План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования


Скачать 206.96 Kb.
НазваниеПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования
Дата публикации31.03.2013
Размер206.96 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция


Лекция 1.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План лекции:

1.1 Введение в историю профессионального образования

1.2 Образовательные революции и циклы эволюции образования

1.3 Профессиональное образование античности и средневековья. Цеховое ученичество.

1.4 Высшее образование в древние века

1.5 Средневековый университет как форма высшей школы



    1. Введение в историю профессионального образования



Изучение истории профессионального образования в системе профессиональной подготовки инженера-педагога имеет особое значение, поскольку расширяет педагогический кругозор студента, содействует становлению профессионально-личностной позиции, позволяет осознавать глубинные связи педагогических явлений в их целостности и взаимодействии с общекультурными процессами в мире и понимать роль педагогического наследия в теории и практике современного образования.
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее оценки необходимо время как критерий жизнеспособности любых педагогических новаций и условие определения ведущих и случайных тенденций.
Проблема исторической памяти приобретает в наше время особый смысл. Либо мы будем работать, не зная, как работали наши предшественники, либо вспомним о накопленном богатейшем духовном наследии, которое должны сберечь; либо мы извлечем из прошлого опыта необходимые для будущего уроки и выводы, либо будем повторять ошибки и допускать новые. История всегда современна.

Отечественные ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делать и как делать?

Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности. В частности, благодаря изучению истории профессионального образования (профессионально-технического и высшего) представляется возможным:

  • установить закономерные зависимости увеличения количества профессиональных учебных заведений и обучаемой в них молодежи от динамики развития промышленных предприятий;

  • изучить возникновение новых форм и методов обучения и тенденции их постоянного совершенствования;

  • раскрыть особенности форм и методов воспитательной работы в различных типах профессиональных учебных заведений и проследить взаимосвязь в их развитии;

  • разработать научно-обоснованной концепции беспрерывного профессионального образования в Украине;

  • определить факторы, которые предопределяют формирование новой системы подготовки рабочих кадров в Украине;

  • разработать принципы управления системой подготовки рабочих кадров на современном этапе.

Без изучения истории профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, изменения в социальной структуре рабочего класса, процессы развития производительных сил российского общества, источники повышения производительности труда и трудовой активности рабочего класса.

Система профессионального образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня рабочего класса и крестьянства, всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе.

1.2 Образовательные революции и циклы эволюции образования

Революция проявляется как фундаментальное свойство эволюции. Она выступает моментом системной перестройки качества при переходе от одной фазы развития к другой.

Одним из первых, кто систематизировал «Образовательные революции и циклы эволюции образования» был российский ученый С.П.Капица, который выделил эпохи А, В, С, которые соответствуют развитию интеллекта.
^ Образовательные революции и циклы эволюции образования

Стадии проявления ведущего типа социального интеллекта

Классификация эпох (по Капице) и тип времени

Способ организации сообщества (системная вертикаль)

Способ производства


Первая образовательная революция

(как эволюционный процесс).

Формирование группового интеллекта


Начало эпохи А.

Проявление в мышлении человека абстракции линейного, событийного времени


Процесс становления: стая, группа, группа связанная с ритуалом, кровнородственное сообщество


Выделение речи, процесса труда и материальных технологий

Групповой интеллект

Эпоха А

Линейное, событийное время

Сообщество, основанное на системе родства.

Технологическое разделение труда

^ Вторая образовательная революция.

Формирование Этнического интеллекта

Начало эпохи Б:

переход к циклическому времени

Процесс формирования этноса

Массовый характер труда как социальная технология

Национально-этнический и государственный интеллект

Эпоха Б.

Циклическое время

Государство как аппарат насилия

Социальное разделение труда

Транснациональный интеллект

Конец эпохи Б.

Полициклическое время

Государственно-корпоративная самоорганизация

Энерго-информационные промышленные технологии

^ Третья образовательная революция.

Формирование мирового интеллекта

Начало эпохи В.

Переход к системному времени.

Системогенетический самообновляющийся способ организации

Массовое творчество как технология

Всеобщий ноосферный интеллект

Эпоха В.

Системно-фрактальное время

Сетевая инфраструктура системы «природа-общество» гомеостатического типа

Духовно-нравственные и творческие технологии.


1. Начальная эпоха А начинается 4,4 млн. лет назад и продолжается 2,8 млн. лет. Этот период отождествляется первой образовательной революцией - появлением Хомо сапиенс.

2. Эпоха В длительностью в 1,6 млн. лет, охватывает палеолит, неолит и исторический период.

3. Переход к эпохе С переживается человечеством в настоящее время. Критерием в периодизации эпох выступает их внутреннее сущностное содержание. Капица отмечает, что в условиях демографического роста, информационное взаимодействие в обществе играет важную роль для развития интеллекта.

Информационные взаимодействия дают качественные изменения в структуре социального интеллекта в период неолита, что находит свое отображение в итогах второй образовательной революции.

^ Суть второй образовательной революции заключается в отражении перехода общественного сознания от событийного времени в его линейной форме, к абстракции циклического времени, к пониманию мерности времени к появлению прогностичной функции социального интеллекта.

Данный переход проявился в новых социальных формах интеллекта и росте значимости его прогностической функции как ведущего механизма воспроизводства и обновления социума. Переход зафиксирован изменениями технологий (металлургия и поливное земледелие) и формализацией общественного строения всей системы жизнедеятельности (появилась государственность, родилось производство).

Различие в технике мышления выражается в преимущественном внимании не к линейным, а к многомерным связям. В этот период образовательный процесс выделяется в самостоятельный вид деятельности и наряду с социальным институтом семьи, институт образования выступает механизмом воспроизводства общественного интеллекта.

К этому времени биосоциальный генотип отдельного человека выкристаллизовался в наследственном инварианте, в генотипе человечества, выражающем его общественную суть и передаваемом от поколения к поколению, от цивилизации к цивилизации. Этот генотип выражает главные черты и единство основных элементов, без которых общество существовать не может, и которые выражают содержание наследственности (подобие и разнообразие индивидуумов и коллективов, определенный уровень знаний и навыков, технологический и экономический способы производства, строй социальных, национальных, государственно-правовых, политических отношений, формы духовной жизни). В основе своей генотип общества остается в течение тысячелетий.
В периоды кризисов и революционных потрясений, перехода от одного цикла к другому многократно возрастает поток мутаций, отклонений от наследственного генотипа, господствующих стереотипов мышления и действий. В результате целенаправленного, но чаще – стихийного отбора, подавляющее большинство отклонений отбрасывается, но некоторые из них выдерживают испытания и закрепляются в общественном генотипе, пополняя сокровищницу исторического опыта. От этапа к этапу накапливаются и обогащаются потребности, знания и навыки людей, технологические системы, формы собственности и инструменты рынка, способы социально-политического и государственно-правового устройства, элементы науки и культуры, образования и этики.
В XVII веке Я.А.Коменский своим девизом «учить всех всему» и идеями «Великой дидактики», опережающе сформировал идеологию массового обучения (сравни: массового производства). Идеология массового обучения получила развитие в ходе промышленной революции XIX века в странах Запада, а в XX веке практически по всему миру. На деле массовая школа соответствовала духу индустриального общества, с его требованием стандартизованного в своих личных и профессиональных качествах человека (человека-винтика в большой машине).
Сложившуюся к настоящему времени в мире систему образования принято именовать «поддерживающим обучением», так как оно основано на фиксированных точках зрения, методах и правилах, нацеленных на изучение известных воспроизводящихся ситуаций. Такое обучение предназначено для поддержания существующего образа жизни.

В наиболее развитых странах процент грамотных людей превышает 95 процентов. Но постоянно требуется более высокий уровень технологической грамотности. Качество образования не отвечает характеру трудностей, стоящих перед современным миром. Творческий потенциал человека в процессе обучения реализуется далеко не полностью, поскольку существующая система ориентирована лишь на текущие запросы, а не на перспективу. Между тем современный мир настолько изменчив, что три четверти специальностей в течение 25-30 лет либо отмирают, либо нуждаются в радикальном обновлении.

Экономика, основанная на информационных технологиях, задает темп проведению реформ в системе образования. Человек должен быть готов к тому, чтобы безболезненно проходить переучивание или менять специальность. Система же образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной.
Кризис современного образования — неотъемлемая часть перехода к новому этапу развития социального интеллекта. Актуализируется подход, который определен взглядом на образование как на механизм самореализации ноосферного интеллекта в основе которого лежит идея подготовки людей, как личностей, способных решать универсальные проблемы. В связи с этим современные требования к изменению образовательной системы включают в себя: выявление новых форм и типов обучения, трансформация содержания учебного процесса, изменения в организации систем образования и динамических связей ее элементов между собой и другими социальными подструктурами, формирование новых ориентиров и целей в соответствии с разработанными и усвоенными новыми моральными ценностями цивилизацией в целом, отдельным обществом и индивидом.


1.3 Профессиональное образование античности и средневековья. Цеховое ученичество

В IX - VIII тыс. до н. э. в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение и растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. Развитие производительных сил, усложнение орудий труда, появление частной собственности и господствующих групп населения (жрецов, вождей, старейшин рода) привело к разделению физического и умственного труда. Физический труд оставался уделом низших классов, где родители обучали детей и передавали свою профессию от отца к сыну, а умственный труд был сосредоточен в руках высших слоев общества и стал их исключительной привилегией.

В средние века (V – XVII) образование существенно изменилось по сравнению с античной эпохой.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система профессионального образования.

^ Цеховые школы

Первые цеховые организации упоминаются в Италии в Х в., во Франции, Англии и Германии — в XI—XII вв. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что возникновение цехов было вызвано потребностями ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и охраны собственности ремесленников, а также установления контроля над производством и продажей ремесленных изделий.

Юридическое оформление цеха происходило после получения от короля или сеньора соответствующей хартии. Наибольшее число цехов возникло во второй половине XII и в XIII в. Цеховая организация преследовала цели обеспечить монопольное положение в производстве и продаже товаров на местном рынке, защитить городское ремесло от конкуренции приходивших в город деревенских ремесленников.

Сначала цехов было немного, но со временем количество их возросло; возникали цехи по узким специальностям — в текстильной промышленности появились цехи прядильщиков, ткачей, красильщиков, сукновалов, чесальщиков шерсти и др. Из цеха кузнецов выделились цехи оружейников, ножовщиков и др. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В Париже в XIV в. было 350 цехов, в Лондоне —60, в Кельне —50.

Основным лицом в цехе был мастер — мелкий товаропроизводитель, который был собственником мастерской и орудий производства. В качестве помощников у него работали 1—2 подмастерья и один или несколько учеников. Мастер, по выражению К. Маркса, «срастался со своими средствами производства настолько же тесно, как улитка с раковиной»'. Для того чтобы стать мастером, нужно было пройти через ученичество. В XI—XII вв. каждый ученик (после прохождения срока ученичества) мог сдать экзамен и получить звание мастера, а также право вести свое дело.

Внутри мастерской не было разделения труда, но оно существовало между ремесленными специальностями. Для того чтобы выработать шерстяную ткань, изделие должно было пройти около 20 операций, выполнявшихся нередко в разных цехах.

С ростом городов мелкие цеха, чтобы выжить в условиях зарождающихся капиталистических отношений в производстве, вынуждены были объединяться. К тому же время эпохи Просвещения (XVIII в.) наметило в профессиональном образовании новую тенденцию: развивать обучение профессиям централизованно и в доступном виде (в отличие от средних веков, когда обучение строилось по принципу преемственности), с научных и педагогических позиций. Даже в школьные программы стало включаться трудовое обучение (особенно после победы Великой французской революции).

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

В XVII в. ученики поступали в обучение различным ремеслам: ткацкому, скорняжному, кузнечному, колокольному и многим другим. Детей отдавали также в «научение торговле», грамоте и письму (скорописи). Девочек обучали шитью, в частности золотошвейному делу.

Что касается социального состава учеников, то подавляющая часть их происходила из семей посадских людей. Но бывали случаи, когда в ученики поступали дети из служилых семей, придворных кругов, а также дети служилых иноземцев. Иногда отдавали в учение дворовых ребят для подготовки мастеров из среды зависимых людей. Возраст учеников был различным, но большинство поступали в обучение 12—13 лет, иногда и позже — в 16—20 лет.

Обучение ремеслам в большинстве случаев (если обучение не проходило в семье) сопровождалось «жилыми» («учебными») записями на ученичество, которые являлись актами юридического характера, определяющими взаимные обязательства мастера и ученика.

1.4 Высшее образование в древние века

Высшее образование родилось в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Молодёжь стала изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

 ^ В Александрии в V-III вв. до н. э. - в эпоху эллинизма, стали создавать школы повышенного типа, в которых философия, филология, медицина и математика стали изучаться раздельно в связи с дифференциацией науки.

 ^ В Древней Греции, уделявшей большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV-III вв. до н. э. одним из идеологов выделения высшей степени образования был Платон. Он предполагал вовлечь в неё незначительную часть одарённой аристократической молодёжи (юношей), которая проявила способность к отвлечённому мышлению и способной изучать предметы не в прикладном значении, а в философско-теоретическом плане. Например, астрономию по этой системе необходимо было изучать не для прикладных целей - мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III вв. до н. э. и Аристотель, который считал необходимой третью - высшую ступень образования для развития у человека его природных способностей в триединстве физического, нравственного и умственного направлений.

В IV веке на территории ^ Грузии была открыта Высшая риторическая школа.

В 988 году в Каире при мечети Аль-Азхар Фатимидами основывается Университет Аль-Азхар, на сегодняшний день, старейшая мусульманская духовная академия-университет. Название он получил в честь дочери пророка Фатимы Зухры. В 1961 году университет реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.). В Аль-Азхаре преподавал Мухаммад Абдо - египетский реформатор ислама и общественный деятель - после своего возвращения в Египет в 1889 году.

Дальнейшая дифференциация науки только способствовала большему выделению третьей - высшей ступени образования. Однако, определение Высшего образования в современном понимании, сложилось лишь в средние века.

^ С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты - места паломничества для пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику.

В Англии дела обстояли несколько хуже: даже среди духовенства было немало неграмотных. И в 1117 г. создали университет с целью дать священнослужителям более полное образование. Выбор пал на Оксфорд, один из крупнейших городов королевства. Но только при Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городком. Если со временем через Оксфорд почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в средние века до этого было еще далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны.

Старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании - Оксфордский университет, основан около1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов - «бычий» и «брод».

В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия).

^ В XI-XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В это время открываются Академии в Грузии (в Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (расположенная близ Кутаиси) была центром светского образования в регионе - в ней изучались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка, история Грузии и соседних государств, медицина, юриспруденция, естествознание, греческий и арабский языки.

В XII-XIII вв. во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета - богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5-6 лет.

В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г.Оксфорда после стычки между горожанами и студентами был основан Кембриджский университет.

В 1348 году открывается первый славянский университет в Праге.

1.5 Средневековый университет как форма высшей школы

В XIV – XV вв. появились светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

 До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Новым витком в истории высшего образования стало учреждение «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания». В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне Массачусетский технологический институт). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века, на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия - «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона.

В 1870-1880 гг. во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам.

Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.
Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров).

К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук».

Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.

Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.). 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Балушок В. Світ середньовіччя в обрядовості українських цехових ремісників. – К.: Наукова думка, 1993. – С.67.

  2. Бернал Дж. Наука в истории общества. Изд. Иностранная литература, М, 1956.- 49 с.

  3. Верстюк В. Становлення радянської влади //Історія України: нове бачення: У 2т. / за ред. В.А.Смолія. – К.: Україна, 1995. – Т.2. – С.162.

  4. Веселов А. Низшее профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. – М.: Трудрезервиздат, 1955. – С.9.

  5. Данилов Н.А. Философия образования: опыт ретроспективного подхода. В кн. Человек и образование в современной России. М., 1998. -193с.

  6. Капица С.П. Общая теория роста человечества. М., 2000.

  7. Кравченко Б. Соціальні зміни і національна свідомість в Україні ХХ ст. / Пер. з англ. – К.: Основи, 1997. – С.266.

  8. Лановик Б., Матисякевич З., Матейко Р. Історія господарства. Україна і світ: Підручник / За ред. Б.Плановика. – К.: Вища школа, 1995. – С.424.

  9. Осовский Е. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917 – 1949). – М.: Высш.шк., 1980. – С.112.

  10. Пузанов М., Терещенко Г. Очерки по истории профессионально-технического образования Украинской ССР. – К.: Вища шк., 1980. – С.4-5.



Похожие:

План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции: Образовательные услуги в обществе с рыночной экономикой...
Современному инженеру-педагогу и другим работникам профессионального образования как никогда, нужны знания по экономике образования...
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История...
Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу...
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции: Высшее образование как социальный институт. Субъекты...
Тема Сущность, значение и роль высшего профессионального образования (6 часов)
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconОбразовательные стандарты высшего профессионального образования
Г 72 Государственные образовательные стандарты высшего про­фессионального образования. Минимум содержания образо­вания по гуманитарным...
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине...
Великокняжей Украины-Руси, развились и приобрели новые формы со времен Казацкого государства это открытость к миру, европейская ориентация,...
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconВведение 4
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. №1154, практика студентов образовательных учреждений высшего...
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы...
Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы
План лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2 Образовательные революции и циклы эволюции образования iconПлан лекции: Особенности дополнительного профессионального образования...
Торая включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница