Лекция Введение


НазваниеЛекция Введение
страница1/13
Дата публикации28.03.2013
Размер2.29 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Лекция 1. Введение.

Понятие искусства. Происхождение искусства.

Искусство в современном понимании – это живое порождение народов и культур, самовыражение общества и вместе с тем форма, в которую облекаются мысли, чувства, потребности, страхи и мечты, сближающая людей разных стран и разных эпох.

Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Однако, когда, где и почему возникло искусство – точно и однозначно ответить невозможно. Оно не началось в строго определенный исторический момент – оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с человеком.

История искусства напоминает не лестницу, непрестанно уходящую ввысь, где каждая ступень, выполнив свою функцию, уступает место следующей, а горной цепи, сияющие вершины которой, соперничая друг с другом, образуют величественную и незыблемую в своей красоте панораму. Искусство отражает эпоху. У каждой из цивилизаций – будь то древняя Эллада или Голландия XVII в. был свой идеал красоты, была своя вера, и, чтобы выразить их, каждый создал свое искусство –новоявленное и неповторимое. Таким образом, о прогрессе в искусстве можно говорить лишь очень условно. В искусстве стареет все то, что выражает временные, преходящие умонастроения, наклонности, вкусы. Шедевры искусства через свое, т.е. присущее определенной эпохе, определенному народу, всегда возвышаются до общечеловеческого.

Лекция 2. Возникновение культуры в первобытном обществе.

Первобытное искусство.

Первобытный человек чувствует потребность отметить видимыми знаками природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается великое наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки. Резные работы, скульптура, керамика и предметы обихода, искусно выполненные, отражают стремление к красоте. Большая часть досторических художественных произведений утрачена, поскольку они были выполнены на непрочной основе (древесная кора, древесина, шкуры) или поверхностях, открытых непогоде. Поэтому нет свидетельств художественной эволюции и первобытное искусство представляется возникшим из ничего уже в зрелом виде.

Вначале был знак, порожденный необходимостью заявить права обладания территорией (отпечатки человеческой руки). Когда охота стала основным занятием, отпечатки сменились резными изображениями, выполненными с помощью осколков камня, кремневых резцов, и настенной живописью с использованием природных красок (угля, земли, соков растений). Искусство примитивных охотников верхнего палеолита рождалось из смутных магических нужд: изображая схватку с животным, они рассчитывали обеспечить успех в охоте. Когда охотники превратились в земледельцев (неолит), восприятие мира стало статическим: наскальное искусство постепенно сошло на нет с появлением письменности.

Язык изображений – это дописьменная форма коммуникации. В первобытном искусстве принято выделять два основных вида: «движимые» образцы и «недвижимые» образцы.

К так называемым «движимым» образцам относятся предметы из керамики или резные фигурки.

Искусство небольших предметов имеет очень древнее происхождение – средний палеолит (120-40 тыс. лет до н. э.) Первыми примерами были образцы резьбы по кости в виде параллельных и ломаных линий. В верхнем палеолите (40-10 тыс. лет до н. э.) это искусство достигает своего наибольшего развития. Наиболее распространенными были так называемые «палеолитические венеры» – примитивные изображения женщин, которые в большей степени являлись идолами плодородия, чем символами женственности. Очень распространены были изображения животных: лошадей, бизонов, туров. Менее распространены были изображения хищных животных, например львов. Птицы, вырезанные на камне, кости и бивнях мамонта, встречаются гораздо реже. В мезолите и неолите очень распространены изображения домашних животных.

Посуда из обожженной глины впервые встречается в Китае, в культуре Пейлиган (VII – VI тыс. до новой эры). Глиняные сосуды были украшены изображениями рыб и других животных. В VI веке до н. э. на Ближнем и Среднем востоке началось изготовление керамики, сперва в домашних условиях, простой, грубой, обожженной дотемна или красно-коричневого цвета, с круглым отверстием, декорированной простыми или провернутыми отпечатками раковин и позднее геометрическим или фигурным орнаментом. В Африке первая примитивная керамика из глины, смешанной с соломой, имевшая неровную, бугристую поверхность, появилась в Египте в V тыс. до н. э. В Европе первая гладкостенная керамика появилась в IV тыс. до н. э. в Швейцарии, Северной Италии и во Франции.

Недвижимые образцы первобытного искусства представлены наскальной живописью. Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. В середине XIX века не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые ещё могут быть открыты, будут неизбежно гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

Первые рисунки были открыты свыше 120 лет тому назад, но только в начале нашего века они были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе.

В историю искусства навсегда вошло имя Марселино де Саутуолы, первооткрывателя настенных рисунков в пещере Альтамира, называемой “Сикстинской капеллой первобытного искусства”. Саутуола исследовал пещеры, находящиеся в окрестности того места, где он жил. Альтамиру он впервые посетил в 1875 году. Затем, ознакомившись в Париже с богатым собранием гравюр на костях с зооморфными изображениями и орнаментацией, он решил ещё раз осмотреть пещеру. В 1879 году его девятилетняя дочь обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки.

Год спустя, в 1880 году, преодолев свои сомнения, Саутуола выступил с публичным заявлением о том, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека. Эту точку зрения он отстаивал до конца своих дней. Дело в том, что дерзкое утверждение Саутуолы вызвало согласное возмущение всех крупнейших учёных того времени. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Но Альтамира доказала, что человеческий гений был свойственен уже охотникам на мамонтов и что, следовательно, он не зависит прямо пропорционально от уровня технической цивилизации. Это утверждение прозвучало как гром среди ясного неба, оно было столь неожиданным, что учёный мир даже обвинил Саутуолу в подделке. Было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия. В 1881 году в Альтамиру был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте произвести экспертизу изображений. Его заключение было беспощадным: рисунки, якобы, имеют новейшее происхождение и могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы. Результаты “экспертизы” укрепили скептическое отношение к Альтамире со стороны виднейших палеоисториков, и альтамирские рисунки без изучения и доказательств были осуждены как подделка.

Но открытия настенных изображений в пещерах Европы множились. В 1878 году Широн сообщил о находке гравюр в пещере Шабо, Франция, и представил их фотографии, но это сообщение осталось незамеченным. В 1895 году Ривьер открыл изображение на стенах пещеры Ла Мут во Франции и предположил их палеолитический возраст, но и его заявление не вызвало ничего кроме насмешек. В 1987 году была открыта пещера Марсула, и хотя ранее она была неизвестна, и следовательно, не могла посещаться людьми, в ней также были обнаружены рисунки.

Одновременно всё больше множилось рисунков, гравюр, различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших прямо в культурном слое. Это заставило многих скептиков пересмотреть свою точку зрения. Палеонтолог Арле, который первый раз проводил экспертизу в Альтамире, снова посетил эту пещеру, отрёкся от своих предыдущих предположений и установил, что находящиеся там изображения являются подлинными. К сожалению, Саутуола не дожил до дня своего торжества. В последующие годы стали появляться новые сообщения об открытии пещерных рисунков в Испании, Франции, а также в России на Урале. Из крупных открытий палеонтологического искусства за последние сорок лет следует привести пещеры Ляско(1940), Руффиньяк(1956), Дель Ромито(1961), а также Капову пещеру на южном Урале(1959) и Хоит-Цэнкер Агуй(1972) в западной Монголии.

Характер палеолитического искусства - размещение рисунков и гравюр. Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в трудно доступных местах, в исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции. Известны и рисунки, помещённые на потолке, на столь низко нависающим над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка. Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня, который был достижим при естественных возможностях, художник должен был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале камня.

Манера исполнения и перспектива. Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. Среди таких зверей, как горный козёл, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамонты и бизоны. В пещере Ляско, например, огромный тур изображён рядом с крошечной лошадью. В Кап Бланк между ногами одной из лошадей вытесан бизон ничтожных размеров. Часто в одном месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Поскольку не соблюдались пропорции между величиной отдельных животных, постольку они не могли быть изображены по законам перспективы. Наше пространственное видение мира требует, чтобы более удалённое животное было на картине соответственно меньших размеров, чем более близкое, но палеолитический художник, не утруждая себя подобными “деталями”, скорее всего писал каждую фигуру отдельно. Его перспективное видение (а вернее, полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта. На гравюре горного козла из Эббу полностью отсутствует перспектива в передаче рогов: оба рога изображены не фронтально, а сбоку, причём один рог противопоставлен другому. Художник пытался передать глубину пространства, изобразив передние ноги животного скрещенными, как бы желая этим сказать, что одна нога впереди, а другая сзади. При первом знакомстве с палеолитическим искусством сразу бросается в глаза частая суперпозиция изображений и отсутствие композиции. Однако некоторые образы и группы столь впечатляющи, что нельзя удержаться от мысли о том, что первобытный художник задумал и написал их как нечто цельное. Даже если пространственная или плоскостная концепция и существовала в палеолитическим искусстве, она кардинально отличалась от наших сегодняшних представлений. Существенные отличия отмечаются и в последовательности выполнения отдельных частей тела. В понимании европейца человеческое или звериное тело - это система, складывающаяся из частей неодинаковой значимости, у художники же каменного века предпочитают другой порядок. В некоторых пещерах археологами были обнаружены изображения, на которых не хватает именно головы, как второстепенной детали.

Обычны для палеолитического искусства и такие рисунки и гравюры, на которых изображено не только то, что художник видел в реальности, но и то, что он знал об изображаемом предмете. Так, у мамонта из пещеры Пиндаль на севере Испании сердечная область обозначена красным цветом. На гравированной рыбе из Абри дю Пуассон изображены её внутренности.

Движение в наскальном искусстве. При более подробном рассмотрении памятников палеолитического искусства мы с удивлением обнаружим, что первобытный человек изображал движение гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд. На древнейших рисунках и гравюрах движение выражают положение ног, наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Нехитрые контуры животного со скрещивающимися ногами дают нам пример такого движения. Почти во всех случаях, когда палеолитический художник старался передать четыре конечности животных, он видел их в движении. В пещере Пеш-Мерль был обнаружен рисунок бегущего большерогого оленя, выполненный пальцем на глине, отложившейся на стенах пещеры. Стремительный бег оленя здесь передан вытянутыми ногами животного. Точно так же можно увидеть галоп лошади изображённой на рисунке, обнаруженном в пещере Фон де Гом. Совершенно отчётливо создаётся картина прыжка на изображении лошади, найденном в Абри де Монтастрюк. Передние ноги, согнутые в коленях, прижаты к поднятому на дыбы туловищу, а голова, шея и круп вытянуты параллельно задним ногам, изготовившимся к толчку. Из многочисленных примеров вытекает, что передача движения была сравнительно обычным делом для палеолитического художника.

Техника палеолитического искусства. Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими инструментами. Такие крупные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер и не оставляют сомнений относительно техники этой работы. Для гравюр среднего и позднего палеолита типична более тонкая проработка. Их контуры переданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены гравюры, комбинированные с росписью и гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Некоторые детали часто заштрихованы, например грива, шерсть на брюхе животного и т.д. По возрасту эта техника, видимо, моложе простой контурной гравировки; она пользуется методами, присущими скорее графическому рисунку, чем гравюре или скульптуре. Реже встречаются изображения, выгравированные пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство из них не сохранилось до нашего времени потому, что они менее стойкие, чем гравюры на скальной породе. Люботны также две фигурки бизонов из пещеры Тюк д’Одубер. Человек не воспользовался пластическими свойствами глины, он не моделировал бизонов, но всю скульптуру выполнил в той же технике, которая применяется при работе по камню.

Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене пальцем, покрытым цветной глиной. Эту технику считают самой старой. Иногда эти завитки и линии своей бессистемностью напоминают неумелые каракули ребёнка, в других случаях мы видим чёткое изображение - например, рыбу или бизона, умело выгравированное каким-то острым предметом на полу с глинистым наносом. В монументальном наскальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.

Для гравюр, так же, часто применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и тёмнобурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лемонита и гемотита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир. Известны отдельные находки посуды из-под красок. Не исключено, что красная краска использовалась тогда для раскрашивания тела в ритуальных целях. В позднепалеолитических слоях были обнаружены и запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие карандашей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Лекция Введение iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция Введение iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Лекция Введение iconЛекция Введение в менеджмент 1 Введение в последние годы в нашем...
«менеджмент» («Менедж» управлять). В вузах России начали изучать новый курс «Основы менеджмента и маркетинга». Обратиться к опыту...
Лекция Введение iconЛекция введение в экономическую теорию
Особенное разделение труда, межотраслевой комплекс, экономическая мезоинтеграция (фпг)
Лекция Введение iconКонспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление...
В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции....
Лекция Введение iconЛекция введение в экономическую теорию
Задание Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение
Лекция Введение iconЛекция на тему: введение в физиологию
Физиология человека: в 4-х томах. Перевод с английского/ Под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996
Лекция Введение iconЛекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира
Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных
Лекция Введение iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Введение iconПлан работы группы 504 по дисциплине
Лекция: «Введение в дисциплину. Понятие науки. Место и роль науки в современном мире»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница