Скачать 206.99 Kb.
|
Лекция 5. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД План лекции 5.1 Становление профессионально-технического образования 5.2 Профессиональное образование в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 5.3 Развитие профессионального образования в послевоенный период 5.4 Реформы образования в 70-90гг. ХХ ст. 5.5 С.Я.Батышев в истории и развитии профессионального образования 5.1 Становление профессионально-технического образования В 20-х годах ХХ столетия были созданы фабрично-заводские школы (ФЗУ) и школы для сельской молодежи. Общеобразовательной школой для школ ФЗУ с 1924 г. была 7-летняя школа. Наряду со школами ФЗУ существовали другие формы образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школа рабочих подростков. В 1921 г. их было 1350 с 67-ю тысячами учащихся. Острая потребность в рабочих кадрах привела к сокращению срока обучения в школах ФЗУ до 2-х лет. В 1929 г. пленум ЦК партии принял решение о передаче школ ФЗУ в ведение наркоматов и ведомств. Учебные заведения к 1939 г. превратились в цехи базовых предприятий, центр в обучении перенесен был на массовые специальности. ^ 1.Учебные заведения для подростков: - профессионально-технические школы; - школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ); - школы ученичества массовых профессий (ШУМП) (школы совхозного ученичества, школы машинно-тракторного ученичества; - школы совхозного ученичества; - школы строительного ученичества; - школы горно-промышленного ученичества); - кустарно-промышленные школы; - бригадное ученичество. 2.Учреждения "дополнительного рабочего образования": - школы рабочего юношества; - школы-предприятия; - профтехнические курсы (курсы "вступления" в производство; курсы "планового передвижения"; другие формы курсовой подготовки рабочих промышленности; курсовая подготовка для рабочих сельского хозяйства). 2 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О государственных трудовых резервах СССР» " и принято Постановление Совнаркома Союза СССР "О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные. В соответствии с ним в стране создавалось три типа учебных заведений профессионально-технического образования: ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих – металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского и речного транспорта, предприятий связи и др.; железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий железнодорожного транспорта; школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения по подготовке рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела. Всего было организовано 1549 школ и училищ, где обучалось более чем 400-м профессиям и специальностям. Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Для учеников была введена специальная форменная одежда и знаки различия. Все это сразу привлекло к ним внимание молодежи, и желающих учиться во вновь созданных учебных заведениях профтехобразования оказалось гораздо больше, чем требовалось. Училищам и школам были выделены специальные помещения для учебно-воспитательной работы, учебных мастерских и общежитий. По указанию правительства наркоматы передали этим учебным заведениям 23 тысячи металлорежущих станков и другого производственного оборудования. Социально-экономические и идеологические факторы становления отраслевых систем подготовки рабочих кадров, особенности ее структурообразующих элементов обусловили формирование специфической системы управления ими. На первом этапе были приняты партийно-правительственные решения о:
Тем не менее, эти попытки были неудачными. После ликвидации ВРНХ (1932 г.) управления системами подготовки квалифицированных рабочих было передано отраслевым наркоматам. Вследствие этого сформировалось несколько систем управления подготовкой рабочих кадров: - в областях народнохозяйственного комплекса, которые имели общесоюзное значение и подчинялись общесоюзным наркоматам; - в областях народнохозяйственного комплекса, которые были отнесенные к подчинению РНК УССР - для подготовки рабочих, которые будут работать в других областях народнохозяйственного комплекса. Но не смотря на разное ведомственное подчинение, содержание управления системами подготовки рабочих кадров было идентичным. Для него были характерными:
Управления конкретным учебным заведением было сосредоточенно в руках его руководителя, который получал для этого якобы неограниченные права. На самом деле же ситуация была другой, о чем свидетельствует изучения многих нормативных документов и архивных материалов. Во-первых, деятельность руководителей ограничивалась наличием огромного количества нормативных и инструктивных документов, которые регламентировали деятельность учреждения практически по каждому вопросу. Во-вторых, принципиально важные управленческие функции - планирование подготовки рабочих кадров, определения ее содержания осуществляли высшие управленческие структуры. В-третьих, практически все руководители любого звена образования находились под внимательным надзором и постоянным идеологическим давлением, под страхом обвинения в "национализме" или любом "уклонении". В-пятых, в конце 30-х гг. в кадровом составе руководителей профессионально-технических учебных заведений состоялись значительные изменения. На место директоров учебно-воспитательных учреждений, которые были уволены с этих должностей во время чисток, пришли новые люди, большинство из которых не имели надлежащего опыта работы. Итак, созданная организационная структура управления отраслевыми Значительное развитие получила система подготовки рабочих кадров непосредственно на производстве. Так, стахановское движение породило такую форму распространения опыта передовиков и подготовки специалистов, как стахановские школы. Из форм дополнительного образования рабочих и учащихся профессиональных школ сохранились лишь такие виды обучения, как кружки технического минимума, курсы мастеров стахановского труда, курсы повышения квалификации и др. 5.2 Профессиональное образование в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 В годы Великой Отечественной войны 1941—1945гг., когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение подготовки рабочих государственного резерва. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий. Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. Суровой проверкой этой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. В 1942 г. вышло постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов. По постановлению ЦК ВЛКСМ 1942 г. Победителю Всесоюзного социалистического соревнования вручалось переходящее Красное Знамя Госкомитета Обороны. С августа 1943 г. С 1943 года начинают действовать школы рабочей молодежи, где учились подростки, занятые в промышленном производстве, с предоставлением им неполного среднего и среднего образования без отрыва от производства. По стране проходят воскресники "В фонд обороны страны": построены и переданы воинам Красной Армии эскадрилья боевых самолетов, танковая колонна "Трудовые резервы", военные тарпедные катера "Московский ремесленник", "Ремесленник Татарии", "Морской истребитель фашистов". За 4 военных года училища и школы Трудовых резервов передали в народное хозяйство 2,5 млн. молодых рабочих. В 1943 г. создано Всесоюзное добровольное спортивное общество учащихся и работников РУ, ЖУ и школ ФЗО "Трудовые резервы". В декабре 1943 г. в Москве открыт Центральный дом культуры ТР, проходят смотры художественной самодеятельности. В условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями оборонной промышленности вынуждены были производить ускоренные выпуски учащихся, а также выполнять специальные задания, резко снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа. Если обратиться к конкретным недостаткам в работе школ и училищ трудовых резервов, то наиболее серьезными из них являлись следующие:
неудовлетворительное обеспечение производственного обучения во многих школах и училищах трудовых резервов: плохое оснащение учебных мастерских станочным оборудованием (на 80 тыс. учащихся-токарей в 1944 г. было, например, лишь 10 тыс. токарных станков, при таком совершенно недостаточном станочном оборудовании студенты часто обучались специальности «вприглядку», так как к одному станку прикреплялось от 7 до 20 человек; нехватка учебников, наглядных пособий, лабораторий и кабинетов по теоретическому обучению. ^ Позитивные изменения, происходившие в высшем образовании, были приостановлены. В связи с надвигающейся оккупацией Украины государственные вузы были эвакуированы в восточные районы СССР. В годы войны число высших учебных заведений и контингент обучавшихся в них студентов значительно сократились. В 1942 г. в стране оставалось только 460 вузов, в которых обучалось 227,4 тыс. студентов. Но, несмотря ни на какие трудности, советская высшая школа продолжала подготавливать кадры. Всего за 1941 — 1945 гг. советская высшая школа дала стране 302 тыс. специалистов. Военная пора породила новые, дополнительные формы учебной работы, которые были направлены на максимальную помощь студентам в освоении учебного материала. Так, в ряде вузов было значительно увеличено число коллоквиумов, которые стали проводиться по всем предметам, выносимым на экзаменационные сессии. Одновременно с изменением учебных планов и программ война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей. Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были введены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др. В 1943—1944 гг. в освобожденных районах страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944/45 учебному году — около 300. С 1944 г. стал возрастать выпуск специалистов вузами СССР. Только к концу 1943 года эвакуированные украинские университеты и институты начали возвращаться в родные города. После освобождения временно оккупированной территории Украины на ней действовало 154 высших учебных заведения. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». 5.3 Развитие профессионального образования в послевоенный период В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений. Если их количество по России, Украине, Азербайджану, Туркмении и другим союзным республикам в 1957 г., но еще не достигало довоенного уровня, то численность учащихся к этому времени увеличилась в два и более раз. Развитие системы школ и училищ трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны проходило под знаком борьбы за улучшение постановки учебно-воспитательной работы, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. Для выполнения программы подготовки кадров потребовалось значительное расширение сети школ и училищ трудовых резервов. Только за первые два года первой послевоенной пятилетки (1946— 1947 гг.) количество учебных заведений увеличилось с 2,5 до 4,2 тыс. В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения. В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. В специальные ремесленные училища принимали подростков 13 —15 лет с образованием в объеме трех классов начальной школы. За три года пребывания в училище они должны были получить общее образование в объеме четырех-пяти классов и специальную подготовку квалифицированного рабочего четвертого-пятого разрядов. В специальные сельскохозяйственные училища принимали подростков моложе 15 лет с образованием не ниже пяти классов средней школы. В 1954 г. с целью подготовки (для ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства) высококвалифицированных рабочих младшего технического персонала из молодежи, имеющей законченное среднее образование, в системе учебных заведений трудовых резервов было организовано 261 техническое училище. В 1957 г. открылись 12-летние профессионально-технические училища, которые давали общее и техническое среднее образование. В 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили специальное постановление «Об улучшении подготовки, распределении и использовании специалистов с высшим средним специальным образованием», в котором давались указания расширить подготовку специалистов со средним образованием и повысить их профессиональную квалификацию. Перечень специальностей сократился с 575 до 392, учебные планы в 1955—1956 гг. были переработаны. В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов:
Вместе с тем назрела необходимость организовать индустриально-педагогические институты для подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в техникумах, профессионально-технических, сельскохозяйственных учебных заведениях. Создание индустриально-педагогических институтов позволило развернуть научно-исследовательскую работу по вопросам профессионально-технического образования, организовать повышение квалификации уже работающих преподавателей техникумов и профессионально-технических училищ. Однако практические вопросы нормирования учебного процесса были разработаны только в 1949 г., когда и было введено обязательное нормирование всех учебно-производственных работ. Итоги развития профессиональной школы в СССР отразил Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, принятый 24 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР 5-го созыва. В этом законе указывалось, что все многочисленные типы низших профессионально-технических учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения; ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища; училища механизации сельского хозяйства — преобразуются в течение трех—пяти лет в городские и сельские профессионально-технические училища со сроками обучения от одного года до трех лет. Задачи профессионального обучения молодежи кроме специальных учебных заведений выполняют общеобразовательные 11-летние трудовые политехнические школы с производственным обучением. Анализ становления и развития профессионального образования в рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:
В послевоенный период в университетах стала ощутимой потребность к укрупнению специальностей, расширению профиля специалистов. Были пересмотрены учебные планы и программы высших учебных заведений. Произошло укрупнение ряда высших учебных заведений. В больших вузах качество подготовки специалистов было лучшим, меньше расходовалось средств на подготовку каждого из них, рациональнее использовались материально-техническая база вузов, профессорско-преподавательские кадры. В результате укрупнения вузов с 1950 по 1960 гг. количество их в Украине сократилось со 160 до 135 при одновременном увеличении количества студентов более чем вдвое: с 201,5 тыс. до 417,7 тыс. Осуществлялось приближение высших учебных заведений Украины к производству, совершенствовалась их структура, устранялся параллелизм в подготовке кадров. Открывались новые учебные заведения на периферии. В 1956-1957 гг. были созданы медицинские институты в Ворошиловграде и Тернополе, куда перевели часть студентов из Киевского и Харьковского мединститутов. В 1958 году открылся горно-металлургический институт в г. Ворошиловске. В 1955-1957 гг. новые заочные и вечерние отделения и факультеты открылись при 26 высших учебных заведениях. В 1956 году Министерство высшего образования СССР утвердило положение о филиалах заочных высших учебных заведений и об учебно-консультационных пунктах заочных отделений, благодаря чему студенты заочных институтов, отделений и факультетов могли получать необходимую им в учебе помощь, лучше овладевать знаниями. Изменения в географическом размещении вузов способствовали более полному охвату высшим образованием жителей всех областей, приближению условий обучения к условиям труда будущих специалистов. Однако главными вузовскими центрами в Украине все же оставались Харьков, Киев, Одесса и Львов. В 1958 г. в этих городах находилось 70 вузов из 140, обучалось в них 59% от общей численности студентов. В Харькове было 24 вуза, в Киеве – 18, в Одессе – 16, во Львове – 12 вузов. Народному хозяйству страны постоянно требовались специалисты новых профилей. Чтобы удовлетворить эти потребности, при институтах открывались новые отделения, факультеты, кафедры. Особое внимание обращалось на подготовку инженеров по таким специальностям, как приборостроение, электромашиностроение, автоматика и телемеханика, диэлектрика и полупроводники, промышленная электроника, конструирование и производство радиоаппаратуры, автоматизация промышленных процессов, производство сборных железобетонных изделий и конструкций для строительства, проектирование телевизионной аппаратуры, технология производства искусственного волокна, меха и кожи и др. Уровень подготовки высококвалифицированных кадров в значительной степени зависел от качественного и количественного состава научно-педагогических работников вузов. Их количество за 10 лет (с 1950 до 1960 гг.) увеличилось с 14,5 тыс. до 24,7 тыс. человек. Известные ученые, преподававшие в вузах, способствовали активизации научной работы студентов. Так, в 1955 г. в институтах Украины членами научных кружков были свыше 9 тыс. студентов, в 1958 г. их стало уже более 15 тыс. Во второй половине 50-х годов начинается перестройка университетского педагогического образования. Были пересмотрены учебные планы и программы для студентов педагогических специальностей университетов в сторону увеличения количества часов на преподавание педагогических, психологических и методологических дисциплин. Обновление университетского педагогического образования в большой степени коснулось практической подготовки студентов к работе в средней школе. По времени педагогическая практика увеличилась более, чем в три раза. Четко определились три вида педпрактики: один раз в неделю осуществлялась практика без отрыва от учебных занятий в школе и внешкольных учреждениях по воспитательной работе с детьми, заканчивающаяся месячной практикой в летних пионерских лагерях, практика с отрывом от занятий, проходящая преимущественно в городских школах и стажерская практика в течение месяца, главным образом, в сельских школах республики. В начале 60-х гг. начинает расширяться сеть государственных университетов путем преобразования в университеты крупных педагогических институтов: Донецкий, Симферопольский. Главными задачами высших учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками. Высшая школа постоянно совершенствует качество подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники и культуры, перспектив их развития. Неотъемлемой частью деятельности вузов является развитие научно-исследовательской работы, создание учебников и учебных пособий, подготовка научно-педагогических кадров, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства. Учебный процесс в вузах тесно сочетается с производственной практикой. Подготовка специалистов всех профессий осуществляется на научно-теоретическом уровне, устанавливаемом периодически в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для соответствующей группы специальностей. Отличительной особенностью университетов по сравнению с пединститутами в вопросе подготовки педагогических кадров была научно-исследовательская направленность университетского образования. 5.4 Реформы образования в 70-90гг. ХХ ст. Система профессионально-технической подготовки рабочих кадров в 70-е - 80-е годы ХХ века была признана лучшей в мире. Русской профессиональной школе принадлежал приоритет в разработке и создании передовой системы производственного обучения квалифицированных рабочих. Эта система оперативно отвечала на запросы и потребности страны. По мере развития науки и техники изменялись содержание, формы, масштабы и структура профессионального образования. ^ и на этой методологической основе сформировался научный подход к определению принципов, содержания и форм развития системы профессионального образования в нашей стране: общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания и организации обучения будущих специалистов; планомерная массовая подготовка (для всех отраслей народного хозяйства) специалистов и научных работников; единство научно-технического и социально-экономического прогресса; непрерывное расширение и совершенствование высшего образования. К концу ХХ века система начального профессионального образования включала в себя 4114 образовательных учреждений и 1,7 млн обучающихся. Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществлялась по более 1000 специальностям - металлисты, строители, горняки, полиграфисты, наладчики-настройщики автоматов и станков, операторы автоматических линий, электрослесари и др. За достигнутые успехи в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства многие профессиональные училища были награждены орденами "Трудового Красного Знамени", "Знак Почета" и другими наградами. За подготовку высококвалифицированных рабочих, учебно-воспитательную работу, эстетическое, физическое воспитание, научные исследования Государственному Комитету СССР по профессионально-техническому образованию 11 апреля 1980 г. была вручена международная премия "Золотой Меркурий". С 90-х годов ХХ века начался период реформирования начального профессионального образования. Постановлением правительства РФ от 5 июня 1994 г. было утверждено типовое Положение об учреждении начального профессионального образования по новой структуре. Профучилища, профлицеи и другие учебные заведения НПО создавались на базе основного общего образования (9 классов) и на базе 11 классов. Профессиональные лицеи стали практически воплощением интеграции учреждений профессионального образования разных уровней в систему непрерывного профессионального образования граждан (профессиональное училище-лицей-колледж-университет-аспирантура). С конца 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века обучение в учреждениях начального профессионального образования осуществляется на основе государственных стандартов по профессиям. Подготовка кадров в настоящее время ведется по многим новым специальностям: экономике, праву. экологии, дизайну, управлению, страховому, банковскому делу, гостиничному хозяйству, туристическому комплексу. В настоящее время профессиональное образование переживает не лучшие времена.Современные требования рынка труда вызывают необходимость модернизации российского образования и как первоочередная задача - опережающее развитие начального и среднего профессионального образования; достижения конкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке по специальностям начального профессионального образования. 5.5 С.Я.Батышев в истории и развитии профессионального образования В историю отечественного образования С.Я.Батышев вошел как создатель целого научного направления - профессиональной педагогики. Начав работать в 50х гг. XXв. в системе профессионально-технического образования, он первым заявил, что ей необходима научная база, что без научного обоснования ее развитие будет неполноценным. И он первым из многих сотен тысяч работников профтехобразования берется за кандидатскую диссертацию. Став кандидатом наук, С. Я. Батышев привлекает многих практических работников системы профессионально-технического образования, работников отраслевых министерств и учебно-курсовых комбинатов предприятий к научным исследованиям в той области, которая теперь называется профессиональной педагогикой. Сам руководит этими исследованиями, терпеливо учит методике педагогических исследований, одну за другой организует всесоюзные научно-практические конференции, расширяя круг исследований, вовлекая все новых и новых участников, обеспечивая внедрение получаемых результатов. С.Я Батышев добивается создания в 1964г. Всесоюзного научно- исследовательского института профессионально-технического образования - первого в стране научного учреждения в области профессионального образования. Буквально через несколько лет труды ВНИИпрофтехобразования становятся известными всем работникам всех профтехучилищ на всей территории бывшего Советского Союза. Следующим крупным этапом в развитии профессиональной педагогики стало создание в 1973 году, благодаря настойчивости и упорству С. Я. Батышева, Отделения педагогики и психологии профессионально-технического образования Академии педагогических наук СССР (впоследствии Отделение профессионального образования Российской Академии образования), которое он возглавил и руководил им на протяжении многих лет. Вслед за этим в 1975г. С. Я. Батышев организует в Казани Институт профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР (ныне это Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО). С. Я. Батышев опубликовал 36 книг, 33 брошюры, более 400 научных статей. Наиболее известными из его книг являются: «Производственная педагогика» (1976), «Научная организация учебно-воспитательного процесса» (1980), "Подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве"(1992), "Подготовка рабочих широкого профиля" (1993), "Подготовка техников"(1993) и др. Буквально научным подвигом С. Я. Батышева стала организация им огромных авторских коллективов по написанию и изданию фундаментальнейших трудов: первого в мире учебника "Профессиональная педагогика" (первое издание 1997г., второе издание 2000г., объем 90 п.л.) и первой в мире трехтомной Энциклопедии Профессионального образования" (1999г., объем 240 п.л.). Уже после смерти Сергея Яковлевича было завершено издание задуманной им коллективной монографии «История профессионального образования» (2003). С. Я. Батышевым было подготовлено 13 докторов и 69 кандидатов наук. Значительная роль в становлении и развитии профтехобразования принадлежит таким ученым, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Н. Веселов, Л.А. Волович, Г.С. Гершунский, Н.И. Думченко, М.А. Жиделев, Е.А. Климов, М.И. Махмутов, Е.Г. Осовский, М.Н. Скаткин, С.А. Шапоринский и др., разрабатывавшим в эти годы актуальные теоретические и методические вопросы совершенствования содержания, форм и методов теоретического и производственного обучения, политехнического образования будущих рабочих, профессиональной ориентации молодежи, развития творческого потенциала и технического мышления учащихся в процессе производственной деятельности и многие другие. Вокруг них сложились творческие коллективы исследователей – ученых и практиков. ЛИТЕРАТУРА
|
![]() | Н. С. Конарев Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 Рассказывается о революционных, боевых и трудовых традициях железнодорожников, показаны огромная работа железных дорог в обеспечении... | ![]() | Всеукраїнські та міжнародні наукові конференції Всеукраинская научная конференция «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» |
![]() | К 100-летию маршала авиации А. И. Покрышкина Александр Иванович Покрышкин — выдающий советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Его талант непревзойденного мастера воздушного... | ![]() | План лекции: Профессиональное образование как социокультурный институт... Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине |
![]() | Ирина Викторовна Дрягина Записки летчицы у женщины-авиаторы в годы... «Ирина Викторовна Дрягина. Записки летчицы у женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. 1942–1945»: Центрполиграф; Москва;... | ![]() | План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине... Великокняжей Украины-Руси, развились и приобрели новые формы со времен Казацкого государства это открытость к миру, европейская ориентация,... |
![]() | Методические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета... Опыт мобилизационного развертывания здравоохранения в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | ![]() | Владимир Шестаков Новейшая история России Здесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны... |
![]() | Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой... Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались... | ![]() | 1. 1999 спмд 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина Новороссийск (55-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг) |