть голова и т.п.
2 В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение зна
ния: «Проверенный практикой результат познания действительности, верное ее
отражение в мышлении человека» (М., 1979. С. 456). Нельзя согласиться с по
добным определением: знание не обязательно должно быть верным — оно мо
жет быть и ошибочным, и не всегда проверяется практикой, а может принимать
ся на веру.
17
1.2. Коммуникация как передача знания
Для наших целей знание надо рассматривать максимально широ
ко: не только истинное (верное) и не только научное, но и всякого рода
мнения и представления, услышанное и увиденное, прочтенное и вспо
минаемое, догадки и фантазии — все это также должно быть отнесено
к знанию; сюда же, разумеется, следует включить и результаты науч
ных исследований, основанных на продуманной стратегии и отрабо
танной методологии, как и сами применяемые стратегии и методоло
гии. Иными словами, понятие знания в широком смысле состоит из
самых разных элементов: это и самые общие знания, разделяемые все
ми членами общества или всем человечеством, и специализированные
знания, являющиеся принадлежностью определенных социальных,
профессиональных или демографических групп, а также субкультур
ные и даже эзотерические знания, предсталяющие собой строго обе
регаемое достояние узких сообществ.
Знание можно рассматривать по отношению к его носителям (и
здесь также не нужны ограничения): они могут быть духовными, напри
мер человеческое сознание, или материальными и техническими — бе
реста, бумага, глиняные плитки, граммофонные пластинки, ком
пьютерные дискеты, CD, микрочипы и проч. Весьма разнообразны и
средства переработки знаний — от человеческого мозга до суперком
пьютеров и других технических средств.
Чтобы наше представление о знании не стало в конце концов
бессодержательным от его чрезмерного расширения, надо выделить
то общее, что имеется во всех видах знания независимо от их содер
жания, носителя, степени их распространенности и обстоятельств су
ществования.
Это общее — наличие информации, понимаемой как сообщение
(предложение, высказывание), констатирующее наличие или отсут
ствие определенного состояния дел. Причем не важно, верное («ис
тинное») оно или нет, обосновано рационально или не обосновано,
выражено в вербальной (языковой) или невербальной форме, откры
то (эксплицитно) или молча (имплицитно) предполагается. Именно
информация является ядром всякого знания (понятие информации
будет детально рассмотрено далее в этой главе). Пока

3.Коммуникация и информация
Все виды и формы знания объединяет наличие информации. Инфор
мация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — это сообщение
(предложение, высказывание), передаваемое людьми устным, пись
менным или другим способом (с помощью условных сигналов, тех
нических средств и т.д.). Говоря о знаниях, мы остаемся в основном в
сфере философии, применяя же понятие информации как «техничес
ки» ориентированного термина, мы получаем возможность перейти в
сферу социологии и теории СМИ.
Если коммуникация — это механизм общения, процесс взаимодей(
ствия, то информация — содержательная сторона сообщения, передава(
емого в процессе коммуникации.
Именно передача информации является сутью всякого процес
са коммуникации. В отличие от понятия коммуникации (существую
щего более пяти веков), понятие «информация» сравнительно «моло
до». Первые попытки его изучения относятся к 20 м годам XX в., ког
да бурное развитие нового средства массовой коммуникации — ра
диовещания — вызвало стремление уточнить, что следует считать ин
формацией. Американские журналисты, задавшиеся этим вопросом
ранее других, пришли к выводу, что ею являются только новые, т.е.
принципиально не похожие на уже известные, факты. С этого време
ни закрепляется представление о том, что подлинная информация,

16 дек 2011 в 18:10|Это спам|Ответить
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Роль коммуникации в обществе icon43 Политические коммуникации. Роль средств массовой информации в...
Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают...
Роль коммуникации в обществе iconЛичность в межкультурной коммуникации
В учебном пособии рассматриваются общие проблемы межкультурной коммуникации, динамики этнического самосознания, роль образовательных...
Роль коммуникации в обществе icon3. Политическая коммуникация Современные политологи уделяют большое...
Л. Пай включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают...
Роль коммуникации в обществе icon3. Социология массовой коммуникации как наука
...
Роль коммуникации в обществе iconВопросы для контроля знаний студентов 3 курса (дмп, дмр, дмм, дмв,...
Уровни коммуникаций. Межличностные коммуникации и коммуникации в малых группах. Способы повышения их эффективности
Роль коммуникации в обществе icon2. Возникновение и особенности ораторского искусства в Древней Греции
Коммуникация- направленное сообщение чего либо, общение. Зачатки коммуникации в первобытном обществе
Роль коммуникации в обществе iconТема Экономическая публицистика как часть института деловой журналистики,...
Тема Экономическая публицистика как часть института деловой журналистики, ее место и роль в массовой коммуникации
Роль коммуникации в обществе iconТема Понятие коммуникации и массовой коммуникации. Содержание коммуникативного...

Роль коммуникации в обществе iconТесты по спецкурсу «Политические коммуникации»
В книге К. Дойча «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» рассматривается
Роль коммуникации в обществе iconЧто такое массовые коммуникации?
Что такое массовые коммуникации? Общие условия функционирования массовой коммуникации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница