Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История»


Скачать 296.13 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История»
страница1/3
Дата публикации28.05.2013
Размер296.13 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
исторический факультет


Утверждаю
Декан исторического факультета

проф. Корников А. А.
«_____»__________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ ГОСУДАрств постсоветского пространства

Специальность «030401 История»
Факультет исторический
Курс V Семестр 9
Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений
Общая трудоемкость дисциплины _75 часов___

В том числе лекции 14 часов

Практические занятия 14 часов

Самостоятельная работа __47 часов____


Рабочая программа принята на заседании кафедры

Протокол № ____ «__» __________ 2011 г

Зав. кафедрой __________________________ Черноперов В.Л.
ПРИНЯТО
Ученым советом факультета

Протокол № ____ «__» __________ 2011 г


  1. ^ Объяснительная записка


Актуальность курса. Программа дисциплины «История государств постсоветского пространства» разработана в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных стандартов высшего профессионального образования.

Курс занимает особое место в программе изучения истории. Положение внутри и вокруг бывших республик Советского Союза является сложным и противоречивым, подчас трудно сопоставимым с развитием других регионов современного мира. Поэтому в данном курсе новые независимые государства рассматриваются как часть мирового сообщества, которая имеет свою специфику.

^ Хронологические рамки курса: С 1991 года до начала второго десятилетия XXI века. Материал курса разграничен на несколько модулей, посвященных проблематике курса, и вместе с тем, различающихся специфическими подходами к оценкам исторических событий и явлений.

^ Основной целью курса является обеспечение подготовки историка на ос­нове изучения современной истории новых независимых государств на постсоветском пространстве.

^ Задача учебного курса заключается в том, чтобы дать будущему специалисту историку знания и умения по интерпретации истории, поли­тики и экономики ближнего зарубежья современной России с целью выработки у него реалистичных представлений о ситуации в этих странах и перспективах их развития.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет ________

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) —28 часов

Самостоятельная работа ______
^ 4.1. Содержание лекционного курса

1.

Модуль 1. Распад СССР и становление государственности в новых независимых государствах в 1990-е гг.

Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства: экономические, политико-идеологические, административно-правовые. Нарастание центробежных тенденций в СССР и их развитие в 1989–1991 гг. Возникновение оппозиционных политических партий и движений в союзных республиках. Политика «суверенизации»: планы и их реализация. Итоги и последствия политического противостояния в центре и на местах. Проблема «обновления» СССР: позиции центра и республик. Ново-огаревский процесс.

События августа 1991 г. и их влияние на центробежные тенденции в СССР. Реорганизация высших органов власти. Беловежская встреча руководителей РСФСР, Белоруссии и Украины (8 декабря 1991 года). Алма-атинская встреча (21 декабря 1991 г). Образование Содружества Независимых Государств. Последствия распада СССР. Влияние распада СССР на международные отношения Общая характеристика постсоветского политического пространства в начале XXI столетия. Три региональных группы государств СНГ: общие закономерности и противоречия. Возможности и трудности стабилизации и совершенствования государств постсоветского ареала.

2.

Модуль 2. Европейская группа стран СНГ: Белоруссия, Украина, Молдавия

Особенности политической жизни Белоруссии в период руководства С. Шушкевича и В. Кебича (1991–1993 гг.). Утверждение у власти президента А. Лукашенко. Этапы Российско-Белорусского сближения в 1991–1999 гг. Структура руководящих органов союзного государства. Отношения власти и оппозиции в белорусском обществе. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии: замысел и перспективы реализации.

Основные направления взаимодействия и проблемные узлы российско-украинских отношений в период руководства президента Л. Кравчука (1991–1994 гг.). Крымский сепаратизм и раздел Черноморского флота. Первый президентский срок Л. Кучмы (1994–1999 гг.). Особенности политического процесса, политические партии и политические блоки Украины.

Молдавия в 1991–1999 гг.: становление государственности. Конфликт в Приднестровье и роль 14-й армии. Политические партии и особенности политического процесса в период руководства М. Снегура и П. Лучинского. Власть и оппозиция. Румынский фактор в политической жизни Молдавии

3.

Модуль 3. Страны СНГ Кавказского региона: Грузия, Армения, Азербайджан

Политическое развитие Грузии: волнения периода перестройки, 3. Гамсахурдиа и «Тбилисская война», приход Э. Шеварднадзе: особенности его политики по отношению к России и Западу. Осетинский конфликт, война в Абхазии. Попытки урегулирования конфликтов и миротворческие усилия России. Фактор России в политической жизни Грузии.

Политический процесс в Армении: от Л. Тер-Петросяна к Р. Кочаряну. Истоки Нагорно-Карабахской проблемы. Ориентация Армении на Россию. Особенности российско-армянского сотрудничества.

Политический процесс в Азербайджане в 1990-е годы: Карабахский конфликт. А. Муталибов, А. Эльчибей, Г. Алиев. Политические партии. Власть и оппозиция. Азербайджан между Западом, Турцией и Россией.


4.

Модуль 4. Центрально-азиатский блок стран СНГ: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан

Авторитаризм Н. Назарбаева и демократические институты Казахстана. Политическая оппозиция в современном Казахстане. Казахстанский вариант «евразийского проекта».

Киргизская модель демократии. Эволюция президентской власти А. Акаева. Способы смягчения этнических и религиозных противоречий. Тенденции к авторитаризму в современной Киргизии.

Президент И. Каримов и его роль в становлении государственности современного Узбекистана. Оппоненты и противники президента внутри и вне системы. Угроза исламского экстремизма. Перспективы сохранения светской государственности в Узбекистане начала XXI века.

Гражданская война в Таджикистане и ее последствия. Президент Э. Рахмон и его роль в становлении современной политической системы Таджикистана. Исламский экстремизм и его проявления. Перспективы независимой государственности в современном Таджикистане.

Политическая идеология и политическая практика президента С. Ниязова. Причины и следствия тенденции к туркменской исключительности и автаркии. Влияние зарубежных держав. Особенности туркменского авторитаризма..



^ 5. Образовательные технологии

Для достижения цели дисциплины, повышения качества образования и формирования компетенций используется сочетание проблемной и контекстной образовательных технологий, которые являются технологиями интерактивного обучения. Выбор технологий увязан с формами аудиторных занятий (лекции, семинары) и необходимостью организации и контроля самостоятельной работы студентов.

Аудиторные:

Лекции информационного типа, выступление с докладом, дискуссии, работа в мини-группах, тематические групповые дискуссии,

Внеаудиторные:

Работа в глобальной сети (использование Интернет-технологий), поиск информации, работа с источниками и литературой по курсу.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В курсе предусмотрены две формы контроля:
промежуточный и итоговый.

^ Промежуточный контроль: оценка выступления, экспресс-анализ работы в мини-группах, рейтинговая оценка участия в дискуссии, оценка доклада на семинарском занятии

Цель: оценить промежуточные итоги деятельности студентов, понять «проблемные места».

^ Итоговый контроль: формой итогового контроля является зачет.
Темы докладов

  1. Белоруссия в годы президентства А.Г. Лукашенко

  2. Украинская «оранжевая революция» и ее победа в политической борьбе 2004 г.: предпосылки, условия, результаты

  3. Проблема Приднестровья и позиция России

  4. Предпосылки, особенности и результаты «революции роз» в Грузии в 2003 г.

  5. Конфликт в Нагорном Карабахе: истоки, особенности, военно-политические аспекты

  6. Современный Азербайджан: политическая система и основные политические события

  7. Складывание политической системы Казахстана

  8. Постсоветская Киргизия: особенности внутриполитического устройства страны

  9. Постсоветский Узбекистан: складывание политической системы страны

  10. Особенности политического развития Туркменистана в годы правления С. Ниязова

  11. Гражданская война в Таджикистане: предпосылки, ход событий и последствия


Тематика практических занятий
ТЕМА 1. Становление независимой Белоруссии

План

1. Становление институтов государственности в независимой Белоруссии.

2. Белоруссия на первом этапе становления государственности: период
С. Шушкевича и В. Кебича

3. Белоруссия в годы президентства А.Г. Лукашенко

4. Российско-белорусские связи и их влияние на политическую систему Белоруссии.
Источники

  1. Устав Содружества Независимых государств, от 22 января 1993 года // Действующее международное право. Сборник документов. В 3 т. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1996. T. 1. Раздел 8.

  2. Договор о союзе Беларуси и России. Москва, 2 апреля 1997 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1998. Т. 2.

  3. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии // Российская газета. № 21. 2000. 29 января.

  4. Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии // Российская газета. № 22. 2000. 1 февр.

  5. Лукашенко А. Мы – за равноправный союз // Наш современник. 2004. № 1. С. 182–198.

  6. Лукашенко А. Союзное государство должно быть. И оно будет // Российская Федерация. 1999. № 22. С. 6-11.

  7. Интернет-ресурсы: Официальный сайт президента Белоруссии // http://www.president.gov.by/


Литература

  1. Бабурин С. Общая история, общая судьба [Россия - Белоруссия] // Российская Федерация. 1999. № 22. С. 12-14.

  2. Белоруссия: Путь к новым горизонтам / Под ред. Е.М. Кожокина. М., 1996.

  3. Демидов В.Союзу с Белоруссией – да, договору – нет! // Деловой мир. 1997. № 25-26. С. 3.

  4. Драчевский Л. Россия и Белоруссия создают союзное государство // Международная жизнь. 2000. № 1. С. 20-26.

  5. Кирилкина И.Л.Состояние и основные тенденции развития белорусской партийной системы // ПОЛИС: Политические исследования. 2001. № 4. С. 108-113.

  6. Конобеев В. ЕС – Россия – Беларусь: императивы взаимодействия (Взгляд из Минска) // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 5. С. 199-111.

  7. Легволд Р. Белоруссия во внешней политике США // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности / Под ред. Ш. Гарнетта и Р. Легволда. М., 1998.

  8. Лисовская Н. Переговоры с ВТО: опыт Киргизии и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 6. С. 105-110.

  9. Николаенко В. Десять лет договору о коллективной безопасности // Международная жизнь. 2002. № 4. С. 62-66.

  10. Никонов В. Белоруссия во внешней политике России // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности / Под ред. Ш. Гарнетта и Р. Легволда. М., 1998. С. 61-86.

  11. Перепелица Г. Белорусско-российская военно-политическая интеграция и ее влияние на безопасность Украины // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности / Под ред. Ш. Гарнетта и Р. Легволда. М., 1998. С. 87-114.

  12. Республика Беларусь: Проблемы социально-экономического развития // Общество и экономика. 1998. № 12. [Специальный выпуск].

  13. Розанов А. Республика Беларусь: внешнеполитические ориентации // Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности / Под ред. Ш. Гарнетта и Р. Легволда. М., 1998. С. 33-60.

  14. Роль Белоруссии в современном мире и позиция США (Сводный реферат) // Россия и ее соседи: «Славянский треугольник» в СНГ: Сб. статей и обзоров. М., 2002. С. 199-207.

  15. Рудый К.Свободные экономические зоны в Республике Беларусь // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4. С. 87-91.

  16. Тиммерман Х. Отношения Белоруссии и России в общеевропейском контексте. М., 2003.

  17. Тиммерман Х. Украина и Белоруссия: новые соседи Европейского союза // Миро­вая экономика и международные отношения. 2004. № 6. С. 49–60.

  18. Уайт С., Лайт М., Лоуэнхардт Дж. Белоруссия, Молдавия, Украина: к Востоку или к Западу? // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 7. С. 59-67.

  19. Федулова Н. Перспективы российско-белорусского объединения // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7. С. 93-102.

  20. Фурман Д.Е., Буховец О.Г. Белорусское самосознание и белорусская политика // Свободная мысль. 1996. № 1. С. 57-75.

  21. Чернов В. НПО в Белоруссии: проблемы становления и развития // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 12. С. 32-39.

  22. Щербакова Ю.А. Россия и Беларусь: проблемы и перспективы отношений (Обзор работ российских ученых) // Россия и ее соседи: «Славянский треугольник» в СНГ: Сб. статей и обзоров. М., 2002. С. 174-192.

  23. Интернет-ресурсы:

Федута А. Мир как воля и представление: Штрихи к психологическому портрету Александра Лукашенко http://www.yabloko.ru/mac/Themes/Belarus/belarus-27.html
ТЕМА 2. Независимая Украина: первые политические шаги
План

  1. Политическое развитие Украины во время президентства
    Л. Кучмы

2. «Оранжевая революция» и ее победа в политической борьбе 2004 г.: предпосылки, условия, результаты

3. Российско-украинские отношения и их влияние на внутреннюю политику Украины

4. Внешняя политика Украины: между Востоком и Западом.
Источники

  1. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ, от 15 апреля 1993 г. // Действующее международное право. Сборник документов. В 3 т. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1996. T. 1. Раздел 5.

  2. Предвыборные дебаты В. Ющенко и В. Януковича. // Власть. 2004. № 46. С. 26.

  3. Соглашение между РФ и Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, от 15 января 1993 г. // Действующее международное право. Сборник документов. В 3 т. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1996. T. 1. Раздел 8.

  4. Черновил Т. Я не исключаю, что все закончится расколом государства // Известия. 2004. 9 декабря. С. 3.

  5. Ющенко В. Если бы я жил обидами, я бы не был политиком // Известия. 2004. 2 ноября. С. 3.

  6. Ющенко В. Я эту цену уже плачу – все видят мое лицо // Независимая газета. 2004. 23 ноября. С. 1,5.


Литература

  1. Годин Ю. Вступит ли Украина в славянский союз? // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 4. С. 101-106.

  2. Дугин А. «Две Украины»: Геополитика кризиса и карта гражданской войны. // Известия. 2004. 10 ноября. С. 4.

  3. Евзеров Р.Я. Украина: с Россией вместе или врозь? М., 2000.

  4. Кандауров С.П. Проблемы взаимоотношений России и Украины в области военно-техниче­ского сотрудничества // Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья. Сб. статей / Под ред. Е.М. Кожокина. М., 2000. Вып. 10. С. 5-24.

  5. Колесников Л.Ф., Малышева Е.А. Межконфессиональные противоречия на Украине и в России // Украина: вектор перемен / Под ред. Е.М. Кожокина. М., 1994. С. 133-144.

  6. Котельников В.С. Российско-украинские отношения: констелляция геополитических и на­циональных интересов // Россия и ее соседи: «Славянский треугольник» в СНГ: Сб. статей и об­зоров. М., 2002.

  7. Кучма Л. Украина – не филиал России // Российские вести. 2003. 16 сент. С. 15.

  8. Лапкин В.В., Пантин В.И. Восприятие западных институтов и ценностей в постсоветском пространстве: опыт Украины и России // Полис. 2004. № 1. С. 74-88.

  9. Легволд Р. Конфликт на Украине важно погасить как можно быстрее // Эксперт. 2004. № 46. С. 36.

  10. Лысякова Л.М. Независимая Украина: Государство, общество, граждане // Украина: вектор перемен / Под ред. Е.М. Кожокина. М., 1994. С. 145-192.

  11. Миллер А. На политических параллелях. Украина как национализирующееся государство // Pro et Contra. 1997. Т 2. № 2. С. 85-98.

  12. Мусатов В. Непростая судьба договора с Украиной // Межд. журнал. 1999. № 2.

  13. Окара А.Н. Альтернативные пути геополитического развития современной Украины // Мир и Россия на пороге XXI века: Вторые Горчаковские чтения. МГИМО МИД России (23-24 мая 2000 г.). М: РОССПЭН, 2001.

  14. Павловский Г. Революция, ее вожди и ее технологии. // Эксперт. 2004. № 46. С. 26 – 30.

  15. Рашидов О. Этюд в морковных тонах. // Русский Newsweek. 2004. № 24. С. 28 – 33.

  16. Сборов А. Разводной апельсин. // Власть. 2004. № 49.

  17. Суровцев Ю.Н. Псевдоальтернатива: Белоруссия и Украина: между «Европой» и Россией» // Россия и ее соседи: «Славянский треугольник» в СНГ: Сб. статей и обзоров. М., 2002. С. 69-106.

  18. Тиммерман Х. Украина и Белоруссия: новые соседи Европейского союза // Миро­вая эконо­мика и междунар. отношения. 2004. № 6. С. 49–60.

  19. Уайт С., Лайт М., Лоуэнхардт Дж. Белоруссия, Молдавия, Украина: к Востоку или к Западу? // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 7. С. 59-67.

  20. Ципко А. Что делается на Украине. // Литературная газета. 2004. № 48. С. 2.

  21. Черкасова Е. Севастополь: еще раз о территориальной проблеме // Мировая экономика и междунар. отношения. 1999. № 9.

  22. Шпорлук Р. Украина органично воспринимает западные идеи. // Эксперт. 2004. № 46. С. 34.

  23. Эмерсон М. Пора извлечь уроки. // Эксперт. 2004. № 46. С. 32 – 33.

  24. Интернет-ресурсы:

Национальная информационная служба Украины: http://www.ukraine.ru/

Информационные сайты: http://www.meta.ua/; http://mignews.com.ua/politic/ukraine/130430.html

Политические партии Украины: http://www.meta.ua/topics.asp?t=418
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа учебной дисциплины «История Канады»
Одобрено Учебно-методическим управлением Школы, для которой разработана программа
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа учебной дисциплины «История международных отношений и внешней политики России»
Одобрено Учебно-методическим управлением Школы, для которой разработана программа
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа дисциплины «История уголовного права России»
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconПродвижение концепции «просвещенного евразийства» итрансформация...
Продвижение концепции «просвещенного евразийства» и трансформация общественно-политического сознания в странах постсоветского пространства...
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической...
Днм. 03; цикл «Дисциплины направления»; раздел «Федеральный компонент» основной образовательной программы высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа дисциплины политология направление подготовки «020700 История»
Научить студентов оценивать политические концепции в контексте их актуальности для современной России, проводить типологию политических...
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа дисциплины
Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях, навыках (компетенциях), сформированных у обучающихся в учреждениях общего среднего,...
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconРабочая программа курса «история украины» пояснительная записка программа...
«Лечебное дело» и квалификации «врач-стоматолог» по специальности 110106 «стоматология» Харьковского национального медицинского университета...
Рабочая программа дисциплины история государств постсоветского пространства Специальность «030401 История» iconКафедра социально-культурного сервиса и туризма
Рабочая учебная программа дисциплины «Всемирная история» составлена на основании требований государственного образовательного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница