История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, "лебединая песня" которых была спета


Скачать 133.18 Kb.
НазваниеИстория авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, "лебединая песня" которых была спета
Дата публикации09.04.2013
Размер133.18 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы

И-15бис (И-152)






 

 

 

 



Разработчик: Поликарпов



Страна: СССР



^ Первый полет: 1937



Тип: Истребитель




  ^ ЛТХ     Доп. информация







 

 




История авиации - это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, "лебединая песня" которых была спета накануне второй мировой войны, - пожалуй, наиболее романтическая часть этой истории. Сейчас можно, конечно, с сожалением отметить, что в Советском Союзе слишком увлекались такой романтикой, и самолеты-бипланы, безнадежно устарев к началу войны, не смогли обеспечить преимущества в воздухе с началом боевых действий. Однако, принимая во внимание тяжелую политическую обстановку внутри страны в тридцатых годах, сложнейшее и просто "разгромное" положение дел в авиапромышленности в этот период, едва ли стоит упрекать конструкторов самолетов в отсталости и недальновидности.

Вышесказанное, конечно же, относится и к работам советского конструктора Николая Николаевича Поликарпова, и к созданному им семейству истребителей-бипланов. Почти все самолеты этого семейства, начиная с 1933 г., имели конструкцию верхнего крыла, выполненную в виде "чайки". Читателю предлагается краткая история единственного среди них "чистого" биплана - самолета-истребителяИ-15бис.

Первоначально этот истребитель был задуман все-таки как "чайка", имел обозначение И-14 и предназначался под отечественный звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-38. Уже в процессе проектирования к рабочему "конструкторскому" обозначению самолета ЦКБ-3 было применено новое название И-15 (так как обозначение И-14 уже "прижилось" на туполевской машине), а в качестве силовой установки выбор пал на американский двигатель Райт-Циклон SGR-1820 F3. Опытный ЦКБ-3 был испытан в последних числах декабря 1933 г. летчиком-испытателем В.П.Чкаловым на Центральном аэродроме Москвы. В течение следующего, 1934 года, серийное производство истребителей И-15 освоили на двух московских авиазаводах: ╧1 и ╧39. Первые машины оснащались Райт-Циклонами, а с 1935 года, когда "американца" освоил пермский авиамоторный завод ╧19, на И-15 стали устанавливать "родные" двигатели М-25.

Самолет обладал весьма неплохими характеристиками, особенно маневренными (время виража на высоте 1000 м было рекордным - 8 секунд!), что и было успешно подтверждено во время гражданской войны в Испании. Республиканские летчики, в их числе и советские добровольцы, были довольны этим бипланом - ведь он обеспечивал им преимущество в воздушном бою. Здесь, в Испании, мало кому известный поликарповский И-15 (поначалу его даже называли "Боингом") стал знаменитым "Чато" (по-испански "курносый") и навсегда вошел в историю как один из лучших истребителей мира своего периода. Слава пришла, однако, несколько поздно, ибо, начиная с самого первого, опытного экземпляра, отношение к И-15 в родном отечестве было неодназначным. Схема самолета встретила противодействие, и прежде всего - со стороны НИИ ВВС. Утверждалось, что наличие схемы "чайка" ведет к неустойчивости пути самолета, затрудняет обзор, особенно при взлете, поиск цели и само прицеливание. Многочисленные попытки Поликарпова с помощью продувки самолета в аэродинамической трубе, а также путем непосредственных демонстраций в полете доказать необоснованность таких утверждений ни к чему не привели.

Вокруг машины создавалась нездоровая атмосфера, которой, к сожалению, способствовали и дефекты, и некачественное производственное исполнение. В конце концов, серийный выпуск И-15 в 1935 г. был прекращен, а самому Николаю Николаевичу было предложено коренным образом улучшить самолет, ввести в схему машины новый ("нормальный") центроплан, коллектор и подогрев воздуха для двигателя, капот NACA, закрытую кабину и многое другое. Конструктор пошел на некоторые уступки и создал самолет, получивший обозначение И-15бис. Однако, новая машина заметно "потяжелела" и при облете в конце 1935 г. не показала особенных преимуществ. Поликарпов попытался облегчить конструкцию. Так появилась новая модификация машины, названная И-152 (╧3392). Это был чистый биплан, имевший (опять!) кольцо Тауненда вокруг двигателя с короткими патрубками. И-152 был тяжелее серийного И-15 всего на 40 кг и, казалось, мог стать компромиссом между конструктором и заказчиком. Имея свое видение истребителя, Поликарпов под давлением ВВС вынужден был все-таки уступить им до конца.

И-15бис (И-152), подготовленный к серийному выпуску осенью 1937 г., был именно таким, каким его желали видеть военные. Именно таким известен он и нам. И хотя в то время Поликарповым был подготовлен и даже утвержден командованием ВВС (в октябре 1937 г.) проект нового самолета И-153, именно И-15бис был запущен в крупносерийное производство. Сейчас можно только удивляться, но в 1938-39 гг. в СССР большой серией выпускался истребитель с максимальной скоростью полета 370 км/час. До момента прекращения серийного выпуска завод ╧1 - один из крупнейших советских авиазаводов - изготовил 2408 истребителей И-15бис. В 1939 г. это предприятие стало выпускать истребители И-153, имевшие максимальную скорость полета на высоте 4600 м - 443 км/час.

Несмотря на то, что И-15бис оказался явно устаревшим уже к началу своего производства, самолет этот являлся участником пяти различных войн. Войсковые испытания "биса" проводили летчики, побывавшие в Испании - они в целом неплохо отзывались об испытываемом объекте. Хотя время виража - главного достоинства И-15 - повысилось с 8 до 11-12 секунд, машина стала более устойчивой в любой полетной конфигурации. Это улучшало в бою прицеливание и ведение огня. Скоро состоялось и боевое крещение.

И-15бис были отправлены в Китай в числе другой советской боевой техники с целью оказания помощи китайскому народу в борьбе с японцами. Эти самолеты применялись там совместно с И-16 - согласно тактике взаимодействия маневренных и скоростных истребителей. Очень скоро обе машины получили китайские прозвища: И-15бис стал называться ╚чиж╩, И-16 - "ласточка". Главным оружием "ласточек" была скорость, но и маневренные "чижи" летали быстрее большинства японских самолетов. Основной противник наших "птиц" - истребитель биплан И-95 (Ки.10) - уступал еще и в маневренности, и в скороподъемности. Что уж было говорить про бомбардировщики! Оказался уязвим для огня четырех пулеметов "чижа" закупленный японцами в Италии двухмоторный бомбардировщик BR-20 "Аист".

Вторая война для И-15бис - в Монголии весной-летом 1939 г., более известная под кратким названием Халхин-Гол. Появление у японцев ко времени этого конфликта кроме ранее известных истребителей И-96 (А5М) новых, И-97 (Ки.27), ограничило боевые возможности И-15бис - он уступал этим самолетам в скорости. Впрочем, и советская сторона была представлена новинками: истребителем И-153 "Чайка" и пушечным И-16.

Кроме Монголии "бисы" были отправлены в Испанию (20 экземпляров), где оказались на грани окончания боевых действий. Часть оставшихся в Испании самолетов, среди которых были и "бисы", после поражения республиканцев вошла в состав авиации франкистов.

Служили в чужих ВВС и еще пять истребителей И-15бис. Во время "зимней" войны с Финляндией 1939-40 гг., как и во всяких боевых - действиях, бывали случаи вынужденных посадок. И-15бис, имевший неубирающееся шасси (зимой - лыжи), не мог приземлиться на брюхо, поэтому в случае посадки за линией фронта часто оставался невредимым. Так финнам достались в разное время пять "бисов", которые вошли в состав финских ВВС, где использовались в основном для тренировки летного состава. Три самолета из состава этой пятерки продолжали свои полеты до начала 1945г. Основная же масса истребителей И-15

бис находилась к началу Великой Отечественной войны на вооружении советских ВВС. Самолет считался устаревшим, поэтому боевое применение его сужалось, как правило, до ведения штурмовых действий. Бомбовая нагрузка была небольшой - до 150 кг, поэтому характерной была установка стандартных направляющих для 82-мм реактивных снарядов - PC. В действующей армии И-15бис находились до конца 1942 г., после чего их начали передавать в учебные подразделения. До конца войны эти самолеты оставались на вооружении только на Дальнем Востоке, где несли скорее миссию сдерживания, чем реальной боевой силы. Среди модификаций и опытных работ по И-15бис наилучших результатов ожидали от машин с гермокабиной и турбокомпрессорами ТК-1. Для войсковых испытаний предполагалась даже серия (впрочем, не состоявшаяся) таких самолетов.

В 1938 г. на базе И-15 бис был создан двухместный тренировочный истребитель ДИТ. Обладавший теми же летными характеристиками, что и обычный И-15бис (что было подтверждено облетывавшими его летчиками, в частности: Стефановым, Николаевым, Кубышкиным), самолет был идеальным летающим стендом для будущих летчиков-истребителей. Серийный выпуск ДИТ планировался на подмосковном заводе ╧207 - бывшем "Дирижаблестрое", однако, пока велись подготовительные работы, было реализовано правительственное решение о выпуске на этом заводе бомбардировщика Су-2, первоначально известного как СЗ-3 (сталинское задание - 3). Таким образом, ДИТ в серию не пошел. Наиболее экзотическим эпизодом в истории И-15бис следует, наверное, назвать испытание на нем двух прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) конструкции И.А.Меркулова. Провел такие испытания зимой 1939 г. летчик-испытатель Логинов прямо над территорией Центрального Московского аэродрома. И хотя прирост скорости был невелик, можно считать, что И-15бис стал одним из зачинателей советских реактивных полетов.

Конструкция И-15бис.

И-15бис представлял собой дальнейшее развитие самолета И-15 и в основном отличался силовой установкой, а также верхним крылом, которое имело нормальный центроплан вместо ╚Чайки╩

Из-за измененной формы верхнее крыло крепилось к ферме фюзеляжа при помощи N-образных стоек Крылья имели больший размах и новый профиль ╚Clark YH╩, но при этом хорды и относительная толщина остались бел изменения Конструкция - деревянная с металлическими силовыми узлами Центроплан верхнего крыла - клепанный из дюралюминия, со стальными трубчатыми лонжеронами Оперение отличалось только формой и площадью руля поворота Каркасы элеронов и оперения - клепанные из дюралюминия Все плоскости и хвостовая часть обтягивались полотном

Шасси - консольного типа, как на И-15. Амортизатор - масляно-пневматический. Колеса - тормозные с механической системой управления тормозами. Стойки шасси и колеса закрывались обтекателями. Нижний обтекатель стойки был жестко связан с обтекателем колеса и снимался вместе с ним. Полуориентирующийся хвостовой костыль был связан с педалями через руль поворота. Зимой вместо колес ставили лыжи. Их крепили резиновыми амортизаторами, растяжку которых ограничивали два троса.

Силовая установка состояла из мотора М-25В (высотного варианта мотора М-25) и винта фиксированного шага диаметром 2.8 метра. На некоторых машинах устанавливали турбокомпрессоры. Двигатель закрывался капотом типа ╚NACA╩ из дюралюминия. Капот монтировался на каркасе, закрепленном на кронштейнах к мотору. Лобовая часть состояла из трех частей (верхней и двух боковых), а юбка - из пяти частей (верхней, двух боковых и двух нижних). Все части капота скреплялись стальными лентами. Лобовая часть мотора закрывалась жалюзи. Втулку винта прикрывал разъемный дюралюминиевый кок.

И-15бис был вооружен четырьмя пулеметами ПВ-1, стрелявшими синхронно через винт. Под крыльями предусматривалась подвеска бомбового вооружения общей массой до 150 кг в следующих вариантах: 4 х АО-10 или АОХ-10 2 х АО-25М , 4 х АО-25М 2 х ФАБ-50 , 2 х АО-25М + 2 х ФАБ-50 2 х ВАП-6.




 ЛТХ:









Модификация

  И-15бис

Размах крыла, м

  10.20

Длина, м

  6.28

Площадь крыла, м2

  22.50

Масса, кг

 

  пустого самолета

  1310

  нормальная взлетная

  1730

Тип двигателя

  1 ПД М-25В (М-25Б)

Мощность, л.с.

  1 х 750 (775)

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  372

  на высоте

  379

Практическая дальность, км

  770

Максимальная скороподъемность, м/мин

  625

Практический потолок, м

  9800

Экипаж

  1

Вооружение:

  четыре 7.62-мм пулемета ПВ-1



 ^ Доп. информация :










  Чертеж "Поликарпов И-15бис"
  Книга "Техническое описание И-15бис с мотором М-25в (книга 1)"
  Книга "Техническое описание И-15бис с мотором М-25в (книга 2)"
  Фотографии:



 Опытный И-15бис



 И-15бис



 И-15бис



 И-15бис



 И-15бис на лыжном шасси



 И-15бис ТК



 И-15бис ТК



 И-15бис



 ДИТ



 И-15бис Grupo 24 ВВС франкистов



 И-15бис Финских ВВС



 Современная реплика И-15бис



 Современная реплика ДИТ



 Приборная доска И-15бис

  Схемы:



 И-15бис

  Варианты окраски:



 Опытный И-15бис, 1938 год



 И-15бис, 13 оаиэ ВВС КБФ



 И-15бис ТК



 И-15бис из состава ВВС Западного ВО, 1940 год



 И-15бис Grupo 24 ВВС франкистов, 1941 год



 И-15бис Grupo Independiente ВВС респукликанцев



 И-15бис Grupo 24 ВВС франкистов



 И-15бис  ВВС Китая



 И-15бис T-LLv 35  Финских ВВС, 1942 год ╘  Pentti Perttula

 

 

^ Список источников:









Мир Авиации. Михаил Маслов. И-15бис - самолет пяти войн
Полигон. Е.Гордон, В.Зенкин, В.Титов. И-5, И-15, И-15бис
Авиация и Время. Александр Котлабовский. "Чато" Поликарпова
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Avions 123. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15bis
Squadron/Signal. Aircraft Number 157. Hans-Heiri Stapfer. Polikarpov Fighters in Action


 Уголок неба. 2004  (Страница:  "Поликарпов И-15бис (И-152)"    Дата модификации: 03-01-2013 )





Похожие:

История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета iconФилософия истории введение
Для выяснения того, что такое философская всемирная история, я считаю необходимым прежде всего рассмотреть другие формы историографии....
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета icon1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место...
Ствование о прошедшем, об узнан- ном, исследованном. Имеет много определе­ний, но прежде всего это процесс развития в природе и обществе;...
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета iconСинько Василий Александрович Дата рождения: 23 апреля 1993 г. Гражданство:...
Факультет «Приборостроение», специальность «Системы управления движением; стабилизация и навигация летательных аппаратов»
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета iconАлександра Николаевна Бахметева Полная история Христианской Церкви
Вселенской Церкви. Ее история – это, по сути, история человеческого общества: его возврата из многовекового периода варварства и...
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета icon1. Предмет, метод и задачи курса «история экономики». История экономики
История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета iconВладимир Сергеевич Пышнов Из истории летательных аппаратов
Петра Николаевича Нестеров Началась она летом 1911 г., когда он построил собственными силами балансирный планер и совершал на нем...
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета iconИстория Российской Империи это очередной этап в Истории Великой России....
Урянхайский край. Территория Российской Империи в том же году делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывался 931 город. Часть...
История авиации это, кроме всего прочего, история совершенствования схем и конструкций летательных аппаратов. Бипланы, \"лебединая песня\" которых была спета icon1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве....
Предмет история это изучение прошлого, стран, народов, всего человечества, отдельных сторон жизнедеятельности общества, выявление...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница