2. Происхождение и сущность морали


Скачать 294.39 Kb.
Название2. Происхождение и сущность морали
страница1/3
Дата публикации30.03.2013
Размер294.39 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3
1.Структура этического знания

Этика – область философского знания. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков:

-история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);

-теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

-нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»

-прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

-экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

- этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

-этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

^ 2.Происхождение и сущность морали

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", которое можно перевести как "нрав", "обычай", "характер". В этом плане слово "нравственность" является своеобразной калькой слова "мораль". И неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова "мораль" и "нравственность" употребляют как синонимы. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе.

Мораль отличается подчеркнуто оценочным, а зачастую и субъективным характером: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

Мораль не появляется вдруг сразу же в "готовом", современном виде. Проследить путь развития морали, хотя бы в самых общих чертах, весьма важно для понимания ее сущности.

Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали.

Кант как-то заметил, что "моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира". Древнегреческий философ Демокрит (46О-37О гг. до н.э.) утверждал: "Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь". По его словам, только те люди "любезны богам, которым ненавистна несправедливость.

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде "естественного нравственного закона" (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона.

С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля и др.).Гегель же рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа. Таким образом, представители данного философского направления, как и богословы, истоки морали выносят за пределы общества и явно недооценивают роль отдельной человеческой личности в становлении морального сознания.

Следующее направление поиска истоков морали мы условно назовем натуралистическим, ибо оно так или иначе выводит мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира. Это направление может противостоять религии, если природа берется в качестве самостоятельной, саморазвивающейся субстанции или же, если природа рассматривается в качестве божественного творения, быть согласующейся по сути (но не в деталях) с религиозными воззрениями.

Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали.

^ 3.Свойства и функции морали

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):

• социально-экономическая обусловленность содержания;

• воздействие на процессы, протекающие в обществе;

• взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

Нормативность морали. Существуют нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

• направляется деятельность людей;

• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества

• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

• осуществляются нравственные связи поколений людей.

Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими

людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.

Формы оценочности:

• одобрение, согласие;

• порицание, несогласие.

Функции морали

1) Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали.

2) Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3) Познавательная (гносеологическая) функция. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4)Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5)Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.

6) Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7) Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

^ 4.Этические системы Древней Индии

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.

Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:

1) традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности — раствориться в духовном первоначале.

Основные учения в этике Древней Индии: Буддизм, Джайнизм, Йога

БУДДИЗМ. Основатель – индийский принц Гаутама. Он получил имя Будды - пробужденный, осветленный. Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Четыре благородных истины:

- жизнь полна страданий,

- есть причина этих страданий,

- можно прекратить эти страдания,

- есть путь, ведущий к прекращению страданий, для этого необходимо следовать благородному восьмиричному пути.

Буддизм утверждает принцип свободы, автономии личности. Человек параллельно живет от Бога и не зависит от него. Человек должен любить все живое. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели.

ДЖАЙНИЗМ. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Джайнизм утверждает, что любое существо является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля. Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека.

ЙОГА. Развитие человека по пути йоги имеет гармонический характер. Эта система ведет человека к достижению идеального здоровья. Здоровье последователями восьмеричного пути рассматривается не как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.

Фундаментом восмеричного пути является духовные и моральные ценности, на которых строится здание совершенного физического тела, достижение необычных способностей и особых состояний сознания.

^ 5.Этические учения Древнего Китая

Базовый текст древнекитайской культуры — «Книга перемен» («И-цзин»), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (ян и инь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира.

Особенности древнекитайской этики:

1) чрезвычайное почитание традиции и почтение к старшим как главные нравственные заповеди;

2) этика представляет собой не систему теоретических принципов, а набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале;

3) социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества.

Основные учения в этике Древнего Китая: Конфуцианство, Даосизм.

КОНФУЦИАНСТВО. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. Основное содержание конфуцианства — это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле.Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм.

ДАОСИЗМ. Основные принципы первых даосских мыслителей – «естественность» и «недеяние», означающие отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству.Добро и зло, жизнь и смерть получали одинаковую оценку в даосизме. Разум рассматривался как такое начало в человеке, которое противоречит его природе. Изгнание разума из сферы нравственной жизни привел даосизм к этике безразличия. Первые даосские мудрецы считали, что сознание человека является принципом его индивидуализации, то есть обособления от природы, и видели в нем причину разрушения изначальной гармонии присущей всему миру, в которой отражалось Дао.

^ 6.Общая характеристика этики античности

Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от этого процесса на Древнем Востоке. Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других.

Центральными фигурами в истории античной этики можно считать софистов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скептиков. В Греции процесс развития этической мысли носил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно. Это стало причиной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью

Античная этика является по существу учением о добродетелях. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Необходимо отметить и значительный прогресс античной этики: переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической концепциям. В основе натуралистической концепции лежит ориентация на человека как на естественное существо. Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принадлежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир.

^ 7.Отличительные черты этики эвдемонизма

ЭВДЕМОНИЗМ (от Eudaimonia - счастье) - этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни.

Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.

^ 8.Специфика этики гедонизма

Гедони́зм (лат. — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Он различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания.

^ 9.Основные черты этики иудаизма

Этика иудаизма заключается в этике послушания Богу. Послушание является действенным только тогда, когда евреи придерживаются как духа, так и буквы Писания – Торы. 10 заповедей – это основа морально-этического содержания, которые дарованы пророку Моше Всевышним (они также сохраняют свою значимость и в христианстве). Иудаизмом требуется воплощение тех моральных принципов, которые являются общечеловеческими. Кроме веры в единого Бога – абсолютную сущность и силы – иудаизм предлагает также веру в сверхъестественные силы, которыми являются ангелы и демоны. Ангелы – это посланники Всевышнего и исполнители Его воли. Воплощением сил зла являются сатан или дьявол, которому подчиняются все демоны. Они способствуют искушению человека и стремятся отвергнуть его от пути к Богу. Поэтому очень важно уметь противостоять злу как на духовном, так и на материальном уровне. Ещё одним положением иудаизма является то, что тело и душа образуют неделимое единство. Считается, что человек имеет две составляющие части души – Божественная и тварная. Иудей обязан следить за тем, чтобы Божественная часть души преодолевала соблазны тела. Но при этом не происходить противопоставление духовного и материального, что характерно для большого количество других религий. Поэтому для иудаизма являются нехарактерными традиции поста и аскетизма, а принята система норм, согласно которой запрещаются или не рекомендуются определенные продукты или напитки.
  1   2   3

Похожие:

2. Происхождение и сущность морали iconЭкзамен по философии. Предмет философии. Структура философского знания....
Сущность, происхождение и функции морали. Исторические формы морали. Мораль и право
2. Происхождение и сущность морали iconНомер 2
Происхождение и сущность понятия мораль. Категории морали. Высшие духовные ценности
2. Происхождение и сущность морали iconТема происхождение, сущность, функции денег

2. Происхождение и сущность морали icon1. Понятие морали. Различные аспекты морали
Кодификация норм журналистской этики. Дискуссии о кодификации профессионально-этических норм в России
2. Происхождение и сущность морали iconВопросы для подготовки к экзамену
Происхождение и сущность денег, их виды. Бумажные деньги и закономерности их обращения
2. Происхождение и сущность морали iconПроисхождение, сущность и виды денег
Понятие денежной системы. Особенности денежных систем развитых капиталистических стран
2. Происхождение и сущность морали iconЮридическая этика
Проиллюстрируйте на основе стихотворения В. В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" (см. Приложение 1) основные функции...
2. Происхождение и сущность морали icon1. происхождение и сущность денег
Обмен- это акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо в замен
2. Происхождение и сущность морали iconБ. Многогранности. В. Однозначности. На какие вопросы отвечает философия:...
Б. Форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия
2. Происхождение и сущность морали icon1. Сущность и происхождение денег
С целью сопоставимости затрат труда было введено понятие меновой стоимости. Также любой товар имеет потребительскую стоимость способность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница