Скачать 0.67 Mb.
|
Мировоззрение – опред. система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч. развития. Имеет следующие структурные изменения:
^
Исторические типы мировоззрения. Миф, религия. Миф – историч. первый тип, свойственно ранее классовому обществу, к первобытным людям. Отлич. след.чертами:
Религия. Религиозное мировоззрение обладает опред. сходствами с мифом. Но особенное – догматизм, то есть, возникнув, религия оставляет определенное представление на протяжении многих веков. Центр.место в любом религ. течении – образ или идея Бога. Бог – первооснова, первоначало. В религии – у Бога создающее, творящие первоначало с точки зрения верующего человека. Всё существующее зависит от желания и воли Бога. Всем правит Мир. Доминирование духовного над телесным. Культовые обряды – молитвы, жертвы. Это способ освоение действительности через её удвоение – земная (естественная) и небесная (сверхъестественная). Укрепляла новые общественные отношения, формировала гос-ва.
Специфические черты философского знания. Основная специфика заключается в двойственности философского знания, так как философское знание имеет много общего с научным знанием. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, поскольку философия обобщает, интегрирует отдельные науки. Философское знание во многом субъективно, хотя и стремится к объективности, поскольку несёт отпечаток личности и мировоззрения конкретного философа. Философское знание является совокупностью объективного знания и ценностей. Философия изучает не только предмет собственного познания, но и механизм самого познания. Философское знание динамично, постоянно развивается и обновляется. Оно неисчерпаемо по сути. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании);человек;общество. ^ диалектика;метафизика;догматизм;эклектика;софистика;герменевтика. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются. Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание –проявление матери. Суть идеалистического метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений. Функции:
Индийская философия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Почти вся литература по индийской философии написана на санскрите. Старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии. Подобно средневековой западноевропейской, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного(не основанного на опыте). Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. Индийская философия распадается на три периода:
Ведический период Мировоззрение Ригведы — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы и других вед [Слово «veda» означает «знание» представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности. В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до н. э.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее.Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа. Классический период В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения Будди́зм (— религиозно-философское учение о духовном пробуждении возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни и Джайни́зм— религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 способов воззрения, которые все считаются равноправной формой толкования истины. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм. В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения. Первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.
Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени. В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: Даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; Конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы. Моизм: смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы. ^ занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай. Школа имён: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши. ^ . Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан; В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ. Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос как внешний мир. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала. Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля. |
![]() | Тема Философия как социокультурный феномен Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические... | ![]() | Тема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,... Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии |
![]() | Вопросы для подготовки к экзамену по философии Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. | ![]() | 1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы Исторические типы философских мировозр соответств историч эпохам: Ф. античности 5-6 в д н э. Ф средних веков 5 -15 нашей эры ф эпохи... |
![]() | Планы семинарских занятий по философии тема философия, круг ее проблем и роль в обществе Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Структура мировоззрения | ![]() | Предполагаемые вопросы к экзамену по философии Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия |
![]() | Его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения... Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этичес¬ких, эстетических и т д. Второй... | ![]() | Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения |
![]() | 1. Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение Научное – это взгляды основанные на объективных научных знаниях. У каждого человека есть все 3 типа мировоззрения, но доминирует... | ![]() | Мировоззрение. Его исторические типы В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности... |