План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии


Скачать 269.13 Kb.
НазваниеПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии
страница1/3
Дата публикации31.03.2013
Размер269.13 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
  1   2   3


Лекция 7.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

План лекции

7.1 История профессионального образования в США

7.2 История профессионального образования в Австралии

7.3 История профессионального образования в Европе

7.4 Западные ученные о профессиональном образовании


7.1 История профессионального образования в США

Первые профессиональные заведения в США начали появляться к концу XVII в.

Гарвардский колледж был основан в 1636 г. по образцу английского Кембриджского университета (1584) и фактически заложил основы высшего образования в Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу для работающих, помогал им совершенствовать свои знания в навигации или сельском хозяйстве.

Издаваемый выпускниками колледжа альманах давал ценнейшую информацию о погоде, о новых научных исследованиях, например о птоломеевской космологи, трудах Коперника и др.

Вторым колледжем, основанным в Новой Англии, стал Йельский по примеру голландских университетов с большим уклоном в религиозное образование.

Большие изменения в истории Америки произошли к концу XVIII в. Американский народ начинает войну против английских колонизаторов. Война за независимость (1776-1783) стимулировала развитие промышленности в стране. Возросшая необходимость в оружии и снаряжении, увеличении продукции отечественной промышленности и иные причины привели к расцвету промышленности. Большая часть населения стала перебираться в города. Америка становилась на рельсы капиталистического развития. После окончания войны росло и крепло прогрессивное буржуазно-демократическое направление политической мысли. Оно требовало аграрной реформы в интересах широких слоев трудового фермерства, расширения гражданских прав и свобод; всеобщего избирательного права; освобождения негров-рабов.

В концу XIX в. становилось все более очевидным недостаточность подготовки выпускников таких средних школ. Некоторые университеты создавали собственные подготовительные учебные заведения для обучения будущих студентов.

В конце XIX в. представители университетов создали «Комитет десяти», который должен был подготовить доклад о содержании образования в средней школе. Основные выводы подготовленного доклада отражали противоречивые и острые дискуссии по поводу того, должна ли средняя школа готовить учащихся «для дальнейшего обучения в колледжах», либо «готовить их для жизни». Иными словами, обсуждались школьные предметы, которые должны были формировать либо интеллектуальные способности, либо такие качества личности, которые помогли бы ей приспособиться к жизни.

«Комитет десяти» отстаивал сохранение академического содержания среднего образования для всех.

К началу XX в. число учащихся в средней школе резко возросло. Из элитарного учебного заведения она превратилась в массовое, охватывающее до половины молодежи соответствующего возраста. Вопрос о том, чему и как учить молодежь в массовой средней школе, приобретал особо актуальный характер. Национальная ассоциация образования создала Комиссию по реорганизации среднего образования (1918). Выработанный ею документ провозгласил всеобщее обязательное образование до 18-летнего возраста. Причем средняя школа не должна быть учебным заведением, готовящим к высшему образованию.

Комиссия определяла следующие цели образования в средней школе: готовить хорошего профессионала, хорошего гражданина, хорошего семьянина, хорошего потребителя. Эти положения Комиссии стали основными принципами и легли в основу профессиональной подготовки учителей. Была выражена надежда, что эти цели помогут привести к социальной солидарности нации, которая до этого времени пребывала в состоянии постоянного разлада между социальными слоями.

В 1876 г. в Филадельфии на международной выставке была представлена работа Московского императорского технического института. Русская система производственного обучения в рамках среднего образования, в которой ученики получают не только профессии, но и широкое общее образование, привлекла большое внимание в США. Под влиянием этой системы трудовое обучение постепенно включалось в учебные планы средних школ Америки.

В конце XIX в. движение за трудовое производственное обучение в школе приобрело широкий размах благодаря поддержке многих общественных сил: предприниматели хотели получать подготовленных рабочих, социальные реформаторы видели в трудовом обучении решение многих социальных проблем, особенно в среде бедняков. Педагоги же считали, что трудовое обучение может привлечь учащихся низших слоев общества в среднюю школу.

Накануне первой мировой войны федеральное правительство стало финансировать трудовое обучение в школах и выделило на эти цели 1,5 млн. долларов. Через десять лет эта сумма составляла уже 7 млн. долларов. Эти деньги расходовались на подготовку учителей, зарплату тем, кто обучал ремеслу, готовил программы по сельскому хозяйству, домоводству, а также профессиональному обучению в различных ремеслах. Содержание образования было целиком ориентировано на определенную профессию или умения. Математика, английский, точные науки преподавались учителями для успешного овладения студентами своих будущих профессий.

В начале XX в. школы ввели профессиональную ориентацию как область работы с учащимися. Основным методом определения профессиональных склонностей были психологические тесты, впервые вошедшие в жизнь школы. Однако, как показала последующая практика, инструменты для психологических измерений были несовершенны. Успех в жизни определялся столь многими обстоятельствами, что роль школы в определении будущего подростка оказывалась ничтожно малой.

К концу столетия стало очевидно, что профессиональное обучение не отвечает требованиям национальной экономики и необходима серьезная перестройка этой области образования.

^ Развитие профессиональной педагогики

Развитие профессиональной педагогики в США связано с зарождением научного подхода к организации труда и производства, вызванного внедрением новых технологий, конвейерной организации труда, необходимостью повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Движение научной организации труда было инициировано американским инженером Ф.У. Тейлором (1856–1915), а само применение новых методов организации труда и обучения рабочих получило название «тейлоризм». Наряду с мерами по уплотнению рабочего дня Тейлором были предложены идеи воспитания производственной культуры, рационализации труда и отдыха, учета в трудовой деятельности психофизиологии работающего человека. Тейлор ввел анализ и отбор трудовых операций и приемов, план-систему их освоения путем наблюдения за работой специальных мастеров, подбору и обучению которых он уделял особое внимание. Тейлор заложил основы письменного инструктажа, сделал инструкционную карту не только производственным, но и педагогическим инструментом.

Идеи Тейлора о модернизации системы организации труда, обучения и в особенности переобучения рабочих на производстве были развиты его соотечественниками Ф. Джилбретом, Г.Л. Гантом, Р.В. Сельвиджем, французом А.Файолем, которые особое внимание обратили на обучение рациональным приемам работы и трудовым движениям, разработку инструкционных карт, воспитание инициативы рабочего в совершенствовании производства. В условиях массового производства и пооперационного разделения труда на конвейере тейлоризм способствовал росту производительности труда, но одновременно вел к усилению напряженности труда, росту утомления, увеличению профессиональных заболеваний, за что подвергался критике со стороны деятелей рабочего движения.

Реформатором организации и методики профессионального обучения проявил себя один из основателей автомобилестроения Г. Форд (1863–1947). Внедрив массовое конвейерное производство, он разработал операционно-поточную систему обучения рабочих на основе пооперационного разделения труда. Это повысило интенсивность и производительность труда, но одновременно привело к деквалификации значительной части рабочих и сокращению сроков обучения (44% рабочих обучались в течение дня, 36% – до недели, 6% – одну-две недели и только 14% – от месяца до года). В дальнейшем были приняты меры по гуманизации труда рабочих на конвейере.

В конце XIX в. на Западе зародилась такая методика профессионального обучения, как практическая педагогика. Она была связана с созданием особых учебных мастерских на предприятиях, благодаря чему произошло отделение завода от мастерской. Здесь берет свое начало более продуманная по сравнению с эпохой ученичества «вещная» – предметная система, основанная на отборе усложняющегося комплекса работ – «вещей» – для производственного обучения, использовании не «приглядывания», а показа приемов отобранными мастерами.

7.2 История профессионального образования в Австралии

Становление профессионального образования в Австралии относят к началу XIX в.

Университеты XIX в. были консервативны в вопросах учебного плана. Особое недоверие у населения вызывали четыре университета, которые были основаны в Сиднее (1852), Мельбурне (1855), Аделаиде (1876) и Хобарте (1893). Тогда, и это видно из их архитектуры, их моделировали по образцу британских университетов, особенно Оксфорда и Кембриджа.

Как писала «Сидней Монинг херальд» в ноябре 1857 г., «со временем существенно урезанные классические и математические дисциплины заняли равное положение с гуманитарными предметами, что гораздо больше соответствовало жизненным целям людей». Один из видных директоров сиднейской школы писал в том же году, выражая отрицательное отношение своих коллег к университетам: «Преподавательский состав из трех профессоров, двух-трех помощников, прекрасное здание, лишь наполовину заполненное, и пустая коробка для денежных подношений. Что же касается учебного плана, то он запаздывает на целых десять лет». Похожее мнение было выражено во многих городах, где создавались университеты без серьезного углубления в классическое образование и оспаривающих утверждение немецкого педагога Герберта Спенсера (1820-1903) о ценности естественнонаучных знаний.

Уже тогда университеты вводили учебный план, который обеспечивал им особую привилегию, имевшую преимущество над всеми другими привилегиями. С самого начала они были светскими институтами, в которых профессорам запрещалось преподавать теологию. Общим для всех европейских университетов была их связь с религией. В Оксфорде и Кембридже особенно рьяно следовали церковным догматам, от которых впоследствии были полностью и намеренно отказались.

В университет стали допускаться люди разных вероисповеданий и даже неверующие. Отказ признать общехристианскую церковь при отсутствии прежнего благополучия (достаток в Австралии раньше возрастал быстро) и нехватка семей с большими состояниями, которые хотели заставить себя уважать, сделав вклады в университет, привели к тому, что, если человек хотел основать университет, он обращался к правительству, как это делалось при учреждении школ, а иногда обращался даже к церкви. В Австралии не сложилась система частных университетов и те, что открылись в Сиднее, Мельбурне, Аделаиде, были государственными, т.е. построенными на общественные деньги и в соответствии с колониальным законодательством.

Кроме университетов создавались и другие институты дальнейшего (или высшего) образования. Их организаторами выступали общины. Национальное правительство иногда отдавало им земли при строительстве институтов и частично финансировало. Однако помощь институтам со стороны правительства была гораздо более скромной, чем университетам. Начиная с так называемого «рабочего института» (Mechanics Institution), который был основан в Хобарте в 1827 г., в XIX и XX вв. было основано около 2000 таких институтов. Они сложились по образу и подобию их британских прототипов. Намереваясь обеспечить обучение рабочих научной базой и перспективой трудоустройства выпускников, они редко поддерживали представителей среднего класса, хотя в библиотеке, на лекционных и других занятиях предпочитали обслуживать их, а не будущих рабочих-механиков, в честь которых были названы эти учебные заведения.

Техническое и технологическое образования (эти понятия были почти равноценными) разрасталось тут и там вместе с рабочими институтами, но исходные позиции были иными. Толчок к развитию этих институтов был утилитарным, но и они стремились дать образование, похожее на университетское, поскольку в конечном счете, они так же отвечали за экономические преобразования в Австралии.

Добыча золота была основным производством Австралии второй половины ХГХ в., когда возникла необходимость строительства шахт от рабочих стали требовать новейших технических знаний. И хотя ни одна австралийская колония не имела своего промышленного производства, сравнимого по масштабу и качеству с британским, произошел его значительный рост. В страну было ввезено множество квалифицированных работников. Вместе с тем было обращено особое внимание на их подготовку в самой Австралии.

Апологеты технического образования в Виктории, например, утверждали, что рабочий класс этой страны должен соревноваться с британскими рабочими. А для этого и нужны знания и способности. Подобные знания и способности распространялись медленно, однако в каждой колонии стали создаваться технические школы и колледжи различных типов: шахтерские школы, школы искусства и дизайна, сельскохозяйственные, школы заводских рабочих и т.д. Многие из них были явной имитацией британских прототипов. Хотя были между ними отчетливые различия: их явно выраженный прагматический и утилитарный подход, финансирование с помощью частных вкладов, субсидий правительства или промышленников. Их студентами были разные люди, которые не пошли в университет, ибо предпочли более практическую и более индустриальную профессиональную ориентацию.

Технические институты соответствовали требованиям рынка труда больше, чем университеты, которые продолжали обособляться и ограждать себя, отворачиваясь от нужд национальной экономики и требований политических лидеров. Некоторые попытки приблизить технические институты к университетам столкнулись с социальным противоречием, поскольку Австралия развивала различные формы высшего образования в соответствии с различными экономическими и социальными запросами общества.

К 1870 г. был заложен фундамент австралийской образовательной системы. Всюду функционировали учебные заведения: государственные начальные школы, частные и государственные средние школы, технические школы, университеты, колледжи и институты разного рода, созданные правительством или местными общинами, или просто частными лицами. На протяжении следующих 100 лет реформаторы различного толка с изумлением смотрели на систему образования, которая складывалась хаотично и без административной логики. Это было обусловлено социальной дифференциацией общества, его неумением осознать собственную историю, множеством спонтанных и слабо согласованных (а то и прямо противоречащих друг другу) попыток изменить структуру образования к лучшему.

В последнюю четверть XIX в. австралийские колонии перестраивали свою систему образования, подгоняя ее под шаблон, который сохранял многие неравенства раннего периода и которые не были поколеблены после Второй мировой войны. К 1870 г. во многих колониях убедились в том, что дуалистическая система национальных и конфессиональных начальных школ оказалась несостоятельной. Тем не менее религиозные разногласия в сфере образования не утихали. Становилось все очевиднее, что маленькая страна с системами конкурирующих конфессиональных и национальных школ неравномерно и нерационально распределена по территории страны и не отвечает запросам населения и городского, и сельского.

С I января 1901 г. ранее разделенные колонии Австралии начали новую жизнь в качестве федерации. Австралия впервые получила национальное правительство со столицей в Канберре. Движение к такой федерации было крайне медленным, поскольку трудности в области экономики и культуры, а также соперничество между колониями препятствовали достижению единой цели. Однако достижение этой цели создало новые проблемы. Штаты сохранили старые названия колоний и форму парламентской власти. Разногласия внутри федерации сконцентрировались на разделении власти между федеративным и колониальным парламентскими органами управления.

Со времени федерации и до конца Второй мировой войны в австралийских школах произошли значительные перемены, хотя депрессия 1930-х гг., а затем война несколько приостановили их развитие.

Прежде всего, речь идет о развитии государственных средних и технических школ. Некоторые из них стали принимать выпускников начальных школ для последующего обучения. Произошло разделение и оформление понятий «начальное» и «среднее образование». Некоторые штаты учредили государственные средние школы, хотя в XIX в. они еще так не назывались. В начале XX в. значительно распространилось государственное среднее образование. Однако оно не везде прижилось, так как не все еще понимали, что индустриализация и капиталистическая демократия, к которым стремилась Австралия, нуждались в более разноплановой и квалифицированной рабочей силе. Сравнения проводились с экономически и индустриально развитыми странами с более продвинутыми системами образования - с Великобританией, Германией и Соединенными Штатами Америки.

в В конце 80-90-х годов ХХ в. определились возросшие требования работодателей при найме учащихся, которые должны быть лучше подготовлены к рабочим специальностям. Накануне Второй мировой войны экономика еще не предъявляла строгих требований к рабочей силе. Было достаточным начальное образование и обучение ремеслу. Современная технологически оснащенная экономика предполагает все более серьезную подготовку выпускников.

Новая точка зрения основана на убеждении, что характер профессии будет неоднократно изменяться, и перемена деятельности требует не только квалификации, но, прежде всего, широкого общего образования, которое поможет быстрее и лучше адаптироваться к новым требованиям. Работодатели, заинтересованные в том, чтобы их будущие работники разбирались в уплате налогов, и правительство, Существующее за счет налогоплательщиков, в 1980-1990 гг. все сильнее настаивали на компетентности выпускников, которая напрямую связана с конкурентоспособной экономикой Австралии в условиях рынка.

Страна, в которой пытаются установить тесную связь системы образования с успешной подготовкой рабочих, по словам недавнего премьер-министра Боба Хука, не может считаться «мудрой страной до тех пор, пока понятие «образование» будет означать только «посещение учебного заведения». Но, если государственные департаменты образования, проявляя пристрастный интерес к тому, что делают школы, начнут думать о выпускниках школы как о коммерческом продукте и увязывать их только с проблемами экономики, страна может пострадать от ограниченности представлений о человеческом потенциале и предназначении. Как ни печально, Австралия живет подобными ограниченными представлениями, в то время как XX в. подходит к концу.

В серии докладов последних лет о положении дел в образовании преобладали требования рынка: «Участие молодых людей в послеобязательном образовании и подготовке» (1991), «Австралийский профессиональный сертификат системы подготовки» (1992). Самое удручающее из подобных докладов принадлежит представителю торговой палаты, который лучше всех выразил влияние рынка на образование. Его ключевой доклад «Положение общего образования в мире» (1992), возможно, наиболее интересный. Автор настаивал на том, что школьный учебный план должен ориентироваться на профессии, компетентность, особенно в плане реальных перспектив получения адекватных полученным в школе знаниям.

Доклады дали дальнейший толчок развитию относительно новой и перспективной области профессионального обучения и подготовки. Так, из технических колледжей, учрежденных в XIX в., из технических институтов и учреждений дальнейшего образования, развивавшихся под пристальным взглядом больших фирм в соответствии с требованиями промышленности, выходили подготовленные рабочие кадры для современной индустрии, которой особенно необходимы новейшие технологии.

7.3 История профессионального образования в Европе

С XIX века идет создание учреждений начального и  среднего профессионального образования в разных государствах Европы.

В развитии технологий этого периода также наблюдается, с одной стороны, глубокая преемственность с технологиями эпохи Возрождения. Это, прежде всего, относится к классно-урочной форме обучения и многим методам обучения. С другой стороны, появляются новые формы и методы. Два важнейших фактора определили развитие технологий в Новое время. Во-первых, выдвижение в педагогике Просвещения в качестве важнейшего объяснительного принципа воспитания идеи индивидуального человека, что, в свою очередь, потребовало создания систем образования  вообще, и технологий обучения в частности, направленных на развитие человека, его индивидуальности, его активности, самостоятельности и творчества. Во-вторых, профессиональная подготовка учителя. С XVIII в. постепенно начинает складываться система массовой подготовки учителя. А это выдвинуло задачу его методической, технологической подготовки. Поэтому проблема технологий становится специальным делом профессиональной подготовки каждого учителя, благодаря чему совершенствование технологий становится непрерывным процессом.  С этого же времени начинается массовое создание методик  преподавания отдельных предметов.
  1   2   3

Похожие:

План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы...
Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconСистема образования и воспитание в высшей школе Австралии. Ассимиляция коренного населения
Образования в Австралии контролируется государством. Все учебные заведения: государственные и частные — регулярно инспектируются...
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине...
Великокняжей Украины-Руси, развились и приобрели новые формы со времен Казацкого государства это открытость к миру, европейская ориентация,...
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2...
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее...
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и теория художественного образования
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №46 от «17» 01. 2011 г
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального...
Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо)
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции: Образовательные услуги в обществе с рыночной экономикой...
Современному инженеру-педагогу и другим работникам профессионального образования как никогда, нужны знания по экономике образования...
План лекции 1 История профессионального образования в США 2 История профессионального образования в Австралии iconПлан лекции: Особенности дополнительного профессионального образования...
Торая включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница