Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.”


Скачать 90.64 Kb.
НазваниеУчебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.”
Дата публикации30.03.2013
Размер90.64 Kb.
ТипУчебник
userdocs.ru > История > Учебник
Изучение процесса христианизации Руси должно помочь учащимся сформировать полное представление о Руси X века, важнейшем периоде, в котором сложилось древнерусское государство.

Данный урок является вторым в разделе “Киевская Русь”, т.е. учащиеся уже знакомы с основными направлениями политики князя Владимира Святославовича.

Задачи урока:

Образовательные

  • Расширить представления о язычестве.

  • Раскрыть процесс христианизации Руси.

  • Оценить значение принятия христианства, при князе Владимире, для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

Развивающие – формировать умения

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

  • Сравнивать свидетельства разных источников.

  • Самостоятельной исследовательской работы.

  • Анализировать историческую информацию, представленную в виде таблиц.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном;

  • отрывки из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина М, 1990. С. 36-37,39 (Приложение 1) и “Чтения и рассказы по истории России” С. М. Соловьева М., 1989. С. 45. (Приложение 2);

  • учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.”.

Презентация

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

  1. В начале урока учитель проводит опрос по усвоению материала прошлого урока (^ Слайд №1).

  2. Учитель называет тему урока (Слайд №2), формулирует задачи урока (Слайд №3) и опорный план урока (Слайд №4).

  3. Основная часть урока.

Учитель:

Важнейшей чертой государственности является особая идеология или религия. С течением времени, по тем или иным причинам она перестает отвечать современным требованиям государства, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце X в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.

До принятия христианства господствующей религией на Руси было язычество. В современной науке язычеству соответствует термин “политеизм” – многобожие. Русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества.

Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основных языческих богов древних славян “Язычество на Руси” (Слайд №5). По ходу лекции учителя учащиеся заполняют таблицу.

Восточные славяне в IV-Х вв. были язычниками. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от стихийных сил природы. Оно появилось в глубокой Древности и постоянно развивалось. Восточные славяне поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов, ведущих между собой постоянную борьбу. Злые духи – “упыри”, вампиры, оборотни. Чтобы уберечься от оборотней, прибегали к различного рода заговорам, амулетам-оберегам. “Упырям” противостояли добрые духи – “берегини”, охранявшие жизнь и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы Добра, помещенные на их одежде, на посуде, в жилище, прогонят духов зла. К таким знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. И “упырям”, и “берегиням” приносились жертвы, чтобы умилостивить их. Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и водяные. В глубокой древности зародился у славян культ Рода и рожаниц, божеств плодородия. ВIX-X вв. культ Рода и рожаниц глубоко чтился среди земледельцев. Рожаниц изображали в виде маленьких глиняных женских фигурок. Род считался верховным божеством неба и земли, он главенствовал над солнцем, дождями, водой, грозами. Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, а Купала был богом лета. Велес – был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов. Язычники верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с землей находилось в супружеских отношениях. Летом небо держало землю в своих объятиях, освещая ее лучами света, окропляя дождем, а зимой они расходились. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был с ними Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад. Почитаемым у славян богом был Перун – повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. Стрибогу – богу ветра, бури и урагана – поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Богом подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, а также считалась покровительницей торговли. Язычники всегда стремились воздействовать на своих богов. К ним обращались с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, баранов, варили пиво, пекли пироги. Богов как бы приглашали к участию в этих пирах, они обязательно должны были стать сотрапезниками людей. Пиры устраивались в специально созданных для этого святилищах – требницах. В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Вывод (Слайд №6).

Можно заранее дать одному из учащихся задание подготовить доклад “Религия восточных славян”. Учитель обращает внимание на пустующие графы – д/з (по выбору).

Далее учитель освещает вопрос о проникновении христианства в русские земли до Владимира, значении крещения княгини Ольги и дает оценку попытке создания Владимиром пантеона языческих богов во главе с Перуном.

Учитель:

(Слайд №7) Христианство – одна из мировых религий. Возникла в I в. н.э. в Иудее. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых – католицизм, православие и протестантизм. Они отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, особенностями культа. Две традиционные конфессии (вероучения) христианства – католицизм и православие. Протестантизм возникает лишь с XVI в. С разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную ведет отсчет существование двух ветвей христианства – западного (католицизм) и восточного (православие). Первое получило распространение на Западе и активно включало в себе правовое и культурное наследие Древнего Рима. Рим стал и главной святыней католиков, в которой находилась и поныне находится резиденция папы – наместника бога на земле и главного духовного и юридического вождя церкви и всех верующих. Православие, напротив, активно распространяется в Византийской империи и потому в церковной организации и догматике тяготеет к Византийскому образцу христианства.

Торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, обращались в христианство и приносили на Русь новое учение, предавая его славянам. Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и была построена церковь святого Ильи. Княгиня Ольга крестилась в 955 г. и стала пропагандировать христианство, уничтожив ряд языческих святилищ и построив ряд христианских храмов, в том числе деревянный Софийский собор в Киеве.

Но только в правление князя Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие Русью христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии восточнославянских союзов племенных княжеств начала формироваться структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем- военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти прежние языческие культы. Владимир попытался реформировать язычество. Он создал возле своего киевского дворца единый общерусский пантеон языческих богов разных племен. Главным богом был Перун – бог войны, грома и молнии. (Слайд №8) Но первая религиозная реформа не принесла желаемого результата, на Русь большое влияние оказывали соседние государства (Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария), которые исповедовали монотеизм. К тому же язычество сильно тормозило процесс объединения славян в одно государство. Через несколько лет Владимир ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией и принятии монотеистической религии.

^ Ученики получают задание Слайд №9 (О трудном пути выбора между монотеистическими религиями, господствующими в соседних с Русью странах, учащиеся знакомятся по отрывку из “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина. Приложение 1)

Учитель, обобщая ответы учащихся, демонстрирует Слайд № 10 и 11. В западном варианте христианства Владимира не устраивало ведущее положение церковной власти в сравнении со светской. В Западной Европе латинский язык господствовал в культуре и богослужении, а православная служба велась на языках местных народов. В западной христианской церкви действовал принцип целибата (безбрачия) для всего духовенства, в православии наряду с монахами (черным духовенством) действовали приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и были призваны давать пример нравственной семейной жизни. Христианство в восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой службе, церковной организации. В исламе для русского правителя оказались неприемлемыми некоторые традиции и ограничения (многоженство, запреты на свинину, употребление вина и т.д.). Евреи не имели собственной государственности, потеряли ее. Распался и соседствовавший с Русью Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль. Ограничения иудаизма (кошерная пища, обрезание и т. д.) также не нравились Крестителю. Языческое многобожие исчерпало себя. В византийском варианте христианства русских людей привлекали этика и эстетика учения богослужения. Свою роль сыграло раннее личное знакомство русских князей с византийской культурой (княгиня Ольга приняла христианство от византийского императора). Привлекала и возможность династических, семейных, генеалогических связей с правящей династией сильной в то время Византии. В Византии в результате иконоборчества, мощного давления на церковь светская власть установила свой полный контроль над церковью. Цезарепапизм устраивал Владимира I. Официально светская и церковная власть определяли свои отношения как симфонию (согласие, созвучие).

Ученики получают задание (^ Слайд №12) и записывают правильный ответ (Слайд №13)

Процедура принятия христианства достаточно описана в учебнике. Для развития логических способностей учитель может предложить следующее задание (Слайд №14). Обобщив выводы учащихся учитель демонстрирует Слайд №15.

Учитель:

Приняв крещение из Византии, Владимир выбрал, таким образом, православное христианство. Раскол между Римом и Константинополем начался еще в 586 году, камнем преткновения стал вопрос об исхождении святого духа. Следующий этап конфронтации приходился на 858 год. Поводом послужило смещение Константинопольского патриарха и отказ папы римского признать законность этого акта. Разделение церквей завершилось в 1054 году. Первоначально русская православная церковь зависела от Константинополя – во главе ее стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом (известно, что в 1051 году митрополитом стал русский священнослужитель Илларион). В XV веке Русская церковь стала автокефальной, независимой от Константинополя, а с 1589 года учреждено патриаршество.

Особо нужно выделить то обстоятельство, что сам акт крещения Владимиром не означал принятие христианства всеми жителями русских земель. Только в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере (Новгород), где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей. Этот процесс занял несколько лет.

Далее учитель обращает внимание учеников на важнейшие последствия крещения Руси. Здесь можно предложить несколько вариантов работы:

На основе текста учебника §7 и дополнительной литературы заполнить графы (^ Слайд №16). В данном случае учитель формирует самоконтроль (Слайд 17) и самооценку учащихся.

Анализ готовой таблицы (Слайд №17).

Для закрепления темы учитель может предложить устно провести сравнительный анализ по таблице “Религия в Древней Руси”. (Слайд 18) и правильные ответы учащиеся проверяют по таблице (Слайд 19).

Домашнее задание по выбору учащегося (Слайд 20).

Похожие:

Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconА. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История...
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, для всех интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно...
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconА. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История...
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, для всех интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно...
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconКнига М.: Высш шк
Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Для студентов заочников истор фак пед ин-тов
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconПособие для поступающих в вузы Р. А. Арсланов, В. В. Керов, М. Н....
Р. А. Арсланов, В. В. Керов, М. Н. Мосейкина, Т. М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до...
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconГосэкзамен по кафедре история России с древнейших времен до ХХ века
Госэкзамен по кафедре история России с древнейших времен до ХХ века дневное и вечернее отд
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconСмирнова История России с древнейших времен до начала XХ века Учебник...
Для работы с учебником необходимо представлять некоторые специфику исторической науки и особенности структуры данного пособия
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconВ. В. Барабанов, И. М. Николаев, Б. Г. Рожков История России с древнейших...
Допущено Учебно методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации...
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconИстория тибета с древнейших времен до наших дней москва издательская...
К97 История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко — М. Вост лит., 2005. — 351 с. Isbn 5-02-018365-2...
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” iconЛитература и источники ко всему курсу а учебники основные История России XVIII xix веков
История России XIX – начала XX вв.: Учебник. 4-е изд., перераб и доп. /Отв ред. В. А. Федоров. М., 2006
Учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.” icon№1. Эволюция взглядов на предмет, содержание и задачи географии с...
Эволюция взглядов на предмет, содержание и задачи географии с древнейших времен до конца XIX в
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница