1. Интервью (качественный метод)


Скачать 79.41 Kb.
Название1. Интервью (качественный метод)
Дата публикации21.03.2013
Размер79.41 Kb.
ТипИнтервью
userdocs.ru > Информатика > Интервью
1. Интервью (качественный метод)

-целенаправленная, заранее подготовленная беседа с респондентом

(+) - включает в себя наблюдение как дополнительный метод

- личный контакт способствует адаптации респондента к вопросу

(-) - влияние личности интервьюера на респондента

- временные и финансовые затраты

- сложность в интерпретации ответа

Инструментарий: бланк интервью (фиксируются вопросы и ответы)

Виды интервью:

по месту опроса

- жительства

- работы

по степени формализации

- формализованные (стандартизированные), вопросы регламенстированны

- фокусированное (направленное)

- свободное, минимум стандартизированно

по уровню компетенции

- с респондентом - средний уровень знания темы

- заранее осведомлен с темой беседы(фокусированное)

- экспертное (беседа с экспертом профессионалом)

^ 2. Традиционный анализ документов (качественный метод)

- интерпретация содержания документа, и его толкование

(+) позволяет более четко рассмотреть различные соц. явления, проследить связи и противоречия между ними

(-) субъективизм исследования

Процедура анализа документа

Внешний - выделяется автор, где и когда создан, цель создания, выявления подлинности и степени достоверности информации

Приёмы позволяющие выявить степень достоверности:

1) Не затрагивает личный интерес автора

2) Если не наносит автору ущерб

3) наиболее достоверна та информация, которая была общеизвестной

4) более достоверна, если автор относится недоброжелательно

Внутренний анализ - необходимо выявить различая между реальными положениями дел на тот момент и их интерпретацией автором

^ 3. Контент - анализ (количественный метод)

Применение:

при анализе средств массовой информации

при анализе собраний, протоколов

эффективность рекламы, девизов, лозунгов

для изучения большого кол-ва документов

Дополняет традиционный анализ документов

(+) высокая формализованность процедуры (обеспечивает более точные данные)

(-) не может использоваться, если документ в единичном экземпляре

Этапы процедуры:

1. формулировка темы, цели и задачи исл.

2. операционализация

выделение смысловых единиц анализа

выделение единицы анализа

выделение единицы счёта

перевод содержания текстов в категориальную единицу - кодификатор

3. количественно - качественный анализ полученной информации
^ 4. Наблюдение (качественный метод)

- сбор первичной социологической информации, путём фиксирования исследователем определённых событий и условий, в которых они имеют место быть

Особенности применения:

часто дополняет метод в др. исследованиях

часто используются при изучении трудовой, досуговой деят-ти, политической жизни, для получения доп. информации и при проведении разл. исследований

(+) позволяет зафиксировать ситуацию и проанализировать её; дешевизна и относительная простота

(-) невозможность повторения конкретной ситуации, наблюдателя и наблюдаемого объекта и как следствие необъективной точки зрения

Виды наблюдения:

- по степени формализованности:

структуризурованное (полная информация об объекте, явлений) есть план наблюдения, инструментарий для наблюдателя

неструктизированное - (явление не изучено), отсутствует детальный план наблюдения, этапы фиксируются в процессе

- по степени участия наблюдателя:

включённое

явное

скрытое

не включённое

- по месту:

полевое

лабораторное

- по запланированности:

спонтанное

запланированное

Инструментарий:

1. бланк наблюдения (фиксируются все значения этапа) - где, когда, кем проедено наблюдение. Перечень наблюдаемых признаков, результаты наблюдения.

2. инструкции наблюдателя - нужны если наблюдение проведет помощник

План наблюдения (может быть обговорен с заказчиком наблюдения)

^ 5. Эксперимент (качественный метод)

- позволяет установить наличие, отсутствие, степень воздействия определённого фактора на изучаемый объект

Особенности применения:

1. в однородных условиях на небольших совокупностях людей. Мах - несколько дес.

2. может применяться, когда не возможен другой метод

3. позволяет определить, проанализировать воздействие определённых факторов

(+) позволяет проанализировать причино- следственную связь между изучаемыми явлениями и объектами

(-) сталкивается с различными техническими, личностными, этическими проблемами

Виды характеристик

контрольные (интересуют исследование)

факторные (вводятся и изменяются исследователем)

нейтральные (не участвуют в исследовании)

Условия проведения

в качестве контрольных характеристик выбирают наиболее важные

изучение хар-тик должно зависеть от факторов хар-тик

изменение нейтральных хар-тик не должно влиять на контрольные

на течение эксперимента не должны оказывать влияние факторы, способные повлиять на него

Виды эксперимента:

по характеру вмешательства

- мысленный - нет вмешательства

на математической модели

- натурный - вмешательство есть

полевой (в естественных условиях)

лабораторный (искусственные усл.)

по характеру объекта

- социологический

- экономический

- социально - психологический

- педагогический

по характеру поставленных задач

- научный

- прикладной

- однофакторный

- многофакторный

- проективный

по хар-ру экспериментальной ситуации

- контролируемый

- неконтролируемый

по логической структуре док-ва гипотез

- линейный

- параллельный

^ 6. Фокус - группа (качественный метод)

- это групповое фокусированное интервью в форму дискуссий, и направленное на получение от участников субъективного мнения о восприятии объектов

Этапы:

1. отбирается группа участников 10-12 чел.

2. доносится тема и цель исследования, знакомство с объектом дискуссий

3. фокус - группу ведёт модератор (опытный психолог)

4. дискуссия проводится за круглым столом (все должны видеть и слышать друг друга)

5. дискуссия по строго разработанному модератором сценарию

(+) быстрота получения необходимой информации; дешевизна; естественность процедуры для респондентов; гибкость и мобильность; заказчик может сам наблюдать за проведением исследования

(-) взаимодействие при обсуждении может привести к зависимым мнениям; зависит от проф-зма модератора

Инструментарий: Гайд - лист (перечислены вопросы и направления беседы)

Требования к помещению:

характеристики помещения должны соответствовать свободной дискуссии

должна быть обеспечена возможность видеть и слышать друг друга.

Требования к модератору:

опытный психолог

должен дать возможность высказаться каждому участнику

следит чтобы беседа не выходила за рамки темы

в конце необходимо подвести итоги, поблагодарить участников
^ 7. Социометрия (количественный метод)

- совокупность различных методик изучения психоэмоциональных отношений

Особенности применения:

1. при неформальных отношениях в группе

2. изучение групповых статусов в коллективе

3. при анализе сплоченности - разобщённости

4. при анализе конфликтных ситуаций

5. выявление формальных, неформальных лидеров

6. как дополнительный метод

(+) грамотное применение позволяет повысить производительность труда, способствует принятию групповых решений

(-) метод не применим, для изучения больших соц. групп

Социометрический критерий - вопрос, который задается всем членам групп

Виды вопросов:

1. коммуникативный 2. гностический

выбор - единица анализа в социологии

Этапы социометрии:

1. получении информации о группе. Необходимо рассмотреть состав группы, метод

Наблюдения за группой. Налаживаются отношения с членами группы. Выбрать время и место проведения опроса не всех членов группы.

2. Социометрический опрос с помощью социометр. карточки, и пронумерованный список всех членов группы

приветствие

тема и цель

вопросы

3. создание социоматрицы

4. создание социограммы - графическое изображение полученных результатов

5. индексологический этап - вычисляем индексы

6. анализ полученных данных

7. выводы и рекомендации

^ 8. Анкетирование (количественный метод)

- разработка анкет и проведение опроса

Особенности:

Применяется в большой совокупности людей

применим для сбора информации, которую не возможно добыть другим путем

(+) - массовость

- широта охвата

- возможность проведения повторного исследования по одному и тому же вопросу

- отсутствие влияния интервьюера на респондента

(-) - отсутствие возможности получить доп. информацию или разъяснение

- дороговизна и трудоёмкость

-Изучаются мнения людей, которые изменчивы

Инструментарий - анкета

Соц. анкета - система вопросов направленных на выявление комплексных характеристик объекта, а также предмета анализа

Структура анкеты

1. Приамбульно- инструктивный раздел

- приветствие

- информация об исследовании

- тема и цель исследования

- инструкция по заполнению

Обращаться только на Вы, выделить тему. поблагодарить

2. опросный лист - главная часть анкеты

Виды вопросов


по форме

- открытые

- закрытые

- полузакрытые

- альтернативные

- безальтернативные
по содержанию

- личные

-безличные

по графическому оформлению

- линейные

- шкальные

- табличные

по функции

- основные

- неосновные


Логика построения вопроса

1. простые, вводим в состояние опроса

2. событийный и оценочный

3. мотивационный

4. спад

5. наиболее сложные вопросы

6. спад интенсивности, вывод из состояния опроса

Виды анкетирования:

- групповое

- индивидуальное

- почтовое

- прессовое (в газетах)


Похожие:

1. Интервью (качественный метод) iconВопросы к экзамену по дисциплине «Международный маркетинг»
Методы выбора целевых сегментов. Метод концентрации (метод «муравья») и метод диверсификации (метод «стрекозы»)
1. Интервью (качественный метод) iconПсихологическая подготовка Вопросы в интервью
Следовательно, – журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда...
1. Интервью (качественный метод) iconИнтервью для журнала "Ziereus"
Автор, встретившийся со Шри Матаджи до Ее поездки в Америку, получил свою самореализацию во время интервью
1. Интервью (качественный метод) iconИнтервью Майкла Гибсона
Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / Перев с англ. М. Ф. Стронина, предисл. Л. А. Додина. Спб.; М.: Малый драматический...
1. Интервью (качественный метод) iconИнтервью Александр : «Мы работаем все вместе»
Наш продюсер – Александр Давыдов. Он же пишет музыку. В этом интервью вы узнаете о жизни Саши, и о том как мы работаем…
1. Интервью (качественный метод) iconКачественный состав трудовых ресурсов предприятия

1. Интервью (качественный метод) iconМастер – класс Интервью по компетенциям и психодиагностика
В сочетание с различными психодиагностическими методами интервью по компетенциям дает максимальный результат. Наш Центр специализируется...
1. Интервью (качественный метод) iconПредмет и методы теплотехники (технической термодинамики), ее основные задачи
Метод термодинамики представляет собой строгое математическое развитие законов термодинамики. В настоящее время в термодинамике используются...
1. Интервью (качественный метод) icon1: Предмет и метод экономической теории
Синтез основан на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа в единое целое. Индуктивный метод познания идет...
1. Интервью (качественный метод) iconИнтервью с основателем терапии творческим самовыражением
Этот метод создал психолог, психотерапевт, психиатр Марк Бурно более 30 лет назад. С тех пор терапия творческим самовыражением стала...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница