Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов


НазваниеПервый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов
страница1/8
Дата публикации02.04.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
2. Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И.Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов истории нач лишь с 80-90-х гг. XIX в. С этого времени форми­руются основные методол направления: позитивизм, неокантианство и «философия жизни». Поз-я мет-я истории складыва­лась под сильным влиянием естествознания.Позитивисты мечтали возвести историю в ранг точных наук. Хар-ной чертой позитив историо­графии являлся теор-познавательный оптимизм, стойкая вера в возможность средствами науки познать и преобразовать мир в благоприятную для человека сто­рону. Ее теоретики были защитниками идеи единства научного познания природы и общества. Они стреми­лись внедрить в истор исследование методы ес­тественных наук, игнорируя подчас различия в познава­тельном процессе в двух группах наук, ориентировать историю на поиск законов общественного разв-я, и сопоставлять природные и соц явления. Основополагающим принципом истор познания позитивизм считал объективность исследования. Для соблюдения объективности и точности его сторонники готовы были пожертвовать широкими теор обобщениями. Поэтому позитив исто­риографию нередко обвиняют в эмпиризме. Недооценка теории и методологии привела к то­му, что к к 19в. позитивистская наука вступила в кризисную стадию развития. появляются первые труды исследователей-позитивистов по методологии истории, авторы кот стремились вос­полнить пробел в обосновании своего научного метода. «Учебником позитивизма» была признана работа фр историков Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введе­ние в изучение истории» (1898). Среди русских ученых этого направления выделяются методологи Ключевский. В своем стремлении к объективности позитиви­сты пришли к утверждению, что задача историка — собирание, отбор и критика фактов. Они исходили из убеждения, что источник представляет собой «окно, открытое в прошлое», и исследователь имеет все возможности через окно заглянуть в прошлое. Такой подход низводил историю до уровня фик­ции и обработки документов, что и привело ее к методологич кризису

3. В к19 ст кризис охватил не только историю. По хар-ру он являлся общенаучным. Важнейшим фактором здесь выступало станов­ление неклассического естествознания. В науках происходила дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Не обошел стороной историографию. Среди тех, кто первым выступил против крайно­стей натурализма позитивистской социологии и исто­риографии, был нем философ В.Дильтей (1833-1911), теоретик «философии жизни». Он противопос­тавлял мир природы и мир человека с выделением соответствующих 2групп наук. Гл тезисом дильтеевской методологии было: «Природу мы объясня­ем, душевную жизнь мы постигаем». Факты истории, даются непосредственно как ре­альность и как живая связь, кот не пре­рывается. И поскольку объект познания включается в Контекст «внутреннего опыта» ученого, то специфич методом истории он провозгласил метод «понима­ния» прошлого изнутри. В основе этот метод был иррациональным и не способствовал объективному познанию прошлого. Как от­мечал его последователь Г Лиммель, непросто было пре­одолеть пропасть между «Я» и «Не Я». Необходимо по­средничество между ними внешних объектов, т.е. ис­точников, но самое гл-е- это субъективный хар-р воспроизведения в себе чужих, истор-ки удаленных представлений и чувств. Большое значение для развития истор мышления имело утверждение В.Дильтеем единства по­знания и соц практики. Исслед-ля нельзя оторвать от общественной среды, в рамках кот формируется мировоззрение ученого. Мировоззрение же «складывается в рез-те занятой [им] в жизни по­зиции, жизненного опыта. В итоге философ пришел к выводу , что характер достоверности в науках иной, чем в естествознании. Дильтей также выступил против сведения цели истор науки к решению вспомогательных задач но отношению к обобщающим общественным наукам. Критиками как позитивизма, так и «философии жизни» в методологии истории выступили неокантиан­цы. Крупнейшим их представителем был нем фи­лософ Г.Риккерт (1863-1936), Неокантианцев интересовали вопросы классификации наук и специфики их методов. Метод-ю науки они конструировали с теоретико-познавательной точки зрения, отвергая психол подход, свойственный В.Дильтею. Все науки неокантианцы подразделяли на генерализующие (обоб­щающие) и индивидуализ-ие (описательные). «Идеографическая история, по убеждению Риккерта, никогда не может стать система­тизирующей наукой: она противится не только поискам законов, но и систематике вообще.Принижение роли общих понятий в истории яв­но не соответствовало тенденциям развития научного знания. Это вызвало критику даже в самом неокантиан­стве, что нашло выражение в учении нем историка Вебера, в частности, в выдвинутом им понятии «идеального типа» в соц науках. И в то же время разграничение Риккертом круга вопросов, изучаемых историей и социологией, ориентация историографии на изучение конкретных причинно-следственных связей имело рациональное ос­нование. Несомненной заслугой неокантианцев было обоснование специфики истор метода в их уче­нии о Ценностях. Аксиологический метод Риккерта обобщил специфич черты, присущие истор познанию, однако место ценностного подхода было явно преуве­личено. Возражения вызвала и его трактовка ценностей как таковых. Критика натурализма и позитивизма в истор науке со стороны неокантианцев достигла крайних пределов, превратившись в борьбу с «естественно­научным миросозерцанием», Изоляция истории от на­ук о природе могла иметь негативный для нее характер. На это обратили внимание методологи новой волны в самом позитивизме. Во Фран это были М.Блок Л.Февр (1878-1956), в России — Р.Ю.Виппер (1859-1954) и др. Заслугой последнего был многоплановый и глубокий анализ теор проблем истор познания под углом зрения его соц обусловленности. Випперу принадлежит приоритет постановки проблемы историч факта в науке. В целом его методол воззрения отличались крайним релятивизмом. Идеи Виппера оказались весьма прием­лемыми для амер презентизма 20-50-х гг., представленного именами К.Беккера, К.Рида, Ч.Бирда и др. «Релятивизм» истории развенчал идею «тоталь­ной объективности» историографии, способствовал пре­одолению ее методол ограниченности.

4.Одной из актуальных методол проблем истор науки стран СНГ в настоящее время яв­ляется установление соотношения формационного цивилизационного и технологическою подходов. Эта про­блема возникла в связи с кризисом концепции форма­ционного общества, которая долгое время безраздельно господствовала в совет историографии, и активным внедрением в науку цивил-го и информ-го подходов. Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-эк формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской истор науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно кот история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени форм-я теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-истор процесса, основан на материалистическом понимании истории. В осн формац подхода лежит теория К.Маркса, которая применима лишь к анализу соц-эк сферы жизни людей, связанных с материальным производством. Ориентируя исследовате­лей на установление истор закономерностей, он предоставляет возможность диахронистического и син­хронистического сравнения различных стадий. Однако распространение формац подхода на все сферы истор развития и придание этому аспекту зна­чения единого методологического и мировоззренческого принципа, непризнание возможности существования других подходов в постижении истории вызвало абсо­лютизацию категории общественно-эк формации. Формационная концепция, в соответствии с кот социальное развитие представлялось как процесс перехода от низшей формации к высшей, приводила к тому, что:1 исключались возможности инволюционного (обратного) развития и фактически игнорировались особенности стран и народов со своими устойчивыми соц связями и структурой;2 абсолютизировалось революционное насилие и тем самым приуменьшалась роль эволюции, периодов реформ; 3 подчеркивалось значение макроистор единиц (формация, способ производства, класс и др.) и фактически недооценивался микроанализ на уровне общины, семьи, индивида;4 замалчивались мировосприятия людей, их ду­ховные ценности и психология. В связи с отходом части историков от марксист­ской интерпретации истории возрос интерес к цивилизационной концепции, разработанной в трудах Н.Л.Да­нилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.

5.нем социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. В. испытал значительное влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни. Философская позиция В. представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения В., положений этих теорий, гл образом кантианства с некоторыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории В. Дильтея и идиографизма Г. Риккерта, В. выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных истор явлений. Идеальные типы явл-я абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов В. ставит важные вопросы соотношения эмпирического и теор уровней познания, пытается дать анализ процесса образования научных абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом — с идеальной моделью. Однако в гносеологическом аспекте идеальный тип В. является идеалистической интерпретацией модели и процесса её создания. Свои методол принципы В. применил в теории происхождения «современного запевроп капитализма». На основе сравнительного анализа в ряде работ Будущее капитализма В. рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистическом преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию западного капитализма. С позиций национал либерализма В. критиковал внешнюю и внутреннюю политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима буржуазной парламентарной республикой.

6. Структурализм, возникший в 50-е годы во Фр, в связи с переходом ряда общественных наук с описательного на абстрактно-теор уровень знаний. Специфика структурализма- в своей исследовательской практике он опирался на изучение знаковых систем и оказался в тесной связи с развитием семиотики. За сознательным манипулированием знаками, словами, образами, символами структуралисты стремились обнаружить скрытые неосознаваемые глубинные структуры. Им, а не истор событиям, отводилась гл роль в истор познании. Этим же определялась степень объективности и научности исследования. Событие рассматривалось как видимое, поверхностное отражение более глубоких структурных изменений в общественной жизни. Культура, кот находилась в центре исследования структуралистов, рассматривалась как совокупность прежде всего знаковых систем. Это означало формирование некого первичного массива текстов (источников), подвергавшихся изучению. Коль скоро текст и язык, на кот он изложен, считался важнейшей составной частью культуры, то постепенно именно язык стал объектом структурно-семиотического анализа и синтеза и выявления скрытых и бессознательных пластов культуры (ментальные структуры), которым якобы всегда подчиняется поведение человека. Под влиянием неофрейдизма и неопозитивизма структурализм стал преувеличивать роль бессознательных механизмов. Упор на структуры, попытки устранить влияние субъективного фактора, а вместе с ним и познающего субъекта, вызвали критику структурализма как методологии истории со стороны экзистенциалистов и представителей других филос течений субъективно-иррационального свойства. Структурализм в истории, утверждали они, ведет к "смерти человека", обезличиванию истории. Критики делали упор на постоянное несоответствие в структурализме формы и содержания, теории и эмпирии. Как результат, начался процесс переосмысления всей истории идей, творчества, авторства, поиск точек радикальных преобразований в области культуры по принципу: "подвергай все сомнению". Теор конструкции в истор науке стали рассматриваться всего лишь как плод познающего разума, судить об истинности кот невозможно. Методол основой этого движения стал постструктурализм. Приставка "пост" означает не столько отрицание структурализма, сколько его включение в контекст истор эпистемологии и преодоление. Никогда не признававший себя структуралистом, Мишель Фуко - один из видных представителей этого направления. Более того, это едва ли не единственный философ, принесший структуралистские идеи в традиционную сферу. Структуралистский метод в применении к истории подводит Фуко к мысли, что прогресса, кот чудится человеку, в его развитии на самом деле нет. Смысла в истории также нет, как нет и конечных целей. Что же касается истории культуры, то ее формируют “эпистемические структуры” (или эпистемы-- системы всех отношений, существующих в данную эпоху между разными областями знания.), действующие на бессознательном уровне и качественно определяющие разные области знания.

7. В 60-е годы процессу математизации подверглась истор наука. В амер квантитативной истории сформировалось мнение, что истор знание должно пройти через «матем фильтр», стать «точным» и верифицируемым. Это противоречило концепциям субъективистской методологии истории о том, что истор знание должно быть чисто гуманитарным, раскрывающим «человеческую», духовную сторону соц-кул-ой реальности, и не должно претендовать на точность, свойственную естественнонаучному знанию.В советской квантитативной истории-клиометрии удалось выработать сбалансированный подход по этим вопросам, что позволило избежать многих крайностей. В соответствии с этим подходом матем методы истор анализа имеют свои границы применения и должны сочетаться с традиционными методами. Успех их использ-я зависит от теор и методолог идей и принципов, на осн кот ставится исследовательская задача, производится отбор, обработка и анализ данных истор источника. В этих условиях развитие квантитативной истории и растущие потребности истор источниковедения обусловили заметное проникновение компьютерных технологий в истор науку.В процессе компьютеризации истории выдел¬ся 2этапа:1- 70-80-е гг. Разработка программ велась в следующих направлениях:а-создание архива машиночитаемых данных и соответствующего сопровождения;б-реализация историко-демографических методик «восстановления истории семей»;в-осуществление статистичанализа данных истор источников;г-обеспечение работы со средневековыми текстами;д- моделирование истор процессов и явлений.2-с к 80-х гг. В Зап Европе, а также в СССР, в т.ч. Бел, нач «микрокомпьютерная революция». Она привела к распространению перс компов. Компьютер становился все более доступным для историков. Он показал себя не только удобным средством для набора, редактирования, хране¬ния, дополнения и печатания всевозможных письм работ, но и важным инструментом для осуществления истор исследований и обучения истории.достижения в информатизации истории и определившиеся тенденции ее дальнейшего развития уже выходят за рамки собственно квантитативной иртории. Они касаются не только количественных методов анализа количественных и простых качественных признаков истор событий и явлений, реализуемого на основе объектно-ориентированного программного обеспечения, но и «высоких» технологий, предназначенных для осуществления компьютерной обработки всей истор информации, заложенной в источниках, нарративных и образных.

8. Популярным с 80-х гг. XX в. становится фр школа «Анналов», что связано с аналитическими публикациями фр историков Куто-Бегари, Ф.Досс и в большей степени англ историка П.Бёрка.Школа «Анналов» (по названию журнала «Анна­лы соц и эк истории», основан в 1929 г. Л.Февром и М.Блоком) ведущим принципом объявляет «тотальную» или «глобальную» историю. Это история живших в конкретном пространстве и времени людей, причем рассматриваемая с самых различных то­чек наблюдения. Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов жизнедеятельности лю­дей, понимания их поступком и мотиваций деятельно­сти. «Тотальная» история устраняет искусственное деле­ние истории на полит, эк, соц, дипломатическую, военную и стремится дать объемную картину истор жизни на различных ее этапах. Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей. А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий, средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населе­ния, продолжительности жизни и др.Преемником основателей «Анналов» и редакто­ром журнала во втор пол 50-х — пер пол 70-х гг. был Ф.Бродель. Он выступил с собственным пониманием «тотальной» истории:Она ох­ватывает все аспекты истор действительности — от природных до культурных. Но поскольку эти аспекты подчиняются разному течению времени, то и подход к ним должен б различным на 3 уровнях времени:1) природно-географ, 2) соц, 3)индивидуальном. Следовательно, «тотальная» история, в представлении Ф.Броделя, не что иное, как «многоголосая песнь» или ансамбль вре­менных ритмов.В рамках «тотальной» истории Ф.Бродель изучил и «природных стабильных структур» в формировании 'ишеческого общества, а также «соц структуру (численный состав, плотность, размещение и движение населения, системы коммуникаций, земледелия, (ремёсел, торговли, денежного обращения и цен) и др. Исследования привели его к мысли, что событийная горня, в кот запечатлены поступки людей, явл-я конъюнктурной и поверхностной. Необходимые ритмы для человеч жизни придаются структурами, и ставят ей пределы, за кот нельзя выйти. Че­ловек на протяжении веков остается пленником климатически -годичных циклов, растительного мира, урожая и поголовья скота, типа земледелия и условий производства. Ф.Бродель, таким образом, географический ареал делит в качестве осн объекта истор следования. Его «геоистория» представляет собой сочетание идей географ и эк мате­риализма и детерминизма.Последний опыт школы «Анналов» свидетельствует и о попытке реализовать постулат «тотальный исто­рии» путем синтеза, т.е. «преодоления разрыва между изучением соц-эк явлений и изуче­нием феноменов культуры». При этом те историки, кот сталкиваются с массовыми источниками, стро­ят свою методологию гл образом на принципах использования колич-х методов и компьютер­ных технологий. Другие —относиться к этим методам с ограничением, так как они ведут к отказу от индивидуального и уникального в ис­тории.Представители последних разработали «стерео­скопическое», по определению А.Я.Гуревича, видение истории. Реконструируя структуру и функционирование общества прошлого, они в органическом единстве с изучением эк и соц сфер пытаются восстановить сознание и поведение людей тех обществ, исходя из современной системы понятий.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов icon2. Немецкий историзм и позитивизм: основные методологические направления в историографии 19в
Методология истории» прочитал в стенах Берлинского университета И. Г. Дройзен в 1857г. Однако широкая разработка методологических...
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов icon2. Ням гістарызм І пазітывізм: асн метад напрамкі ў гістар-фіі ХІХ...
Они исходили из убеждения, что источник представляет собой «окно, открытое в прошлое», и исследователь имеет все возможности через...
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconПрограмма курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции
Тема Теория и методология истории: предмет и задачи курса. Теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия...
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconПеречень вопросов для промежуточной аттестации по курсу история
Функции и методология истории, методы изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconКнига издана при финансовой поддержке благодарных учеников
Биск И. Я. Методология истории: курс лекций / И. Я. Биск. Иваново: Иван гос ун-т, 2007. 236 с
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconЭнциклопедия женского здоровья
Оставаясь строго научной, книга не сводится к сухому изложению фактов. Это живой рассказ о проблемах и возможностях их решения, широкая...
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconПрактический курс английского языка 4 курс Под редакцией В. Д. Аракина...
Практический курс английского языка. 4 курс: П69 Учеб для педвузов по спец. «Иностр яз.» / Под ред. В. Д. Аракина. 4-е изд., перераб...
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconПервый период новой истории это история развития капитализма, зародившегося...
Первый период новой истории продолжался до Парижской Коммуны – первого опыта пролетарской революции, положившей начало второму периоду...
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconВопрос №3 Носители музыкальной информации
Первый аппарат для записи и воспроизведения звука изобрел француз Л. Скотт в 1857 г фоноавтограф. Первым носителем стал вращаемый...
Первый спец курс «Энциклопедия и методология истории» прочитал в стенах Берлинского универа И. Г. Дройзен в 1857 г. Однако широкая разработка методолог вопросов iconЭнциклопедия загадочных мест
Первый в мире путеводитель по аномальным зонам, таинственным и удивительным местам
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница