Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие


Скачать 430.96 Kb.
НазваниеУкраинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие
страница1/4
Дата публикации30.03.2013
Размер430.96 Kb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

ГОУ ВПО «Российский химико технологический

университет

им. Д.И. Менделеева
Новомосковский институт (филиал)

Шакиров Ю.А.


Украинизация Малой России в XІX – І половине XX вв.



Учебное пособие

Новомосковск

2010
УДК 930.2

ББК 63.3(2 Рос) 52

Ш 176

Рецензент:

к.и.н., доцент Л.Ю. Казанина

(Новомосковский институт Российского химико технологического

Университета им. Д.И. Менделеева)
Шакиров Ю.А.

Ш 176 Украинизация Малой России в XІX – І половине XX вв.: Учебное пособие/ ГОУ ВПО РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковский институт (филиал), Новомосковск, 2010. –с.


ISBN
В учебном пособии рассматривается процесс политизации терминов «Украина» и «украинец» в отношении Малой России на протяжении XІX – І половины XX вв., получивший название «украинизация».

Для студентов неисторических факультетов дневной, вечерней и заочной форм обучения при изучении курса «Отечественная история», активистов политических объединений, интересующихся современной историей России.

Библиогр.: 9 назв.
ISBN


УДК 930.2

ББК 63.3(2 Рос) 52

© ГОУ ВПО Российский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева,

Новомосковский ин-т (филиал), 2008
Содержание

  1. Введение 4

  2. Термины «Украина» и «украинец» в ІX–XVІІІ вв. 4

  3. Рождение термина «украинец» на рубеже XVIII–

XІX вв. 6

  1. Укоренение термина «украинец» в русском языке 7

  2. Формирование «украинской» популяции в Австро-

Венгерской империи. 9

  1. Украинизация по-советски 12

  2. «Украинский вопрос» в Польше в период между

двумя мировыми войнами 18

  1. Фашистская «украинизация» во время оккупации

Украинской ССР в 1941-1943 гг. 20

9. Приобретение Украинской ССР международного статуса 24

10. Заключение 26

11. Библиография 27

Введение.

Для организации информационно-психологических диверсий против современной России, немалое значение зарубежными специалистами по пропаганде, уделяется разжиганию националистических страстей, и, прежде всего, вражды и ненависти к русскому народу. Одним из главных средств в этом вопросе является своеобразная интерпретация русской истории.

Менее чем за сто лет в исторической литературе, в русском языковой среде, на географических и политических картах появились такие термины как «Украина», «украинец», «украинский язык». С 1991 года политической реальностью стало независимое государство Украина, которое ещё в составе СССР в 1945 году стало членом ООН.

В этом государстве главным средством идеологического воспитания населения в национальном духе служит система образования, краеугольным камнем которой является преподавание истории. За годы независимости государства тотальному пересмотру подверглась вся его история с древнейших времен до современности. Задним числом украинские историки выдумали, якобы существовавший в древности фантастический «украинский народ», который веками боролся за независимость против главного своего врага – России, нещадно эксплуатировавшей Украину, душившей её культуру, язык, не брезговавшей даже геноцидом. Эти же псевдоучёные трактуют украинскую историю как историю европейскую, тесно связанную с европейской политической и культурной средой.

Исходя из этого, возникает необходимость рассмотрения истоков этой пропаганды, которая создаёт угрозу для возникновения на границах России русофобского, враждебного государства.

^ Термины «Украина» и «украинец» в ІX–XVІІІ вв.
Летописные источники по истории ІX–XІІІ веков в качестве этнонимов для названия населения Киевской Руси использовали термины «Русь», «русский род», «русские», «русы», «россы», «русский народ». В основе всех их лежат два ключевых слова – «Русь» и «русский». Именно так называли себя жители Руси в то время. Термины «великороссы», «малороссы», «белорусы», «россияне», и уж тем более «украинцы», были изобретены позже, и с точки зрения науки не имеют права на внедрение задним числом в предшествующую эпоху.

В XІV–XVІІІ веках русский народ был разделен между Московской Русью и Литвой, которая в XVІ веке вместе с Польшей образовала государство Речь Посполитая, где правили поляки. Для обозначения территорий, находящихся под властью польской шляхты применялись названия «Малая Русь» и «Белая Русь». В исторических документах той поры ни в одной строчке не упоминается ни «Украина», ни «украинцы», ни «Белоруссия», ни «белорусы».

Польская оккупация Малой и Белой Руси, населённых русским народом, отразилась на языке, культуре и обычаях. В русский язык попало много польских слов, а высшие слои Малороссии начинали родниться с поляками, и, забывая русские корни, начинали говорить по-польски, переходить в католическую веру, постепенно превращаясь в поляков.

Но ополячивание «верхов» не привело к ассимиляции «низов» – русский народ сохранил православную веру, родной язык, традиции, что и предопределило историческое решение Переяславской Рады о воссоединении Малой и Великой Руси. Не «украинцы», а русские шесть лет сражались с Польшей. Богдан Хмельницкий, в июне 1648 года отправил универсал жителям Львова: «Прихожу к вам как освободитель русского народа; прихожу к столичному городу земли червонорусской избавить вас из польской неволи». Польский гетман Сапега в те дни писал: «Против нас не шайка своевольников, а великая сила целой Руси. Весь народ русский из сел, деревень, местечек, городов, связанный узами веры и крови с казаками, грозит искоренить шляхетское племя и снести с лица земли Речь Посполитую».

После воссоединения Левобережья Днепра с Великой Русью начался обратный процесс постепенного вытеснения всевозможных полонизмов под общим воздействием общерусского языка. Более того, в создании литературного русского языка, решающую роль сыграли выходцы из Малороссии: Мелетий Смотрицкий, Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др.

Что же касается «украин» (т.е. окраин), то этот термин, как и в русском языке, так и в польских источниках, применялся только к приграничью, окраинам государства. Кто мог бы подумать, что в XX веке кое-кто, опираясь на это слово, будет всерьёз рассуждать об истории фантастической страны «Украина»?

Во второй половине XVІІІ века, в 1772, 1793 и 1795 гг. были осуществлены три раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией. В результате этих актов Россия возвратила себе свои владения в юго-западных русских землях и современной Белоруссии. Однако Галиция, Карпатская Русь и Буковина, вместе с русским населением, отошли к Австрии. Во время всех трёх разделов, ни о каких «украинцах» или «белорусах» речи не было.

Именно в это время появляется произведение неизвестного автора «История русов». Ряд исследователей относят появление этого произведения к периоду с 1801 по 1810 гг. Другие исследователи убедительно показывают, что «История руссов» появилась в период с 1760 по 1780 гг., когда казацкая старшина добивалась российского дворянства. Произведение, переполненное ненависти к Московскому царству, отличал хороший русский литературный язык, ибо «украинский язык» ещё не был изобретён. Автор подал «Историю русов» по традициям казацких летописей, которыми он пользовался, использовал собственные воспоминания. Центральной фигурой в «Истории русов» выступает гетман Богдан Хмельницкий. Автор уделил значительное внимание восстаниям русов против поляков, гетманству Мазепы, взятию Меншиковым Батурина, Полтавской битве, арестам казаков и старшин, трагической судьбе гетмана Полуботка и ликвидации гетманщины. Воспевалось казачье прошлое и «казачья вольность». «История Русов» была известна Пушкину, Гоголю, Рылееву. Россказни о «золотом» веке казачества и «подлых москалях» оказали огромное влияние на Т. Шевченко. Именно из них он черпал ненависть к русской истории, к Екатерине ІІ.

Историки характеризуют «Историю Русов» как недостоверное историческое произведение. Так, например, Н. Костомаров, в молодости попавший под влияние польских историков, только на склоне лет пришёл к ясному заключению, что в «Истории русов» «много неверности и она… распространяла ложные воззрения на прошлое Малороссии». Также он отмечал: «Мне значительно повредило доверие, оказанное таким мутным источником, как "История русов"». Современная украинская историография, оценивает «Историю русов» как достоверный источник для изучения истории Украины XVIII века. Однако и в этом произведении, переполненном ненависти к России, слова «Украина» и «украинец» отсутствуют. Вплоть до XІX века эти слова в политическом лексиконе отсутствовали.
^ Рождение термина «украинец» на рубеже XVIII–XІX вв.
Уничтожение польского государства, воссоединение значительной части русского народа, вызвали со стороны польской интеллигенции протест. В том же 1795 году, когда был совершён третий и окончательный раздел Польши, в Париже вышла небольшая книга польского графа Яна Потоцкого «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах». Страстный путешественник и талантливый публицист, высказал «гипотезу», что жители Малой России не имеют ничего общего с русским народом, т.к. происходят от сарматов и настоящее название этого народа – «украинцы». Позже Потоцкий на русской государственной службе выслужил чин тайного советника, став кавалером ордена Святого Владимира I степени. Покончил жизнь самоубийством в декабре 1815, когда решения Венского конгресса похоронили его надежды на возрождение независимой Польши. Однако, если Потоцкий выводил «украинцев» от племён, так или иначе относившихся к славянам, то граф Тадеуш (Фаддей) Чацкий в произведении «О названии "Украина" и зарождении казачества» вышедшем в свет в 1801 году, уверял, что «украинцы» произошли от укров, особой орды пришедшей на место Украины из-за Волги в VII веке. От фантастических укров Чацкий и вывел слово «Украина» и слово «украинцы». Таким образом, выходило, что в «украинцах» нет ничего русского, а Екатерина ІІ, участвуя в разделах Польши, ложно думала, будто она возвращает в свою колыбель русских.

Казалось бы, лживые теории должны были бы сгинуть, но на деле это оказалось не так. Родной брат графа Яна Потоцкого, граф Северин Потоцкий, с 1803 по 1817 гг. был попечителем Харьковского университета. Большой патриот России, много сделавший для развития образования, он пригласил нескольких польских профессоров к преподаванию в этом университете. Вскоре этот учёный польский кружок начал пропагандировать мысли Я. Потоцкого и Чацкого о нерусском происхождении «украинцев» среди студенчества. Распространению этих взглядов облегчалось ещё и тем, что Александр І оставив за поляками руководящую роль в западнорусских областях, передал им всю систему народного образования Правобережной Малороссии. Поначалу движение «украинцев» оформилось в городе Умань, на Правобережье Малой России, недалеко от Киева. Эти земли они продолжали считать неотъемлемой частью Польши, а себя называли «украинцами», однако, будучи поляками, изъяснялись по-польски. После разгрома Польского восстания 1831 года, в котором уманские «украинцы» приняли самое активное участие, кружок прекратил свое существование.

^ Укоренение термина «украинец» в русском языке.
Однако дело польских «украинцев» не пропало. Эстафету «поколений» подхватили тайное Кирилло-Мефодиевское братство, созданное в Киеве в декабре 1845 года. Главными его деятелями были педагог Н. И. Гулак, историк Н. И. Костомаров, драматург П. А. Кулиш, художник и поэт Т. Г. Шевченко. Именно эти деятели, русские по происхождению, стали вовсю оперировать терминами «Украина» и «украинский». Именно они, первыми из русских, вбросили эти слова в русскую языковую среду, до того обретавшиеся только в польском языке. Об этом ясно говорит и программный документ братства – «Книга буття украінського народу». Эти, на тот момент ещё молодые люди, наслушавшиеся лекции польских профессоров, приняли за основу своей деятельности документ, который оценивал отношения «Украины» и Польши весьма положительно. Методологической основой «Книги буття…» стала «Истории русов», Оценивая прошлое, документ не скрывал своих симпатий к Польше: «И соединилась Украина с Польшею как сестра с сестрою…», «Но не погибнет Польша, ибо её пробудит Украина, которая не помнит зла и любит сестру свою так, как будто ничего не было между ними». Казаков, принявших российское дворянство, члены общества называли «выродками»: «…а хотя из украинской крови эти выродки, однако они не сквернят своими подлыми устами украинского языка и сами себя не называют украинцами…». Оценивая воссоединение русских земель в 1654 году авторы «Книги буття…» не жалели чёрных красок: «Но скоро увидела Украина, что она попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что такое значит царь московский, а царь московский значил то же, что идол и мучитель».

Члены Кирилло-Мефодиевского братства подверглись незначительным репрессиям, но в будущем все они стали знаменитыми, работали в Санкт-Петербурге. Некоторые из них, как историк Н. Костомаров, в значительной степени пересмотрели свои взгляды, но в целом их деятельность заложила основу для передачи эстафеты уже не из польских рук, а в «надёжные» руки сбитых с толку соотечественников. Естественно не без польского участия. Гуманное отношение к ним, такой человек как Кулиш оценивал иначе. В письме славянофилу С. Аксакову в октябре 1858 г. Кулиш писал следующее: «Нас горсточка, хранящих веру в свою будущность, которая, по нашему глубокому убеждению, не может быть одинакова с будущностию Великорусского народа. Между нами и вами лежит такая же бездна, как между драмой и эпосом: и то и другое великие создания божественного гения, но странно желать, чтобы они слились в один род!». Тем не менее, позже, Кулиш и его сторонники, под влиянием Костомарова, говорили не о двух народах – «русском» и «украинском», а о двух народностях, двух частях единого русского народа. В санкт-петербургской типографии, владельцем которой был Кулиш, свои произведения его сторонники, в том числе и Т. Шевченко, печатали только на русском языке, т.к. фантастического «украинского» не было и в помине.

Очередным этапом украинского движения стала «Громада», организованная в Киеве приват-доцентами университета св. Владимира М. Драгомановым, автором гимна «Ще не вмерла...» П. Чубинским и В. Антоновичем. Многие члены «Громады» впоследствии участвовали в создании «Просвиты» в Киеве, Полтаве, Екатеринославле, Одессе, Чернигове. «Титанические» усилия этих «сознательных украинцев» в 60-70-х гг., не заслуживают особого внимания. Если прибегнуть к арифметическому подсчёту этих самостийников по головам, то окажется, что речь идёт о нескольких сотнях человек. Интересно, что историк, поляк по происхождению, В. Антонович, осознав, что он является слепым орудием в чужих руках, пересмотрел свои взгляды, заявив об уходе из этого лагеря. «В настоящее-то время, польская публицистика, – писал он в «Исповеди», – на основании не имеющих практического значения исторических данных, решается утверждать, будто на правом берегу Днепра нет Руси, а только сущая Польша». Заканчивал он это произведение малороссийской поговоркой: «брехнею світ перейдеш, та назад не вернешся».

Подлинной находкой для украинофилов стала деятельность Михаила Грушевского. Уроженец польского города Холм, окончил Киевский университет, с 1894 года преподавал в Львовском университете. Грушевского на Украине величают «самым знаменитым украинским историком». В действительности же найти более лживого историка и столь же плодовитого во вранье как Грушевский практически невозможно. Его многотомное собрание сочинительств представляют набор фальсификации общепризнанных наукой фактов. Полемика с такого рода «учёным», равно как и с его учениками, невозможна. Факты Грушевского не интересовали и он врал без стеснения. Приделав к имени «Русь» прозвище «Украина», получив, таким образом, фантастическую страну «Украина-Русь», Грушевский заселил её фантастической «украинско-русской народностью». Далее, пописывая свои опусы, при встрече с терминами «русский», «Русь», «Малороссия», автоматически заменял их словами «украинец», «украинский» и «Украина». В результате такой «гениальной» операции «отец украинской истории» за несколько лет соорудил «тысячелетнюю украинскую историю», обеспечив самостийникам «исторические корни», без которых они выглядели придурками. Таким способом русских выбросили из Киевской и Малой Руси, а «украинцы» превращены в её хозяев. Все трюки Грушевского выглядят наглым и бесстыжим враньём, способным убедить, на первый взгляд, только полного идиота, до сегодняшнего дня пользуются спросом на Украине.
  1   2   3   4

Похожие:

Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного...
Учебное пособие предназначено для подготовки летчиков-наблюдателей по программе "Охрана лесов от пожаров"
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие Ответственный редактор Академик раен, доктор юридических наук Ю. А. Веденеев
К-65 Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв ред академик раен ю. А. Веденеев. — М.: Юриспруденция,...
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие Екатеринбург 2001 ббк 67. 411 П166
Пантелеев И. А. Подозрение в уголовном процессе России: Учеб пособие. – Екатеринбург: Издательствово Уральского юридического института...
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconРадаев В. В., Шкаратан О. И. Р15 Социальная стратификация. Учебное пособие
Программа обновление гуманитарного образования в россии в. В. Радаев, О. И. Шкаратан социальная стратификация учебное пособие Для...
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие по теме: «общая характеристика действия права»
Теория государства и права. Общая характеристика действия права: Учебное пособие. – Красноярск: Кафедра государственно-правовых дисциплин...
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие. Таганрог: Изд-во трту
Данное учебное пособие является электронной версией работы
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов специальностей «Биология»
М молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов: Учебное пособие. Мн.: Бгу, 2003. – 87 с.: ил
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие / Под ред. С. И. Соловьева и С. А. Ефимова. М.: Цокр мвд россии, 2005 96 с
Кулабухов В. В. Основы специальной техники: Учебное пособие / Под ред. С. И. Соловьева и С. А. Ефимова. М.: Цокр мвд россии, 2005...
Украинизация Малой России в XІX і половине XX вв. Учебное пособие iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница