Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве


Скачать 121.75 Kb.
НазваниеАннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве
Дата публикации01.04.2013
Размер121.75 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
ИЕРАРХИЯ – ПОНЯТИЕ МУЖСКОГО РОДА

М. И. Суслова

Аннотация

Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве «Логос» в 2009 году [1]. В своей работе автор выдвигает идею о том, что

главным Стабилизирующим фактором общественной жизни является иерархия как

организующая основа мироздания и что иерархичность нашего мира обуславливает программы выживания человечества. При этом автор исходит из того, что право формировать

иерархическую структуру общества исторически принадлежит мужчинам, поскольку природа

наделила их способностью к объединению. В результате мужской пол объективно оказался

основной движущей силой истории.

Источник

^ ИЕРАРХИЯ – ПОНЯТИЕ МУЖСКОГО РОДА М. И. Суслова

История человечества как история иерархических систем

Продолжение. Начало в №12
Можно с достаточной долей уверенности предположить, что у наших пращуров, кормив-шихся лишь одним собирательством, была нес-колько иная стратегия выживания, чем у более поздних людей после разделения труда. Скорее всего, на раннем этапе эволюции мужская часть рода Homo объединялась в группы отдельно от женщин и образовывала в них иерархии лишь на короткое время. Когда необходимость дер-жаться всем вместе отпадала, группы рассеива-лись, чтобы затем собраться снова. Охота как источник пропитания поспособствовала измене-нию стратегии выживания мужчин – появились постоянные многочисленные мужские сооб-щества.

Для представителей современного челове-чества характерно то, что право на формирова-ние иерархических структур принадлежит ис-ключительно мужчинам. Природа наделила их удивительным свойством – как магнитом при-тягиваться друг к другу, соединяться в огром-ную массу, четко структурированную и подда-ющуюся дисциплине. Эта необычная способ-ность, точнее – внутренняя потребность каждо-го отдельного индивида мужского пола, спло-титься и следовать общему порядку дала воз-можность людям объединяться в большие об-щества, строить города, создавать цивилизации и, наконец, осваивать Космос.

Благодаря мужчинам мы живем в мире иерархий. Человеческое общество, всегда и вез-де организуемое усилиями исключительно мужчин, – это совокупность иерархий разных типов. Основными можно назвать следующие типы:

социально-классовая иерархия – все граж-дане государства принадлежат к этой иерархии. В некоторых странах Востока общество делится на касты;

социально-профессиональная иерархия – образуется в сообществах граждан, объединен-ных профессиональной деятельностью. Чтобы добиться успеха в обществе, необходимо под-ниматься по ступенькам карьерной лестницы, т. е. стремиться занять более высокое место в социально-профессиональной иерархии;

семейная иерархия – все мы или почти все – члены семей – в раннем возрасте находимся во власти родителей и тех, кто нас опекает, а затем сами создаем семьи и оказываемся на вершине семейной иерархии;

социально-демографическая иерархия – ее составляют группы мужчин и женщин разного возраста. Эта иерархия «наследовалась» совре-менными людьми от предшественников на эво-люционном пути и отражает положение в об-ществе возрастных и половых групп.

Все перечисленные типы иерархий играют важную роль в жизни людей, но наибольший интерес для изучения представляет, несом-ненно, иерархия социальных классов, потому что только через познание ее особенностей воз-можно постижение законов истории и жизни общества.

Эпоха социально-классовой иерархии, т. е. иерархии классов элементов социальной сис-темы, определяющих тип общества (классовый или бесклассовый) – началась вместе с расслое-нием общества на богатых и бедных и возник-новением государства. В некоторых обществах сохранилось установившееся на общинной ста-дии развития разделение на касты. На каждом этапе общественно-экономического развития в обществе складывалась определенная иерархия классов: в эпоху рабовладельческого строя ос-новными классами были свободные граждане и рабы, во времена феодализма – феодалы-землевладельцы и крестьяне, при капитализме – буржуазия и рабочий класс.

Если обобщить имеющиеся сведения о со-циальном устройстве когда-либо существо-вавших цивилизованных обществ, то нельзя не заметить характерную особенность, присущую каждому из них: одни социальные группы, об-разующие управляющий класс, руководят всей жизнедеятельностью общества, а другие – бес-прекословно подчиняются своим правящим со-отечественникам. Правда, исторические вре-мена, когда сложившиеся отношения между управляющим и управляемым классами вос-принимаются обществом как должные, длятся недолго. Периодически наступают «эпохи пе-ремен», и тогда к власти приходят классы, ра-нее находившиеся в подчиненном положении. Эта упрощенная схема событий в общественной жизни позволяет сделать вывод о том, что ис-тория человечества являет собой постоянный процесс смены одних социально-классовых иерархий другими. Войны, революции и иные общественные потрясения – наглядные свиде-тельства жизни, борьбы за место под солнцем и смерти иерархий общественных классов.

^ Иерархия – живой организм

Как известно, без иерархии не обходится ни один мужской коллектив, ни одна группа или компания. Однако если свой корпоративный и соревновательный характер мужчины всегда ставят себе в заслугу и гордятся им, то умение создавать иерархическую структуру в своих сообществах замалчивается то ли по недоразу-мению, то ли умышленно.

Известный немецкий писатель, лауреат Но-белевской премии Г. Гессе – пожалуй, первый, кто понял, какое значение имеет иерархия не только в истории человечества, но и в жизни каждого отдельного мужчины, и описал, пусть и в литературной форме, правила, по которым она существует. Свой последний роман «Игра в бисер» Г. Гессе посвятил иерархии, описав внутреннюю жизнь мужского сообщества, рас-крывая свое мировоззрение в философских раз-мышлениях.

Центральное место действия в романе «Игра в бисер» – вымышленная «Касталия». В этом земном раю живут одни мужчины, чья главная цель – вступить в «Орден» и стать «элитой». Касталийский «Орден» – своего рода мужской клуб, состоящий из людей весьма одаренных, а сама «Игра в бисер» – просто литературная вы-думка: «то, чего не существует на свете», обоб-щенный образ, олицетворяющий как таковую деятельность мужской части человечества.

Вымышленная «Игра в бисер» нужна автору для того, чтобы высказать мысль о важности для мужчин игры «как идеи», и не имеет значе-ния, во что играют мужчины – в «бисер», в футбол или мировое господство. Важно, что для игры они объединятся в свое сообщество, со-здадут иерархию и будут служить ей, подчиня-ясь до конца дней своих. Игра как идея – уни-версальный и единственный объединяющий фактор в мужском сообществе.

Важнейшее занятие членов «Ордена» – ин-теллектуальные состязания, названные «Игрой в бисер», но больше всего привлекает мужчин орденская иерархия. Это необычная иерархия, так как члены «Ордена» занимают в ней соот-ветствующие места, так сказать, «без драки, шума и пыли». «Администрация» внимательно следит за достижениями «касталийцев» и назначает своих подопечных на должности в соответствии с их талантами и успехами. Один из героев романа, Плинио Дезиньори, который не стал членом «Ордена», признается своему приятелю, «магистру Игры» Иозефу Кнехту: «…я испытываю совершенно дурацкую любовь к вашей иерархии, она меня часто восхищает и манит, как само счастье» [1, с. 102]. Но сам Иозеф Кнехт, достигший наивысшей ступени в иерархической лестнице, покидает «Орден». Он почувствовал, что часть его сердца и души осталась «пустой» и «хотела осуществиться». Искусственный мир с тепличными условиями не дал простого человеческого счастья и «ма-гистр Игры» надеялся обрести его в обычной жизни.

Однако искусственно созданные условия губительны не только для отдельного человека. Иерархия «Ордена», сформированная без сво-бодной конкурентной борьбы, может существо-вать только при том условии, если Касталия будет получать средства на жизнь извне и ка-сталийскому обществу не придется сталки-ваться с «внешним миром». Изучая историю Касталии, Иозеф Кнехт «пришел к убеждению, что взаимодействие между нею и жизнью, по-литикой, просвещением страны уже десятки лет идут на убыль» [1, с.246]. Такое положение дел тревожит И. Кнехта, так как он понимает, что если страна откажется содержать Касталию, у касталийского общества не окажется будущего: слишком оно оторвано от реальной действи-тельности.

^ Искусственным путем нельзя создать иерархию – к такому выводу приходит Г. Гессе в романе «Игра в бисер», потому что иерархия – «вовсе не механизм», а «живое тело, образуемое частями и живущее органами» [1, с.25], т. е. как и любой другой живой организм, иерархия рождается, живет и умирает по законам Природы. Впрочем, Г. Гессе, писатель проницательного ума, и не мог бы сделать иного заключения, потому что иерархия как составляющая стратегии выживания мужчин формируется независимо от их воли и сознания. Природа предусмотрительно избавила людей от необходимости ломать голову над стратегией выживания, ведь им и с тактикой выживания не всегда удается справиться.
^ Сменяемость и выживаемость

Как и все живые существа, иерархии рожда-ются, взрослеют, стареют и умирают. На протя-жении тысячелетий вместе с рождением соци-ально-классовых иерархий возникали государ-ства, а старение иерархических систем делало эти государства легкой добычей для молодых и сильных иерархий. По Земле прошло много больших и малых народов, но в истории оста-лись только те, кто способен был к объедине-нию и созданию иерархической системы в об-ществе, что позволяло не только успешно бо-роться за территорию, но и заниматься строи-тельством городов, развивать науку и искус-ство.

В своей книге об Александре Македонском «Поход Александра» Квинт Эппий Флавий Ар-риан мимоходом замечает: «Видно, суждено было македонцам вырвать у персов власть над Азией, как когда-то вырвали ее персы от мидян, а мидяне еще раньше от ассирийцев» [2, с. 90]. Эта борьба за «власть над Азией» – свидетель-ство группового отбора в эволюции человечест-ва. В борьбе групп решающее значение имеют качества всей группы как единого целого, а не отдельных личностей. И если «суждено бы-ло» македонцам победить персов, то только благодаря тому, что они были организованнее и лучше вооружены, чем их противники.

Что же касается роли личности в истории, то Александр Македонский – конечно, великий полководец и храбрый воин, но своим истори-ческим успехом македонцы в большей степени обязаны Филиппу, отцу Александра. Именно при нем возрастала и укреплялась военная и экономическая мощь государства, потому Ма-кедония смогла не только противостоять сосе-дям, но и диктовать свои правила игры. Можно сколь угодно восхищаться и подвигами Алек-сандра Македонского, но нельзя все-таки не признать, что в итоге из-за своего стремления «завоевать весь мир», не считаясь с ограничен-ными возможностями македонского общества, он сильно ослабил иерархию, на которую опи-рался. Как следствие, армия отказалась про-должать военный поход, а после смерти Алек-сандра империя развалилась. Таким образом, мы имеем две исторические личности, но у од-ной – историческая роль правителя, укрепляв-шего иерархическую систему общества, у дру-гой – роль великого полководца, растратившего ресурсы иерархии за очень короткое время. Вместе они составляют единство противопо-ложностей: ведь для исторического процесса важны и созидатели, и разрушители.

Итак, между историческими событиями и социально-классовой иерархией всегда сущест-вует причинно-следственная связь. И потому, изучая историю различных государств, не стоит игнорировать тот факт, что успехи общества – это следствие формирования сильной иерархии общественных классов, а причины поражений кроются в слабой иерархической взаимосвязи между классами. Полный цикл исторического развития общества включает в себя зарождение, становление, ослабление и окончательное раз-рушение социально-классовой иерархии.*

* ^ Организация индивидов (обоего пола) в коллектив необходима для выживания людей в Природе. Окончательное разрушение социально-классовой иерархии в масштабе всей цивилизации возможно лишь теоретически – при достижении каждым пол-ной независимости от природных условий суще-ствования («законов материального мира»). – При-меч. ред.

Все социально-классовые иерархии, когда-либо возникавшие в человеческом обществе, переживали свой взлет и падение, устаревшие социальные системы уступали место молодым иерархиям. Так менялись исторические эпохи. Каждый этап жизни иерархии – по-своему сложен, напряжен и трагичен. Все рождается в муках, преодолевает трудности становления, достигая зрелости, и проходит через мучительную смерть – так было до нас, так будет и после нас: это незыблемый закон эволюции Человеческой Цивилизации. Факт, разумеется, не очень уте-шительный, ибо он разом «отменяет» и Царство Божье на земле, и светлое будущее, и другие благостные фантазии относительно перспектив человечества. Однако таково устроение нашего

мира. Если бы не происходила смена устарев-ших общественных классов на новые, общество не могло бы развиваться и навсегда «застряло» в рабовладельческом строе или даже на более ранней эволюционной ступени. Безусловно, смена социально-классовых иерархий – процесс жестокий и кровавый, но выполнившие свою историческую миссию классы уступают место в обществе тем, кто способен отвечать на вызовы времени, что и обеспечивает развитие челове-чества на планете Земля.
^ Социально-классовые иерархии в Российском государстве

Наличие иерархии общественных классов, как мы рассмотрели выше, – необходимое усло-вие для создания государства, а смена устарев-ших общественных классов новыми классами обеспечивает социальное развитие и научно-технический прогресс.

России в одном лишь XX в. выпало дважды пережить смутные времена – результаты разва-ла двух совершенно разных социальных систем. Революционные события в начале XX в. озна-меновали конец феодально- классовой иерар-хии, продержавшейся 300 лет под управлением семьи Романовых, а в начале 1990-х годов со-стоялись «похороны» иерархии советского об-разца, на долю которой выпало «счастье» про-существовать чуть более 70 лет. Эти две иерар-хические системы сильно различались по со-ставу социальных групп, но жили и умирали по одним законам.

Исторический опыт показывает, что между двумя социально-классовыми иерархиями, следующими одна за другой, всегда возникает противоборство, вызывающее хаос и раздор в общественной жизни. Новая иерархия классов зарождается в недрах старой, но она никогда не бывает похожей на свою предшественницу. Становление иерархических систем связано с преобладанием центростремительных сил в обществе, а развал сопровождается центро-бежным движением.

Всего же в истории русского общества с то-го времени, когда центр притяжения перемес-тился из Киева в Москву, сформировались и развалились три следовавшие одна за другой иерархические системы:

  1. феодально-классовая иерархия Московского государства во главе с Иваном Калитой и его наследниками;

  2. поздне-феодальная иерархия классов, существовавшая в России в период правления династии Романо-вых; и

  3. недавно почившая – это иерархия каст в советском обществе.

Ныне начинает свое становление четвертая иерархическая система, и у нас есть «счастливая» возможность наблюдать за этим интересным «новшеством».

Из небольшого числа отечественных иерархических систем две – «ромáновская» и «советская» – еще свежи в нашей памяти, и можно ими воспользоваться как образцами для деталь-ного изучения.

Социально-классовая иерархия Московско-го государства, предшествовавшая «ромáновс-кой», потеряла свою жизнеспособность в конце XVI в. Как итог – ослабление государства, раз-дираемого междоусобицей бояр, борющихся за власть, не сумевшего противостоять нашествию поляков, шведов, литовцев и других любителей легкой наживы. Но вторжение иноземцев и за-хват Москвы поляками послужили толчком к объединительному движению во всех слоях населения. Организация народного ополчения под руководством Минина и Пожарского, осво-бодившего Москву от поляков, а затем и всю страну от иноземного вторжения, стала свиде-тельством зарождения центростремительных сил в обществе, что в дальнейшем предопреде-лило формирование новой иерархии классов в России, на вершине которой 300 лет находились Романовы.

^ От «Смуты» до развала Союза

Становление новой иерархии по окончании «смутного времени» шло непросто, поскольку первые цари – Романовы – не обладали больши-ми способностями государственных деятелей и не осознавали необходимости создавать новую иерархическую систему: они правили, опираясь на бояр, на элиту предыдущей социально-клас-совой иерархии, к тому времени переставшей быть авангардом общества. Устаревшая иерар-хическая структура сменилась при Петре I. По-сле прихода к власти молодой царь начал фор-мировать новую элиту (дворян) из людей спо-собных и деятельных, привлекая на государ-ственную службу и наделяя чинами талантли-вых людей независимо от их сословного проис-хождения. Такая политика царя-реформатора способствовала усилению центростремительно-го движения в обществе, укреплению государ-ственной власти и России в целом. Но со време-нем центростремительные силы ослабевают, и начинается центробежное движение. Потому, пережив свои лучшие времена, социально-клас-совая иерархия Российского государства к кон-цу XIX в. пришла в упадок. Отречение от пре-стола Николая II стало всего лишь официаль-ным подтверждением ее краха.

Революционные события и гражданская война в начале XX в. – это тот период хаоса и разрухи, когда впервые была испытана на проч-ность новая иерархическая система – система советского образца. И этой иерархии пришлось преодолеть трудности становления, затем – этап укрепления в сталинское время, начало ослаб-ления в «хрущевскую оттепель» и полное от-торжение советской системы обществом в кон-це 1980-х гг. Усилившееся центробежное дви-жение закончилось перестроечной смутой, раз-валом экономики, обнищанием большей части населения и отделением бывших союзных рес-публик. По такому сценарию будут, по-видимому, развиваться события в жизни и со-временной иерархии. Какие именно ждут ее испытания и какой отпущен срок – покажет время.

Первые две социально-классовые иерархии русского государства просуществовали по три столетия каждая, а советский режим не продер-жался и 100 лет. Конечно, этих данных недоста-точно для того, чтобы делать окончательные выводы, но можно предположить, что средний срок жизни иерархии общественных классов длится примерно 300 лет. В советское время, как мы помним, частную собственность отме-нили, потому социальная система того периода не была классовой и к ее изучению требуется особый подход.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гессе Г. Игра в бисер. –СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 25, 102, 246.

2. Арриан Ф. Поход Александра. –М.: Миф, 1993. С. 90.

Похожие:

Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconВера Ивановна Крыжановская Эликсир жизни
Более полувека назад многие зачитывались оккультными романами В. И. Крыжановской. Позднее в угоду коммунистической идеологии они,...
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconО приговоре
Отрывки из книги великого гонщика Лэнса Армстронга «Возвращение к жизни. Моя победа над раком и в «Тур де Франс», вышедшей в московском...
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconДжеффри Линдсей Добрый Друг Декстер Внимание
Внимание: Это любительский перевод 2 книги о Декстере «Dearly Devoted Dexter». Официальный перевод вышел в издательстве аст под названием...
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconV 0 – создание fb2 – (MCat78)
Фбр. Его книга описывает принципы эффективного поведения на работе, позволяющие вам успешно управлять своей карьерой. Мы решили выпустить...
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconМарк Гоулстон Ментальные ловушки на работе
Фбр. Его книга описывает принципы эффективного поведения на работе, позволяющие вам успешно управлять своей карьерой. Мы решили выпустить...
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconАннотация Роман «Баязет»
Баязет, вошедшей в историю под названием «Славного баязетского сидения». Это была первая проба талантливого автора на поприще отечественной...
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconА. Голинков крушение антисоветского подполья в СССР кн. 1
Предлагаемая вниманию читателя работа является 4-м изданием вышедшей в 1975 г книги «Крушение антисоветского подполья в ссср»
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconАннотация: Человек третьего тысячелетия наивно полагает, что на маленькой...

Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconКраткое предуведомление
Вашему вниманию книга вышла в 1995 году в издательстве "Восточная литература" (бывш. Главная Редакция Восточной литературы издательства...
Аннотация Вниманию читателей предлагаются выдержки из книги, вышедшей под этим названием в издательстве iconОтныне словник будет одним из разделов постоянной рубрики под названием
По мере накопления необходимого и достаточного их информационного потенциала появятся обобщающие тексты. До этого они будут преждевременными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница